Источник

Февраль

27 февраля 1871 г

Суббота 3-й недели Великого поста. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию (позднюю) в присутствии свояка, молодого иерея Григория Ивановича Цветкова, причаститься неосужденно Божественных Таин и причастить прихожан, около пятидесяти человек. За утреней, при буре в воздухе на улице, напала на меня буря бесовских искушений и страхований.

Как дорог для меня Спаситель мой в виду того ужасного греховного растления, свирепство которого я ежедневно и непрестанно ощущаю и вижу в себе, особенно в виду тех адских козней, которые диавол ежедневно строит надо мною внутри меня и вне меня, в виду тех страстей, которые не престают во мне действовать самым тираническим образом, усиливаясь ежеминутно посрамить, сразить, погубить меня, и которые, не умирая, усиливаются во мне от моего нерадения, невоздержания, лености! О, как дорог мне Спаситель в виду ежедневно совершающейся внутри меня духовной лютой брани, моей погибели от врага моего, непрестанно готового поглотить меня и свести во ад заживо! Господь ежедневно научает руце мои на ополчение, персты моя на брань [Пс. 143, 1] и избавляет меня. Жизнь моя была и есть не что иное, как самолюбие, сластолюбие, корыстолюбие, славолюбие, нелюбие ближнего, ибо я любил его тогда и столько, когда и сколько он служил мне, доставляя какую-либо пользу или удовольствие или оказывая уважение, – а когда не доставлял мне пользы, не исполнял почему-либо моих желаний или прихотей или не уважал меня, то я переставал его любить, огорчался на него, ненавидел его, зложелательствовал ему, завидовал ему, презирал его! О, как дорог мне Спаситель мой в виду моего греховного растления, в виду бессмертия моей души, в виду ужасных, нескончаемых мучений ада, которым будут подвергнуты все нераскаянные грешники – такие, как я. Господи, Спасителю мой! Даждь мне благодать прежде конца покаяться Тебе и совершенно благоугодить Тебе! Вот я износил ныне торжественно на среду храма крест Твой, поклонялся Тебе, Распятому на нем, лобызал Тебя, – но истинное ли это было поклонение, вседушное ли, от всего ли сердца, с горячею ли к Тебе любовию, со слезами ли покаяния, с твердым ли намерением оставить свои сласти и свои страсти? Не лобзание ли это было Иудино? Ибо уста лобзают, а в сердце грех. О, бесценный Спасителю! Дорого Ты оценил меня, излив за меня бесценную кровь Свою, да от лести греховной избавишь меня и от мучений адовых; избавь же меня, продавшегося Велиару лютыми прегрешениями и лестьми его змииными, не поставь меня дешево, ибо я образ Твой, хотя и ношу язвы прегрешений.

Благодарю Тебя, Господи Жизнодавче, что везде почти, где я бываю со Святыми Дарами Твоими и причащаю ими верных Твоих, Ты совершаешь чудеса милосердия и исцеляешь многоразличные и тяжкие человеческие недуги. Слава благостыни и силе Твоей!

Желая добра другому, например врагу, желаем его себе; желая ему зла, мы чрез то делаем его большим себе врагом и очевидно причиняем зло самим себе.

Многим, многим христианам нужно с твердостью напоминать, как подобает им в дому Божием стояти и жити, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1Тим. 3, 15). Многие стоят в церкви, как где-либо в салоне или гостиной частного человека: разговаривают, смеются.

В древности и цари и монархи, и важные государственные люди, не говоря о простых, более всего изучали науку угождения Богу, спасения души: это была главная наука среди дел государственного управления, и среди рукоделий, и среди занятий землепашества. Теперь же нередко и монахи, и священники, как я, живут, как светские люди, преданные суетам мирским: попечению об одежде, о стяжании, о славе и о чреве; благочестие стоит на втором и на третьем плане. Но ищите, сказано, прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [Мф. 6, 33].

Отчего это происходит, что я сам себя часто называю про себя, и искренно, подлецом и скотиною и мерзавцем и не обижаюсь, считая это справедливым, но если бы пришлось это услышать от кого-либо из ближних, то сильно оскорбился бы на него и стал бы искать удовлетворения за обиду? Отчего не люблю слышать печальную правду от другого? – От славолюбия и гордости. Святые любили слышать уничижение от других и терпеть оное оттого, что они были кротки и смиренны сердцем.

Если кого я презираю, ненавижу, то, значит, себя беззаконно возвышаю, беззаконно люблю, то есть по плоти. Непрестанно льстит нам сердце, тайно нас возвышая, а ближних уничижая. Но надо непрестанно зреть свои бесчисленные грехи, чтобы осуждать себя, оплакивать себя как духовного мертвеца, – тогда не будем иметь времени замечать чужие погрешности и осуждать за них ближних или презирать их. Тогда будем уважать их, ибо найдем, что они несравненно нас лучше во многом.

Поистине, храм есть земное небо, ибо где престол Божий, где страшные Тайны совершаются, где Ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя – там истинно небо и небо небесе. Итак, да входим в храм Божий, наипаче во святое святых, со страхом Божиим, с чистым сердцем, отложив страсти и всё житейское попечение, и да стоим в нем с верою, благоговением, разумно, внимательно, с любовью и миром в сердце, да исходим обновленными, как бы небесными, да живем во святыне, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями.

Тела, или материя, тяготеют друг к другу, а душа разумная должна прилепляться к Богу, от Которого произошла.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 16 : 1871-1872. - 2008. - 551 с. ISBN 978-5-902112-62-4

Комментарии для сайта Cackle