Дневник 1871–1872 гг.
Алабышеву, Сильверствову, Левицкому книги 30 сентября 1871 г.
Сделано. (Об Ольге из [деревни] Гасселовича похлопотать.)
Еще в трех классах книги у двух.
На леднике стоят три бутылки с 5-го августа хереса, сотерну и рогому1.
Сахар взят у Калашникова 27 августа – голова 4 рубля 68 копеек по 18 копеек.
5 рублей [отдано], надо [получить] – 32 копейки.
Вьюшку в печи кабинетной переменить.
Письмо написать Евдокии Михайловне, в Боровичи.
Бамо и Коргуеву сказать, чтобы пришли в среду; на будущей неделе во вторник святых апостолов Петра и Павла.
Евдокии Гавриловне Александровой дана книга 27 января 1872 г. Жития святых. У [К.] книга. У Сапожн. певчего – книга.
Сотерн – очень полезное вино.
Молиться за Агафию и Гавриила, живущих, – о здравии и спасении.
3 рубля вчера я дал нищим, чтобы купили одежду и работали, а на меня не надеялись: одному бедному, тонкому, другому будто чухонцу, а третьему – столяру.
2 сентября. Отцу Александру Невскому послать пять экземпляров своих бесед и семь экземпляров «Страданий святой великомученицы Евфимии».
Верховцев делает в Святейшем Синоде кресты наперсные по 17 рублей за крест.
Слуге Екатерине черного хлеба не доверять: крадет много (NB). 24 июня 1871 г.
Сказать проповедь о необходимости приходского попечительства на основании повествования евангелиста Луки в Деяниях апостольских и слов апостола Павла: точию [рус.: только] нищих да помнима [Гал. 2, 10].
10 февраля 1871 г. Заплачено за книгу 65 копеек у М.А. Туркина. Стекло разбилось в лавке при моем входе в нее.
Должное по сбору всё отдается братии, а колосья, оставшиеся после жатвы на нашем поле или с чужой нивы, отдаются нищей братии [Лев. 19, 9–10; 23, 22].
21 апреля молебен к Тимофею Алекс.: дочь Александра – именинница. К Доброхотову молебен в 8 часов.
13 января 1872 вечером в 9 часов подал одному нищему 40 копеек на одежду: заметь, употребит ли на одежду, пойдет ли на работу; перестанет ходить ко мне попрошайничать или нет?! Малый рост. [Солдатский] сын.
27 января 1872 г. мещанину Викторову, живущему на горе в доме Дмитриева, дал один рубль в долг.
Крестьянину Егору Харитоновичу Еремину послать немедля «Историю раскола» Макария, епископа Тамбовского2. 1 апреля 1871.
Спасется через чадородие (1Тим. 2, 15)... На памяти.
Живот предобручает смерть3. Надпись на памятнике матери4.
«Церковное чтение» издавать хорошо бы. Посоветоваться бы с кем. Для мирян большую пользу принесло бы.
По утрам не пить чаю никогда.
Божиею милостию взять и первый класс гимназии с будущего года на себя. 18 марта 1872 г.
Закоренелым пьяницам, блудникам и прелюбодеям на исповеди не доверяйся много, не полагайся на их вынужденное обещание исправиться и просьбу принять Святые Тайны, но не разрешай их и не допускай их до причастия Святых Таин, потому что многие тебя и Бога обманывали после таких обещаний и после исповеди и причастия еще хуже жили, еще больше пьянствовали и блудили. Надо всеми мерами вести к исправлению грешников, а не потворствовать им скорым разрешением от грехов. Это ведет к беспутной жизни и изгоняет из сердец людей страх Божий. Обличай их нещадно в страх прочим: ты имеешь от Бога великую власть, о иерей, на создание, а не на разрушение (2Кор. 13, 10).
Живите (и ты живи) как члены одного тела, как братья и сестры, как чада Божии, в любви и согласии, в мире и тишине, друг друга уважая, друг другу снисходя, как Господь снисходит нам. Не гордитесь, не завидуйте, не враждуйте, плотские похоти обуздывайте, целомудрствуйте, воздерживайтесь от всякого излишества; будьте неленостны на молитву и на дела житейские; все начинайте краткою молитвою, день и начинайте и оканчивайте молитвою усердною к Богу, Царице Небесной и Ангелу-хранителю; за всех молитесь, как за себя, всем желайте добра, как себе, и никому не желайте и не делайте зла.
