Источник

Июль 1877 года

С 10-го на 11-е июля в ночи видение во сне страшной бури, сокрушившей (разрушившей) дома, будто разрушило и наш церковный дом; вот он пал, рассыпался, но мы остались Божиею милостию невредимы, впрочем, только половина будто бы [пала], в которой я живу, а где отец Павел Трачевский, там уцелело. Отчего такая буря? Кто-то в сновидении объяснил, что в это время [Карс] взят, что это от сильного расширения воздуха вследствие большой пальбы. Посмотрим. Надо было видеть небо во время ужасной бури, как она раздирала воздух (бурные облака сплошные), как всё уносила, кружила.

12-го июля. Есть с вечера молоко со сметаною (простоквашу) для целомудрия крайне опасно: от него делается сильное побуждение к блуду. С 11-го на 12-е ночью едва не сделал я во сне блуд с женою. Вставал, молился ночью о избавлении и очищении от грез нечистых. (И сладкому чаю надо также приписать эти нечистые сновидения – сладко не пить, стараться всегда пить вприкуску, а не в накладку сахару, не тешить плоти грешной, богопротивной, страстной, злой, завистливой, блудной, алчной, лицезрительной.) И оттого еще может быть, что вчера поздно вечером долго гулял в Инженерном благоухающем саду. Какое приобретение, богатство для души пост частый! Я убеждаюсь в том из опыта! Благодарение Святой Церкви, учредившей частые посты. Это величайшее благодеяние для благочестивых душ и для их плоти, для укрощения страстей, для усмирения плотских взираний. Но плоть наша алчна: она и в пост стремится к скоромной пище.

Нужно обращать внимание на характер нашего богослужения: он состоит в том, что во всем составе его показывается связь Ветхого Завета с Новым (самое слово ирмос, прилагаемое к первым стихам песни канона и показывающее переход от Ветхого Завета к Новому, указывает на этот характер). За всяким богослужением вы слышите отголоски из Ветхого Завета, слышите [слышание] о священных повествованиях, которые послужили началом и корнем великих событий в области веры, слышание об обетованиях древним праотцам, пророчествах и прообразованиях, исполнившихся в Новом Завете, о поучительных истинах, которые по внушению Духа премудрости предлагались ветхозаветным родам и предлагаются нам как весьма полезные уроки для жизни, словом, вы слышите паримии, псалмы, стихи из псалмов, с которыми поются разные стихиры или новозаветные песни, составленные святыми отцами, прокимны, степенны, или антифоны, основанные на псалмах степеней. Эти ветхозаветные чтения, псалмы и песни служат основою, доказательством истины христианской веры, божественности и спасительности [ее], залогом сбытия в будущем времени всех, еще не исполнившихся откровений, пророчеств и прообразований и составляют торжество христианской веры. Вы видите воочию Божественность, спасительность христианской веры. Всякому, желающему убедиться в том, можно сказать; прииди и виждь сам [ср. Ин.1:46].

Какая разница между домашним и общественным богослужением? Ибо многие утверждают, что и дома можно молиться всё равно как в церкви. Разница большая.

Нет идеи, нет духа в наших учебниках о богослужении, мертвая схоластика, буква, убивающая дух, один перечень порядка молитв, чтений, песнопений, обрядов. Надо вложить душу в учебник, надо, чтобы наука о богослужении была по возможности верным изображением самого духа богослужения, настоящей цели его. Чудная красота в нашем богослужении, небесная, чудное утешение, величайшая сладость для верующих душ, ищущих успокоения, утешения в Боге; чудная назидательность, глубина учения христианской веры, или догматы, чудное врачевство для скорбящих и грешных душ, торжество для душ радующихся, восторг, радость. Например, в великой ектении какое учение? То, что мы все – едино тело, един [дух] и потому должны молиться о всех, как о себе; что Глава наша один – Христос, Царица и Начальница мысленного наздания9 – Божия Матерь, совершившиеся10, упокоившиеся члены – все святые, что надо их призывать в молитвах как помощников и молитвенников о душах наших, коим дана благодать молиться за нас.

Для чего часто повторяются одни и те же молитвы Господи, помилуй... Святый Боже... или Трисвятое по Отче наш? Слава Отцу и Сыну и Святому Духу... и прочие? Падшим и грешным что чаще следует говорить, как не умолять о помиловании?

Милостыня моя есть смесь сознания в нужде подавать милостыню и некоторого сочувствия нуждающимся со скупостью, жестокостью, иногда завистью (что много подал), гордостью, унижением и пренебрежением бедного. Вот какова наша милостыня, как она нечиста. Господи, помилуй!

Плоть и кровь не яви Тебе всё, что записано в книгах твоих и мемориях11 твоих, но Отец Небесный, чрез Ангела Своего, твоего Хранителя.

Господь есть Око всевидящее; все праведники и Божия Матерь по преимуществу видят в Боге всех нас и все наши нужды, слышат наши молитвы, славословия, благодарения, ибо они – един дух с Господом [1.6:17].

Господи, благослови!

Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Соверши мя во стезях Твоих, Господи, да не подвижутся стопы моя [Пс.16:5].

