Источник

Июнь

1 июня. Вторник.

Враг старается усыпить всех и усыпил многих пристрастием к плоти и её удовольствиям (пиры, театры, катанья), к житейским благам, к богатству, к почестям и отличиям. Что поэтому надо делать? – Презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Презирать удовольствия и любить путь узкий и прискорбный, за ничто ставить богатство, не желать и не домогаться его, не желать и не домогаться и почестей. Но в нас возросло и усилилось крепко терние сластей богатства и почестей и умерщвляет нашу душу, когда приступаем работать Господу.

Со страхом надо призывать святых угодников Божиих, как духоносных и богоносных и как друзей Божиих, и не брататься с ними, ибо мы многогрешны, многострастны, исполнены всякой нечистоты.

Господи, человеколюбче и правосуде! Благодарю Тя от всего сердца моего, яко, часто отечески наказуя мя, милостиво спасаеши мя от скорбей и теснот, которыми поражаешь мя за грехи мои, за нелюбовь мою, за пристрастия житейские. Нынешний день три раза державно избавил еси мя от грехов моих, бывших виною крайней тесноты и скорбей. Ты услышал молитву мою сердечную, вопли моей души и не затворил меня в руках вражиих и поставил на пространне нозе мои. [Пс. 30, 9]. (Опять я пожалел брату сластей, осудил его во многоядении и многопитии. Надо мне быть чуждым всему ядомому и пиемому, как бы это было все чужое, не мое.) Да поможет Господь исправиться.

2 июня 1871.

Когда молишься о ком из живых или умерших, замечай за собою: искренно ли молишься об них, как о себе, и старайся, чтобы имена лиц, тобою поминаемых, или самые лица эти были любезны для тебя, дороги тебе, и не помыкай ими небрежно, ибо это грех. Люби ближнего, как себя. Имя ближнего да будет всегда честно62, как свое.

Каждый раз, как мы привязываемся всем сердцем к какой-либо вещи, мы отнимаем сердце свое у Бога и похищаем себя у самих себя, отдавая себя диаволу. Святые всецело отдавали себя Богу и все считали за сор, самое тело свое; они даже ночи отнимали у тела и посвящали их Богу в молитве, сладкую пищу и питье у тела, мало-мальски красивую одежду, боялись и копейки даровой. За то они и велики на небе и на земле и ублажаются славою вечною.

Что весьма неприятно, то бывает часто весьма полезно: так сильный пот при соборовании отставного дьячка Ивана Федоровича Кедрова был для меня очень, очень неприятен, и я, малодушный и нетерпеливый, возроптал в душе на то, что пригласили в маленькую комнату летом столь много духовных лиц (шесть); но этот неприятный пот был для меня очень полезен: он разрешил мою золотуху и выгонил её наружу чрез правое ухо. Это обычный по временам исход. Прошу прощения у Господа за малодушный и дерзкий мой ропот и благодарю за милость исцеления. (Вчера я употреблял черное пиво, портвейн в доме Опаровской после крестин и у отца Василия Салтыкова сотерн с икрою и селедочкой.)

Когда молишься, внимай тщательно сердцу твоему и наблюдай, где оно: с Богом ли или с миром, с прелестью века сего, с похотью плоти, похотью очей или гордостью житейскою (1Ин. 2, 16); если с миром – немедленно покайся внутренно и обрати сердце свое всецело к Богу.

Искушения, врага тонкие, быстрые, сильные, побуждают нас быстрее и постояннее обращаться ко Господу и крепче, глубже утверждаться в Нем, удаляясь от страстей и пристрастий житейских.

Как будто мало свое бремя, берусь за чужие бремена: сегодня за всенощной взялся за бремя отцов Павла и Матфея, тогда как свое без меры тяжко, – за то и подавил меня Велиар, смутил, стеснил, посрамил. Наука: вперед больше знай свои грехи, в своих грехах кайся и от них исправляйся. А других отцов, над которыми ты не поставлен попечителем, судит Бог. Ты просишь Бога о их исправлении от сребролюбия, нелюбви, гордости, зависти несправедливой, дерзости. – Исправься сам от этих пороков и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего [Мф. 7, 5].

Если со мною обходятся грубо, например начальник, я достоин того и не оскорблюсь этим.

5 июня

Всенощная воскресная. Благодарю Господа за благодать молитвы, дарованную мне на всенощном бдении, за умиление со слезами во всю службу, кроме первого часа и отпуста на всенощной, на которых враг смутил и отчасти всколебал меня. Сколь мирно, просторно, светло, сладостно было на сердце у меня во всю всенощную! Не расстался бы с богослужением и с храмом! Этого дара молил у Господа и для всех приходящих в храм!

Если Господь даровал нам Пречистое Тело и Пречистую Кровь в снедь и питие нам, то чего Он не даст нам, если только мы просим сообразно с волей Его, истинно полезного, просим с верою, упованием и любовию?

Под этой красотою одежд наших скрывается безобразие душ наших; под этими драгоценностями украшений нашего тела скрывается ужасающая бедность, пустота душ наших. Попечемся же о благообразии не одежд, а душ бессмертных и помыслим, сколь драгоценна наша душа, по образу и подобию Божию сотворенная, эта нетленная дщерь Духа Святого, это чадо Божие, эта искупленница Иисуса Христа, Сына Божия, купленная кровию Его; её, эту душу, паче всего да ценим и не променяем её на тленные вещи и удовольствия мира сего скоропреходящего, тленного. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин. 2, 17). Для души – воплощение Сына Божия, для ней проповедь, чудеса, страдания, смерть, воскресение, вознесение, второе пришествие Сына Божия, для нее сошествие Святого Духа, для нее учреждена Церковь, Таинства, иерархия. Для руководства её к горнему Царству и блаженству. А тело тленно, – со временем и оно будет духовно, не требуя ни пищи, ни пития, ни сна, ни солнца, ни огня, ни воздуха, ничего тленного. Возлюбим нетленное и вечное.

Даждь мне, Господи, оружие противу врагов моих – любовь, кротость и молитву сердечную, но не злобу, это неверное оружие, пронзающее ту утробу, в которой оно содержится.

6 июня

Воскресение. Литургия. Болезненно возрождение мое Духом Святым. Сегодня во время литургии чувствовал я весьма большую тесноту во внутренностях и в душе своей в продолжение всей обедни; страхи бесовские, смущения, уныние. – Откуда возьмутся разные беды? Точно из земли вырастут! Да, от земли, то есть из земного, страстного сердца моего. Голос был слаб, несмотря на то, что вчера пил молоко, как слабительное (или, лучше, сливки), за ужином ел булку с икрой и пил чай с хересом. Оказывается, что не надо было мне вовсе есть вечером и чаю не пить. После потребления Святых Даров я успокоился, возрадовался, распространился сердцем. Благодарю Господа! Говорил проповедь Преосвященного архиепископа Казанского Григория63. На великом входе царскую фамилию не мог всю выговорить от бесовской тесноты и страха. Заамвонную молитву не всю выговорил – пропустил на конце несколько слов; пропустил также на обедне слова: едиными усты и единем сердцем, – все поневоле, а не по воле. Прости, Господи! Утверди, Господи!

Прелесть злобы преследует меня, как кошмар, давит меня; враг гнездится во мне. Господи Иисусе! Помоги мне противу его. Благодарю Тя, яко сего кошмара по молитве моей отгнал еси, Господи! Легко стало.

Время от времени все тяжеле и тяжеле служить мне литургию в воскресные дни; теснота в боках и на сердце больше и больше бывает от моего невоздержания. Поэтому нужно обращать все внимание на воздержание, да не погублю всего делания моего во Христе, да не лишуся Царствия Божия во мне. Диавол обык малыми вещами погублять людей. Адама и Еву погубил снедию.

