Источник

Злословие

Вопрос 557. Кто начнет злословить другого и опомнится, что он должен сделать?

Ответ. Кто начнет злословить кого-либо, тот должен скорее перестать и переменить беседу на другую, более полезную, но не медлить и в этой, чтобы от многословия снова не впасть в злословие.

Вопрос 558. Кто хотя не злословит другого, но с удовольствием слушает злословие, не подлежит ли тот за сие осуждению?

Ответ. Слушать с удовольствием злословие есть также злословие и заслуживает равное с ним осуждение.

Вопрос 614. Другой брат вопросил того же великого старца: скажи мне, отец мой, если я вижу, что кто-либо делает какое-нибудь дело и рассказываю о сем другому, говоря, что я не осуждаю его, но мы только разговариваем, нет ли при этом злословия в моем помысле?

Ответ. Когда человек, говоря, чувствует при сем страстное движение, это уже злословие. Если же он свободен от страсти, это не есть злословие, а говорится для того, чтобы не возросло зло.

Вопрос 689. Другой христолюбивый муж, оказывавший странноприимство отцам, вопросил того же старца: что мне делать, я всегда скорблю о том, что, когда приходит ко мне кто-либо из отцов, не имею нужных вещей, чтобы предложить ему?

Ответ. Сей помысл от диавола; достаточно предложить им то, что у тебя есть, по сказанному: «довольствуйтесь тем, что есть» (Евр. 13, 5), и Бог известит их о твоем усердии. Кто ищет таких вещей, тот не может быть странноприимцем, но желает, чтобы никто к нему не приходил. Если ты, имея что предложить (отцам), пожалеешь сего от скупости, то, хотя бы ты и тысячекратно старался угодить им, сердце их не получит извещения о твоем усердии, разве только оная вещь нужна тебе на другое необходимое дело или, может быть, на то, чтобы предложить ее больным или более важным лицам. Всё до́лжно делать с рассуждением и страхом Божиим. Когда тебе случается пойти куда-нибудь, не ожидай найти там покой, и ты не смутишься; а когда, возмечтав найти его, не найдешь, то будешь злословить принявшего тебя к себе; но злословие есть смерть души. Благодари за всё, ибо в сем состоит духовная и душеполезная пища и покой.


Источник: Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна. [Электронный ресурс] // Азбука веры

Комментарии для сайта Cackle