7-го июля 1877 года.

Пречистая Богородице! Ты выше всякия похвалы и чести на всякое время, ибо Ты вместилище Божественных совершенств. Тебя воспевать чистым сердцем есть блаженство. Аминь. Соверши нас, Владычице, молитвами Твоими. Да будет хвала наша благоприятна Тебе. Мольбы наши приноси всегда к Сыну Твоему и Богу нашему, да будет Он милостив к нам ходатайством Твоим.

Как смотреть надобно на всех человеков, святых и отшедших и еще грешных и живущих на земле, о которых Церковь молится в ектениях? – Как на членов одного тела Церкви. Как молиться за подобных себе грешников? Искренним сердцем, с совершенным желанием им всякого блага для души и тела, особенно спасения душевного.

Как должно держать себя всегда в храме во время богослужения? С верою, благоговением и страхом Божиим, как в доме Божием, где непрестанно, день и ночь очи и сердце Божие, где Бог тьмами тем12 крат светлейшими солнца очами взирает на приходящих и молящихся и на не молящихся и или награждает усердных миром и прощением грехов, или наказывает нерадивых лишением Своей благодати.

Почему часто призывается и прославляется при богослужении Пресвятая Богородица? – По причине Ее величайшей святости и величайших, неоцененных благодеяний, излиянных чрез Нее на род человеческий [Господом] и Его Самого, потому что чрез Нее Всевышний изливает на нас Свое Божественное благоволение и Свои Божественные щедроты; Она – Божие к смертным благоволение, к Богу смертных дерзновение, Она райских дверей отверзение13.

Кадило в церкви или фимиам. Это имя Господне благоухает: как миро излияное имя Твое [Песн.1:2], как фимиам благовонный, на всех изливающий благодать Свою, – и облагоухаешь святых Своих!

Огонь. Бог – огнь поядающий [Втор.4:24], во огни сошел на апостолов [Деян.2:1–4]; сердца, горящие у предстоящих верою и любовию, особенно сердца святых, которые были светильники горящие и светящие [Ин.5:35] и которые теперь во свете лица Божия живут.

Сам христианин есть храм Духа Святого и должен быть свят по душе и телу и в храм Божий приходить для освящения, просвещения, утешения, подкрепления.

Все добрые и сладостные помыслы, чувства умиления, покаяния, мира, радости, пространства – начаток будущих благ и блаженства. Стремись горе, туда, где неиссякаемое море благ нетленных и блаженств.

И об этом упомянуть, почему священнослужители не стригут волос. Основание для этого в Ветхом Завете: Сампсон и другие. Сам Иисус Христос – символ душевной целости и телесной.

Крестное знамение полагаем на челе, сердце и плечах (раменах) для напоминания о том, что Святая Троица должна быть у всех нас в мыслях, в сердце и во всех делах, что мы должны любить Бога всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию, что Святая Троица просвещает наш разум, оживляет сердца наши и направляет деятельность нашу, наставляет на путь спасительный и помогает во всех делах наших.

7-го июля 1877. Благодарю Господа, явившего многократно помощь мне в лютой борьбе с противными силами во время литургии и поборовшего борющия мя. Сильная борьба была и крайняя немощь духа и сердца в этой борьбе из-за вчерашнего ядения (постный день) простокваши, которая крайне тяжело легла на мое сердце, точно двадцатипудовая тяжесть. Но после победы Господа по причащении Святых Таин тяжесть вся уничтожилась, и я опять опытом познал благое иго и легкое бремя Христово (Мф.11:30]. Слава Господу! Слава Его милосердию и долготерпению! (Враг запинал крайне мыслию, не обидел ли я дьячка моего, не выделив ему из дохода, полученного от эконома гимназии Петрова за молитву родильнице и крестины? Я не спросил раньше, получал ли он поручный доход? Оказалось сегодня после обедни, что он получил добрый доход – один рубль.) О, сколь благо быть с Господом и благоугождать Ему! Испытавшие это знают, сколь велико это блаженство! На земле нет еще подобного ему.

Господа орденоносцы-крестоносцы! Творят ли ваши кресты чудеса? Если нет, то отчего крест, будучи животворящим, вас он не животворит? Отчего желание его вас уязвляет? Оттого, что он стал для вас предметом искательства, честолюбия, вы из-за честолюбия потеряли веру во Христа. Значит, нынешние отличия крестные чрез искательство их потеряли свою силу. Можем ли мы сказать с Апостолом то же, что он: я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира [Гал.6:14]? Апостолу крестом мир распялся, и он миру. А мы чрез крест к миру прилепляемся, ибо крест сделался почестью мира, который раздает его своим слугам. Лучшее отличие ныне для человека христианина – если он не желает и не ищет награды креста, а почитает единственно своею наградою Христа, если вся слава его внутрь, если он распялся миру, распял плоть со страстьми и похотьми, если он прилежно высчитывает свои грехи, всё свое недостоинство, всю свою мерзость, всю немощь, всю безответность пред Богом. Нынешние крестные отличия исчерпывают всё честолюбие христиан. Имея Христа в сердце, я имею высочайшую награду, а не имея Его, хотя бы я был [награжден] всеми орденами, я имею только призрак награды, который вместо чести бесчестие мне приносит, вместо жизни – смерть, вместо мира – томление, вместо свободы – тесноту, вместо счастья – несчастие.

