МИЛОСТЬ (См. также БЛИЖНИЙ, ДОБРОДЕТЕЛИ, ЛЮБОВЬ, МИЛОСТЫНЯ)
В скиту один из братий впал в согрешение и был отлучен от церкви иеромонахом-настоятелем. Когда брат выходил из церкви, тогда авва Виссарион встал и пошел с ним, сказав: и я – грешник (авва Виссарион). VI, 79.
Ссудив чем-либо по возможности твоей бедного брата, деньгами или одеждою и, видя, что он не в состоянии отдать, не огорчи его, не требуй настоятельно возвращения данной вещи (авва Исаия). VI, 169.
Если брат сварит пищу, и сварит ее не довольно хорошо, то не скажи, что он сварил худо. Таким отзывом нанесешь вред душе твоей. Подумай, как тяжело было бы тебе выслушать подобный отзыв от другого, и успокоишься (авва Исаия). VI, 177.
Путешествуя вместе, обращайте внимание на того, кто между вами немощнее других; оказывайте ему снисхождение, когда ему нужно будет посидеть немного или вкусить пищи прежде назначенного часа (авва Исаия). VI, 178.
Не уязвляй совести ближнего и стяжешь смиренномудрие (авва Исаия). VI, 202.
Милость сердца вынаруживается прощением обид и оскорблений (авва Исаия). VI, 217.
Хочешь ли духом твоим вступить в общение с Богом, приняв ощущение той сладости, которая не порабощена чувством? Последуй милостыни. Когда она вселится в тебя, тогда образуется в тебе святая красота, которою человек уподобляется Богу. Милость, когда ею растворена вся деятельность, совершает в душе постоянное, всегда одинаковое общение со светлою славою Божества, а не по временам. Это духовное соединение есть запечатленное памятование, возжигаемое в сердце горящею любовию, не имеющее расстояний, приемлющее силу к союзу от пребывания в евангельских заповедях, не чрез незаконное нарушение законов естества и не по законам естества (Исаак Сирский). VI, 279–280.
Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда: этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость Владыки твоего. Немоществующих и опечаленных сердцем утверди словом и всеми средствами, находящимися в твоей власти, и та десница, которая носит все, будет поддерживать тебя (Исаак Сирский). VI, 280.
Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не начнет миловать по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости, как сказал нам Господь, заповедавший повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодного жительства (Исаак Сирский). VI, 280.
На всех изливай милость твою, и от всех будь далек по телу (Исаак Сирский). VI, 280.
Милосердый человек есть врач души своей: он, как бы сильным движением ветра, изгоняет омрачение страстей из внутренности своей. Милость есть благой долг наш Богу по евангельскому слову жизни (Исаак Сирский). VI, 281.
Сколько имеешь силы, потрудись в избавлении ближнего от греха его, не укоряя его за грех: и Бог не отвращается от обращающихся к Нему (авва Иперхий). VI, 283.
Брат спросил авву Пимена: если я увижу согрешения брата моего, то полезно ли скрыть это согрешение? Старец сказал ему: когда мы прикрываем согрешения братий, Бог покрывает наши согрешения, когда же мы обнаружим согрешение брата, тогда и Бог откроет согрешения наши (Пимен Великий). VI, 337.
Просил авва Феодор Фермейский наставление у аввы Памво. После продолжительного молчания Памво сказал Феодору: Феодор! Иди, стяжи милость и получишь дерзновение пред Богом (авва Памво). VI, 347.