ЛЮБОВЬ (См. также БЛИЖНИЙ, ДОБРОДЕТЕЛИ, ЗЛО, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСТЬ, НЕНАВИСТЬ, ПАМЯТОЗЛОБИЕ)
Не преклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем: будь другом человеков и стяжешь жизнь (Антоний Великий). VI, 25.
Говорил авва Агафон: если б возможно было мне взять тело у кого-либо из прокаженных и передать ему мое, то сделать это было бы для меня наслаждением. Такова совершенная любовь (авва Агафон). VI, 56.
[Авва Агафон] говорил: сколько зависело от меня, – я никогда не засыпал с скорбью в сердце моем на кого-либо, и никому не допустил заснуть с какою-либо скорбью на меня (авва Агафон). VI, 57.
Брат сказал авве Агафону: мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью: и хочется исполнить заповедь и опасаюсь скорби. Старец отвечал: если б ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь (авва Агафон). VI, 61.
Сухоядение и равномерность в количестве пищи, при душевном расположении любовию ко всем, скоро вводят монаха в пристанище бесстрастия (авва Евагрий). VI, 112.
Повергающий себя пред Богом в разуме и повинующийся заповедям в смиренномудрии достигает любви. Любовь вводит в бесстрастие (авва Исаия). VI, 144.
Не делайте того, чем, по соображению вашему, оскорбится брат ваш, узнав, что вы сделали это (авва Исаия). VI, 179.
Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. Любы долготерпит, милосердствует, ненавидит рвения и гордыни, соделывает естественно для сердца несменяемость и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать себе ум. (авва Исаия). VI, 197.
Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не начнет миловать по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости, как сказал нам Господь, заповедавший повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодного жительства (Исаак Сирский). VI, 280.
Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовию к брату ты стяжал внутри тебя Того, Кто драгоценнее всего в мире... (Исаак Сирский). VI, 280.
Пришли некоторые старцы к авве Пимену и сказали ему: если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли возбудить его, чтобы он не дремал на бдении? Он сказал им: что касается до меня, то я если увижу брата моего дремлющим, – положу голову его на колени мои и успокою его (Пимен Великий). VI, 333.
Авва Пимен говорил: больши сия любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. Если кто услышит огорчительное слово, и будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет, или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего (Пимен Великий). VI, 345–346.
Спросил некто старца: почему имеющиеся ныне между монахами подвижники не получают благодатных даров подобно древним? Старец отвечал: потому что тогда была любовь, и каждый подымал ближнего своего вверх, ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего своего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать (Изречения безымянных старцев). VI, 398.
Сказал старец: я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, веруя, что приобретение брата моего есть мое приобретение (Изречения безымянных старцев). VI, 399.
Согрешивший должен отлучить себя от всякой любви человеческой, доколе не известится, что Бог принял его покаяние: любовь мира сего отлучает от любви Божией (Изречения безымянных старцев). VI, 405.