7 июня

Позднюю обедню с Божией помощию совершил победоносно: царскую фамилию на великом входе всю выговорил, причастился со дерзновением и верою, в мир душевных сил, в пространство и радость. Благодарю Господа. Молился за своих, особенно пред Святым Агнцем. Да услышан буду. О болящем Алексее Пашилове молился во благодати. Дома согрешил языком касательно отъезда Цветковых, да простит и не вменит Господь. Да будет воля Твоя, Господи, а не моя. Мир от причащения Божественных Таин нарушился было в церкви на заупокойной литии от мысли: поспеют ли Цветковы на пароход, не останутся ли еще в Кронштадте? Я пожалел, если останутся, впал в нелюбовь. Ничего не надо жалеть ближнему, ибо все земное – сор.

Жало сластей есть одно с жалом злобы: чтобы избежать злобы, надо избегать сластей, чревоугодия, пресыщения и презирать сласти и богатство, и всеми силами прилежать любви к Богу и взаимной.

Благодарю Господа, разрушившего во мне столп злобы вражия на присных64 моих за их злобу и отъявшего смятение мое. Благодарю Господа, даровавшего мне возлюбить врагов моих и матери моей. Возбранному Воеводе и Господу победительная, яко избавлыпеся от злых, благодарственная восписую Ти, создание и раб Твой. 7 июня.

7 июня

Словами виновных вразумляй, а рукам воли не давай, то есть не бей руками; это особенно неприлично священнику, носящему столь высокий сан, соименный кротости, незлобию, терпению – сан Христа Спасителя, Агнца Божия, глаголющего в Евангелии: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф. 11, 29]. (По поводу моей трепки публичной матроса, топившего собаку; долго скорбь и теснота были у меня на сердце вследствие дерзновения рукою моею. Едва умолил Господа.)

Поел со скоромным маслом черного хлеба и кусочек пирога с рыбой, печенного на скоромном масле, и тотчас на сердце и в теле оказалась тяжесть. Отнюдь не надо есть скоромного в пост. Большая, очень большая разница между скоромною и постною пищею. При скоромной пище борьба страстей [тягчае] и справиться с ними тяжело.

Благодарю Господа, паки65 разрушившего злобу в сердце моем на присных моих отца Григория и Анну Константиновну по молитве моей. Мгла злобы вдруг налегает на сердце при виде нелюбимых почему-либо лиц. Даруй, Господи, мне исполнять не свою волю злую, а Твою, всеблагую, и никогда никого не презирать.

А все из-за жадного чрева вражда. О, как необходимо распинать чрево постом, бдением, молитвою, чтением, псалмопением!

От употребления пирогов, булок и вообще белого хлеба или кашиц и каш делаются у меня золотушные остроты в разных частях тела; потому надо остерегаться белого пшеничного хлеба.

Проповедь на день рождения государыни императрицы сопоставить с грозными современными событиями. Высокие, но нечестивые люди рождаются и живут для того, чтобы с шумом исчезнуть с лица земли по мановению Господа Вседержителя, Судии царей и народов.

8 июня

Вторник. Поздняя литургия. Благодарю Господа всем сердцем, яко великую тесноту отъял от сердца моего чрез причащение Святых Своих Таин и расклинение вражие, бывшее во внутренностях моих, во глубине чрева моего, исторг и мир с легкостию мне даровал. Сколь блаженным я сделался по употреблении Святых Даров! Куда девались все скорби, томившие меня во всю обедню?! Славно прославился во мне Христос Бог мой и прославляется непрестанно.

По приходе домой сильно стужала мне злоба по поводу сурового ответа на мое приветствие Анны Константиновны, сестры моей и жениной. Потом молитвою препобедил и ласкою с ребенком Руфиною.

Согрешил – озлобился на мальчика, бросавшего камнями в сад, хотел оттрепать, но убежал он. Я должен был кротко, без злобы сказать ему о том, чтобы он не баловался.

Не люблю таких гостей из своего рода, которые господами надо мною самим хотят жить у меня и вносят в мой дом свои правила, противные уставам Святой Православной Церкви, которые, например, весь пост едят мясную, яичную и молочную пищу, которые спят до десяти часов утра, при которых надо ходить на цыпочках, при которых весь дом ходенем ходит, точно царь в доме поселился. (Сам я не люблю никого обременять и не люблю, чтобы и меня обременяли. А все-таки при нелюбви должен терпеть и терплю ради Христа и понуждая себя к любви, чтобы ке нарушить мир и не произвесть ссоры.) И в своем доме я как в чужом, подчиняюсь чужому, женскому произволу. Но да взираю на все это бесстрастно ради любви Христовой, вся терпящей, и да простит мне Господь, нелюбовь мою и да исправит сердце мое в любовь ко всем, по писанному: Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви [Рим. 13, 8]. Вражда есть величайший беспорядок, беззаконие в мире нравственном, а брашно нас не поставляет пред Богом. Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе [Рим. 14, 17]. Брашна чреву, и чрево брашном; Бог же и сие и сия упразднит (1Кор. 6, 13). Если Господь долготерпит мне и всем грешникам, то как мне не долготерпеть. Нетерпением как часто мы погубляем свои добрые дела и расстраиваем доброе согласие и дружбу!

Блудная плоть не хочет целоваться с неблагообразными или старыми и простыми людьми, а с благообразными и молодыми целуется охотно.

О, супостат окаянный! Как он охлаждает нас друг к другу из-за мелочей житейских, чтоб мы не любили друг друга, чтоб ненавидели друг друга, презирали, обижали! О, намерения ужасные супостата, непрестанно приводимые в дело! У всякого в сердце вражда на ближнего из-за сластей, жилища, одежды, денег и из разных ничтожных вещей. Любовь иссякла из-за суеты. Как же мы любим суету, сыны человеческие! О, страшное намерение супостата, всегда в нас действующего и исполняющего в нас хотения свои к непрестанному оскорблению Господа. Господи! даждь мне славословить Тебя непрестанно, не словами только, но наипаче делами любви, терпения, мира, кротости, незлобия, воздержания, чистоты и целомудрия, нелицеприятия. О, сколь суетна и грешна жизнь в мире! 8 июня 1871 года.

Зачем братаешься со врагом бесплотным?..

Други ли токмо целуешь?

Диавол, будучи не в состоянии причинить зло Богу, усиливается всеми способами делать зло образу Его – человеку, подстрекая к взаимной злобе людей, особенно живущих вместе, или к зависти, убийству; также влагая в нас нечистые помыслы и похоти. Чтый да разумеет и да уважает и любит подобных себе, даже врагов своих, ибо враги тоже человеки, только орудия диавола, о коих надо жалеть и молиться Богу, чтобы просветил их очи сердечные, омраченные злобою.

Благодарю Господа, спасшего меня по молитве моей от крепкой агонии злобы, с полдня до вечера меня томившей; благодарю Владычицу, устроившею между нами – мною, свояком отцом Григорием и женою его Анною Константиновною мир и согласие. Было недоразумение, объяснились – и вражда растаяла. Господи! даждь мне ценить паче всех сокровищ света мир и любовь и держаться их всем сердцем. 8 июня, святого Феодора Стратилата.

9 июня

Поздняя обедня. Благодарю Господа, победу мне даровавшего над лютым грехом: над злобою бесовскою относительно отца протоиерея, развлекавшего внимание старосты во время литургии. Столп злобы в сердце моем Господь испроверг и вместо рабства даровал свободу, вместо смятения – мир, вместо тесноты – пространство, вместо огня геенны – росу благодати. О, сколь упорен в нас грех! Не вдруг его сломишь и вырвешь. Благодарю Господа за причащение Святых, пречистых, небесных, животворящих и страшных Таин, за премирное и блаженное состояние мое от действия их во мне.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать победить напавшую на меня злобу по прибытии моем в дом (в третьем часу пополудни). Решительно запретил себе озлобляться: пусть, сказал я, лучше меня ненавидят, но меня сохрани Бог кого-либо и за что-либо ненавидеть – никогда да не будет сего. И злоба оставила меня, и я премирен стал благодатию Божиею, как прежде был смущен.