Простая, грубая речь моей матери приятнее Богу, нежели моя искусственная, рассчитанная нередко, от гордого сердца, от лукавого, страстного сердца выходящая. Простое у ней сердце.
Когда разрушены основания, нарушено в детстве целомудрие, что делать праведнику? Враг удобно одолевает. Когда разрушены основания, когда люди потеряли веру, что делать тогда праведнику? или проповеднику веры?
Ах! Как сердцу моему нужно непрестанное укрепление благодатию, а не брашны! Добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них [рус.: хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими] [Евр. 13, 9], а я – грешный сластолюбец! Без благодати, без долгого неприобщения Святых Таин и углубленного чтения слова Божия я смущен, боязлив, мнителен, увлекаюсь всяким дуновением страстей! Трость, ветром колеблемая! Аминь. 4 апреля 1871.
Великая польза не принимать ничего к сердцу близко, то есть обид словом или делом от ближних, и пропускать мимо ушей; а я, к несчастию, принимаю близко и оттого мучусь душевно и телесно.
Ничего на земле не ищу, говори в себе во время общественной молитвы, чтобы не обращать внимания на предстоящих, – но я, небесный гражданин, взыскую грядущего града [Евр. 13, 14] и мертв для мира сего: не уважаю земной знатности и богатства, отличий и титулов грошовых, но стремлюсь к почести горнего звания, ищу горнего богатства во Христе.
Петербургской губернии Гдовского уезда, погоста Михайлова крестьянин Андрей Федотов в Пташк. доме – дана книга Жития святых.
У Раевского – книга Житий святых, 5 июня.
Пресечь лихоимство и вымогательство дьячка Кутузова за обыски5 и другие письменные виды6. За обыски вымогает по три рубли с бедных людей. Три рубли, говорит, давай – меньше нельзя. Это дневной грабеж. Надо вперед жениху говорить заблаговременно, когда принесет мне документы, сколько давать дьячку и сколько за брак.
1871. 24 мая Подушкину – Жития святых за май и июнь (взяты).
22 июня. О, как увлекает нас грех, как смеется нам!
Когда в глазах твоих люди впадают в различные грехи против тебя, против Господа, против ближних и против себя самих, не озлобляйся на них, ибо и без тебя много злобы в мире, но жалей их от души и извиняй их, когда они обижают тебя, говоря сам себе: Господи! Отпусти им, ибо их путает грех, – они не знают, что делают.
Кто обращает усиленное и без меры заботливое внимание на внешность человека, тот уклоняет очи свои от внутренней своей скинии, от душевной лепоты и весь предается суете.
Кто засматривается на благообразие своего лица, или своей одежды, или на красивые лица других и их одежд и услаждается ими, тому неприятны будут лица людей неблагообразных или старых, грубых, простых, смуглых (хотя бы это были лица родителей, жены, других сродников и вообще ближних наших), тот следует ложному началу, и поколику ложному, то само собою – не Божию, а дьявольскому. Отсюда правило жизни: никогда не засматривайся на внешность, но обращай внимание на внутренние качества человека, или на звание, достоинство человека как христианина, как члена Христова и своего собственного, как на созданного по образу и подобию Божию. Кто обращает все внимание на внешность, тот плотоугодник, сластолюбец, честолюбец, гордец и имеет крайне испорченное сердце. Потому великие мужи, или человеки Божии, видя суету мира сего, удалялись в пустыни и ходили в милотях7 и в козьих кожах, во власяницах8, в рубищах.
NB. Наставник естественной истории в Кронштадтской гимназии проповедует в классах детям о самообразовании мира (1 мая 1871 г.). Заявить.
О, раб чрева, о, не раб Божий! Доколе чрево будешь иметь богом?
