Декабрь
1 декабря
Благодарю Господа, удостоившего меня совершить Божественную всемирную литургию и премирную жертву, примиряющую нас с Богом и соединяющую с Ним: благодарю за причастие пренебесных Таин. Суббота.
Преблагословенная Матерь Божия скорбела скорбями величайшими, да Сама, искушена бывши, может и искушаемым всегда помогать. И Она, Пребыстрая Заступница всех скорбящих, как и Сам Единородный Сын, пострадав, искушен быв, быстро и державно помогает всем страдающим за Него и искушаемым.
В церковном богослужении представляется всем молящимся зрелище Божественной любви и благости, премудрости, всемогущества, правды, святыни, долготерпения, бесконечного снисхождения и истощания Божественного. В театре, в драмах – зрелище страстей человеческих и их соотношений, столкновений; весь интерес драмы не идет далее земного блаженства – разбогатения, женитьбы на любимой особе или же какого-нибудь трагического конца.
Проникнул ли нас дух Христов? А это нам всего необходимее, ибо от этого зависит наше будущая судьба за гробом.
Истлит тебя собственное зло. Потому берегись зла как ужаснейшего смертельного яда и жалей глубоко тех людей, которые подвержены злобе и гневу, а не отвечай им злом на зло, обидой на обиду. Если они не раскаются, не исправятся и станут продолжать к тебе питать вражду, то их истлит собственная злоба или гнев, как и тебя, если ты будешь питать в себе злобу. Это же разумей и о прочих страстях. Подверженный страсти человек, хотя бы, по-видимому, он был благополучен, есть несчастный человек.
Чрез Святейший Синод от Самого Господа исходит священие (sanctiv) на всю Россию: чрез избрание, наречение и посвящение епископов и чрез посвящение епископами священнослужителей и церковнослужителей священнодействуются все службы и Таинства церковные, совершается духовное управление верующими как членами духовного благодатного Царства Христова. (Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа...)
О христолюбивом воинстве Церковь молится как о защитниках Государства, Веры, Церкви, престола. Но и все христиане православные суть духовные воины Христовы, непрестанно воюющие против греха, соблазнов мира, против диавола; Церковь Христова на земле есть Церковь воинствующая. Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа [2Тим. 2, 3].
Благодарю Господа, как в тихой пристани укрывающего меня в храме Своем от бурь житейских и защищающего, сохраняющего, спасающего, милующего, очищающего, освящающего, просвещающего, укрывающего и обновляющего пречистыми и животворящими Своими Тайнами. Только ради их – мирен, здоров, безопасен и славен.
Высшие духовные интересы у сребролюбивых, сластолюбивых и чревоугодников в пренебрежении, в забвении; они живут для чрева, для удовольствий, для своих похотей – не для Бога, не для ближних.
Благо мне, что Господь не дал и не дает мне быть богатым, чтобы не ожесточилось сердце мое, прилипившись к богатству, и не отступило совершенно от любви к Богу и ближнему, ибо невозможно работать Богу и богатству; вместо же богатства Господь дал мне благодать Свою – наказующую31, милующую, просвещающую, освящающую, миротворящую, прославляющую, пособствующую в делах моих, украшающую духовною лепотою, спасающую от страстей и врагов и исцеляющую немощи мои. Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения [Лк. 12, 15].
Живот наш – благодать Божия, Сам Христос Бог.
Сребролюбец есть антихрист (пример – Иуда-предатель); чревоугодник есть антихрист, ибо один работает деньгам, а другой – чреву и постоянно противятся благодати Христовой; они долу зрят.
Каждое сердце ноет грехом в различных его видах, болит – потому [нет] на земле истинного, твердого покоя и счастья человеку без Бога, без благодати Божией. Театр подливает только масла этому горючему материалу адскому, или диавольскому, – страстям.
Скоро совершается очищение и обновление мое благодатию молитвы и Святых Таин – но чрезвычайно скоро совершается и новое осквернение и растление греховными помыслами, чувствами, нечистыми движениями сердца и плоти, злобою, завистью, гордостью, лукавством. Каждую минуту надо бодрствовать и бороться с грехом. Чревоугодие наипаче расстраивает духовную жизнь. Чревоугодие есть пренебрежение Бога и души своей. Кратким славословием, как бы перевязью, перевязываем стихи канона, причем одну половину славословия: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу говорим на один стих, а другую: И ныне и присно и во веки веков – на другой, в знак двух Заветов, Ветхого и Нового, того, что мы, славя Святую Троицу в этой жизни, тем более с большей истиною в сердце и с большим восторгом будем прославлять ее за рубежом этой краткой, суетной жизни – в жизни будущей, вечной. Во всякой службе славим Отца и Сына и Святого Духа многократно, на всех службах – праздничных и будничных, домашних и общественных, потому что от Святой Троицы произыде альфа и омега, Святою Троицею живем и движемся и существуем [Деян. 17, 28] и Ею совершаем всякую добродетель; Ею соделались святыми и прославились все святые; Ею совершены все великие и сверхъестественные дела в Церкви, которые прославляет Церковь как в Ветхом, так и в Новом Завете, все великие дела в мире: сотворение самого мира и человеческого рода и чудесное восстановление и обновление человеков чрез сверхъестественное воплощение Сына Божия, Коего пришествие, жизнь, учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небеса и искупление бесконечною ценою человеческого рода от греха, проклятия и смерти предвозвещены были многоразлично и многократно в Ветхом Завете.
Пища и питье дают только тень жизни человеку, а не саму жизнь: потому не нужно иметь к ним пристрастия и гоняться за призраками, не жалеть ее (равно как и денег) никому, если нужно дать кому и может дать, ибо за эти тленные вещи получим от щедрот Творца и Спасителя нетленные дары, вечную жизнь.
Радуйся (Владычице), Еюже разрешися преступление (разрешено, прощено чрез Нее преступление праотцев)... Радуйся, ключу Царствия Христова32, ибо Ею отверзлось заключенное грехами Царство Христово – вечное, святое, блаженное. Христос Бог и здесь, на земле царствует, судит, наказует, милует, поражает, исцеляет, мертвит и оживляет; творит всё в природе, носит и движет, землю согревает, оживляет, освещает, управляет ветрами, водами, силою растительною, образовательною и художественною (во всех животных, не исключая и человека, разумного животного, и в растениях). Царствует и будет царствовать тем паче во веки на небе, в Царстве правды и святыни и несказанного покоя и блаженства.
Ныне, в день святого апостола Андрея Первозванного, я собрал со крестом 112 рублей, для братии 9 рублей 50 копеек [...]; отец протоиерей сказал, что я очень много собрал. (Рождество – в северной части; Крещение – на горе.)
Мудрости в нашей святой вере и в Святой Церкви столько, такая бездна, что и великим мудрецам мира с избытком достало бы оной для рассуждения, удивления, прославления. Но ее утаил Господь от премудрых и разумных, надменных и гордых и открыл ее младенцам по душе, то есть простым, незлобивым, смиренным людям [Мф. 11, 25]. Вот каковы судьбы Божии! Мудрецы и умники лишены мудрости Божией, просветительной, очистительной, спасительной. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! [Рим. 11, 33]. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших [Ис. 55, 8 – 9]. Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
В ирмосах, канонах выражаются и воспеваются важнейшие, поучительные истины христианской веры, восторгающие ум и веселящие сердце, или глубокие покаянные чувства христианина-грешника, проникнутые твердым упованием на милосердие Божие ради заслуг Иисуса Христа.
Ни одно из бесчисленных моих прошений, которые я воссылал к Богу в разных молитвах, стихирах и стихах канонов или ектениях, не осталось не исполненными – всё благость Божия бесконечная исполнила.
Вчера за всенощной по действию вражескому, по смущению и боязни, от него наведенным, я скрал слова в возгласе: Милостию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего... не выговорил, тогда как о том и самые камни вопиют. Согрешил, безумец! А это из-за пищи и питья и сна днем – сердце расслабело, плотяно стало: блуд одолел, лицезрение.
Чу! Трубный страшный Божий глас, земля всколебалась, все в ужасе! Второе пришествие Сына Божия настало. Мертвые подъемлются из гробов и исходят.
Мощи святых, да и все святые, – суть разительное доказательство и утверждение или подтверждение истины веры и всего учения Христова, или Православной Христовой Церкви. Тут ясна как день и истина и необходимость поста и молитвы, и награда за исполнение Евангелия, и истина воскресения мертвых и будущей жизни. Хочешь убедиться в истине Евангелия, в истине и спасительности Православной Церкви, прииди и виждь – мощи убедят тебя в том.
Мы приносим в храм смрад греховный – Святая Церковь приносит всегда Господу благоухание кадила и благоухание молитвы и подвиги святых в воню благоухания духовного и в ходатайство за нас. Мы приносим хладные сердца – Церковь горящие пламенники святых Божиих и огнь свечей и лампад.