Опять впал в зависть, жадность и злобу, когда домашние мои с жен[иной] стороны, обедая отдельно, кушали лакомые и дорогие блюда, и, когда жена взяла у меня против воли хересу для яичного обливания, озлобился на нее. Умолял Господа о помиловании меня и всех домашних, виновных в сластолюбии в пост. Чрез долгое время Господь умилосердился.

Брашно – ничто, какое и каково бы оно ни было: дорого ли или дешево, постное или скоромное. Всё – человек: он бесценен. Потому из-за брашна отнюдь не должно враждовать на ближнего или завидовать ему. Бог да сохранит. А буря-то какая бесовская внутри. А лютость подстрекания к злобе от бесов!

Благодарю Господа, чрез единое молитвенное воззрение на Него с верою и упованием спасшего меня от тесноты бесовской злобы, действовавшей во мне, и быстро даровавшего мне мир и свободу, в 10 часов вечера. Согрешил пред Богом, наказав нищего за вину или невинно – не знаю, схватив его за длинный ус и оторвав значительную часть его. Рукам воли не давать.

10-е июня

Благодарю Господа, сподобившего мя неосужденно и непреткновенно, сердечно и с силою Духа совершить Божественную литургию и неосужденно причаститься Святых Животворящих Таин в мир душевных сил, в пространство и свободу духа.

Благодарю Господа, скоро внявшего молитве моей о примирении сестры моей Анны с прислугою и о моем с нею, ибо я защищал её няньку, изобиженную ею, а она обиделась на то. Благодарю Господа, мир небесный по молитве моей мне даровавшему. Благодарю Владычицу, скоро послушавшую недостойной молитвы моей и исходатайствовавшей мне мир и великую милость. Даждь мне, Господи, всегда мирствовати в себе и с ближними, даже ненавидящими мира и творящими обиды, распри и раздоры. 10 июня 1871 года. Четверг. Четыре с половиной часа пополудни.

Не люди враги мне, а я враг сам себе, или страсти мои. Себя да преследую, себя да исправляю, о себе да молюсь наипаче, а потом да думаю о исправлении других.

На вечерней молитве враг запял меня недоброжелательством к сестре Анне и уязвил жестоко.

11-го июня

Согрешил пред Богом – на нищего мальчика разъярился, обругал его свиньей и бросил ему три копейки. Говорю ему: ступай прочь, я дал брату твоему шесть копеек, а он все идет за мной; не утерпел, рассердился. Прости, Господи!

Враг производит в нас все нестроения: вражды ссоры, рвения, зависть, непокорность, неуважение и прочие страсти. Молиться надо Господу, чтобы сохранил нас от неприязни и даровал нам взаимную любовь, все терпящую.

На утрени от действа диавольского и от грехов моих не мог прочитать сполна Евангелия от Иоанна о вопрошании Господом апостола Петра: любиши ли Мя [Ин. 21, 15], пропустил в двух-трех местах несколько слов от насилия вражия. Возглас: Милостию и щедротами... не весь выговорил. Согрешил пред Богом! Не щадит враг... (Излишество в пище и питье да лакомство – причина моей злобы и сильных дьявольских козней.)

11-го июня

Обедня поздняя. Благодарю Господа за пренебесный мир после причащения с верою Божественных Таин, за дерзновение, ибо и сие дар Божий, за животворную теплоту в душе, пространство, легкость. Великую теплоту чувствовал в душе. До обедни враг ужасно теснил злобою на гостей Анну Константиновну и отца Григория Ивановича за их продолжительное и бездельное пребываение в доме, сопряженное с большими хлопотами, беспорядками, суетою, скоромною пищею и пр. Благодарю Господа, разрушившего страшные козни врага.

Недобра слава о моих гатчинских свояках: Анна Константиновна буянит в квартире своей: протоиерею – зачем-де часто ходит; Гурновы прогнали за распоряжение непрошеное в чужом доме. О мне трубила, что я боюсь её. Мать мою звала старой ведьмой вместе с Катериной. Бог да простит ей и да исправит всех нас, ибо все грешны. Но такую гостью вперед пускать к себе опасно. Не люблю, когда у меня в доме поднимают высоко голову.

Словами, произносимыми священником в церкви: простите мне, братия, елика согреших словом, делом и помышлением... Церковь учит всех, и священнослужителей и мирян, незлобию и смирению. Всем нам, носящим имя Христово, нужно хранить простоту нрава и детское незлобие. Богу особенно приятна добродетель незлобия. Да и какая польза от злобы для злобящихся? Только себе мука, мрак, теснота, плен, посрамление.

Курящие табак выкуривают из себя благодать Божию, если приобрели её чем-либо, и приемлют в себя духа лестча, ибо все [лишнее] от неприязни. Благодать и козни врага не тоньше ли дыма?

Согрешил пред Богом – озлобился в отсутствии на Цветковых, отца Григория и жену его Анну Константиновну, за то, что долго гостили у меня. Какое самоволие с моей стороны! – Пусть гостят: у меня своего нет ничего, мне уголка моего довольно. Любовию да терплю. Враг и без них и при них поджигает к злобе – свое дело знает и помнит. Ради Господа все прощаю им. Пакости вражии да не охладят меня к ним, ибо они – мои родные, а не враги, и благожелатели: диавол один враг. Они члены Христовы, хотя и немощные; они по образу Божию, как и я: одно естество в нас и одно обожение от Господа, одна вера, одно крещение, одна Чаша завета Плоти и Крови, одно упование, одно тело с нами, один дух, один Бог и Отец всех [Еф. 4, 4 – 6].

Вот что худо: после причастия Святых Таин я сделался опять делателищем диавола, его злобы, зависти, мщения! Согрешил пред Богом!

Горняя мудрствуй: земные блага за ничто, за сор считай; что съедят, выпьют у тебя сладко и много свои непрошеные гости – не жалей, а любовь наблюдай. За это Бог наградит.

Сам не имею любви к брату Григорию и [сестре] Анне, а ему говорю: если имеешь сколько-либо родственной любви, молись за меня, немощного. О, как я нетерпелив, когда гостят у меня свои! Не терплю, что спят долго, – а брат Григорий по немощи спит долго; что дома сидит, – а брат Григорий гулять долго не может.

12-го июня

Поздняя литургия. Благодарю Господа от всей души моей за дарованную благодать непреткновенного служения Божественной литургии (помысл о другом, сребропозлащенном кресте преткнул меня во время Херувимской, и ослаблено и парализовано было сердце мое, – но покаянием скорым исходатайствовал опять покой, силу и жизнь и премирного причащения Святых Таин! О, какое было блаженство мое, жизненность, сладость небесная! Славлю Господа!

Во время служения молебна Царице Небесной пред иконою Ее Иверскою сильно запнул было и уязвил меня бесплотный враг злобным подозрением к товарищу, отцу ключарю Матфею, за его жадность к деньгам и обогащению (как будто я не жаден), – но покаянием скорым, нелицемерным, глубоким возвратил опять благодать мира и дерзновения. (Образ устроен отцом Матфеем, то есть странница принесла из Москвы в Кронштадт, а по старанию отца Матфея она украшена.) Молебен был с акафистом. Потом к вечеру, часа в два с половиной, встретившись с матушкою Екатериною Николаевной, позавидовал тайно и презрел и опять было уязвился и лишился мира, но скорым покаянием и внутреннею молитвою возвратил опять мир. Как враг ловит непрестанно в свои сети, в свою злобу, зависть, гордость, блуд, жадность, леность и прочие страсти под разными, иногда благовидными предлогами!

Полнота всех благ наших есть Господь; Его да имеем всегда в сердце, и все приложится нам. Душа – богатство наше, она образ Божий и вечна. А богатство губительно для души.