Мать дождался к себе из Суры 6-го марта, в субботу, в тот самый день, в который отец Григорий Иванович Цветков и Анна Константиновна Цветкова отправились к месту назначения в Гатчину, в церковный дом Гатчинского собора. Благодарение Богу за все Его милости к нему. 8-го марта. Понедельник 5-й недели поста. 6-го июля скончалась от холеры, 8-го похоронена.
7-го мая открылась навигация с запада: пришли иностранные пароходы.
Как мудры и благопотребны все молитвы, читаемые и поемые в церкви при богослужении, как питательны, животворны, чистительны!
Если я нисколько не страдаю от мира, то, значит, я друг миру или, по крайней мере, не противник его. Меня мир ненавидит, говорит Господь, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы [Ин. 7, 7]. Итак, блаженны о Господе страдающие от мира, изгнанные за правду [Мф. 5, 10].
Хотя умру, но правду Божию буду говорить в церкви, то есть все слова молитв, возгласов, песнопений, слова Божия, как-то: Евангелия, псалмов и прочих книг Священного Писания, и буду презирать страх бесовский, наводимый на меня завистию невидимых врагов Бога и человеков. 4 апреля 1871. Воскресение Фомино.
Есть пословица: дальше Сибири не сошлют.
19 января 1872 г. Не надо мне по утрам есть и пить нимало: это излишне, природа не требует того; тяжело, хотя и немного скушаешь и выпьешь.
Мяса мне есть не надо: от него большая теснота и грубость сердца.
Прочь деньги и пища – причина моей душевной и телесной слабости и беды; да довольствуюсь только необходимым. 23 апреля.
О многоветвистое, застарелое, живучее, ядовитое древо греха! Сколь ты сильно укоренилось в наших сердцах!
Да погибнет во мне окончательно попытка курить сигары: и немного покуришь, но так тяжело делается ночью, трудно спится, ворочаешься с боку на бок, внутренность отягощается, нервы разбиты; анафема табаку; согрешил пред Господом, покурив на Крестопоклонной неделе поста во вторник вечером, в 12-м часу, для преодоления сна, чтоб не тяжело было молиться!
NB. Фотографические карточки мои Филимоновой и Высоцкой. 1 мая 1871.
Ноября 12, 1871. Кошелеву иметь в виду как швею.
Фавсте Александровне Волковой предложить сделать в Собор воскресные одиночные ризы с подризником, епитрахилью, набедренником и проч., равно диакону и дьячку.
Егор Павлович Бритнев, приказчик в доме Карпова, вторая лестница.
Степан Петрович Сверлов – на бедных 3 рубля в мелочи (получено 10 рублей).
Лев Дмитриевич – 5 рублей в месяц получ.
Иван Филиппович Прусе – 2 рубля, получено (5 рублей). Михаил Алекс. Шарапов – 1 рубль (получено 3 рубля). Касаткина Анна Васильевна – 2 рубля (получено). В конце марта и начале апреля.
Иван Иванович Борселев – 1 рубль (получено).
Господь сподобил меня, неключимого, дивного о себе промышления, открыв одной страннице благочестивой предстояние по сторонам двух Ангелов светлых с мечами во время чтения мною Страстных Евангелий. Клятвою подтвердила это убогая и смиренная раба, что она действительно видела это.
Василий Иванович Шебалин, офицер, в Песочной улице против Морской части, и жена его Наталья... в деревянном доме, внизу.
Благодарю Господа, скоро простершего ко мне спасительную Свою десницу вчерашний день, когда я в тесноте греховной воззвал к Нему о спасении. Непостыдное мое упование, Господи! Слава Тебе! Щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый ко мне и ко всем! Слава и благодарение Тебе! 26 апреля 1872 г.
Все земное, материальное, когда прилепляется к нему сердце, есть смятение, скорбь, теснота, смерть для нашей души: и само по себе и в себе есть тлен и прах и дым самое тело наше. Едино есть на потребу для нашей души – это правда, святость, истина, любовь, милосердие, кротость, незлобие, мир, свобода духовная, или благодать Божия в сердце. Эти сокровища животворны для всего существа нашего и вечны. Их-то потщимся всеми силами обрести и, обретши, хранить в себе, умножать и укреплять, ибо по греховности нашей все доброе скоро как бы испаряется.