3 декабря
Понедельник. Двукратно Господь сотворил в душе моей чудо милосердия Своего, всеблагий, благопослушливый и вся исполняяй Господь: во-первых, когда я шел от Козлянинова нотариуса с стесненным сердцем от греха и когда служил всенощную у Неустроевых и запят был от врага лукавым помыслом, что Наталия Леонт. живет с Павлом И. Неустроевым в связях запрещенных; лишь я внутренне покаялся и осудил себя, что мне, нечистому и блудному, мерещится все нечистое и блудное, как и помиловал меня Господь, и даровал мне слезы умиления, коими я стал блажен, покоен. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? [Мф. 7, 3]. Это ко мне идет, мне сказано. Слава благодати и милости Божией!
5 декабря 1873 г
Молоко крайне располагает к сладострастию (щекочет чрево), потому без крайней нужды не должно пить молока, особенно в пост. Я вчера поздно вечером, в двенадцать часов, выпил два стакана после сна с семи часов, а потом лег спать и проспал до семи часов утра и почувствовал во чреслах крайнее сладострастие и тяготу. Нарушающий воздержание и пост, не виноват ли и в блуде? – Да, ибо он делается внутренним прелюбодеянием, если и не наружным вместе. Согрешили мы, беззаконничали, сделали неправду пред Тобою, Господи, не соблюли, не исполнили того, что Тобою заповедано нам; но не предай нас врагу до конца, Боже отцев33.
6 декабря
Благодарю Господа за великое чудо избавления моего от крайней греховной тесноты и давления бесовского. Чудо сие совершилось многими слезами и трудом молитвенным во время всенощной на Николин день, а теснота появилась у меня, сколько помню, после скоромного, без молитвы обеда у нотариуса Козлянинова в день именин его жены Варвары Дмитриевны 4 декабря, и продолжалась она даже до половины всенощной, ибо я крепким внутренним воплем помолился ко Господу, Богородительнице и святителю Николаю и всем святым о избавлении от тесноты, по грехам моим постигшей и томившей меня. Нечестивец, я предался чревному неистовству, употребляя молоко по временам для здоровья, для груди, усилил в себе страсть блудную, с женою делая неуместную ласку, и вот терны адские вонзились в меня, и при служении голос мой изнемогал, нечист, несилен, глух был – но лишь сердце очистилось благодатию Божиею, и голос стал ясен и звучен. Благодарю Господа за силы Его, за милосердие и благопослушество, за воскрешение меня, умерщвленного грехами моими. О, как сласти плотские противны благодати Божией! Какое средостение делают они между Богом пречистым и нечистою душою. Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть [Быт. 6, 3], то есть нечистота плотская. Надо всемерно хранить чистоту христианину, который есть храм Божий.
Тяжела для сердца и для тела скоромная пища в пост и сама по себе, и как преслушание заповеди: тогда змий в нас гнездится, то есть когда едим скоромное в пост без нужды.
6 декабря
Благодарю Господа за благопоспешество в служении молебнов и литургии и за оживотворение моего недостоинства Божественными Тайнами. На великом входе диавол посмеялся надо мною, а после того Господь помиловал меня, когда я в тесноте и горечи обратился к Нему с усердною молитвою о помощи против лукавого, – и сделался перелом: голос сделался чист, звучен, на сердце покойнее, в душе просторнее, я стал дерзновеннее. А после обедни на молебнах имел великое спокойствие и дерзновение, между прочим, у члена таможни Николая Петровича [Таратыгина] и в редакции «кронштадтского Вестника». Молебнов двадцать или двадцать пять служил: тридцать один рубль заработал.
Но дома вечером чрезвычайно глубоко пал в грех раздражительности и злобы на жену и няньку, да и Анютку за их неисправность, неправду, дикую ярость жены из-за того, что я уронил ребенка нечаянно, когда он шел в темноте в мой кабинет. Поярившись немного, я пошел на молебны и еще, а пришедши с молебнов, выбранил сильно няньку, бросившую ребенка без надзора, да и жену, да и сильно рассердился на жену, только забавляющуюся ребятами и всякое хозяйство бросившую. Согрешил я тяжко пред Богом: столько раз я пел сегодня: Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина, – и не поревновал кротости и воздержанию великого угодника Христова Николая, и нелепейшим образом нарушил слово о кротости и смирении; разрушил целость души своей, стяжанной слезами покаяния и причащением Божественных Таин и обильными молитвами. Увы мне! Увы мне! Как подкрался ко мне враг и обнажил меня, и уязвил меня, и поверг в крайнюю бедность и нищету духовную. Не стерпел я укоризн жены, которых заслужил за свою суетливость нерассудную и беготню, точно на пожар. Устами пение совершаю, а дела неподобные творю. Дела разногласят со словами. Доколе это?
Не должен я ревновать жены к детям, что она с ними постоянно возится, хотя и балует. Я не маленький и не много нуждаюсь в ней. Самоотвержение в жизни неизбежно, хотя и трудно. Зато и награда от Господа велика. Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? – спросили Господа апостолы. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную [Мф. 19, 27 – 29].
Отчего происходят мои частые вспышки гнева? От крайнего самолюбия, самоугодия и, последовательно, – от чревоугодия, сластолюбия, сребролюбия, гордости и честолюбия. От того же самолюбия и самоугодия происходит и лицезрение, лицеприятие, человекоугодие или суетная боязнь, неуместный страх, строптивость пред нищими и бедными или пред низшими неисправными и раболепство, подобострастие пред богатыми, пред высшими и знатными, блудливость сердечная при виде прекрасного пола; оттого зложелательство ко врагам или неблагоприятельствующим мне людям, тайное злорадство при виде или слухе о их беде, болезни, несчастии, зависть при виде их благосостояния и блестящих успехов; жаление другим людям при частом их ядении и питье моих снедей и сладких или укрепляющих и веселящих питей; оттого гнев при неисправностях или грубости, непослушании подчиненных; оттого во мне недеятельность, вялость, леность, когда нужно устроить судьбу нищих, и быстрое удовлетворение своим похотям. О, как много во мне грехов!
Благодарю Господа, обратившего меня к покаянию в злобе моей и даровавшего мне примирение с женою, расположение к ней и к детям, незлобивым агнцам.
Благодарю Господа, сподобившего меня провести весь день в славословии имени Его и великого угодника Его, святителя Николая, этого словесного, ясного, светлого неба. Молитвами его всеблагоприятными, всеблагоуханными разжени, Господи, смрад страстей наших и помилуй нас, падших и премного согрешающих Тебе на всякий час. Но, как бы дань какую, враг нашего спасения взял с меня – грех сильного гнева на домашних, от которого я не вдруг оправился, в котором не тотчас покаялся. Да внимаю себе и да берегусь.
Дивен промысел Господа о творящих милостыню. На голодающих самарцев я пожертвовал третьего дня три рубля, и назавтра же Господь возвратил мне их с избытком (частный пристав Прокофьев за молитву родившей жене его). Благодарю Господа.
Человек есть существо падшее, разбитое, немощное, но вместе и существо, одаренное нежною чувствительностью, – потому надо обращаться с ним крайне благоразумно, с осторожностью, как бы более не уронить его духа, не повергнуть в уныние и отчаяние разными трудностями или строгими выговорами и наказаниями, – но, чтобы поощрять и ободрять его, давать ему поводы, случаи и средства к доброму упражнению и развитию его душевных сил и сокровенных в нем расположений к добру, или добродетелей, благоразумно вызывать в нем глубокое, сознательное раскаяние во грехах и побуждать к исправлению и совершенству.
Святая Церковь – наша мать, ходатаица, питательница, просветительница, нежная попечительница, успокоительница, наша заступница и стена нерушимая, наше очищение, освящение, наше истинное облагорожение, утверждение, наша путеводительница, наше обожение, наша слава; она вместе и наш духовный воздух: ею дышат наши души – ее живительным, здоровым, ободряющим воздухом.
Нарушив пост устами (в пятницу молоко), я нарушил его потом зрением, сердцем и чреслами, ощутив беспорядочные, сластные, нечистые движения в членах, ниже чрева лежащих, при виде сосцов молодой красивой матери. Это было при даче молитвы жене родившей. Вот как необходимо обуздывать страстную плоть постом. Вот как она воюет на душу непрестанно и сильно! А я отложил оружие, разумею пост, – как будто брань кончилась и настал мир или как будто я уже утвердился в святости. О я, человек пребеззаконный, скверный, многострастный!
Каюсь пред Господом в нарушении поста устами и чреслами! Стакан сладкого чаю выпил с вином и потом полтора стакана молока, как на грех, – оно стояло на столе для детей! О, как оно тягостно во чреве и в боках моих! Теснота!
8 декабря
Был я вчера в неширокой, прокуренной табаком квартире Федора Степановича Токмачева, зятя А.Т. Сорокина, где было мне тяжело дышать; выпил у него два стакана сладкого чаю, две рюмки портвейну и закусил икры паюсной. Что же из этого вышло? Ночное осквернение. При каком видении? Совсем не при блудном, а при замешательстве и страхе во время чтения какой-то речи моей пред сильным мира лицом, едва ли не пред государем. Так смутил меня диавол! Такую боязнь сильного лица произвел, что я совсем растерялся, а природа чресл совершала все это время свой семеисточный процесс. Прости мне, Господи человеколюбие, мое чревоугодие и невоздержание – что я и молоко ради здоровья пил утром, хотя и без того милостию Божией здравствую. Шубу новую, перешитую, вчера обновил вечером – очень тепла! Благодарю за нее Господа. А нищих не обогрел как должно: не дал им на одежду потребного, только на хлеб дал да на ночлег.