Благодарю Господа и Богоматерь за всенощную на 8-е июля, за оживотворение меня ею, за сладостное умиление, за победу над кознями супостата. 8-го июля. Благодарю Господа, явившего мне державную помощь молитвами Пресвятой Богородицы при совершении всех молебствий и особенно при служении литургии, когда наиболее враг устремляется на меня со всею яростию, чтобы смутить, смять, сгубить меня. Таким образом, милостию Божиею я одолел врага во время сугубой ектений и потом одолевал всю литургию, стоя выше его призраков и страхований. На великом входе царскую фамилию сказал всю; В первых помяни, Господи немножко оплошал; заамвонную всю, отпуст весь; на молебнах выговаривал всё, побеждая благодатию Божиею запинателя бесплотного. На литургии Господь посетил меня светлою мыслию, в то время когда говорил я возглас Изрядно о Пресвятей, что литургия есть всесильное, всеосвятительное, всеспасительное, всеприятное Богу служение, ибо тут в жертву за всех приносится Сын Божий Единородный, Возлюбленный, тут соединяются с нами, земными, в молитве, славословии, благодарении все Ангелы, Божия Матерь, все святые: патриархи, праотцы, пророки, апостолы, мученики, иерархи, преподобные, праведные и все духи святых. Тут Церковь приносит благодарственную жертву о Божией Матери и о всех святых, ихже молитвами молит Бога посетить нас, тут Церковь молит Бога о всяком епископстве православном, право правящем слово истины, о всяком священническом и монашеском чине, о вселенней, о святой апостольской Церкви, о пребывающих в честнём жительстве (монахах), о императоре и всем царском доме, просит им у Господа мирного царства, да и мы поживем в тишине их во всяком благочестии и чистоте; о Святейшем Синоде и местном архиерее, просит, чтобы Господь даровал их в мире, целых14, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово истины. В литургии всё совокупляется (небо и земля) к умилостивлению Господа, наипаче же Сам единственный Ходатай Бога и человеков, Господь Иисус Христос [1.2:5].

9-го июля. Суббота. Благодарю Господа за небесную, чудесную помощь мне во всю сегодняшнюю службу, особенно во время литургии, и за всю седмицу, за чрезвычайную, благодатную Его помощь при служении всех служб, за весь мир благодатный, за всё пространство после скорби и тесноты, за всю радость после печали греховной, за все успехи духовные. Но прости мне, Владыко мой, все прегрешения, имиже Тебе опечалих, имиже Тебе неверен бых, окаянный.

10 июля. Благодарю Господа за посещение меня милостию и щедротами Своими во время всенощного бдения в Думской церкви, за отъятие [вины] и за умиление сердечное, слезное от посещения благодатию Духа Святого.

Скверно я сделал, что вечером увлекся аппетитом ложным и поел жареной рыбы, оставшейся от прежнего дня. Этим я себя обременил (два окуня), причинил сильную резь оконечностям стопы левой ноги, дурно спал, ворочаясь с боку на бок, а наипаче то худо, что Духа благодати оскорбил пресыщением своим. Никогда, никогда мне не нужно на ночь есть, где бы то ни было. Не дозволять себе этой нелепости. Бока мои преисполнены жизненных сил– их станет на два или три дня, если и совсем не есть в эти два-три дня, ибо благодатию Божиею я много лет уже не трачу жизненных семян детородительных.

Человек, одаренный высокими и чудными качествами образа и подобия Божия, естественно стремится к Богу, своему Первообразу, Первоначалу, Первоисточнику, из которого он получил и получает непрестанно жизнь, дыхание, свет и всё, нужное к бытию и блаженству; он одарен разумом, который способен понимать премудрость Божию в сотворенном мире, всемогущество Божие, неизреченную красоту Божию и естественно стремится прославлять Творца и Промыслителя тварей; он имеет сердце, которое чувствует на себе и на всех тварях бесконечную благость Божию и не может не воздавать Богу посильною любовью за любовь, не может не прославлять бесконечной любви Божией. – И [вот] естественная потребность в славословии и благодарении, в богослужении. Но человек, сотворенный по образу и подобию Божию, пал в тлю греха и смерти, подвергся немощам, болезням, скорбям, бедам бесчисленным, отовсюду находящим, от которых (особенно от грехов) он не мог никак сам избавиться, – и вот ему обещан Спаситель, Которого он должен был ожидать и в Коего должен был питать свою веру до пришествия Его, установлены очистительные и благодарственные жертвы, установлены песни, славословия и благодарения. Вот и пришел обещанный Спаситель – люди искуплены, восстановлены, им дана благодать на благодать [Ин.1:16], установлены Таинства благодати, а вместе с ними и возвышенные молебны и благодарственные молитвы и славословия, в высшей степени потребные и полезные для человека грешного, немощного, недугующего, подверженного тли смертной. Этими Таинствами, молениями, славословиями и благодарениями человек-грешник очищается, освящается, просвещается, обновляется, укрепляется, питается, услаждается, оживляется, радуется, соединяется со своим Господом, от Которого часто отпадает грехами своими. Вот вам и потребность богослужения! Ангелы непрестанно служат Богу – чистые, безгрешные, блаженные, и в своем служении Богу почерпают всегда радость и блаженство – нам ли, грешным, не служить Господу, Которого столь часто прогневляем своими грехами и беззакониями и Которого должны умилостивлять всякий час, да не погибнем по беззакониям нашим? Нам ли не славить Его благость, милосердие, долготерпение, спасение, помощь, защиту от врагов наших, Его премудрость, всемогущество, святость, правду, Его присносущие, вездесущие, всеведение, всеблаженство? Нам ли не благодарить Его за то, что при всех бесчисленных грехопадениях наших остаемся доселе живы, благополучны, благоуспешны, довольны Его дарами, помилованы, очищены, насыщены Его благодатию, утешены, обрадованы? Слава, слава, слава Его милости и щедротам! Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя и прочее из псалма до конца [Пс.102:1–3].