Господи! Даждь мне всегда сердце кроткое, лицо кроткое, взор ясный, прямой, кроткий. Буди! Слава, Господи, изменению, соделанному во мне десницею Твоею; благодарю Тебя, яко отъял еси от Мене терние жгучее страстей моих, и тесноту мою, и срамоту мою, и немощь мою, даровал же еси мне мир, тишину, свободу, силу, дерзновение. Утверди сие, еже соделал еси во мне. Слава силе веры, силе молитвы: вся бо, елика9 прошу у Тебе в молитве верующе, приемлю, по слову Твоему. Благодарю Тебе, Господи, яко от мертвых мя толикократно10 восставляеши и смертное, греховное царство во мне разрушаеши. 26 апреля 72-го года.
От них одних волнение в обществе.
15 февраля 1872 г. Филиппу Степанову, духовному сыну, и Сидорову Н. сделать внушение на исповеди, чтобы не волновались и не волновали народ отделением от Собора, не шипели злобою на своих духовных отцов. Митрополиту заблаговременно просьбу о недопустимости разделения.
23 февраля 1872. Раскольники наследуют участь Дафана, Корея и Авирона и двухсот пятидесяти заговорщиков против Моисея и Аарона [Числ. 16].
Замечание мне отца протоиерея Листова, что служу вслух, то есть тайные молитвы произношу вслух. Видно, это не надо. Испытаю.
Желающие лишить нас материального благосостояния сделать это, конечно, могут, если попустит Бог, но Бога лишить нас не могут; а если с нами будет Бог, то с Ним будет и все, тем паче, что благосостояние материальное мы разделяем по силе с бедными. Уповаю же, что и купцов наших Бог силен смирить и привлечь на нашу сторону.
11-го апреля 1871 года состоялся выбор в старосты Андреевского собора купца Владимира Дмитриевича Никитина. Слава Богу! Человек, подающий надежды! Отец протоиерей поторопился выбирать и не дождался моего убожества из Успенской церкви, также и отца диакона Александра Таратина. Обедню гнал на всех парах.
Надо помнить, что душа, питающаяся пространно, жива умерла (1Тим. 5, 6), и не питаться пространно, а умеренно, по мере потребности.
25 мая – первый теплый летний день с громом. 8-го ноября море покрылось льдом, 10-го и 11-го стали ходить по льду, 12-го стали возить на [людях].
Ты работаешь на весь причт и больше всех принужден ходить к требам: смело бери себе из братских денег на извозчика до одного рубля и больше в неделю. 1 ноября 1871 г.
15 февраля в восемь часов вечера скончался отставной контр-адмирал Кирилл Михайлович Пасынков. Вечный покой да будет душе его! Умершим да воздается должная честь как причастникам Тела Христова, как освященным елеем помазания. Болярина Кирилла помяни, Господи! О душе всякого умершего христианина молись, как о своей собственной, да помни, ты, молящийся о упокоении умерших, что ты сам духовный мертвец, ибо ты умерщвлен страстями.
3 марта. Нигилистка-гувернантка у купца Лукина, священническая дочь из Смольного. Как она развращала детей, как она говорила, что Бога нет, что брак – пустой обряд, что все равно – жить в браке или без брака мужчине и женщине и пр.
Не ешь и не пей сегодня. Пятница 1-й недели поста.
Не по любви Христовой поступил я сегодня, осуждая с горечью при разговоре с Александрой Марковной поведение житейское брата моего, отца иерея Григория и супруги его, а сестры моей по жене Анны Константиновны, что он виноват сам в своей болезни, обременительной для всех, и жена его, пичкавшая его всем наипитательным и жирным, а вина пить не дозволявшая ни единой рюмки, так что он сделался не в состоянии употреблять даже Святые Тайны. А прежде, до этих эксцентричностей, все было во здравие: и со мной хересок пивал во славу Божию и в свое утешение! Господь да помилует нас!
Прости, Господи, что я нищего с гневом выгнал из своей квартиры. Гордость.