Благодарю Господа за благодать богоразумия, созерцания духовного и глубокого умиления со слезами во все время всенощного бдения в Думской церкви. Мира глубокого, света дивного исполнился я благодатию и щедротами Господа моего в настоящую всенощную. Слава Господу! Все, егоже просих у Тебе, Господи, Духом Святым, да исполниши, ибо все возможно Тебе. А у Тебя записано все, чего я просил, и Ты знаешь, что я угодного Тебе просил у Тебя (12 июня).

У меня нервы телесные слабы слишком и без курительного табаку, а если покурю табаку-сигар, то они ослабевают еще больше: зачем же я курю, хотя и редко? Надо совсем забыть эту привычку многих, эту суету большинства. 13 июня. Воскресение. С вечера вчера курил сигару. Какая гадость во рту сегодня от курения, а в теле слабость и клинья.

Благодарю Тя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, яко Твоими страданиями и смертию сделалось возможным и удобным прощение безмерных согрешений наших чрез веру и покаяние нелицемерное, отъятие тления греховного и дарование нетления и обновления, воссоздания, пакибытия66 и бессмертия. Чудная Ты милость наша, Господи, чудное наше богатство. Слава Тебе! Благодарю Господа, яко нахальству, наглости, дерзости, мерзости, губительству, нелепости греха и виновника его, диавола, положен будет некогда конец и настанет полное торжество правды чрез победу Господа нашего Иисуса Христа.

Господи! Даждь мне простирати к Тебе моления о всем мире и о всем исполнении Церковном всегда с любовию всеобъемлющею, нелицемерною, ибо я, по благодати Твоей, ангел Твой и молитвенник о всех и о своих грехах. Даждь мне, Господи Боже, Отче, созерцати любовь Твою неизреченную к миру, даровавшую нам Сына Своего Возлюбленного, Единородного; даждь мне, Боже, Сыне Божий, созерцать истощание Твое в мире и на кресте нашего ради спасения! Даждь мне, Боже, Душе Святый, созерцати благодать Твою, преизобильно излившуюся и изливающуюся на мир ради заслуг Господа Иисуса Христа, исполняющую столь часто и мое окаянное сердце. Троице Святая, даждь мне славити Тя непрестанно сердцем и устами, а паче делами. Буди! Буди! 13 июня 1871 года. Воскресение. Утро. Семь с половиной часов.

13-е июня

Поздняя обедня в Думе. Не премину вознести славу и благодарение Господу моему, от грехов моих меня спасшему и наветы врага бесплотного надо мною разрушившему и глубокий Свой мир и небесное наслаждение в пренебесных Своих Тайнах мне даровавшему при служении Святейшей и Божественнейшей литургии. Но, Боже мой! Как слабо и шатко и многобедственно сердце мое во время богослужения при искушениях и наветах от злых духов! Только вера, вера в Господа моего Иисуса Христа, в Его пребывание во мне спасает меня от коварства, лютости и поглощения врагов! (Во время великого входа кадило диакона с горячими углями за плечами его смутило меня: подумал, что загорится у него стихарь; тут не договорил царского дома по причине смущения, а в алтаре стало смешно истерически.) Возгласа: И даждь нам едиными усты и прочее не мог выговорить от смущения при мысли о ком-то – враг украл и смысл, и энергию, и внимание, и мир; И сподоби нас, Владыко... тоже не все выговорил от наветов вражиих; во время причащения опять наветы, при чтении заамвонной молитвы – тоже. Всюду преследование, всюду препоны, всюду злобное школьничество восьмитысячелетнего школьника и учителя всякого греха, виновника всякого злого сомнения, смущения, страха, злого мнения, злого рвения, всякого злого дела. Но да сокрушит Господь все коварства сатаны и аггелов его державою Своею чрез мое недостоинство; да утверждается паче и паче вера моя в Господа, преданность Господу моему, Взбранному Воеводе моему, выну за меня ополчающемуся на врагов моих и сокрушающему сети их; да воспеваю Ему непрестанно победные и благодарственные песни. Аминь. От всех грехов моих и от всех козней вражиих да избавит меня Господь и да спасет во Царствие Свое Небесное; да покроет меня Господь наипаче от злобы, от зависти ближнему, от невоздержания, от сребролюбия, от суетности и тщеславия, от гордости и надмения, от непослушания и своенравия, от блуда, лености и всякого греха.

Мы не живем постоянно в спертом комнатном воздухе и выходим освежиться на улицу. Так относительно тела. Но относительно души – не надобно предаваться только домашним, житейским, обыденным занятиям, а надобно освежать душу небесным воздухом – молитвою домашнею и церковною, чтением Священного Писания и писаний святых отцов и вообще духовными сочинениями или размышлениями.

Питается ли, поучается ли, назидается ли душа наша чрез зрение и слух? – Да. Итак, иконы нужны, храмы нужны, чтение, пение, проповедь необходимы. А лютеране и англикане отвергают иконы.

Волю Божию надо неотменно творить, потому что волею Божиею все сотворено и существует, потому что воля сия есть воля совершенная, всеблагая, премудрая, все создавшая для жизни, блаженства и ведущая к блаженству вечному; потому что воля сия есть святость и блаженство наше, а воля наша или воля диавола, как воля злая, беспорядочная, ведет к вечному мучению.

Причина моего внутреннего озлобления на свояков Цветковых и на матерь скрывается в испорченности моего сердца еще с юности разными непотребствами рукоблудия, и я должен всегда, при всех искушениях, при всех бурях страстей винить себя одного, оправдывая других. Это истина. Господи! отыми от сердца моего растление и, очистив его, обнови благодатию Святого Духа, освяти, утверди во святыни. 14 июня 1871 года. Понедельник.

Вследствие моего греховного растления, я раздражителен, резок, осуждать люблю близких своих, даже на мать раздражаюсь из-за пустяков. Итак, никого да не виню, сам первый будучи из грешников и немощнейший из всех; ко всем да снисхожу, всех да терплю любовию.

Признаю себя действительно виновным пред родными моими Александрой Константиновной и Анной Константиновной в грубом и дерзком обращении с ними и смиренно прошу у них прощения. Они даже от меня заразились недобрым духом, духом строптивости, скупости, злобы, зависти. Господи! прости мои согрешения! Господи! примири меня совершенно с родными моими. Господи! даждь мне отбросить свое самолюбие и своекорыстие, свою гордость, раздражительность, высокомерие, любостяжание, сластолюбие.

14-го июня был первый жаркий летний день; 15-го июня – дождь вечером

16-го июня – дождь весь день; 17-го июня жарко и гроза в Гатчине с проливным дождем; от молнии сгорела булочная в деревне близ Гатчины; 18-го июня жарко весь; 19-го июня – очень жарко, градусов 30 с лишком; в пять часов вечера – сильная гроза с дождем.

Всякий раз, когда я внутренно возненавижу кого-либо, я бываю виновен в крайнем самолюбии, противном Богу, поэтому надо непременно отвергнуться себя и возненавидеть себя, чтобы искренно любить ближнего.

Благодарение Творцу и Промыслителю вселенныя за знойный день сего 19-го июня и за обильный дождь с грозою продолжительною: целый час гремел гром и сверкала молния, летали стрелы праволучны67 от благокругла лука облаков.

Земные пути год от году становятся более гладкими, прямыми, скорыми, удобными, а небесные пути, кажется, день от дня делаются более трудными, шероховатыми, искривляются, замедляются по причине различных житейских пристрастий. Жалкое состояние наше!