Имя Твое дивное и славное чудно прославилось во мне и нынешний день, когда в тесноте греха (был в Почтамте с письмом) воззрел к Тебе сердечными очами и молил Тебя о милости, мире и спасении души моей. Тотчас спас Ты меня именем Своим; тут и к святителю Николаю Чудотворцу я взирал сердечно и телесно с мольбою о ходатайстве за меня пред Господом. Имя Твое – сила, спасение, жизнь, мир, свобода и пространство34 и слава души моей. Пять часов вечера.
Дивно вознаградил меня Господь за милостыню Марье Арсеньевне: лишь только я решился помочь ей с дочерью и матерью, как меня приглашают к больной причащать и соборовать; по совершении требы я получаю столько, сколько отдал Марьи Арсеньевне, – пять рублей. Благодарю Господа. 8 декабря. Суббота.
Помилуй меня, Господи, яко нарушил пост Твой, четыредесятидневный пред днем спасительного дня воплощения, паче же Рождества Твоего: скоромное молоко пил и нередко, не хотя, ел, как у Сверлова. 8 декабря.
Господи, благодарю Тебя за безмерную милость Твою, яко меня, блудного, помиловал и очистил еси, услышав молитву мою, когда я ехал к Суйковскому. Теснил меня блудный помысл.
На ночь, окаянный, семгу ел, вина пил, чай сладкий у Сверлова, а дома молока две чашечки с половиной со скоромными булочками, оттого и во сне искушение блудное; от взирания на девицу во сне с услаждением едва-едва семена не вышли; осквернение тотчас угрожало. Да уже и осквернился блудною похотью и блудным сердечным зрением во сне (ибо телесное было закрыто). Согрешил, окаянный.
Маловер! Зачем я боюсь оскудения при раздаче милостыни и раздражаюсь на нищих, что их много и часто ходят ко мне с просьбой? Не видел ли я дивных опытов милосердия и щедрот Божиих ко мне и не вижу ли постоянно? – А что ежедневно и несколько раз в день ходят, за то надо еще больше жалеть нищих, что они поставлены в жалкую необходимость вымаливать и выхаживать себе насущное пропитание и подвергаться гневу и укоризнам дателей. Живя в своих палатах, сытые и одетые лучшим образом, мы и представить себе не можем, как тяжело нищим быть голодными, холодными и без приюта! Правда, что многих, многих никто сюда не звал: они бросились сюда очертя голову – но все-таки они жалкие люди: они от крайности сюда [бросились], как стадо овец, загнанное в стадо волков.
9 декабря
Утреня и ранняя обедня. Благодарю Господа, благопоспешившего мне совершить три службы – утреню, обедню и молебен с водосвятием, и наипаче, что удостоил меня Господь причаститься неосужденно пречистых и животворящих Своих Таин; затем благодарю Господа за несколько молебнов в частных домах и за вещественные дары Господа братии храма.
Премудрость, прости услышим святаго Евангелия. [...] место из Евангелия от евангелиста Луки. Гл. 11, 31. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Как слушают и читают христиане Евангелие?..
Не сердце ли наю горя бе в наю [Лк. 24, 32], когда молитвенно предстою во храме или когда с верою и любовью причащаюсь Святых Таин.
Для чистых, говорят, все чисто [Тит. 1, 15]. Это говорят, когда хотят оправдаться, делая вечер и пляску с девицами на воскресенье. Да чист ли человек? – Нечист, – и нечистому и чистое представиться может нечистым, и чистым может соблазниться. Лучше же удалиться от соблазна и не смотреть на то, что соблазняет, бегать суеты мира и держаться единого на потребу. С какими мыслями пойдут ученики и ученицы к обедне в воскресенье, когда накануне вдоволь танцевали? (Бал в гимназии на воскресный день 9-го декабря.)
Благодарю Господа, удивившего на мне Свое долготерпение и Свое милосердие. Разгневался я на нищих вечером, и не дал им потребного для тела, и запер от них ворота, – но так уязвилась от этого и так возмутилась и такой подпала тесноте душа моя, что я должен был выйти на улицу, чтобы удовлетворить по возможности нищих, которым и дал, с выговором и рвением, потребное, – но и за всем тем теснота в сердце оставалась. Я ходил по улице и каялся во глубине души, убедительнейшим образом моля Господа помиловать меня. Наконец внял Господь молитве покаяния: возложил на меня державную руку Свою и оставил мне нечестие сердца моего. За сие славлю и благодарю и превозношу Его.
Из-за пристрастия к тленным вещам растлеваю и смущаю окаянную душу мою, тогда как ничего нет дороже мира и любви и благодати Божией. Когда я оставлю пристрастия и буду бесстрастен? Когда буду горé зреть и презирать земное? Когда буду незлобив, как агнец? О, святии апостолы, приявшие Духа Небесного, всё земное оставившие как сор! Испросите мне у Господа, чтобы зреть горé. Агнцы незлобивые, [научите] меня кротости! Чистии сердцем! Научите меня чистоте и бесстрастию!
Сей ли мир я люблю, в котором Господа славы убили и ко кресту пригвоздили? Те ли сребренники я люблю, из-за которых бесценный Господь был предан злодеям? Ту ли славу люблю, славу мира сего, которая пренебрегает славою Божиею! Вы друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете [Ин. 5, 44].
Несомненно, что братские наши доходы, приобретаемые наипаче мною, есть чистый дар милости и щедрот Божиих, с малыми трудами нами приобретаемые, и, как дар милости и щедрот, должны быть уделяемы неимущим – всеми членами причта, по крайней мере старшими (тремя священниками и одним несемейным диаконом), – но по непостижимому жестокосердию, любостяжанию и упрямству никто из них нерадит о милостыне и даром полученного не уделяет даром нищим – голодным, без крова, без одежды и обуви, и только наполняет сокровищницы свои, и без того уже полные и могущие с избытком довольствовать их десятки лет (это я знаю, хотя они и лгут постоянно, говоря, что у них денег нет). Что же делать мне, преимущественно пред всеми ими работающему за всю и на всю братию – и наиболее на старшую, неправедно удерживающую дары Божии, мзду наипаче трудов моих у себя? Неправду их не покрыть ли хоть несколько мне правдою милостынеподаяния за всех и наипаче за сребролюбивую старшую братию, да не прогневается на нас Господь за нашу ложь и наше сребролюбие и да жертва мольбы и хвалы нашей будет приятным благоуханием Господу, да пробавит Господь нам, недостойным, милости Свои и щедроты Свои? Да, мамона братии моей есть мамона неправды, ибо неправедно удерживается ими у себя; им угобзися зело35 нива, и они не знают, где собрать плоды свои, ломают житницы и большие созидают [Лк. 12, 16 – 18]: деньги отдают на проценты и мечтают многие, многие годы жить во всяком изобилии, не уделяя нищим, коих столь много, много. Нет, не буду неправедно наполнять и еще их лихоимствующие руки – их не наполнишь, но избытки только, мною приемлемые, буду отдавать бедным: этого требует правда Божия, говорящая:
Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто [Лк. И, 41], или: приобретайте себе друзей богатством неправедным [Лк. 16, 9]; и: Продавайте имения ваши и давайте милостыню [Лк. 12, 33]. Ибо сколь много лишнего в нашем имении, что могло бы удовлетворить нужды многих нищих!
И Господь, видя мою милостыню, более и более подаёт нам туне36 по закону милости и правды Своей: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7, 2]. Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам [Лк. 6, 38]. Так и возмеривает всегда Господь, наипаче мне. Да подаю же я всегда в простоте и с добрым изволением, с усердием, смирением, кротостью и, толикократно37 научаемый Богом подаянию милостыни, да не буду впредь [безумен], раздражителен, сам разрушая то, что созидаю; да делаю дело Божие (ибо Сам Христос приемлет милостыню) с радостью, а не воздыхая и ярясь, и да не даю места диаволу, и да не посмеется он надо мною.
Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты греховной, от тесноты сребролюбия, после продолжительной тайной молитвы покаяния моего на улице, утром.
11 Козлянинова, то есть попал мысленно и греховным движением сердца и плоти чрез зрение пожилой женщины, имеющей многих взрослых детей, – думает еще прельщать своими прелестями и одеваться нескромно (декольте) и лукаво посматривать на свою отрытую грудь
И как было тяжело после видения ее! Как связан я был! Не мог я говорить уроки по закону Божию! Проклял я это воззрение, этот всегубительный и прелестный грех! Трава ли меня прельстила? Гной ли? Пар ли скоропреходящий? Красота ли плотская? А где Художник? Где Его красота нетленная и неизреченная? Где Его пречистая Плоть и Кровь, которою мы питаемся, оживляемся, очищаемся, освящаемся? Где Его сладость нетленная, чистейшая, бесконечная? Где Его святыня и словеса Его: будьте святы, потому что Я свят [Лев. 11, 45]? Это забыл я, окаянный! Вот тебе сладкий кисель! Вот рыба! Вот вкусная просфора! Вот [жадность]!
По уходе от Козлянинова долго молился, идя по улице, – и Господь принял искреннее покаяние и помиловал меня, даровав мир, свободу, свет очам моим. [Берегитесь] воззрения! Каким спасительным правилам учит нас Евангелие! Как тщательно надо исполнять все догматы! Тогда будете блаженны!
Мы славим непрестанно Господа, потому что Он есть Бог славы, и существо Его – слава, и славить Его и уподобляться Ему в святости – есть блаженство всех разумных тварей; славим Его громко потому, что диавол непрестанно хулит препрославленное, великолепое имя Божие и клевретов своих из людей научает тому. Небо и земля полны славы Божией [Ис. 6, 3] – как нам, видящим толикую38 славу Божию, премудрость, всемогущество, благость Божию во всем, не славить Его? Если мы умолчим, то камни возопиют.
11-го декабря
Благодарю Духа Божия, Святого Господа животворящего, глаголавшего пророками, за духовное питание и услаждение Псалтирью в русском переводе в заседании Окружного суда в Думе – и за дерзновенное и сильное, звучное чтение присяги в продолжение двух (10-го и 11-го) дней.
Ночью сегодня (на 12-е декабря) сделалось семяисточение, вероятно, от груш и выпитого мною для здоровья (для груди) стакана молока, да от излишнего чаю, а отчасти, может быть, и от нахождения долго в спертом воздухе! Встав, я переменил белье, вымыл руки, помолился в покаянии Господу моему, Коего всегда, окаянный, прогневляю словом и делом и помышлением; потом прочитал 118 псалом, а затем (это было в три часа) опять лег спать. (Надо заметить, что погода была теплая, и снегу много выпало вчера вечером и в наступившую ночь.)
Горе богатым, собирающим себе, а не в Бога богатеющим [Лк. 12, 21], – горе, когда помыслим, что Бог бесконечно благ и щедр и безмерной любовью любит Свое разумное словесное создание – человека, так что Сына Своего Единородного не пощадил для спасения рода человеческого, – горе богачам, когда помыслим, что Господь создал всё в изобилии для всех, а между тем богачи удерживают в своих руках избытки хлеба, одеяний, денег – всего, что нужно для жизни человека; тогда как бедных множество повсюду и они терпят недостатки в самых первых потребностях жизни, богачи захватили святотатственно в свои руки достояние бедных. Горе богатым, когда вспомним, что в лице нищих Сам Христос, Бог наш, терпит нужду, и бедность, и все лишения. Сам Он просит чрез нищих подаяния у богатых и получает отказ. Невольно приходит на память участь богатого весельчака и Лазаря, лежавшего у ворот дома его [Лк. 16, 19 – 31]. Ад и мука – неизбежная участь жестокосердного богача.
В кресте – бездна милосердия, премудрости и силы Божией. Есть над чем призадуматься при кресте всем премудрым и разумным, как и младенцам о Христе.
В словах: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, и: Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя, – бездна любви Божией к роду человеческому. Есть о чем подумать всякому, беспристрастно углубляющемуся в судьбы Божии касательно рода человеческого и – в себя самого. Священный трепет пробегает по всем членам, по всему существу всякого непредубежденного, не связанного житейскими похотями и сластями человека, когда сердечным слухом слушает он сии слова из уст священнослужителя. О, любовь совершеннейшая! Любовь всеобъемлющая! Любовь крепчайшая! Господь сый всех и Зиждитель, Бог созданное Безстрастный обнищав Себе соедини, и Пасха за яже хотяше умрети Сам сый, Себе предпожре: ядите, вопия, Тело Мое и верою утвердитеся39. Что мы приносим, братия, в благодарность Богу за эту любовь к нам? Питаем ли алчущих, напояем ли жаждущих? Одеваем ли нагих? Посещаемых ли больных и в темнице заключенных? А ведь в лице их, как в членах Своих, требует нашей помощи Сам Христос, Спаситель наш, Себе пожерший за нас! 12 декабря 1873.
Вот зрелище Божественное – литургия! Вот зрелище бесконечной любви, премудрости, всемогущества, правды, святости – и зрелище бесконечной сладости и красоты и света, блаженства, ибо в сем Таинстве сокрыты для смыслящих и благочестивых бесконечная сладость, красота, свет, блаженство, святость, правда вечная, всемогущество, благость и премудрость Божия: не насытится сладким и светлым созерцанием ум, восхищением и блаженством сердце при размышлении об этом Таинстве бесконечной любви Божией к погибающему роду человеческому. А мы оставляем Церковь, предпочитая быть лучше в театре – училище суеты, где нет пищи бессмертному нашему духу, нет врачевания, очищения, помощи, где иногда подъемлется на кощунство всё святое, где не принято произносить имя Божие, как разве в шутку, лицемерно, где дается полный разгул так называемым благородным страстям, где подъемлет высоко голову свой мир прелюбодейный и грешный, распявший и распинающий Господа.
31 марта
Благодарю Господа, сподобившего видеть славное Его воскресение и поклониться Ему в радости.
Душа каждого человека окружена мысленною атмосферою, или чистою и прозрачною, светоносною, или нечистою, смрадною, мрачною, подобно как бывает с землею в природе или с солнечными лучами. Скверные, лукавые и хульные помыслы – это мрачная и смердящая атмосфера; благие, чистые помыслы – светлая атмосфера.
28 сентября 1874 г
Филиппу Степанову, дерзко меня упрекнувшему за подачу милостыни, по его мнению неправильную, сделать замечание, да не явится он мудр у себя; что я не мальчик пятнадцати лет, а пастырь его, Богом данный и Богом наставляемый; что он, Степанов, должен за собой смотреть и себя учить, а не пастыря; что он, хоть и ходит на исповедь каждый год, но только для виду, без расположения сердечного и к духовнику, и к важному делу исповеди, что исповедь его всегда была мертвая, смутная, скрытая, без всякой откровенности и, значит, грешная; что пусть себе изберет духовника по сердцу, а я не хочу больше терпеть двуличности и лицемерия.
[Далее следует пропуск почти в полтора авторских листа. – Ред.]
13 декабря
Утро. Доселе непокоен дух мой от вчерашней обиды, причиненной мною нищему, которого я в гневе выдрал за волосы за неотступную просьбу о милостыне. Гнев мужа правды Божия не соделовает [Иак. 1, 20]. Вот я сделал правду неправедно: с досадой и гневом подал милостыню нищим, поздно вечером нахлынувшим для прошения милостыни, когда я вышел для прогулки, а одного нищего во гневе вырвал за волосы, и сам себя уязвил жестоко, в двадцать раз жестче, чем нищего, ибо терзала меня совесть за сделанное, и я не имел покоя. Впрочем, с вечера и ночью, после молитвы покаяния, я спал хорошо; но, пробудившись рано, в половине пятого часа, я от неспокойствия и томления сердца не мог более заснуть; встал, умылся, зачал писать дневник, но слышу – приглашают к больному в Новую улицу, и я пошел в церковь – а на сердце тяжесть и нытье; взял Божественные Тайны, пришел к больному, приветствовал, стал читать молитвы, а на сердце всё тяжело, наипаче от курения сигары накануне (не надо курить – ноет сердце, раздражительным делаюсь больше). Исповедал, причастил, отнес Святые Дары в церковь и стал сокрушаться и плакать о грехах; пошедши из церкви, прошел всю Посадскую улицу в покаянии и вернулся домой. Стало легче. О, как я прогневал Господа и уязвил себя! Отчего же происходит моя раздражительность? От любви к многострастной своей плоти и к суетному миру сему и его суетным благам и от недостатка веры, упования и любви. Этот и подобный случай с нищим показывает, что во мне иной раз нет веры, упования и любви, потому что я пристрастен к тленной своей плоти и к тленным благам мира сего и века сего и во мне нет искреннего чаяния будущей жизни и воздаяния. Боже мой! Доселе я не знаю азбуки христианской. Зачем я не презираю тленную, суетную, грешную плоть? Зачем не презираю мир и его похоти? Зачем не зрю горé? Зачем боюсь переносить сокровище свое с земли на небо, руками нищих предпосылая оное Богу? Да наследую вечные кровы! Что ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли? – взывает возлюбивший Бога всем сердцем царь и пророк Давид. – Изчезе сердце мое (плотское, страстное) и плоть моя (грехи, страсти), Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс. 72, 25 – 27]. О, какое тление и сокрушение, какую тяготу и смерть испытывает душа моя от пристрастия к здешним благам, к здешней жизни, роскоши, сластям, вещам, деньгам, книгам и проч. Страдаю, мучусь от этого пристрастия, мне жестоко противу рожна идти, а продолжаю пристращаться.
Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы [1Кор. 13, 3], говорил святой апостол Павел. – Не лишиться бы и мне вечной награды от Бога за неохотную подачу милостыни, за упреки и укоризны нищих и иногда за досаждение им. Не погубить бы мне, яже делах добрая. Враг этого и хочет и ищет.
Я должен подавать милостыню не по своей воле, не тогда только и не тем только, когда и кому я хочу, но по воле Божией, иногда тем, кому не хотел бы подать, и тогда, когда не хотел бы. Делай, чего не хочешь, не только чего хочешь. Не моя воля, но Твоя, Господи, да будет, говори и твори. Оставляй всякую привязанность ко благам сей временной жизни – она пройдет как дым и как пар. Держись вечной жизни, к которой ты и призван [1Тим. 6, 12]. Воинствуй доброе, воинствуй с плотию, миром и диаволом.
Я сурово отношусь к бедным потому, что, видно в довольстве живя, забыл, каково терпеть нужду в необходимом. Да не будет сего впредь, да сочувствую нужде ближних.
Плоть наша, или ветхий наш человек, непрестанно ищет на земле большего, лучшего, но он сам не знает, чего ищет. Он ищет суетного, преходящего, а надобно ежедневно искать истинно лучшего и большего, то есть небесного, непреходящего и презирать преходящее, довольствоваться тем, что есть.
Ты говоришь: я капельку оскоромился, – но и чрез одну каплю, если она была не нужна, мог войти в тебя злой дух легкомыслия, непослушания, упрямства, гордости, блуда, пристрастия к земле и жестокосердие к ближнему. Разве много надобно, чтобы злому демону войти в нас, угодить ему? Чрез один помысел неправедный и чрез один глоток можно соединиться с ним, как чрез один глоток пречистого Тела и Крови мы соединяемся с Господом, – такова связь, такова последовательность грехов! А ты по целым стаканам пьешь без нужды в пост молоко, пресыщаешься скоромною пищею, – скажи же, сколько в тебя демонов вошло, демонов непослушания, сластолюбия, блуда, гордости, своенравия и упрямства, жестокосердия, привязанности к суетной жизни плотской, к суетному, преходящему, прелестному миру? – Целый легион: ведь бесы не дремлют, не спят – не так, как мы. Они очень хорошо знают и помнят, как они жестоко поражены нашим Спасителем, какою ценою мы спасены, какие неописанные блага уготованы нам в будущей жизни, и с алчностью невообразимою ищут уловить нас в свои погибельные сети, чтобы так или иначе сделать для нас бесплодным искупление, не достигающей цели пречистую Кровь, излиянную на кресте нашего ради спасения. А мы сами бросаемся в эти сети с головой, руками и ногами, несмысленные, безумные; намеренно выпускаем оружие из рук, разумею пост, или лицемерно постимся, когда предаемся различным постным лакомствам до пресыщения, утучняем себя – и воображаем, что постимся; или, не употребляя скоромной пищи, играем в карты, пьем вино или другие возбуждающие напитки, ходим в театр, на смех и празднословие, читаем пустые книги или даже соблазнительные, предаемся праздности – и думаем, что постимся. О! умно надо и поститься! Ведь нужна рассудительность везде – внимание к себе. Нужно постоянно смотреть за собою тысячью глаз, ибо враги лукавы, неусыпны, сильны, могут сделать нападение вдруг, нечаянно, когда мы не ожидали, и – низложить нас. Для того-то Церковь, памятуя, что мы воины, и дает нам часто в руки наше духовное оружие – пост и молитву, покаяние и умиление! А мы бросаем это оружие как ненужное – оттого легко бываем и низлагаемы супостатом, оттого, от сластолюбия нашего, мы пристрастны к здешним минутным благам и забыли обетованные, нетленные, вечные блага, для наслаждения которыми сотворены и искуплены, оттого мы сребролюбивы, небратолюбивы, несострадательны, жестокосерды, скупы, преданы плотской, животной любви и совсем побеждены и окрадены врагом нашего спасения; оттого враждуем, ссоримся, обидим друг друга из-за пустых вещей. Нам нужно коренное изменение и отчуждение внутреннейших наших помыслов, желаний, пристрастий, коренное изменение сердца, навыкшего гневаться из-за пустых вещей, сердиться, завидовать, недоброжелательствовать, зложелательствовать, мстить или воздавать злом за зло, сластолюбствовать, сребролюбствовать и проч. Нам нужно стяжать единое на потребу – любовь Божию, любовь к ближнему, самоотвержение, как корень всего доброго, ибо в самолюбии корень всякого греха. Оттого Господь и требует от Своих учеников прежде всего самоотвержения: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [Мф. 16, 24]; таким образом – отрекись привычки угождать чреву, пить вино; привычки сердиться на домашних или нищих, гонящихся за тобой; привычки засматриваться на женские красивые лица, на многоразличную красоту сделанных руками человеческими вещей, доводящих иных людей до пристрастия; бегай пристрастия самоугодия, привыкай находить удовольствие в отвержении своей воли и в исполнении воли Божией, закона Божия.
Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных [Лк. 14, 12 – 14]. Вот и я теперь с Господом и Церковью творю обед не для богатых и знатных, а для незнатных, маломощных, для вас, братия мои. Да они и не пойдут, если и звать их.
Итак, предложим духовную трапезу, обильную не яствами, а бессмертною благодатию Духа, не опьяняющий сосуд вина, а дающую трезвое веселие духу, восхищенному зрением Божиих Таин и судеб вечных.
14 декабря
Ну уж какое лютое беспокойство мне было от детородного члена ночью! Какой зной! Какая сласть! Только крестом, коим много раз знаменовался, удержался я от блудного разлияния. Это, вероятно, от выпитого утром молока (два стакана) и от рыбы, жаренной с солью и с маслом, за обедом, да и от сладкого чаю, выпитого в значительном количестве, первый раз внакладку, а другой вприкуску. Всякое излишество вредно. Во время соборования отставного солдата в доме Савельева нога крепко левая разболелась: стоять прямо не могу – и это, думаю, и верно, от излишества в молоке и рыбоядения. Поделом!
Согрешил пред Господом, что на нищего прогневался и на жену мою за пустые опасения ее и укоризны; она назвала меня сумасшедшим, а я ее сатаною, до трех раз; таким образом, воздал уничижением за уничижение, ругательством за ругательство, злом за зло, между тем как сам учу других не воздавать злом за зло, бранью за брань. Согрешил пред Господом и людьми и пред саном своим ангельским и Господним! Помилуй, Господи. Обрати, Господи, прости, исцели, Господи; на стези любви, терпения, незлобия, наставь меня, Господи.
Благодарю Господа, принявшего покаяние мое в злобе моей на жену и даровавшего мне мир, свободу и простор сердечный после тесноты и смятения (я, ходя по Господской улице, внутренно каялся и молился). Был я затем у Ивана Федоровича Пальянова и пил у него пиво баварское прозрачное и чай во славу Божию и на свое здоровье.
Опять прогневался на нищих молодых людей за частое припрашивание милостыни, и опять взволновался и воспалились отчасти адским огнем внутренности мои. Не должен я вовсе раздражаться, это вредит прежде и более всех мне самому – лучше подавать по силе в простоте, с усердием и добродушием. Господь силен воздать сторицею и во всяком случае не допустить до нищенства; какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7, 2]. Давайте, и дастся вам [Лк. 6, 38]. Не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба [Пс. 36, 25]. Помилуй, Господи!
Я нетерпелив, раздражителен и зол: с негодованием и злобою выгонял много раз от себя из квартиры нищих, мужчин и старых и пожилых женщин, приходивших за милостыней. Это не только пастырю, который должен быть образцом кротости для всех, но и мирянину неприлично и грешно. Надо научиться кротости, незлобию, терпеливости, дабы со всеми обращаться ласково, почтительно, снисходительно. Глубоко и много должно мне плакать и рыдать о злобе своей к нищим мира сего и к домашним своим – и впредь с уважением и любовью, ласковостью, учтивостью, снисходительностью обращаться со всяким человеком, особенно христианином, невзирая на лицо, как с удостоенным образа Божия, как с членом Христовым и членом Церкви, которой члены есть и на небе в бесчисленном множестве, и храмами Святого Духа, не щадя для них тленного имения и не подозревая в каждом из бедных, просящем милостыню, пьяницы и ленивца, а напротив, усердно обвиняя прежде всех себя, грешнейшего паче всех, во всех грехах.
Весьма полезно ничего не есть на ночь; легкий покойный сон. Тайный член не беспокоит, легко встается.
С тех пор, как я познал Господа, меня особенно познали нищие и стали обращаться ко мне за всем и всюду в Кронштадте. Не милость ли это Божия? Не облаженствовать ли хочет меня Бог чрез нищих? Ибо милостивые, сказано, помилованы будут [Мф. 5, 7]. Не суета ли мир сей? Не суета ли богатство? Не лучше ли быть обнищавшим ради Господа?
15 декабря
Благодарю Господа, удостоившего меня совершить Божественную литургию раннюю и даровавшего чрез нее мне мир, очищение, освящение, здравие. Благодарю Господа, укротившего бурю прегрешений моих пред литургиею, во время утрени и во время самой литургии.
Всё для ближних и ничего из излишнего для себя. Вот что значит жить не себе, а Христу.
Нищие нищи телесно, а многие из них богаты душевно, а мы, богатые, нищи душевно, – богаты телесно, тлительно для души и для тела. Не худо сделать мену товарам и в Бога начать богатеть, а не себе собирать [Лк. 12, 21].
(Согрешил я, разгневавшись на нищего, смирившегося до земли и просившего на сапоги для отправки в Питер.) В лице ближнего, оскорбляемого мною так или иначе, я сам себя оскорбляю, себя унижаю, себе наношу язвы, ибо он член мой и член Христа Бога, благоволившего облечься в человечество и соединить нас Себе.
Праведный Судия Господи, слава Тебе, яко истинным судом наказуеши меня всегда и, наказуя, врачуешь. (Будет общий Страшный Суд.) Слава и милосердию Твоему ко мне, кающемуся из глубины души, и ко всем кающимся.
Повеление апостольское творить молитвы за всех человеков [1Тим. 2, 1]. Это богодухновенная заповедь – основание церковного порядка молитв, молений, прошений, благодарений. Возвышенны эти молитвы: не самость, а вселюбовь проповедуют они постоянно; в мире – самость и самость, а здесь – общение любви. Вечная высота молитвы и любви! Всем впору достигать этой святой любви – и самому великому, и самому малому.
О, какие бесчисленные духовные блага доставляет мне вера Христова! От каких бед и мук и смертей духовных ежедневно спасает меня! Славлю Господа! Свыше приходит мне всегда спасение, живот, мир, пространство, помощь, слава! А в земных благах – теснота, смерть, смятение, горечь сердца! Горé же сердца!
Согрешил я, обозвав во гневе болваном одного нищего, гнавшегося за мною, не хотевшего вместе с другими у церкви получить милостыню. С гневом остановился я, крикнул на него и с негодованием и неохотно подал ему 20 копеек. А Христос мой добровольно предался Сам за тридцать сребренников для искупления меня от греха, проклятия и смерти. Сколь я неблагодарен и злонравен!
О, глубина моего растления греховного – глубина и великость немощи! Как скоро иссякает во мне истинная любовь даже в отношении к святым, не говорю к ближним, к домашним, к нищим, на коих (последних) я столько раз огорчаюсь, коих укоряю, ругаю, пинаю, деру за волосы. А имена святых иногда не могу выговаривать, если часто приходится их выговаривать! А часто – злоба, зависть, гордость, кичливость, блудливость, корысть, лакомство, леность, нерадение, непослушание! Нет у меня уважения к личности человека (бедного) или домашних. Иссякла любовь моя за умножение беззакония [Мф. 24, 12].
Прощения и оставления грехов – самонужнейшего просим, ибо погибаем во грехах каждый день, ибо грехи разлучают нас от Бога.
Доброго и полезного душам нашим: например, покупать наряды дорогие, ходить в театр, в клуб, на картежные вечера – недоброе, а подавать милостыню, читать Божие слово или слушать и другие добрые дела – доброе и полезное душе.
Слава благодати Божией, милующей, очищающей, освящающей, просвещающей, отрезвляющей, врачующей, укрощающей, укрепляющей, украшающей, прославляющей, умиротворяющей, распространяющей душу.
16 декабря
Немощен был я крайне внутренностями моими при служении молебнов у матросов и у Рудковского, и особенно при служении литургии, – но по причащении Святых Таин я ожил и укрепился духом и телом и беседу произнес с силою и дерзновением. Благодарю о сем Господа, яко не отринул меня многогрешного. Чудно оживил меня Господь. Слава животворящим Тайнам!
Младенец Лиза озлилась на меня, и я вознегодовал на нее и уязвился в душе гневом, но помолился о спасении моем Господу, и да не будут младенцы как рождения змиины, – и Господь спас меня, страстного; грехи младенцев не вменяются им до семи лет по правилам Церкви – и они чада Адамовы, как я, с наклонностью ко злу и действительным злом. Да не вменит им Господь, и я тем более – ибо я, я, я грешен, не они.
Какая болезненность, какая немощь, раздражительность была сегодня у меня во время обедни! И всё от излишества в пище и питье, как думаю. Сколько борьбы, ёженья, ужимок было со мною! На великом входе не мог от боязни диавольской говорить имен царской фамилии. Вот немощь! Возводил очи в горы, и не угодно было Господу ободрить и укрепить меня, ибо я недостоин был сей благодати за невоздержание, за нарушение, как думаю, поста.
В Церкви, и нигде более, мы все познаем единство крови, единство своей природы, единство немощей, грехопадений, болезней, скорбей, единство природы и немощей, кроме греха, в Самом воплотившемся ради нашего спасения Сыне Божием, Господе Иисусе Христе, Который искушен был по-всячески, по подобию, кроме греха, и Который не Ангелов восприемлет... но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям [Евр. 2, 16 – 17]. Небесная ектения великая – и истинно великая по духу всеобщей любви.
Дух Евангельский и церковный я должен стяжать; склад мыслей, желаний намерений, предприятий, слов и действий – также евангельский и церковный, а то у меня свой, мирской дух, плотской образ мыслей, чувств, начинаний, слов и дел. О, православные! Внимайте хорошенько богослужению нашей Церкви! 17 декабря. Понедельник. Утро.
Благодарю Господа, избавившего меня по молитве моей от огорчения, беспокойства и томления. Всегда со мною еси, о Творче и Спасителю мой бодрый, неспящий, внемлющий.
Благодарю Господа за промысл Его о нищих: вчера опять получил три рубля на бедных от одного мастерового.
Мне непременно надо молоко пить для груди и для голоса – слаба стала грудь, трудно говорить и петь. (Совет доктора Виталия Сергеевича Алексеева и одного архимандрита ученого.)
17-е
Благодарю Господа за оживотворение Божественными Тайнами; благодарю Господа за отъятие смущения, скорби и тесноты по молитве покаяния моего; это смущение постигло меня за гнев на Николая, алтарного стража, за его опущение своей должности.
Благодарю Господа за избавление от скверного диавольского жала в сердце в классе (пятом), когда я воззрел двукратно на образ Господа. Благодарю Господа за избавление от скорби и тесноты за неприязнь к младенцу Лизе, из-за которой жена ругала прислугу и часто бранит. Помолился я усердно, и помиловал Господь.
Водите, непременно водите родители или заступающие для детей место родителей детей в храм к богослужению и особенно к литургии и приучайте их слушать со вниманием службу Божию; внушайте им, как сильно возлюбил нас Бог, что Самого Себя предал на страдания и смерть, что Свое собственное Божественное пречистое Тело и Свою Божественную пречистую Кровь отдал нам в пищу и питие. Указывайте им особенно на слова, произносимые священником от лица Господа: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов; и на слова: Пийте от нея всиг сия есть Кровь Моя Нового Завета. Объясняйте им, какая в них бездна любви к нам, какая бездна снисхождения, самопожертвования, какая бездна премудрости, силы, возвеличения нашей растленной, впрочем, по образу Божию в начале сотворенной, природы и как должны мы возлюбить Господа и друг друга!
18 декабря
Благодарю Господа за пренебесный мир, дарованный мне по причащении Божественных Таин, за дерзновение и веселие сердца моего и за непреткновенное совершение службы – литургии с отпеванием усопшей рабы Божией Евдокии Павловской, умершей внезапно ночью от прилива воды.
Благодарю Господа, милостиво приявшего покаянный вопль мой в тесноте сердца моего после огорчения на жену мою: я сознал себя виновным, капризным, ничем не довольным, избалованным, самоугодливым. Господь даровал мне мир в конце моего пути в гимназию. Славлю Господа. Не остави, Господи!
Мне даром достались двадцать пять рублей от Николая Артем. – поэтому я должен их туне отдать нищим охотно. А я на них сегодня сердился – согрешил и Бога милосердого, нас ради обнищавшего в воплощении, прогневал. К чему я пристрастен – к этой вещественной,тленной, скороминующей жизни? К чему раздражаюсь и обижаю свою душу и вместе здравие душевное и телесное расстраиваю? К чему на этих безответных овец, нищих, сердиться – кротких, смирных, незлобивых, терпеливых, приниженных, стесненных во всем? Это безрассудно и жестоко. Сегодня (20 декабря) память святого великомученика Игнатия Богоносца, растерзанного зверями в римском амфитеатре. Да подражаю ему в любви к Богу и ближнему. Он говорил: нет у меня нимало любви к веществу и к этой временной жизни. Христа ищу и Небесного Отечества. Да подаю же по силе своей, нимало не раздражаясь и не обижая прежде всего себя самого гневом и яростию, ибо мне от ней наибольший вред. Да не попускаю врагу расхищать мои душевные сокровища – благодать, любовь и мир Божий, драгоценнейшие паче всех благ мира сего сокровища. А из-за частых беспокойств от нищих и раздражения моего на них, я, кажется, совсем потерял любовь к ним и возненавидел их. Горе мне! Ибо если я раздам все имение мое... а любви не имею, нет мне в том никакой пользы [1Кор. 13, 3]. Господь всегда воздавал мне за нищих. Воздаст и впредь, не даст обнищать. Да и требования нищих скромны: они многого не просят.
Итак, делай с Богом дела милостыни, благодушествуя в надежде на Бога, столько лет вознаграждавшего меня за бедных. 20 декабря 1873.
21 декабря
Благодарю Господа за совершение литургии вчерашний день и за причащение пречистых и животворящих Таин ко оживлению, очищению, освящению и утверждению моему.
Благодарю Господа, помиловавшего меня милостию великою в квартире Марьи Дм. [...], когда я в покаянии в тайне сердца молился Ему о помиловании и умирении и распространении моего смятененного и стесненного сердца. Слава благости и скоропослушеству Его. Толкущему отверзется [Мф. 7, 8].
По пробуждении сегодня чувствовал тесноту и тоску на сердце от употребления молока на ночь и ядения корюшки. На ночь отнюдь не есть.
21 декабря
По утрени. Благодарю Господа, благопоспешившего мне в служении утрени: голос был чистый, свободный, сильный, звучный; с радостным сердцем и торжественным духом и голосом прославил я предпразднство Рождества Христова и ублажил Пречистую Матерь Божию и мученицу Иулианию прославил. Молоко с черным хлебом всегда, и в пост, я должен есть ничтоже сумняшеся, ибо это для меня нужно и весьма полезно. Мне много, много приходится говорить, петь, читать, возглашать, а молоко питает, очищает, мягчит, прохлаждает, укрепляет и грудь, и все внутренности, и всё тело. Да будет за всё благодарение и слава Господу! Буди!
(Рогом40 после молока тоже вещь хорошая: его я пил после расстройства желудка. У Козьмы Михайловича Назарова лимонаду полтора стакана выпил; после того дома молоко пил.)
22 декабря
Достопамятна литургия по милосердию Божию надо мною, по благодати милующей, спасающей, умиляющей. Были певчие (суббота) от В.Я. Коренева; славно пели. Голос чистый, звучный к половине обедни и потом чище и звучнее – от благодати, очистившей загроможденное нечистыми делами сердце мое; а до Херувимской песни голос был нечист и незвучен. С Херувимской великие слезы умиления; причастился со дерзновением, ожил; потом до конца сладостное умиление и созерцание беспредельной благости Божией. За всенощной в думской церкви чувствовал себя превосходно. Голос чистый, звучный, душа покойна, тело совершенно здраво. Благодарю Господа за Его Божественные, всецелительные Тайны. О, сколько утешения в нашей святой вере! Как она животворна! Истинно источник воды живой вера наша. Это надо всем внушить.
Согрешил перед Богом и пред собой, поевши вечером рыбы с жадностью (корюшка) и котлетку, едва ли не смешанную с мясом рыбу, и пивши молока без нужды, и куривши сигарку; оттого тяжело было мне, сердцу моему, вечером, и теперь утром тяжело: слабость крайнюю чувствую. Не надо было есть вечером или только французской булочки с чаем – и довольно. 23 декабря. Воскресенье семь с половиной часов.
23 декабря
Славлю, благодарю и превозношу Господа за неизреченные милости Его ко мне грешному во время литургии: милость Его спасла меня, кающегося и слезящего, от тесноты и бессилия душевного и телесного, от слабоголосицы и даровала простор, мир, силу, звучный голос во время литургии; по милости Его я причастился с дерзновением Пречистых Таин, в мир души, во здравие, силу и крепость – и с великим дерзновением и радостию говорил слова Преосвященного Григория Казанского41 о добром пастыре. После причастия и употребления Святых Таин я стал здрав, силен и юн духом и телом.
Благодарю Господа за начало учреждения Попечительства при церкви нашей выбором членов и председателя, Михаила Осиповича Бритнева; Александр Бритиев – ругатель: ругал крепко митрополита, да и нас всех заодно с Николаем Сидоровым, придирался, лаял, наскакивал, как пес, хвалился крайне собою: я, дескать, задал бы вам ходу, если бы был у вас старостой. Да воздаст ему Господь вскоре по великой дерзости его, кощунству его или да смирит его и почтительным с покорностию духовному начальству соделает его. Укорил нас крохами своими, маленькими крошками своими. Господи! ругаются нам, слугам Твоим, козлища сии. Дхни на них духом негодования Твоего, ибо до небес возвысилась гордость их и нет для них ничего святого на земле; всё они хулят, над всеми святынями Твоими ругаются, ожирели они от множества даров Твоих; плода от них нет никому, заражают они других нечестием своим.
Не прикасайтесь к помазанным Моим (между прочим – и священникам), и пророкам Моим не делайте зла [Пс. 104, 15]. Касаяся их, якоже касаяйся в зеницу ока Божия. Мы – слуги Христовы и строители Таин Божиих [1Кор. 4, 1]. Разве доселе не познали вы, миряне, безмерно великих благ, ниспосылаемых вам чрез священников? Чрез совершение ими Таинств, учения, руководства ко спасению? Без них вы были бы как псиная блевотина, как кал, как овцы без пастыря, как слепцы, как верная добыча диавола.
Каюсь пред Господом в алчности, с какою я вчера поздно вечером ел, даже ночью, около 12-ти часов: я ел леща жареного с белым хлебом (булкой), отчего ночью было блудное разжжение. А ел потому, что не спалось, будто бы живот был пуст. Сладкого чаю много пил (стаканов шесть у директора гимназии, да дома у себя).
Вышло дурно, что я пил вчера много чаю и ел рыбу с булкой, запив опять чаем; сегодня чувствую раздражение нервов, засорение в животе, связание, прерывающийся при пении и слабый голос. Стократ лучше пить молоко с черным хлебом, даже в пост, чем сладкий чай: оно полезнее и здоровее и в нравственном отношении лучше. Ибо сладкий чай производит большее расположение к нечистоте сердечной, чем молоко, и блудную похоть. Впредь буду употреблять черный хлеб с молоком, а не чай, или только самое [малое] количество чаю.
Дурное ощущение я чувствую от вчерашнего горячего чаю, в большом количестве выпитого, и от белого хлеба: жжение, раздражение, тошнота.
24 декабря
Опять обручил меня Себе Господь в милости и щедротах, опять множество грехов очистил, из мертвых душу воскресил, болезни исцелил чрез причащение чудных, Божественных, животворящих Тайн Своих.
Ко всенощной сегодня пришел в тесноте, щемлении и смятении сердца. Мертво было сердце, уныло, хандрило после слабого и короткого сна и некоторого огорчения на жену за неисправность и нехотение угодить мне. Но Господь опять покаяние мое принял: душу очистил, из мертвых душу мою воскресил, утешил, оживил, утвердил, распространил – и я имел праздничный дух. Слава Господу, воскрешающему мертвых и меня, непрестанно умерщвляемого грехами моими. Умертвитель мой всегда близ меня или во мне и умерщвляет меня страстями плоти моей. Но и Сладчайший мой Спаситель и Бог близ меня и во мне и оживотворяет меня. Слава Его милосердию и долготерпению чудному.
Слава благодати Божией, даровавшей мне вчера за всенощной вместе с очищением, освящением, миром, легкостью, пространством души и тела и сон в прошедшую ночь мирный, сладкий, легкий, животворный! Слава родившемуся Богу! На земле мир и во мне благоволение. 25 декабря 1873 года.
Сколь сладостно и мирно быть в любви у Бога и с Богом! Что значит в сравнении с этою радостью радости мира сего, доставляемые мирскими отличиями, богатством и пиршествами и вообще пищею и питием, в которых мы любим искать своего блаженства?! Мне же еже прилеплятися Богу благо есть, полагати во Господе упование спасения моего!42 Господи! Ты вчера за всенощной смерть удалил от души моей по воплю моему к Тебе и жизнь ввел в сердце мое. Исповедую благодеяние Твое, милость Твою, силу Твою!
27 декабря
Хорошо я сделал, что осудил себя вчера в разговоре с Алекс. Моисеевичем Федоровым – в самоугодии, чревоугодии, объедении и пьянстве. Это действительно безобразие в моей жизни, и вред от него огромный для души и тела. Вот и это глупо, что я вчера телятины поел вечером: мне не надо есть телятины – от нее зловонные испарения, нехорошо во рту, конечно и в желудке, и обременительно сердцу. Когда я кончу эти беспорядки в приеме пищи? Доколе не определю порядка, правила, нормы? Доколе не живу словом Божиим и молитвой?
28 декабря
Мяса ли поем, хотя бы куриного, молока ли попью по болезни, я делаюсь как скот бесчувственный, бываю тяжел для молитвы и чтения слова Божия, груб и дерзок к ближним, особенно к нищим и к домашним. Господи! Исправи мя и прости мои великие согрешения.
Крайне смутился и уязвился я душой и телом, когда узнал, что жена моя вместе с свояченицей, а ее сестрой, везут детей ее в Питер, только чтобы прокатиться, а не совсем к матери их; и долго, долго была во мне язва и смущение, доколе я не покаялся искренно в своем огорчении и в озлоблении. Я думал: столько лет я воспитываю этих детей, столько от них и из-за их проказ, беспокойства, не говоря о проторах43; теперь свояченица получила место и не хочет взять детей к себе, оставляя их и еще на моем иждивении и беспокойстве, – доколе же это?
Но что здесь было причиной огорчений? Не самолюбие лиг не самоугодие лиг не сластолюбие, не чревоугодие ли, не сребролюбие ли, не любовь ли к миру сему? Разве в нищету ввели меня эти дети? Не всем ли наградил меня Господь? Не хороши ли мои покои? Не имею ли я отдельной комнаты, в которой спокоен от всех криков и шалостей детских? Не великая ли заслуга вскормить детей – сирот, хотя бы и в неге? Но жена слишком их балует и как на убой кормит их со всевозможной роскошью! Но и сам я не ем ли и пью роскошно всякий день? И не грех ли жалеть детям, этим ангельским душам, этим членам Христовым и чадам Христовым, чистых даров Божиих? Не туне ли всё имею от Господа? Но жена разлучила меня со всеми товарищами и знакомыми? Это тяжело. Но и это потери ли ради Господа? – может быть, Бог избавит вскоре от таких уз и самозаключения и даст сблизиться с товарищами и прихожанами у себя в квартире. Воля Господа святая да будет, а не моя грешная, хотя враг и нудит меня поставить на своем.
Вот о чем я говорил, проповедовал сегодня другим (в квартире Екатерины Степановны старушки), то случилось со мною самим: буря вражия нашла меня, волны с бурей восстали во мне и совсем потопили меня, и из пустяков – что жена и свояченица-вдова везут детей в Питер только ненадолго и опять вернутся ко мне. Забыл я награду за это от Господа, за воспитание детей не своих. А где желание будущих неизреченных благ? Нетленных сокровищ вечной жизни? Где желание загладить грехи юности воспитанием, между прочим, и чужих чад, чтобы с благословенными детьми наследовать и мне благословение Божие? Ибо кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды... не потеряет награды своей [Мф. 10, 42]. Таковых есть Царство Небесное [Мф. 19, 14]. Итак, да благодушествую всегда с избытком и да не унываю из-за пустых вещей. Да посрамится супостат. А от сластей безмерных да престану, ибо они прилепляют меня чрез сластолюбивую плоть и многострастную к миру сему. Горняя да мудрствую. Да попираю, как сор, всё земное, ибо всё – прах.
Где радость Рождества Христова, радость небесная? Где радость нашего духовного возрождения и обновления? Где радость обожения? Где надежды вечных благ? Всё исчезло из-за пустых вещей, из-за пристрастия к миру, из-за самолюбия и самоугодия. Вот сколь необходимо отречься всего себя. Когда следовало бы быть покойным, я беспокоился. Как глупо страстное сердце! И в совершенном довольстве и счастии житейском оно находит недовольство, смятение, муку, несчастие, ибо истинное благо в Боге, в преданности Ему, в повиновении Ему, в надежде на Него, в любви к Нему и в любви к ближнему.
Вчера вечером (28 декабря) я вознеистовался на своих младенцев, как Ирод, и воздвиг на них гонение заочно, чрез жену, возымев непреодолимое, беспокойное, ретивое желание возвратить их матери на место жительства ее в Питере. Но потому именно, что это желание было беспокойное, ретивое, какое-то страстное, уразумеваю, что оно было от диавола. Савл, Савл! что ты гонишь Меня? [Деян. 9, 4]. Что я делаю? – Гоню Господа в лице нищих. Гоню и в лице невинных младенцев незлобивых – да и нищие незлобивы, как младенцы.
Вот и опять опытом я убедился, что нет ничего на свете дороже благодати Божией, – и если нет в сердце мира, любви к ближнему, а есть алчность к земным благам, скупость, сребролюбие, то жизнь человека делается мукой, а с благодатию и при малом имуществе христианин счастлив, доволен и спокоен. Да живу же я с благодатию и да бегаю угощения и наслаждения пищею и питием, ибо это наслаждение оживляет плоть и страсти ее, а не умерщвляет, – а мне надо умерщвлять, распинать ее. Полно неистовствовать тебе, плоть моя.
О, находы страстей изнурительные и мучительные! О, несмысленная злоба и алчность, ревность и зависть душевно-плотская. Из-за чего ты плачешь, воешь малодушно? Чего тебя лишили мысленные враги? Благодати ли, мира и любви? Об этом плачь. Но, если люди лишают и лишили тебя земного имущества или повредили что у тебя из вещей, об этом прахе не сокрушайся, не плачь и от любви и мира не отпадай, ибо нет ничего дороже этих благ – они нетленны. А за отъемлющих и обижающих молись с любовью, ибо за обиды они воздадут ответ Богу. О, каприз плоти! О, злоба! О, рвение плотское! О, любовь мира сего! О, сластолюбие! О, плотоугодие! О, самоугодие! Вместо угождения другим во благое и вместо самоотвержения и самолишения! Не сласти ли и пресыщение вопиют во мне и терзают меня? Вчера я пять раз в разных местах принимал пищу и питие не столько питающими, сколько раздражающими кофе и чаем крепким. Уж не воздуху ли мне жаль жене и детям, что я с неудовольствием отпускаю их в Питер? С радостью да отпущу их: да дарую им свободу, как сам позволяю себе ходить и ездить, куда хочу. (Чужие пироги и чай стали мне [поперек], а может быть, излишества.)
Поминай молитву Трисвятого – каков тут человек представляется.
Поминай молитвы при крещении, каков тут человек представляется: сотвори его овча... уд честен... сына и наследника...
30 декабря
Воскресенье. Благодарю Господа, сподобившего благополучно совершить утреню, литургию и молебствие, громогласно и с силою душевною, хотя и при сильной головной боли (пред выпадением обильного снега). Благодарю Господа, удостоившего меня причаститься Его Божественных и животворящих Таин, в очищение и освящение, крепость, исцеление и здравие души и тела. Благодарю за оживление меня чрез совершение двух крестин и нескольких молебнов.
Благодарю Господа, благоутробно помиловавшего меня, злоутробного, когда я в скорби и тесноте обратился к Нему с молитвою покаяния, и избавившего меня от скорби и тесноты, и даровавшего мир и пространство душе моей, – а я укорил и осудил нищих и кричал на них за частое ко мне хождение: но они очень нуждаются, и я виноват против них.
* * *
Наказа́ти (церк.-слав.) – обучить, вразумить; подвергнуть наказанию за провинность.
Акафист Пресвятой Богородице. Икос 8-й.
Перефраз ирмоса 7-й песни Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Пространство (церк.-слав.) – простор, ширь, свобода.
Угобзися зело (церк.-слав.) – принесла очень много плодов.
Туне (церк.-слав.) – даром.
Толикократно (церк.-слав.) – многократно (толико – столько, столь много).
Толикую (церк.-слав.) – столь многую, столь великую.
Будучи Господом и Создателем всего, бесстрастный Бог, обнищав, соединил с Собою создание, и, будучи пасхою для всех, за которых готовился умереть, Сам Себя предварительно принес в жертву, взывая: ядите Тело Мое и утверждайтесь верою. Во Святой и Великий Четверток на утрени ирмос канона, песнь 3-я.
Рогом – марка французского кагора.
Григорий (Постников; 1784 – 1860), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов), оказавший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и ординарный профессор Санкт-Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание, участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Лекции его расходились в печатном и рукописном виде по многим духовным учебным заведениям. Трудами митрополита Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал один из первых в стране духовных журналов – «Христианское чтение», в 1855 году в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник», в 1857 году был основан журнал «Духовная беседа», предназначенный для мирян. В 1822 году Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1825 году был назначен на Калужскую кафедру, где начал активно заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1832 году возглавлял торжество обретения мощей святителя Митрофана Воронежского. В 1848 году назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, заботился об укреплении единоверчества, возглавил комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве. Владыка Григорий был крупным специалистом по истории старообрядчества. Его книга «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь» (1854) при жизни святителя была издана четыре раза. В 1856 году возведен в сан митрополита и переведен на Санкт-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Митрополит Григорий был неутомимым проповедником, он проповедал за каждым богослужением, обращаясь к слушателям с простым, кратким, но емким наставлением. Митрополит Григорий состоял членом Санкт-Петербургской Академии наук (с 1821 года), почетным членом по отделению русского языка и словесности (с 1841 года) и общего собрания академии наук (с 1856 года). Вел строгий, аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. Погребен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.
Молитва «Владыко человеколюбче Господи...» из последования ко Святому Причащению. Ср. Пс. 72, 28.
Про́тори (устар.) – издержки, расходы, убытки.