Ученые блохи, убитые князем [...] Белозерским нарочито, и деньги, за это им отданные. А что было в его доме на балу?!!! Нелепо есть глаголати [Еф. 5, 12]. Так знатность и богатство глумятся над человечеством! А мы не смеем пикнуть, голоса возвысить, робеем пред знатными и богатыми, когда бы нужно являться пред ними на кафедре с важностию и смелостию пастыря-обличителя.
Какие штуки (канканы) актрисы выделывают на театрах! И после этого говорят, что театры поучительны и назидательны! Вот вам и раз: сатану преобразили в Ангела светлого.
Отчего пред одними людьми робеешь, а пред другими – крепко смел, отважен и даже дерзок? Не все ли одинаковые люди? Не всех ли должно почитать и ко всем быть ровным, не боясь одних, как зверей, и на других не лая сам, как собака на псов. Как исказил наши души, наши нравы и навыки грех! Святые Божии человеки тем и велики в очах Божиих и в очах всей Церкви, что они с помощию благодати Божией сделали коренное изменение своей жизни, своего сердца, своих мыслей, обновились, разорвали всякую связь со грехом и крепкими узами веры и любви и всякой правды соединились с Богом. Достойно ублажаются они потому вечною славою. Нечестивы все, не почитающие их достойно честию.
Когда сам ешь-пьешь сладко – это приятно тебе; когда принимаешь от других деньги и какие-либо вещи – это приятно тебе; блуды плотские – приятны тебе; скверная, грехолюбивая плоть, почитания от людей – приятны тебе, – словом, что льстит тебе, лелеет тебя, услаждает тебя, негодную, приятно тебе; что приносит материальную временную выгоду – приятно тебе: отчего же неприятно тебе, досадно тебе, когда другие у тебя едят-пьют, когда другим надо давать деньги и вещи, тобою нажитые, когда тебе надо молиться, удручать плоть, возбесившуюся на душу; отчего врачующие уничижения, оскорбления неприятны тебе, резкие слова правды? Это доказывает болезненность, страстность твоей души. Доведи себя благодатию Божиею до состояния бесстрастия. Будь равнодушен или даже радуйся, когда ближние у тебя едят и пьют, когда ближним и своим должен ты давать туне11 деньги и все потребное, когда слышишь от них резкие слова или и обиды и укоризны, когда нужно тебе перенести что-либо и смириться пред ними.
Кто любит тленные блага: злато, сребро, ткани, мебель, пищу, напитки, наряды, почести и пр., тот пренебрегает нетленными, вечными благами и добродетелями, ведущими к получению их: правдою, святостию, смирением, незлобием, воздержанием, чистотою и целомудрием, милосердием, неусыпным попечением о спасении души своей или о душах других, если он пастырь словесного стада Христова, – и живет как придется, а не как требует заповедь. Земная любовь изгоняет небесную, мирская и плотская – духовную. Блажен отвергнувший любовь земную и избравший небесную и только для большей славы Божией употребляющий вещественные дары – злато, сребро и вообще земное имущество.
Христианин должен горняя мудрствовать, идеже Христос [Кол. 3, 1], и не прилепляться к тленным благам мира. Это дело язычников. А между тем мы страстны ко всем земным наслаждениям и вещам. Мы извратили свою жизнь, удалились от примера Господа, апостолов, мучеников, преподобных, бессребреников и всех святых; они были не от мира сего, а мы от мира сего; мы проводим какую-то своеобразную, а не христианскую жизнь. Зависть, гордость, осуждение, вражда, ненависть, злоба, неправда, нечистота плотская не изгнаны из наших сердец, но крепко и широко уживаются в них.
Внешность, внешность и внешность занимает и прельщает нас и руководит нами, то есть все исчезающее, эфемерное, тленное, малоценное, а внутреннее, пребывающее12, вечное, бесценное, живое и животворящее, премирное13, вечно радующее не занимает, не интересует, не пленят нас. Да где же человек? Где человечество? Лицо, наряд, блеск, вещественная выгода, прибыль, наружное почтение от других занимают всю нашу душу, а внутреннее благолепие или безобразие души, добродетели или страсти, нравственное приобретение, например подача милостыни, борьба с какою-либо страстию, преодоление какого-либо дурного навыка, какой-либо страсти, – это многим и в голову не приходит. Так мелочна, одностороння наша жизнь, так неверна, бесцельна, беззаконна, безобразна! Где же христианство? Где Евангелие? Где Церковь? Её правила, уставы?..
