Источник

ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ

Просишь от меня духовного благословения на себя и на мужа твоего? Да даст тебе Господь прошение сердца твоего и свыше нисходящей благодатью Святого Утешителя Духа да осенит умы и сердца Ваши к познанию Святой Своей Воли, да отверзет мысленные очи Ваши к усмотрению краткости и суетности сей земной жизни, да разожжет души Ваши к сохранению заповедей Его и да сотворит и Вас наследниками нескончаемых сладостей рая, уготованных всем любящим Бога и ненавидящим диавола и дела его, и начинания его, и славу его мерзостную. 370.

Земное благополучие всегда кратковременно и непрочно; неизвестно откуда подымется туча и разразится над головой. Блажен хранящий в душе своей сокровище веры и почерпающий в ней утешение в тяжкие минуты скорби... 393.

Точно – путь земной жизни скорбен; когда человек совершит значительную часть его и оглянется назад, то как кажется суетным все приятное, земное, к которому он стремился с такой жадностью в юности своей! Не потеряем, по крайней мере, остальной жизни нашей принесением оной в жертву суете... 395.

Можно промотать жизнь, как проматывают имение; можно употребить ее для приобретения блаженной вечности. Ты можешь видеть в твои годы, уже по опыту, как все земное ничтожно и какая глупость – все время употребить на снискание того, что отнимает смерть. 399.

Бог не остается в долгу у тех, которые с юности посвящают себя Его служению, хотя и попускает им разные скорби во время их земного странствования для их же духовного образования, но вместе с тем и преисполняет их неизреченными, вечными благами. К концу земной жизни, перед вступлением в вечность, служитель мира и впереди, и позади себя видит пустоту, а служитель Божий впереди видит благонадежное пристанище вечного блаженства, а обращая взор на проведенную им земную жизнь, видит поприще служения Богу, поприще, на котором он потрудился не напрасно, но благовременно усвоился Богу. 432.

Земная жизнь при начале ее кажется необозримым поприщем деятельности, а когда человек оканчивает ее и оглянется назад, то непременно увидит в протекшей деятельности своей много пустоты. 435.

...Жизнь... опытно доказывает о себе каждому, что она суетна, что все земные приобретения должно оставить на земле и уйти в вечность с одними делами. 441.

Весьма радуюсь, что К.Н. обратил на тебя свое внимание, усердно желаю, чтобы это внимание не было одним лишь приветствием, нужным по времени и на время. Таково мое для тебя желание по человеку, а по духу: «сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», ибо Он един знает, что нам полезно, и устраивает наши судьбы для вечной пользы нашей, попуская в здешней временной и кратчайшей жизни поскорбеть соответственно нашим силам, дабы души наши не прилепились к земле, а постоянно отторгались от нее различными скорбями и обращались, теснимые отовсюду, к Господу Богу нашему. 460.

Бог да устроит тебя по Своей Святой Воле! Земная жизнь ничего не значит перед вечной. Первая дана единственно для приготовления ко второй. Не должно терять времени, иначе неприметным образом подкрадется смерть и восхитит на суд Божий неприготовленным. Впрочем, повторяю: положиться надо на волю Божию. Ныне не поймешь и не предусмотришь, что надо делать и как должно поступить. «Не веси, что породит настоящий день» (см.: Притч.3:28), – говорит Священное Писание. 477.

Благодарю за поздравление с днем рождения во временную жизнь. Точно – поздравлять не с чем! Неизвестно, чему причиной послужит это рождение – вечной ли радости или вечного горя. Когда душа, миновав, по милости Божией, бесовские мытарства, вступит в Небо, тогда встретят ее небожители с любовью и радостью, принесут ей поздравление. Вот поздравление правильное, безошибочное... 481.

Очень жаль князя Барятинского как человека. Вот один из печальных образцов земного счастья. Как все здешнее суетно, превратно, непрочно, ничтожно! Князь посреди счастья – несчастливец, посреди наслаждений – страдалец. Все блестящие земные положения изменчивостью своей подобны его положению, с той ничтожной разницей, что одни положения скорее рушатся, а другие – не так скоро. В сравнении же с вечностью и скорое, и нескорое земное одинаково скоры. 486.

За все слава Богу! Не начинаем жить, а оканчиваем земную жизнь. Довольно нагляделись на все земное: кажется, надо бы научиться и твердо знать, что все земное превратно, что всякая горесть и радость земные минут, яко сон обманчивый, проходят и не возвращаются. 575.

Вот уж истина, сказанная в Священном Писании, что всякий человек расцветает для земной жизни на короткое время! Глядишь: расцветет, поцветет, а там и блекнет. 583.

Справедливо святые Отцы называют земную жизнь обманчивой, а счастье, которое не остается собственностью человека на вечность, самообольщением. Сколько примеров земного довольства и величия, рушившихся перед нашими глазами! А теперь живой пример К.О. – и богат, и славен, да по рассудку в детском состоянии, а потому и слава, и богатство составляют лишенную почти всякого значения обстановку, которую смерть вполне отнимет. Велика к нам милость Божия, приведшая нас в монастырь. Это благо выше всех земных благ. 587.

Прекрасно сказал святой мученик Тивуртий о земной жизни (Четьи Минеи, 22 ноября): «мнится быти и несть». Точно! Она будто и перед глазами, и в руках, а все ускользает. О будущей жизни Тивуртий сказал: «мнится не быти, а есть». Точно! Когда здесь живем, то представляется, что и всегда здесь останемся жить; будущая жизнь представляется несуществующей. Но нет! Не видать, как наступит, и наступит непременно. Блаженны те, которых Бог приготовляет к вечности болезнями и другими скорбями, которые из среды скорбей своих исповедуются Богу. «Достойное по делам нашим приемлем! Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем» (см.: Лк.23:41–42)! 598.

Жизнь наша на земле – испытание. «Блажен человек, егоже Господь искусит и от закона Своего научит» (см.: Пс.93:12). Вот чего себе желаю и ради чего стремлюсь в уединение. Даруй, Господи, устроить сие предприятие с основательностью. 618.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Комментарии для сайта Cackle