11 июля. Благодарю Господа, призвавшего меня недостойного к служению ранней литургии в Думской Успенской церкви, отъявшего хладность и уныние от души моей и давшего мне слезы умиления и вполне непреткновенное служение всей литургии. Благодарю Господа, попустившего мне праведным Своим судом жестоко искуситься от диавольской злобы чрез видение красивого нищего мальчика, нищего [Р...], и избавившего меня державно от адского огненного яда змия, потопившего и погубившего было мою душу. После этого я венчал брак капитана весьма бодро, смело, сильно, непреткновенно до конца.

17-го июля. Воскресение. После ранней обедни. Благодарю Господа, удостоившего меня совершить раннюю обедню в церкви Успения Божией Матери, хотя и с притрудностию по причине долгого неслужения и долгого рассеяния и невоздержания в Петербурге и окрестностях. Сколько от пресыщения, столько от простуды и дождливой погоды (во время обедни пошел значительный дождик) и задержания испарины (и от помады на голове) сделалась хрипота во время обедни, особенно во время сказывания своей проповеди. Во время обедни я чувствовал сердцем, что я умер душой от долгого неслужения литургии, ибо я был очень немощен духом и телом, оскудев благодатию, сею истинною водою жизни. В начале литургии оплакал свое пристрастие к миру, свое чревоугодие, это ежедневное идолопоклонство, свое честолюбие, человекоугодие и человекобоязнь (я некогда оказался неисправным пред Яновским); Господа прогневляю часто, ежедневно и нерадею о том, не трепещу Его, не исправляюсь и всякий день продолжаю оскорблять своею неисправностию и различными пристрастиями, а огорчив ненамеренно человека, от которого завишу по службе, жалею, болезную о том, потому что от него завишу в наградах и вообще по службе. Вот какой я окаянный, малодушный, земной! Но время мне совершенно обратиться ко Господу и исправиться, особенно же не есть мяса и есть крайне мало, потому что крайне мало нужно почти в пятьдесят лет, моем возрасте. Буду Господа умилостивлять слезами покаяния всякий день, воздержанием, милостынями, смирением, кротостию, послушанием, чистотою и целомудрием, любомудрием духовным.

После ранней обедни я заснул дома; благодать Божия даровала мне прекрасный сон, мирный, сладкий, крепкий, живительный, между тем ночью, когда я по грехам был вне благодати, сон был тяжелый, беспокойный, не живительный, а томительный. Благодарю Господа за чудеса Его милосердия во мне после приобщения Святых Таин: я обновился, оживотворился, очистился, освятился, укрепился животворящим Телом и животворящею Кровию.

Быв на днях в Петербурге и в Свято-Александро-Невском монастыре, я пленился прекрасно совершенною вечернею на 13-е число июля (Собор Архангела Гавриила). Что ваша музыка? Что ваш наилучший оркестр? – Ничто в сравнении с этим ангельским пением. Был у Преосвященного викария Варлаама15, товарища по Академии. Отлично принял, обласкал, попотчевал вином сотерном, карточки свои дал по моей просьбе.

У Ветвеницких отцов был (брата моего и племянника), купался в озере; у обедни был в церкви Новосельцевской, стоял лениво, неохотно, холодно (утратив благодать Божию из-за праздности и чревоугодия); был не знаю зачем на пироге у батюшки, даром ел-пил, а потом у Ивана Алек., опять ел-пил и возвратился с горловою простудою, хотя было жарко.

Благодарю Господа, даровавшего мне по молитве моей благодать совершить Таинство Крещения у купца Феодора Степановича Герасимова с великим дерзновением, сердечно, непреткновенно.

18. Благодарю Господа, удостоившего меня совершить непреткновенно, сердечно, дерзновенно крещение двух младенцев в двух местах: в таможне и в доме Ивановой во Владимирской улице у фруктовщика (у него я покушал, благодаря Бога, клубники и земляники довольно. Рассказ его о бедствии смоленских крестьян. Фиделину сообщить для помещения в «Голос» непременно).