26 апреля 1872. Алексею Константиновичу в долг 10 рублей.
25 апреля в Радуницы был с полдня сильный дождь, шел до позднего вечера; утром служил я обедню заупокойную в Думе; нервы были крайне слабы, голос слаб – пред дождем; ночь на 25 апреля не спалось от предыдущей дождливой погоды.
26 апреля. Среда. Благодарю Господа, спасшего меня спасением милосердия Своего после того, как, рассердившись на нищего и лишившись мира, я взывал ко Господу с крепким воплем о помиловании и уврачевании; молитва веры спасла; Господь простил меня и даровал мир. Утренний чай с булкой или без нее – расслабление души и тела моего: не надо пить утром, ни есть – лишнее.
Книга падений и восстаний.
Елицы аще падеши, возстани, и спасешися.
Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Псалом 142, 2. (На памятнике могильном написа[ть].)
Бог спасений наших, Бог еже спасати.
Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш14.
Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся [Мф. 5, 6].
Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное [Мф. 5, 3].
Блажени плачущии: яко тии утешатся [Мф. 5, 4].
Блажени кротцыи: яко тии наследят землю [Мф. 5, 5].
Кто жадничает до денег и с жадностию, насилием и неправдою собирает их, или жалеет их ближним или себе на нужды, или мотает их на пиры, увеселения и разные удовольствия – тот прилепился к тленному и забыл нетленную оную жизнь, уготованную любящим Бога от сложения мира; кто жаден до пищи, до лакомств, напитков, кто много печется об изысканной одежде, кто пристрастен к срамным делам тьмы – тот прилепился к тлению и забыл о бессмертной душе, об образе и подобии Божием в ней, о падении и осквернении его и о восстановлении и очищении его.
Кто пристрастен к земным благам, то есть к деньгам, пище и питию и к одежде, и вообще к блестящей обстановке житейской, тот не может любить искренно ближних и своих, которые, будучи бедны, принуждены пользоваться его пособием и жить на его счет, особенно привыкшие к праздности и ничего не делающие или очень-очень мало делающие, – потому что жалость своего достояния переходит в огорчение, холодность и даже неприязненность к потребляющим его. Но тленное да будет тленом, да не прилепляется к нему душа наша, как к праху, что бы то ни было; да не отпадаем от любви, ибо любовь – бесценное, вечное сокровище, ибо если весь мир приобрету, а любви не имею – я ничто; если раздам все имение, а любви не буду иметь – я ничто. Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, все терпит, все покрывает, любовь никогда не отпадает (1Кор. 13, 1 – 8).
От миндального сладкого молока сильное раздражение нервов. Вероятно, и от грибного супу, а может быть, и от апельсина. 15 апреля 1872 г.
Господи! Отыми от сердца моего всякое неприязненное чувство к сестре моей по жене Анне Константиновне, презиравшей и ненавидевшей матерь мою, да и мне причинявшей огорчения своею гордостию, заносчивостию и неуступчивостию, ибо вот, Господи, Ты Сам смиряешь её, поражая её жезлом суда и вместе отеческой любви Твоей, учишь житию и мужа её, брата моего иерея Григория. Я ли еще хочу мстить им своею неприязнию, которая есть дело лукавого, и делать угодное нашему исконному врагу? Да царствует между нами любовь, а Ты веси, кого и как смирять, Судия всей земли, всех земнородных, малых и великих. 24 апреля 1872 г.
Господи! Упокой душу матери моей Феодоры4, не видевшей добра от сестры Анны и унесшей скорбь от ней в могилу. О гордыня, о надменность, о презорство женское! О, злоба женская! Господь дает почувствовать тебе, что ты – прах ничтожный и что простые люди такие же человеки, как и ты, а быть может и лучше тебя. Кто знает внутреннее человека? Да научит всех нас Господь жить во взаимном смирении, уважении, покорности, доброжелательстве. Мимошедшее да простит Господь каждому из нас, а в будущем да сохранит нас от всякой неприязни, ибо вот: дух неприязни готов непрестанно сеять неприязнь между нами, и сеет – не дремлет.