Блага духовные, религиозные, умственные, политические, экономические, материальные, коими мы по милости Божией пользуемся, приготовлены были для нас заблаговременно, задолго до нас разными деятелями, воздвигнутыми Богом, священными или политическими, учеными и другими, и мы должны непрестанно благодарить за это Бога и воздвигнутых им во благо наше людей, почитая память их и подражая каждый в своей мере делам их. Таковы были патриархи, пророки, апостолы, иерархи, мученики, преподобные; таковы цари, законодатели мудрые; таковы ученые, изобретатели разных наук, искусств; таковы земледельцы, купцы, промышленники; таковы герои, защитники Отечества и пр.

Составить программу занятий с Балем и Коргуевым; писать в книжку, чем занимались, что усвоено, как усвоено, что дано на урок для усвоения. (К востоку на молитве обращ.)

Сердце мое столь нечисто, столь испорчено, что само по себе не может быть вместилищем святой любви к Богу и человеку и есть пребывалище всяких страстей: злобы, зависти, недоброжелательства, злорадства, лукавства, гордости, тщеславия, самомнения, своенравия, упрямства, раздражительности, блуда, лицеприятия, любостяжания, жадности, сластолюбия, объядения, пьянства, лености, уныния, боязни, смеха, сомнения, неверия, отчаяния. Сколько поводов к смирению пред всеми, к самоосуждению, памятованию смерти и Суда страшного, к покаянию, исправлению и усовершенствованию себя Божиею благодатию! Да познаю себя и исправлюся.

20 июня

Воскресение. Утро дождливое, в церкви сырость. Раздражение нервов и духа сильное, искушения ужасные; уныние, теснота непроходимая. Невыговор многих слов и имен, например императрицы на великом входе, возгласа: Щедротами Единородного... И сподоби нас, Владыко, со дерзновением... и пр. Молебен с водосвятием служил порядочно. День разгулялся, к двенадцати часам стало ясно, и остальная часть дня была вся великолепная. Слава и благодарение Господу, возвеселившему нас райскими днями.

Водку пить мне не нужно: сегодня выпил за обедом полторы малых рюмки, и на молитве в деревянном доме Байкова овладел мною дух немый – не мог выговаривать многих возгласов: беда, да и только, стыдно и больно. Враг непрестанно бодрствует, чтобы озлоблять меня, и я должен непрестанно трезвиться и бодрствовать против него.

Смерть и тление стоят грозою пред нами и страшным призраком во все дни земного жития нашего. Как при этом отрадно должна быть надежда на воскресение из мертвых, на свободу от тления и на вечную жизнь! А эта надежда дарована нам воскресшим нашим Жизнодавцем!

Доселе я, окаянный, омраченный и невнимательный, не научился, не привык смотреть на людей (со мною живущих, соседей, товарищей, подчиненных, слуг, юношей), как на подверженных греху, зараженных ядом греховным, уязвленных стрелою греховною и потому заслуживающих снисхождения, сострадания, прощения, в то время когда они чем-либо оскорбляют меня, – но взираю на них, как на здравых духом, как на не потерпевших страшного крушения в лице прародителей, и, вместо того чтобы жалеть их, когда они согрешают волей или неволей, я оскорбляюсь на них, раздражаюсь на них (какое безумство и самолюбие! ) и за то сам уязвляюсь лютыми страстями греховными, сам страдаю много от грехов. Но да люблю отселе всех врагов моих и да молюсь за них искренно, как за свою душу, когда она в тесноте и бедствии. Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться [Иак. 5, 16].

21 июня

Понедельник. День ясный и жаркий. Благодарение Творцу и Промыслителю вселенной. Когда май был весь холодный и почти половина июня также, тогда мы малодушествовали, унывали и говорили: видно, не будет нынешний год лета, видно, Господь прогневался на нас и наказует нас по достоинству и лишит нас плодов земных. Но се – какая милость Божия! И дожди с величественными грозами, с громом и молнией, и ясные и жаркие дни, веселящие всякую тварь. Что за жизнь, что за радость повсюду, у всех тварей: у животных, у птиц, у насекомых – вот как они весело летают в воздухе и возглашают песни благодарственные Творцу всего! А в водах мириады животных как весело снуют из места в место! А что за красота чудная, живая, прекрасная, благоуханная, здравая растений многоразличных: все развернулось, расцвело, покрылось листвой тенистой, все деревья, травки, цветочки приветливо кивают проходящим. Слава Тебе, Триипостасный Боже, Творче, Промыслителю, все Собою наполняющий, тако вся благоукрасивший, оживляющий! Дивна дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил ecu [Пс. 103, 24]!

22-го июня

Вторник. День жаркий с восточным ветром. День милости Божией для меня, ибо Господь помиловал меня великою милостию, когда я в покаянии и сокрушении сердца воззвал к Нему внутренно, или взывал к Нему неотступно о помиловании и о избавлении от скорби, тесноты и посрамления, постигших меня за грех гордыни и презорства сердечного родительницы моей, не по вкусу моему убравшей голову свою.

Нечистое, растленное, блудное сердце мое – источник всех моих теснот, всех грехопадений тайных, внутренних, всякой злобы, зависти, гордости, презорства, недоброжелательства, тайного злорадства, безучастия к горькой судьбине ближнего, любостяжания, жадности, чревоугодия, сластолюбия и лакомства, блуда, маловерия, легкомыслия, тщеславия, суетности, ложного стыда, уныния и малодушия, боязни, нерадения к святому делу и вообще к делам звания и должности, своенравия, упрямства, пререкания и пр. Итак, надо презирать непотребное сердце свое и подавлять греховные, непрестанно возникающие движения его, всегда живо сознавать и чувствовать свое окаянство и смиренно всегда молить Бога о помиловании, очищении, исправлении, освящении, утверждении во всякой добродетели.

Приступая к совершению литургии, надо всегда приступать к ней с сознанием бесконечной важности и святости совершающегося в ней Таинства и бесконечной любви Божией к миру, открывшейся в воплощении, страданиях, смерти и воскресении Сына Божия, и отложить всякое житейское попечение, всякую страсть, всякий земной помысл, ибо и одним земным помыслом, одним мгновенным чувством неприязни к ближнему может запутать нас Велиар, особенно сильно беснующийся против нас пред литургией и во время литургии, стараясь обратить в суд и осуждение спасительное и страшное Таинство Евхаристии. 22-е июня. Вечер, 11 с половиной часов.

23 июня

Благодарю Господа, удостоившего меня Своим пренебесным общением в Таинстве Тела и Крови Своей. Много, много было искушений во время проскомидии и самой литургии от всезлого Велиара. О, всезлобное его лукавство! Как он дыхал во мне своим лукавством, своим ледяным, мертвящим дыханием, какое наводил на душу безумие, какой холод, какую боязнь, какое отупение и омертвение, какой мрак, какой срам! Но после причастия и употребления Святых Даров все козни, наветы супостата, как дым, исчезли, и я вкусил мир пренебесный! Слава Тебе, Господи! Вечный срам да будет сатане и аггелам его!

Дым от пароходов, снующих по Финскому заливу между Кронштадтом и Петербургом, ужасно был тяжел для моей груди и живота! Сильная боль в животе! После причастия прошла. (Курить отнюдь не надобно, от курения боли в животе.)

Что мне делать с всегубительным грехом? Он преследует меня непрестанно и вооружает меня против всех, и наипаче против кротких, смиренных и молчаливых, безответных, как мать моя. Что за пакость? Что за война непрестанная, отвратительная, надоедающая до крайности! О, как нужна против греха, во мне живущего, всегдашняя строгость и суровость! Не надо давать ему ни малейшего послабления, чтоб не возобладал мною.

Окаянные, возлюбили мы красивую наружность во всем и оставили внутреннюю красоту и преследуем неблаговидную наружность в речи, в лице, в приемах или движениях, как будто эта наружность – грех, унижающий человека, и из наружности, не привлекательной для растленного взора сердечного, не примечаем душевной, не любящей казаться, красоты: кротости, смирения, незлобия, послушания, терпения; тогда как с противной стороны, из-за наружности привлекательной не видим безобразия внутреннего, действительно унижающего человека и делающего ему бесчестие, например безобразия гордости, тщеславия, фанфаронства, легкомыслия, вольности, неверия или нигилизма, непочтительности, непослушания и пр. Как мы осуетились и в делах, и во взглядах своих и поставили всё вверх дном! О, поистине, мир весь во зле лежит (1Ин. 5, 19), и мы с ним вместе! Всех нас обуяла похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин. 2, 16)! Все растлились в начинаниях [Пс. 13, 1]! А я, грешный, паче всех! Себя да осуждаю всегда, себя да ненавижу, свои внутренние начинания да испровергаю во ока мгновение, да не раб буду греха вселукавого, всеубийственного.

Я разрешился сегодня на скоромное в пост. Что же, не осквернил ли я себя этим? – Осквернил: во-первых, непослушанием Церкви, во-вторых, лакомством и чревоугодием, в-третьих, блудными движениями плоти, ибо плоть, пространно питаемая, естественно рождает блуд. Итак, зачем же я разрешил на скоромное? Разве я заключил договор с своею плотию, чтобы она не блудила? А если этого нельзя сделать, если она до последнего издыхания моего не перестанет посягать на чистоту души моей, омываемой Кровию Иисуса Христа, как нечистое животное, дьявольское порождение, то мне непрестанно надо умерщвлять её и скоромную пищу в пост без крайней нужды не есть. 23 июня 1871. Была, впрочем, и крайняя нужда: большой упадок нервов и крепление желудка постною пищею. Господи! не поставляй мне сего в грех. Ты веси мои немощи великие!

23-е июня был день жаркий по милости Божией; в ночь на 23-е число я спал без одеяла

Поутру расстелился сильный дым от пароходов, весьма неприятный и нездоровый. Живот болел оттого во время ранней обедни. Аппетит пропал. Весь день солнце, после полудня немножко покрыло облаками.

24-е июня – день ясный и теплый; ночью стояли открытыми форточки

Благодарение Господу за такое благоприятное для всех тварей, одушевленных и неодушевленных, время. Слава Тебе, всеблагий и всемогущий! Слава и делам рук Твоих, яко вся премудростию сотворил ecu [Пс. 103, 24]. Сколь ясно Лице Твоея благости к нам, грешным, преступающим непрестанно заповеди Твои благие и блаженнотворные!

Урок сегодняшней ночи: надо долготерпеть, потому что любовь долготерпит (1Кор. 13, 4), а в любви весь закон [Рим. 13, 10].

Благодарю Господа за дар приобщения Святых Таин; обедню служил с трудом душевным и телесным; опять имени царицы земной не выговорил и некоторых слов. После причастия успокоился. Но слаб был телом: недоспал, а спал дурно от плетения волос. А мороженое? А сливки? А ужин на ночь рыбы с черным хлебом?

Не надо есть скоромного: грубеет сердце. Употребляющий скоромное не чувствует благоухания растений, а употребляющий постную пищу вполне наслаждается ими.

Отбрасывай свою волю, или своенравие: оно бывает причиною многих зол и огорчений для тебя самого и для других, как-то: для домашних, для подчиненных и для начальствующих – но больше для тебя самого.

Урожденным Несвицким: все ваше – и место, и средства. Пользуйтесь же невозбранно тем, что Бог дал вам чрез меня и мне чрез вас.

Ежедневно враг связывает и парализует сердце мое пристрастием к житейским сластям и вещам и чрез то отревает меня от источника жизни – Бога. Он производит жалость денег, или скупость, жалость сластей человеку, но не человека; он производит желание сластное жены искреннего и неверность своей, отвращение к своей; он производит ежедневно в наших слабых, маловерных сердцах неверность к Богу и к ближним и ворочает сердце на тысячи изнанок, играя им, как клубком. Он производит глупую боязнь, глупое сомнение, глупый стыд, глупый смех, глупую сласть, глупое легкомыслие, всякое безумство. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? [Рим. 7, 24].

Искуситель и ловец тот же, – но и Бог тот же: Его помощи против врага моего ожидаю, на Него надеюсь, Он не оставит меня. 25 июня. День ясный и жаркий.

При первой встрече с человеком боюсь его, узнавши – презираю: что за превращения нелепые! О, растленное сердце, источник всяких грехов, всяких нелепых состояний духа: сомнения неуместного, мнительности, боязни, страха, стыда неуместных, смеха, лукавства, злобы, зависти, гордости, своенравия пустого, злорадства, злопамятства, уныния! Окаянный я человек!

Благодарю Господа за дар молитвы, за дар мира, свободы, отрады, утешения, света, силы, даруемых мне туне от Господа.

Пристрастие к театрам, клубам, концертам и разным увеселениям, равно как картежная игра, будет осуждено Богом так же, как пристрастие к деньгам, к одежде, к пище и питью, к пьянству, потому что это тоже земная страсть, тоже отпадение от Бога и от небесного, тоже сумасбродство души, тоже служение князю мира сего. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1Ин. 2, 15). Все мы болим земными пристрастиями и холодностию к небесному. Это лютая болезнь человечества.

А святые Божии человеки все – словесные небеса, оставившие далеко за собою всякое житейское пристрастие. За то они прославляются вечно славою нетленною и со дерзновением молятся Создателю о душах наших.

26 июня

Владычице Тихвинской вчера служил три всенощных с молебнами, да сегодня четыре молебна. Много было искушений, боязни, сомнения бесовского во время службы по грехам моим. Наконец, на последнем молебне служил безбоязненно.

Вчера и сегодня согрешил пред Богом и ближними – впал в уныние от пребывания в продолжение нескольких дней свояченицы Марии Константиновны, вместо того чтобы радоваться; сильно стужал враг ради её. Как скоро забываю я благодеяния и ласки, любовь Марии Константиновны! А ведь что мне стоит угощение её? – Ничего. Все даром от Господа мною получено и получается. То же было со мною, когда гостили Цветковы, – даже готов был плакать от уныния и малодушия. Вот каково пристрастие к временным, ничтожным благам, которые надо было бы презирать и за сор считать, не более. Вперед да не унываю. Чем более расходов, тем более доходов Господь посылает. Только мы забываем щедроты Божии скоро. Ах, самолюбцы!

Благ и щедр ко мне Господь каждый час, день, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. А если Господь щедр ко мне, то почему я скуп? Если Господь благ, почему я зол? Таковы ли должны быть чада такового Отца?

Таково ли братство? О, окаянство, неблагодарность, нерассудительность! Всякий почти день я получаю доходы, каждую неделю – братскую хорошую кружку, каждый месяц – гимназическое жалование, каждое полугодие – жалование и пенсию и еще проценты, каждый год – кандидатский оклад. Чего еще?

Я жаден до денег, а осуждаю и ненавижу за жадность к ним брата отца Матфея, – сам то же делаю, и себя люблю, а брата, делающего подобное, ненавижу. Отчего не снисхожу к нему, как к себе? Оттого и он меня презирает. Кроме того, я жаден до пищи и питья и сластей, отчего все беды со мною бывают, все лютые искушения и скорби. Чего же не вразумляюсь и не исправляюсь? Пристрастие к земным благам – мое бессилие и посрамление; презрение мое к ним – моя сила и слава. Отчего же не презираю сластей, богатства, блеску, отличий, красоты, славы мира сего? Сласти плотские меня растлили и погубили в юности – отчего теперь, в зрелом возрасте, не презираю их? 26-е июня 1871 г. Суббота.

Замечательно, что чем щедрее доход в какую неделю, хотя бы об нем раньше и не знаю, тем больше плоть моя беснуется на гостей, часто приходящих и ядущих и пьющих с трапезы моей. О, бессмыслица, нелепость, неблагодарность моя! О, языческое направление сердца моего! Кто избавит меня от него? Блаженные пустынники, уклонившиеся от всякой прелести мирской, от всякого стяжания, от всяких сластей, от всякой славы мира сего! О нас молитеся ко Господу, да избавит нас от прелести лукавого и от злобы его, от зависти, гордости, уныния и пристрастий житейских!