19. Благодарю великодаровитого Господа, давшего мне благодать совершить с дерзновением молебствие напутственное и водосвятное у вдовы Кошелевой с семейством ее; благодарю за мир и утешения благодатные во время и после молебна. Но потом, когда я возвращался, поворотил на Цитадельную улицу с Господской и встретился с хромым чухонцем, здоровым в прочих частях, просящим милостыни, то неохотно подал ему, подумав, зачем отвсюду идут в Кронштадт нищие, а в своем месте или в Рамбове16 не побираются (десять копеек подал). Потом опять на бедную женщину напал, которая сама подошла просить, и той гривенник подал неохотно; за всё это я лишился мира, свободы, дерзновения, утешения. Потом долго, идучи дорогою, каялся и молился Господу, и Господь помиловал меня окаянного, чревоугодливого, скупого, сребролюбивого, блудного, алчного. Благодарю Господа.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать прославить Его и пророка Его дивного Илию пением и чтением за всенощной и победившего духов злобы поднебесной [Еф.6:12], орудовавших во мне, смущавших и теснивших меня грешного. Усладил и умиротворил, и утвердил меня Господь службою Своею. Вот награда моя!

Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа [1.1:13], выражая это полное упование и в молитве, и в житии, и в научении друг друга.

И говорите, и действуйте, выговаривайте, обличайте всегда кротко, с любовию – и не огорчатся обличаемые, если они порядочные люди. Слова отца Тимофея Валдайского.

Сурово, не кротко обошелся я сегодня с безголосым дьячком Полиглотовым во время всенощной и с товарищем его, частным человеком.

Я сподобляюсь, окаянный, совершать, видеть и вкушать такое Таинство, которое вожделевали видеть пророки и цари народа Божия и не видели, которого не видел и сам пророк Илия, пламенный ревнитель славы Божией. Какую же я должен проводить жизнь, жизнь истинно небесную на земле, чуждую всяких пристрастий временных! Какою должен я пылать к Господу моему Иисусу Христу [любовью], удостоившему таких великих, пренебесных, животворящих и страшных дарований! А я как живу? В сластях, в разных страстях, и оттого нет искренней, пламенной любви ко Господу.

20 июля. Среда. По окончании крестного хода сильно заломило мои пальцы у ног, вероятно, от сырой земли, которую вчера изобильно помочил дождь, или от пшеничной пищи (ватрушки), вчера мною употребленной без крохи черного хлеба. Пшеничный хлеб для меня вреден, как для золотушного. Такая ломота была, что хоть кричи.

Крайне болезненно, беспокойно, тягостно было мое служение в Думской Успенской церкви ранней литургии по причине страшных искушений бесовских вследствие моего чревоугодия и вообще житейских пристрастий, одолевших меня. Началось с пожелания знака отличия, с этого безумного, лихорадочного пожелания, которое разом придавило, умертвило меня, ибо мудрование духовное – живот и мир, а мудрование плотское – смерть [Рим.8:6]. Желание награды от людей портит, извращает все отношения мои к Богу и к людям, унижая меня. Я делаюсь весь корыстью, с земными побуждениями, эфемерными, нечистыми. Щемит душу и сердце желание награды. Ибо это крайнее заблуждение – искать суетной, преходящей, как дым, награды и не стремиться к награде небесной, вечной, истинной посредством исправления сердца и всего жития, посредством истинно доблестных дел, ведомых более Богу, нежели людям. Истинный христианин не ищет от людей награды, чтобы тем не унизить своих добрых дел, делаемых не для награды, а по долгу. Он ищет награды от единого Бога, совершая дела, Богу угодные, особенно внутренно, втайне, и наружно, хотя не напоказ. Если не будет награды от людей, то будешь независим во всех помыслах, словах, делах, будешь возвышен в помыслах, чувствах и делах и приятен Богу, взирающему на сердце.

Желание награды препятствует человеку искренно служить Богу и людям и совершать пренебесные Таинства нашей православной веры. Желание и искание награды земной есть отвержение христианства внутренно, в сердечном расположении. Желание награды есть безверие, величайшее лицемерие, крайне противное Богу. Ибо кто ты, человек? Окаянен и беден, и нищь и слеп и наг [Откр.3:17]. А ищешь славы от людей? А славы от Бога не ищешь? Об исправлении небрежешь? Так бесплотный враг вводит нас в величайшее заблуждение касательно нас самих пожеланием наград. Да отчего мы, многогрешные, напротив, не желаем себе обличения и наказания праведного, посрамления праведного? Где путь смирения, плача и слез, кротости, алчбы и жажды правды, а не награды, где милостыня разнообразная, а не погоня за милостями начальства земного? Где чистота сердца? Где умиротворение? Где ревность к правде и терпение гонений ради нее? Где терпение поношений, изгнаний, оболганий ради Господа? Желание награды прямо противно заповедям Господа о блаженстве.

25 июля. Понедельник. Горе мне от чревоугодия и пресыщения моего! Вчера я поел с алчностью простокваши со сметаной с черным и белым хлебом, и ночью было крайне сильное блудное искушение. Спать не мог спокойно, тяжело было всему существу. О, окаянный я человек! Весь поработился сладострастию и лучшее покорил худшему, то есть душу – телу тленному, то, что по образу и по подобию Божию, – праху земному! О, негодный, бессовестный, неблагодарный!