Вспомни, что Велиар не дает славить тебе и Господа, и Приснодеву, и Ангелов, и святых, и вооружись против него великою ревностию. Открыто смотри всем в глаза.
Лучше меньше, чем больше. Держись этого правила постоянно при ядении и питии. Мы любим больше, чем меньше, и оттого много и часто вредим себе. 5 апреля 1871. Понедельник Фоминой недели. Шесть с половиной часов вечера.
Ни на одно мгновение своей воли не исполняй, а волю Божию, которая есть любовь ко всем – и ко врагам – и святость наша. Наша же воля есть грех многообразный: самолюбие, а не боголюбие, злоба, ненависть, гордость, зависть, жадность, сластолюбие, объядение, пьянство, татьба, сребролюбие, блуд, лукавство, леность, жестокосердие и бесчувствие к страданиям ближнего, злорадство о его неблагополучии, злопамятство, ропот, хула, кощунство.
Доколе сеешь в плоть – лакомишься, пресыщаешься, сребролюбствуешь, наряжаешься, ценишь красоту лица, знатность рода, ученость, или мудрость века сего, дивишься мишуре, глазеешь на актеров с актрисами, жадно вслушиваешься в суетные речи, смеешься, рукоплещешь, приходишь в восторг от того, о чем иногда нужно было бы плакать, или убиваешь драгоценное время в картежной или бильярдной, тут же прибавим, и фортепьянной, нимало не возбуждающей благочестивого чувства игре (если не аккомпанируешь духовным песнопениям), или проводишь в пустословии целые дни и часы? Все это нимало не принесет пользы твоей душе, когда нужно тебе будет разлучиться с телом и с миром сим, подлежащим тлению и разрушению, и предстать на суд великого Бога, создавшего тебя по образу и подобию Своему и искупившего тебя бесценною Кровию Своею от суеты мира сего, во еже бегати суеты мира. 8 апреля 1872 г.
15 апреля 1872 г. Канун Пасхи. Десять с половиной часов вечера. Брат мой, иерей Григорий, – член Христов и член наш, нашего во Христе братства. Да любим друг друга, да прощаем друг друга ради Христа, бесконечно много нам простившего и прощающего. Буди.
Велики эти слова: Даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа. О, если бы так было всегда и не были бы сердца врозь, не говоря уже с людьми, но и с самим собою! 8 апреля 1872 г.
* * *
Херес, сотерн и рогом – разновидности вина.
Макарий (Булгаков; 1816 – 1882) – митрополит Московский; выдающийся русский богослов и церковный историк, автор 12-томной «Истории Русской Церкви», «Истории русского раскола», «Православного догматического богословия» и других трудов; преподавал в Киевской, а затем в Санкт-Петербургской Духовных Академиях. С 1851 года – епископ Винницкий; с 1857 года – Тамбовский, затем Харьковский, Литовский и с 1879 года – митрополит Московский.
То есть «смерть сочетавает с собою жизнь». Слова из ирмоса 9-й песни канона праздника Успения Пресвятой Богородицы: Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть. По рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.
Феодора Власьевна Сергиева скончалась 6 июля 1871 года от холеры на 63-м году от роду.
Обыск – исследование, брачный акт, в котором, на основании документов, вписываются условия законности брака. Обыск подписывался причтом, женихом и невестою, их родителями и посторонними свидетелями.
Подписные (письменные) виды – всякого рода свидетельства: паспорт, билет для проезда, свидетельства о рождении, происхождении, состоянии и др.
Милоть – овечья кожа, овчина.
Власяница – грубая одежда из конского волоса, которую подвижники носили прямо на теле.
Ели́ка (церк.-слав.)-что (мест.).
Толи́ко (церк.-слав.) – столько, столь много.
Ту́не (церк.-слав.)-даром.
Пребывающее (церк.-слав.) – непрекращающееся, постоянное.
Преми́рное (церк.-слав.) – находящееся выше земного мира, небесное.
Главопреклоненная молитва на утрени.