26 июня

Воскресная всенощная. Великое искушение во время всенощной при чтении Евангелия: споткнулся при мысли о старосте Никитине, странное дело! (Разве я людям, а не Богу работаю?..) Певчие, слыша, что я остановился, запели и не дали мне дочитать Евангелие. Я ужасно сконфузился. Протоиерей стоял подле меня. Оплевал меня сатана. Боже! Очисти мя, грешного.

(Не стоял у Евангелия, ушел в алтарь, в придел, и там горько воздыхал и умолял Бога, чтоб запретил сатане. Не надо было мне вчера развлекаться – говорить с протоиереем во время всенощной, хотя только две минуты; сам он потом пошел кричать во время всенощной.) Пламеннее надо было молиться за всенощной.

В церкви непрестанно возвещаются чудеса творения, промышления и искупления Божия, возвеличения рода человеческого, дивной помощи Божией апостолам, мученикам, иерархам, преподобным; в ней же приносятся непрестанно моления за всех живых и умерших в вере и надежде воскресения! В ней прославляют непрестанно подвиги святых, апостолов, пророков, мучеников, иерархов, преподобных.

Дне всего совершенна... Дни наши всегда проходят в суете, во грехах. А мы должны быть совершенны, как Отец наш Небесный совершен есть [Мф. 5, 48]. Ангела мирна... Грехами мы ежедневно, каждый час отдаляем от себя Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших. Прощение и оставление грехов... Мы должны алкать и жаждать правды [Мф. 5, 6], а в мире большая часть и не думают об этом, утопают во грехах и не думают раскаиваться, прилагая грехи ко грехам без всякого страха; добрых и полезных душам нашим – в мире думают большей частию о приятном, а не о добром и полезном, как бы веселее провести время; о добром и полезном для души, например как бы снискать для души благодать Божию, как бы утвердить ею сердце против свирепства страстей, как бы просветить ум светом Евангелия, – о том мало кто думает; в мире о мирском думают и хлопочут, и оттого души христианские остаются многие чужды благодати Божией и жизни христианской, и их жизнь, дела носят печать язычества; прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати – об этом тоже мало кто думает, говорят: успеем еще покаяться, теперь поживем в свое удовольствие, покаяние предоставим отшельникам и ханжам, пусть они плачут о грехах; христианской кончине живота нашего, безболезнены... О кончине стараются в мире не думать и как можно дальше отгоняют мысль о смерти... чтобы она не препятствовала жить веселее и не отравляла радости жизни, между тем как память смерти благотворно действует на весь строй жизни и научает степенности во всех действиях. Блажен, кто руководствуется ежедневно наставлениями матери Церкви: он верно будет в чине спасаемых. А как многие не ходят в церковь, как многие приходят в церковь, скучают и не вслушиваются и не вдумываются в возгласы священнослужителей! Много они теряют чрез это для своей души. Искупующе время [рус.: не трятя впустую], яко дние лукави суть [Еф. 5, 16].

Зачем унывать, отчаиваться при искушениях, зачем роптать, быть дерзким? Будь благодушен, терпелив.

Будь верен до смерти, говорит Господь, и дам тебе венец жизни [Откр. 2, 10]. Даруй, Господи, быть мне верным Тебе до смерти и не роптать при искушениях и падениях невольных, бывающих от боязни дьявольской и страхований его.

Поел скоромного вчера: думаю, будет лучше, легче на душе, так как я был болен и телом и духом, а выходят те же и еще худшие искушения. Покурил табаку (сигару целую выкурил): думаю, будет хорошо, – вышло дурно: сердце совсем ослабело и лишилось благодати – это сказалось, когда служил молебен Тихвинской Божией Матери в часовне Гостиного двора. Были: Баженов Иван Иванович и [...].

27 июня

Поздняя обедня. Служил в тесноте, которую причинял сокрытый и гнездящийся в сердце лукавый дух; на великом входе имя императрицы по действию лукавого духа не мог выговорить от боязни, остальные имена царственных лиц выговорил все, с Божиею помощию, кроме великой княгини Александры Петровны. Молитвы при пресуществлении Святых Даров произнес с Божиею помощию, но при возглашении: В первых помяни, Господи... усумнился, смутился и не мог договорить; И даждь нам едиными усты тоже не мог договорить всего. На молебне благодарственном при чтении Евангелия не мог выговорить слов Господа не десять ли очистишася [Лк. 17, 17]... и дальше... Заамвонную молитву прочитал всю; отпуст сказал весь. После употребления Святых Даров успокоился и обновился. Благодарю Господа.

Вечерню служил всю спокойно, твердо. На крестинах, бывших в церкви, враг ужасно уязвил и смутил, парализовал сердце от присутствия протоиерея. О, эта двойственность! Зачем я раздвояюсь, зачем я не одно добро? Зачем и зло? Да буду я всецело в Боге, да будет всецело Бог во мне. Да буду всецело предан своему святому делу, Богу и святому закону Его. Да не будет во мне во веки злоба диавольская, зависть, скупость и пр.

28 июня

Утреня. Благодарю Господа, даровавшего мне победу на врагов невидимых, сильно препинавших меня в служении смущением и боязнию и связывавших внутренние и наружные уста мои, при чем я лишался слова. Крепко противился я с помощию Божиею борцам невидимым и возмог над ними. (Полунощницу почти не мог служить, ни отпуста, ни ектении не мог говорить.) Ектению великую на утрени выговорил всю; просительную ектению в последних возгласах не мог сказать; на сугубой ектении опять благодатию Божиею одолел супостатов, но говорил медленно, слово за словом, громко. Христе, Свете выговорил всю, отпуст сказал почти весь, но враг подмывал сильно сердце. Не спит, окаянный, в злобе своей. Даждь мне, Господи, победить волнение злобы его, всяческие козни его. Как он пользуется неслужебными днями моими, чтобы напакостить во мне и отдалить сердце мое от Господа! Каких усилий, скорбей, теснот, срамоты, поражений в самое сердце стоит мне отделиться от него, выгнать их из храмины сердца! Едва ведь иногда не погубят меня, такую бурю страстей поднимут! Господи! векую68 мя сотворил еси посмешищем врагов бесплотных? О, суббота! О, воскресение предшествовавшее!

Благодарю Господа, даровавшего мне победу на страсти мои и на врагов невидимых, крайне стужавших мне во время проскомидии и литургии оглашенных, возбуждавших пристрастия к тленному хлебу (что просфирня маленькие просфиры печет) и неприязнь к просфирнице. Дом царствующий выговорил весь и всю литургию совершил благополучно; причастился по милости Божией неосужденно, непостыдно и паче утешился. Дары употребил окончательно мирно, с верою непостыдною. Слава Тебе, Боже! После употребления Святых Даров враг возбудил было чрез напоминание неприязнь к жене инспектора гимназии Глафире Ивановне, непочтительно ко мне относящейся с некоторого времени; по благодати Божией неприязнь одолена и заменена искренним расположением! Молитва о сем.

Истинно сам не знаю, куда и для чего я спешу словами и действиями во время Божественной службы, когда нужно спокойствие и неспешность, отчетливость во всем. Время богослужения наше, или паче Божие по преимуществу, и отнимать его у Бога – грех тяжкий.

Все сослужащие и все предстоящие во время богослужения – люди грехов и немощей: Ангелов на земле нет. Все подобострастны69 мне, грешному и немощному: чего же мне их бояться? О Велиар, наводящий на меня суетный страх, удались от меня, именем Господним повелеваю тебе!

Зачем расстраивать дух свой сомнением, мнительностию, смятением, боязнию, поспешностию?

Прочь все земные, суетные страхи, от диавола прибывающие, особенно во время богослужения, да будет во мне страх единого Бога. Да не двоит меня супостат, ибо он всему доброму противопоставляет свое злое: страху Божию – страх свой бесовский; страху истинному, святому – страх ложный, греховный, как любви Божией, святой противоположил любовь плотскую, земную, греховную, страстную, нечистую, мечтательную; вере Божией – веру в разум человеческий, в его мнимое всемогущество; надежде на Бога – надежду на человеков и на земные вещи.

Во время богослужения священник должен умереть для мира, для всех мирских расчетов, для всех личностей, чтобы не иметь ни малейшего лицеприятия ни к кому, никого не бояться рабским страхом, страстным, ни к кому не иметь особенного земного расположения, но на всех смотреть как на рабов и рабынь Божиих, как на грешных, как на немощных духом и телом и врачуемых Божественною благодатию по мере веры, любви и усердия каждого.

Господи! Я исполнен сильных страстей и крайних немощей духа; так, когда была больна супруга диакона Петра Софронова, сослуживца моего, я не сочувствовал христиански болезни её и, когда умерла, не молился искренно о душе её, как о своей, не сочувствовал горю брата моего Петра и детей его, лишившихся жены и матери. Какая-то мертвая холодность была в душе, какое-то лукавство, злорадство, ибо усопшая раба Божия Надежда однажды имела случай оскорбить мое самолюбие, вызванная на то отчасти мною же. Но да простит ей Господь все грехи её, по немощи человеческой соделанные, да простит и мне отлетевший дух её. А сам я да берегусь, чтобы мне совсем не умереть духовною смертию, ибо часто, часто она свирепствует во мне ужасно, особенно когда не служу в храме.

29 июня

Архиерейское служение преосвященного Павла, епископа Ладожского. Я встречал с блюдом и с святою водою и крестом животворящим, я и часы служил, то есть возгласы говорил. Служил бодренно, выговаривая. Пред проскомидией и часами враг крайне возмущал и теснил. В Петровском приделе молился и сердечно многократно припадал к престолу, и Господь помиловал: успокоился. На великом входе не пришлось говорить царской фамилии. Преосвященный говорил отлично хорошую проповедь наизусть. День весьма жаркий, ясный. Обед в Думе начался в три часа. Преосвященный с архимандритом ездили на [локаторы]. Обед кончился к пяти часам. Преосвященный уехал в шесть часов. Ездили с крестом; кончили в девять с половиной часов: доб. 50 рублей. Вечерню служил без повечерия, малую, без ектении великой и просительной; был выпивши порядочно.

30 июня

День весьма жаркий. Благодарю Господа, содействовавшего в служении утрени: голос был ясный, громкий, чистый, легкий. На полунощнице сердце расслабло от врага. Потом укрепил Господь благодатию. Слава Богу!

День так жарок, что и в одной рубашке можно ходить. Слава Богу!

Благодарю Господа, удостоившего меня совершить непреткновенно, кроме великого входа, Божественную литургию и совершить Пренебесное, Святейшее, Страшное и Животворящее Таинство и вкусить неосужденно Пречистого Тела и Пречистой Крови Христа Бога моего, во очищение грехов моих, во освящение души и тела и в мир душевных моих сил, вкупе и здравие тела. Аминь.

Искушение у купца Герасима Мурашова: пришел со крестом (накануне были, да дома не застали), и он рассердился за то, что сильно позвонили, и не принял нас.

Что невероятного, что крест животворит и чудодействует, когда жезл Моисеев обращался в живого змия, когда тот же жезл производил по воле Божией бесчисленные и величайшие чудеса? Но он был живым и чудодействующим не сам по себе, а потому, что изображал собою Крест Христов Животворящий. Не удивляйся после этого, что мы обращаемся к Кресту, как к живому, и возносим к нему молитву, говоря: О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки70. Он есть как бы живой образ Христа распятого, поправшего силу диавола: где крест – там Христос, равно как где Христос – там крест, так что крест во Христе и Христос в кресте.

Господь Иисус Христос за наше спасение все претепел, даже крест, Божественное оставление в то время, когда Он возгласил: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? [Мф. 27, 46] – чтобы показать нам видимо вечное оставление Божие нас, грешников, имевшее последовать с нами, если бы не подъял всех казней за наши грехи Сын Божий, и имеющее последовать со всеми неверующими и нераскаянными грешниками. Господь претерпел муки оставления Его по человечеству благостию Божиею для того, чтобы нас, согрешающих непрестанно, не оставляла вконец благодать Божия и нам не быть под бременем скорбей ужасных, настигающих нас, чтобы нас утешать в скорбях, посылаемых на нас Богом по премудрому и всеблагому Его промыслу. Ибо скорби необходимы в домостроительстве нашего спасения как средство, врачующее и очищающее душу от болезней и скверн греховных. (Господи! благодарю Тебя за частые скорби, Тобою мне посылаемые для очищения души моей и исцеления её от страстей моих: гордости, злобы, зависти, лености, и от пристрастий житейских: сластолюбия, сребролюбия, честолюбия и прочих.)

Наши души заросли тернием страстей, и мы нерадим, забавляемся своим тернием, не думаем вырывать его: пусть-де заглушает оно её совсем; и терние растет, растет и заглушает остатки пшеницы, остатки добра, веры, надежды и любви к Богу.

Касательно просфир враг меня вчера опять обморочил и смутил, стеснив мое грешное, страстное сердце. Согрешил пред Господом. Доколе буду о хлебех внимати, а не блюстися от кваса фарисейска и саддукейска [Мф. 16, 6–12]?.. Искренно, нераздельным, нераздвоенным сердцем надо служить Богу, ибо невозможно работать Богу и мамоне [Мф. 6, 24; Лк. 16, 13]. Не заботьтесь... что вам есть [Мф. 6, 25; Лк. 12, 22]... 1 июля.

* * *

62

Че́стно (церк.-слав.) – с почтением, с честью.

63

Григорий (Постников; 1784–1860), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов), оказавший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и ординарный профессор Санкт-Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание, участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Лекции его расходились в печатном и рукописном виде по многим духовным учебным заведениям. Трудами митрополита Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал один из первых в стране духовных журналов – «Христианское чтение», в 1855 году в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник», в 1857 году был основан журнал «Духовная беседа», предназначенный для мирян. В 1822 году Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1825 году был назначен на Калужскую кафедру, где начал активно заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1832 году возглавлял торжество обретения мощей святителя Митрофана Воронежского. В 1848 году назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, заботился об укреплении единоверчества, возглавил комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве. Владыка Григорий был крупным специалистом по истории старообрядчества. Его книга «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь» (1854) при жизни святителя была издана четыре раза. В 1856 году возведен в сан митрополита и переведен на Санкт-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Митрополит Григорий был неутомимым проповедником, он проповедал за каждым богослужением, обращаясь к слушателям с простым, кратким, но емким наставлением. Митрополит Григорий состоял членом Санкт-Петербургской Академии наук (с 1821 года), почетным членом по отделению русского языка и словесности (с 1841 года) и общего собрания академии наук (с 1856 года). Вел строгий, аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. Погребен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.

64

При́сный (церк.-слав.) – родной, всегда близкий.

65

Па́ки (церк.-слав.) – опять, еще, снова.

66

Па́кибытие (церк.-слав.) – возрождение, новое бытие, обновленная жизнь.

67

Пра́волучный (церк.-слав.) – меткий, попадающий прямо в цель.

68

Векую (церк.-слав.) – почто, для чего.

69

Подобострастный (церк.-слав.) – подверженный таким же немощам, страстям.

70

Молитва Честному Кресту «Да воскреснет Бог...».


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 16 : 1871-1872. - 2008. - 551 с. ISBN 978-5-902112-62-4

Комментарии для сайта Cackle