Благодарю Господа, наказавшего меня лишением благодати Своей за внутреннее презорство17 невзрачного и простого псаломщика в [Исаакиевском] соборе и отчасти диакона и, когда я сердечно, в глубине души покаялся в этом чувстве неприязни, помиловавшего меня, даровавшего мир, свободу, свет, умиление, сладость, дерзновение. Слава вездеприсутствию Твоему. Слава сердцеведению Твоему! Слава правде Твоей! Слава избавлению Твоему! Слава скоропослушеству Твоему, Господи!

Замечательный пример смирения, веры, упования, беспристрастия к мирской чести одного крестьянина, выстроившего церковь и всем нужным снабдившего ее: хотели его представить к награде медалью или орденом, а он великодушно и благоразумно отказался, поручив себя милости Божией. Нам, духовным, урок: мы гоняемся за орденами и отличиями! А овец Господних не пасем! Не изводим честного от недостойного18 [Иер.15:19]! Падших не восставляем!

Близость к нам в Боге Владычицы Богородицы, святых Ангелов и всех святых.

25 июля. Что сказать тем, которые говорят, что наша священническая профессия – скучная материя: всё одно и то же? Одни и те же службы, одни и те же слова, обряды и проч.? Во-первых, не всё одно и то же всегда, а с каждым днем разнообразится богослужение. Таинства, положим, одни и те же и совершаются всегда одинаковым способом. Но и солнце одно и то же, одинаковым образом ежегодно и ежедневно является на горизонте, одинаково светит и оживляет тварей в подсолнечной, и звёзды одни и те же, и луна та же; плоды земные одни и те же и в одинаковых формах и вкусах ежегодно творятся Богом и одинаково питают живые [телесные] органические твари. А предмет-то богослужения какой? – Бесконечный Бог, Его бесконечная благость, премудрость, всемогущество, правда, святыня, вечность, Его Промысел, Его искупительные действия, Его чудеса, учение, житие, страдания, смерть, погребение, воскресение, вознесение на небеса, второе пришествие. А дух-то богослужения? – Всеобъемлющая любовь Церкви ко всем, святыня, правда, упование на милость Божию, покаяние, чаяние вечной жизни. А идеал богослужения – всесовершенство человека, совершенное уподобление Богу чрез различные добродетели, – чудный идеал!!! Соответственно высокой цели, идеалу и предмету богослужения должно оно и совершаться величественно, стройно, прекрасно.

26 июля. Благодарю Господа, помиловавшего меня и оживотворившего меня, когда я, умерщвленный грехом гнева на слугу Анну, вознесшую на меня небольшую клевету, принес Господу покаяние и молитву о помиловании, оживотворении и обновлении. Славлю Его скоропослушество, благоуветливость и благопременительность.

Павел Ипатович Романов – человек, не верующий ни во что святое, материалист, натуралист, деист и нигилист – всего хватил. Не признает святых, их мощей, их чудес, даже святителя Николая Чудотворца, святителя Митрофания Воронежского не признает, не верит в бессмертие души, в суд Божий над грешниками и в вечные муки, не верит в Евангелие – считает его за выдумку людей, не верит в Иисуса Христа как Спасителя и Богочеловека (о горе, о беда наша!). Думает, что человек должен жить только для того, чтобы есть, пить, собирать деньги, наслаждаться плотскою похотию и пр. Откуда в нем это? Очевидно, что не один он так думает, но многие. (Даже отец Павел Трачевский – подобный же невер, хотя прикрывается личиной.) Слово против таких! Гром против таких!

Злому духу, искушающему меня во время общественной молитвы: лепо19 есть Господа единого бояться, а не людей или тебя, злого духа, смущающего и препинающего меня, а ты, злый дух, и в этом коварствуешь, обольщая меня бояться не Бога, а людей, которые все грешны и между коими нет праведника совершенного и которые все – плохие судьи. Не судите, да не судимы будете... что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? [Мф.7:1–3].

Молишь Бога и Пресвятую Богородицу избавить тебя от страстей, а сам кладешь ежедневно горючую подгнету страстям: пресыщаешься, упиваешься, лакомишься. Не бессмыслица ли это: одной рукой созидать, а другой разрушать и лгать пред Богом и самого себя обманывать?

Богатства славы, богатства обожения, величайшую честь и славу даровал нам недостойным Господь в Крещении, Миропомазании, Причащении Святых Таин Тела и Крови Христовой. Чего же мы ищем на земле, какой славы? Конечно суетной, ибо ищем, домогаемся отличий, наград, крестов и орденов. Безумцы, сами не знаем, чего и для чего ищем, и не понимаем, что этими-то искательствами мы унижаем себя, доказывая свою нравственную пустоту, низость и долупресмыкательство души своей, земная, а не горняя мудрствуя. Но отчего мы не ищем внутренних крестов, распиная плоть со страстьми и похотьми, смотрим на видимое, и не смотрим на невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно [2.4:18]? Отчего не памятуем о великих угодниках Божиих, претерпевших всякого рода мучения, изгнания, скитания, мучения, насильственную смерть вместо принадлежащих им по достоянию похвал, благодарности, почестей, довольства, спокойствия? Вспомни о праведниках, скитавшихся в горах и вертепах и пропастях земных, о праведниках, которых не был достоин весь мир [Евр.11:38]! Вспомни об Илии, пророках Исаии, Иеремии, Иезекииле, Ионе! Вспомни о великом Предтече Господнем. Какие они были великие праведники, какие други Божии – и как они жили, как страдали! А апостолы, коих сан мы носим, как жили, с каким самоотвержением, в каких трудах денноночных, сколько претерпели мук? Об отличиях земных они и не помышляли, а стремились к славе небесной, к венцам нетленным. Они почти все распяты на крестах.

Доколе безумство чревоугодия, пресыщения, лакомства? Доколе ядение и питие с жадностью на ночь? Доколе эти продолжительные прогулки, отнимающие так много времени от чтения, сочинения, доброделания, богомыслия?

28 июля. Благодарю Господа за великую и скорую милость, явленную мне утром сегодня (четверг) после утрени, в конце которой я возымел неудовольствие на отца диакона Софронова за неприветливость ко мне и за уклонение от приветствия. Это был мой грех самолюбия, гордости, честолюбия и злобы. Я с полчаса каялся в этом тайно; наконец, пришедши в церковь, я припал к престолу Божию, прося милости у Сидящего на нем и говоря в себе слова Апостола: Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи [Евр.4:16], – и тотчас Господь помиловал меня: как бремя, грех спал с меня и стало легко, легко. Славлю Господа.

29 июля 1877. После долгого неслужения литургии, после продолжительного гуляния, бездействия, чревоугодия, пресыщения, винопития и разнообразного лакомства с нарушением поста (у Броун) мне пришлось сегодня испытать при служении ранней обедни в Думской церкви тяжкие козни и насилия от духов злобы, от духов нечистых, как-то: смущения, тесноты, боязни, огнепаления. Но благодарю Господа, сподобившего меня совершить литургию ровно, ясным и громким голосом, с сердечным выговором всех возгласов и причаститься святых, пречистых, бессмертных и животворящих Его Таин.За долговременное бездействие, невоздержание я не ощутил в себе того животворящего огня и той сладости, которых удостаивался прежде, служа более достойно. Надо оплакивать свои грехи и жить в трудах. Дерзновение неколебимое мне даруй, Господи! Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей [Пс.50:12].

Вечером поздно врезался в мое сердце дух злобы при воспоминании о злобе, гордости и лукавстве свояченицы Анны Цветковой, позвавшей как бы для охраны себя девиц, хотя и бедных, как своих телохранителей, в отсутствие моей жены, и долго мучил меня (с час), хотя я и молился Богу время от времени о прогнании его; наконец я решительно покаялся в своем безумии отвечать злом на зло и молил Господа избавить меня от духа злобы, сокрушить его челюсти, и избавил меня Господь от зла и духа злобы и даровал мир, свободу, жизнь. Слава Господу!

Кто в церкви или дома искренно молится Богу и славит Его со святыми Его, тот с Богом, и грех не касается его, а кто не молится ни дома, ни в церкви, тот постоянно с грехом и во грехах и, значит, с диаволом. Кто не собирает со Мною, тот расточает, говорит Господь [Мф.12:30]. Вот какая великая польза молиться всегда Богу: плод этого есть спасение, мир, свобода от страстей, пространство, радость во Святом Духе, утверждение души. Слава Богу, даровавшему нам общение с Собою в молитве, славословии и благодарении Его.

30 июля. Суббота. Нет верности сердечной у меня Господу ни один день: раздвояюсь я ежедневно, и добро и зло во мне, и зло, кажется, преобладает, а всё более чрез житейские пристрастия к обыденным вещам и предметам в моем сердце по нерадению и страстности моей; диавол поставил много истуканов, которым я волей-неволей поклоняюсь и которые ежедневно терзают мою душу, повергая ее в скорбь, тесноту, бессилие, раболепство. Между тем без числа испытано мною, что работать Господу, к Нему единому прилепляться, Его единого любить с отвержением всяких житейских, суетных забот и попечений есть совершенное блаженство души. Все мы каждый день в большей или меньшей степени идолопоклонники. Но научи нас, Господи, творить волю Твою спасительную, Тебя единого всецелым сердцем любить, на Тебя единого уповать, Твои всеспасительные заповеди исполнять. Научи меня воевать победоносно со страстями [моими]: гневом, злобою, завистию, самолюбием, честолюбием, чревоугодием, пресыщением, жадностию, блудом, леностию, нерадением, лукавством, корыстолюбием и проч.

Благодарю Господа, совершившего во мне чудо спасения от диавольской неприязни на сестру Анну К. Ц., от скорби и теснот и даровавшего мне мир, пространство, дерзновение, силу, свет умный20. Славлю Спасающего меня. Кто подобен Тебе в бозéх, Господи [Пс.85:8]? Вот новое чудо: как я просил, так Ты исполнил, Господи! Сестра Анна сейчас духовно исцелела, примирилась со мною и послала обоих малюток выразить мне свою приязнь. И за сие славлю и благодарю Тебя, чудного Бога Спасителя моего. Аминь.

Благодарю Господа за благодать непреткновенного, с дерзновением служения всенощной воскресной в начале чередного моего служения.

31 июля. Благодарю Господа за превеликую милость избавления от уныния и тесноты сердечной, постигших меня вследствие разглашения о мнимых добродетелях и мнимой святости моей крестьянкою Парасковью Ковригиной в Петергофе – и где же? Во дворце, императрице. Долго я молился в покаянии, и Господь услышал меня и спас меня.

Мяса не есть: за него я страдаю тяготою и, поевши его, нужно много движения – очень питательно. А мне нужно растительное: плоды, ягоды, капуста, огурцы, зелень.

После вечерни. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно всю литургию и сказать с одушевлением беседу о литургии (о каноне Евхаристии). Благодарю Господа, утешившего меня дважды славным спасением Своим до литургии (пред литией об отроке Александре в доме Як. Ал. Мурашова у вдовы) и по литии, когда я шел дорогою, провожая усопшего, и враг смутил меня. Господь снова избавил меня по молитве внутренней. Благодарю Господа, помиловавшего меня в час сей по молитве веры, в покаянии сердечном. Еще при крестинах в церкви враг смутил, стеснил и стал жечь мои внутренности при воспоминании об излишнем сребро-позлащенном кресте моем, лежащем у меня без употребления, который мог бы быть продан и вырученные деньги могли бы быть розданы бедным. Но я боюсь произвесть несогласие и вражду жены (даруй, Господи, отбросить сей страх), которая знает об этом кресте и следит, не продам ли его и не отдам ли деньги нищим.

Чудное сокровище мое – Господь Иисус Христос, Он всё для меня: живот, дыхание, избавление от срамоты и тесноты греха, Он покров мой, покров славы и силы, Он помощь моя во всех благих начинаниях и делах. Я окаянен, беден, нищ, слеп и наг – Он облагораживает меня, облагоухает меня Своею благодатию и Божеством, оскверненного прегрешениями очищает, нагого одевает, унылого утешает, немощного подкрепляет, омраченного просвещает, грешного освящает, насилуемого от демонов и злых человеков избавляет и дает ходить на свободе. Чудное Сокровище, всебогатое, Сокровище пресладкое, Сокровище мое, Господь Иисус Христос. Всякий день я веселюсь Им, Его спасением, Его милостями, радостями избавления.

Благодарим Господа за приятное, благорастворенное лето. Чудно теплые и приятные, ясные дни стоят в конце июля. А раньше были довольно частые дождики и очень обильные. Плоды, овощи, хлеба, ягоды, грибы идут прекрасно. Я, грешный и недостойный, уже довольно вкусил от плодов земных, особенно ягод пресладких: клубники, земляники, смородины, черники. Благодарю Отца Небесного, Творца, Господа, Промыслителя и Спасителя нашего за приятные гостинцы. Приятные Тебе плоды сердец наших приносить всегда даруй, Господи!

Вместо свободы, дарованной государем народу своему, явилась повсюду распущенность нравов: повсюду бесстыдство, нескромность женщин, неверность, пьянство, разврат, азартная игра мужчин и иногда женщин, деморализация, бесстыдство прессы (безнравственные картинки), бесстыдство и нескромность живописцев в их живописных этюдах. Словом, мир, прелюбодейный и грешный, лежит во зле (1Ин.5:19]. Что делать священникам? Видя не видеть и слыша не слышать? Но это претяжкий грех. Мы тогда уподобились бы немым псам, не могущим лаять [Ис.56:10].

Женщины и девицы нередко приходят в церковь только напоказ.

* * *

9

Наздание (церк.-слав.) – воссоздание, возобновление. Радуйся, Начальнице мысленнаго наздания [рус.: Радуйся, Виновница духовного возрождения] (Акафист Пресвятой Богородице, икос 10-й).

10

Совершити (церк.-слав.) – сделать совершенным, освятить; утвердить, завершить, осуществить.

11

Мемория (фр.) – записи, сделанные для памяти (ср. мемуары).

12

Тма (тьма) (церк.-слав.) – десять тысяч; тьмами тем – бесчисленное множество.

13

Акафист Пресвятой Богородице, икосы 3-й и 4-й.

14

Целый (церк.-слав.) – в значении простой, чистый, ненарушенный, непорочный.

15

Варлаам (Чернявский; 1819–1889), с 9 сентября 1876 года – епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 26 июля 1880 года и до кончины – епископ Минский и Туровский.

16

Рамбов – простонародное название города Ораниенбаума, ныне город Ломоносов.

17

Презорство (церк.-слав.) – гордость, высокомерие, непочтительность.

18

Если извлечешь драгоценное из ничтожного, будешь как Мои уста (Иер.15:19).

19

Лепо (церк.-слав.) – пристойно, уместно; хорошо, полезно.

20

Умный (церк.-слав.)–духовный.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle