Источник

Второе Послание к Коринфянам св. Апостола Павла

Глава I

1) Павел, Апостол Иисуса Христа, по воле Божией, и Тимофей брат, церкви Божией, которая в Коринфе, со всеми святыми, что суть во всей Ахаии. 2) Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4) утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы сами могли утешать находящихся во всяком стеснении чрез увещевание, которым и мы сами от Бога увещеваемся! 5) Потому что [по мере], как умножаются в нас страсти Христовы, так умножается через Христа и утешение наше. 6) Скорбим ли мы, [скорбим] для вашего увещевания и спасения, утешаемся ли, [утешаемся] для вашего утешения, увещеваемся ли, [увещеваемся] ради вашего увещания и спасения, которое совершается претерпением тех же страданий, какими и мы страждем; 7) да будет надежда наша о вас тверда; зная, что как вы есть соучастники как в страданиях наших, так будете и в утешении. 8) Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, случившейся с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что нам и жить-то стало противно. 9) Но сами в себе имели ответ смерти, для того, чтобы не были надеющимися на мертвых, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10) Который от таких опасностей избавил нас и избавляет, на Которого надеемся, что и еще избавит, 11) при помощи и вашей в молитве о нас, дабы за дарованное для нас, посредством многих лиц, чрез многих [же] возблагодарили за нас. 12) Ибо похвала наша сия есть: свидетельство совести нашей, что мы в простоте сердца и Божественной искренности, и не по плотской мудрости, но по благодати Божией, обращались в мире сем, наипаче же у вас. 13) Ибо мы пишем вам не иное, как то, что вы читали и разумели. Надеюсь же, что даже до конца уразумеете, 14) как вы и отчасти познали нас, что мы будем вашею похвалою, как и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа. 15) И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы имели вторую благодать, 16) и через вас пройти в Македонию, и снова из Македонии прийти к вам; и вы проводили бы меня в Иудею. 17) Когда же я восхотел сего, не легкомысленно ли я поступил? Или, что я задумываю, по плоти задумываю, так что у меня то «да», то «нет»? 18) Верен же Бог. Ибо слово наше, которое было к вам, – нет в нем [такого] – то «да», то «нет». 19) Ибо Сын Божий, Иисус Христос, Который проповедан у вас нами: мною и Силуаном, и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», – 20) ибо все обетования Божии в Нем – «да»; посему чрез Него «аминь» Богу, к нашему прославлению. 21) Утверждающий же нас с вами во Христе и Помазавший нас – Бог, 22) Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши. 23) Я же Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я больше не приходил в Коринф, 24) не потому, что мы устанавливаем господство над верою вашею; но мы – споспешники радости вашей: ибо вы в вере стойки.

Глава II

1) Постановил же я для себя это самое: да не приду к вам опять в скорби. 2) Ибо, если я огорчаю вас, а кто обрадует меня, если не тот, кто огорчен мною? 3) И это самое я писал вам, дабы, когда приду, не иметь огорчения на огорчении [от тех], о которых мне надлежало бы радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость – и всем вам [радость]. 4) Ибо от великой скорби и стеснения сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы вы огорчились, но чтобы вы познали, какую любовь я в избытке имею к вам. 5) Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, чтобы я не отяготил всех вас. 6) Довольно тому, кто таков, сего воздаяния, которое будет от многих; 7) так что, наоборот, вам лучше простить его и утешить, только бы он не был поглощен обильнейшею печалью, тот, кто таков. 8) Сего ради умоляю вас, да утвердите в нем любовь. 9) Ибо я для того и писал, чтобы узнать о вас на опыте, во всем ли вы послушны. 10) А кого вы в чем-нибудь прощаете, [того] и я; ибо и я что простил, если что-то простил, простил ради вас, от лица Христова, 11) чтобы мы не были проведены сатаной, ибо нам не безызвестны умыслы его. 12) Когда же я пришел в Троаду ради Евангелия Христова, и была предо мной открыта дверь в Господе, 13) я не имел покоя духу моему, так как не нашел Тита, брата моего; но, простившись с ними, проследовал в Македонию. 14) Богу же благодарение, Который всегда ведет нас к триумфу во Христе Иисусе и благоухание познания о Себе являет чрез нас во всяком месте. 15) Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16) для одних же запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто на это столь способен? 17) Ибо мы – не как многие, прелюбодейно повреждающие слово Божие, но искренно, но как от Бога, пред Богом, во Христе мы говорим.

Глава III

1) Не начинаем ли мы снова рекомендовать самих себя? Или нужны для нас, как для некоторых, рекомендательные письма к вам или от вас? 2) Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3) вы показываете, что вы – послание Христово, служимое нами и написанное не чернилами, но Духом Бога Живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. 4) Уверенность же таковую мы имеем через Христа к Богу, 5) не потому, чтобы мы сами достаточно способны были помыслить что-либо от себя, как бы от себя, но достаточность наша от Бога. 6) Он же и сделал нас способными быть служителями Нового Завета, не буквы, но Духа, ибо буква убивает, Дух же животворит. 7) Если же служение смерти, буквами изображенное на камнях, было во славе, так что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево из-за славы лица его преходящей, – 8) как же не быть, гораздо более, служению Духа во славе? 9) Ибо если служение осуждения славно, сколь же более изобилует во славе служение праведности. 10) Ведь даже то, что было славно по этой части, не прославлено ради превосходящей славы. 11) Ибо, если опустошаемое славно, тем более славно пребывающее. 12) Итак, имея такую надежду, мы пользуемся великой уверенностью, 13) а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на лицо его, что подлежало опустошению. 14) Но восприятие их отупело. Ибо, даже до сего дня, то же самое покрывало остается при чтении Ветхого Завета неснятым (потому что оно упраздняется во Христе). 15) Но даже до сего дня, когда читается Моисей, покрывало положено на сердце их. 16) Когда же он обратился ко Господу, покрывало снимется. 17) Господь же есть Дух; где же Дух Господень, там свобода. 18) Мы же все, с открытым лицом взирая, как в зеркало, на славу Господню, преображаемся в тот же образ от ясности к ясности, как от Господня Духа.

Глава IV

1) Посему, имея служение, от которого мы сподобились милосердия, мы не теряемся; 2) но отрекаемся от скрытых постыдных [дел], не обходя с хитростью и не искажая прелюбодейно слова Божия, но являя истину, представляем самих себя всякой совести человеческой пред Богом. 3) Ибо если и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4) для неверующих, у которых «бог» века сего ослепил умы, чтобы для них не воссияло просвещение благовествования славы Христа, Который есть образ Бога. 5) Ибо мы не самих себя проповедуем, но Иисуса Христа, Господа нашего; мы же – рабы ваши ради Иисуса, 6) потому что Бог, сказавший, чтобы из тьмы воссиять свету, Сам озарил наши сердца, дабы просветить познанием ясности Божией, в лице Христа Иисуса. 7) Имеем же сокровище сие в сосудах скудельных /глиняных/, чтобы превосходство было от силы Божией, а не от нас. 8) Мы во всем претерпеваем скорбь, но не стеснены; мы затрудняемся, но не обманываемся; 9) мы претерпеваем преследование, но не оставлены; низвергаемы, но не погибаем. 10) Всегда носим умерщвление Иисуса вокруг тела нашего, чтобы и жизнь Иисусова открылась в телах наших. 11) Ибо мы, живые, всегда предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова была явлена в смертной плоти нашей. 12) Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. 13) Но, имея тот же Дух веры, как написано: «Я веровал, потому я говорил» (Пс. 115:1), и мы веруем, потому и говорим, 14) зная, что Воскресивший Иисуса воскресит и нас со Иисусом и поставит с вами. 15) Ибо все для вас, дабы изобильная благодать, чрез многих в благодарении, изобиловала во славу Божию. 16) Сего ради мы не падаем духом; но если наш человек, внешний, и тлеет, то внутренний изо дня в день обновляется. 17) Ибо то, что в настоящем есть кратковременная и легкая скорбь наша, в безмерном преизбытке производит в нас важность вечной славы, 18) не когда мы созерцаем видимое, но – невидимое. Ибо видимое временно, невидимое же вечно.

Глава V

1) Ибо знаем, что, когда земной наш дом местопребывания сего разрушится, что мы имеем сооружение от Бога, дом нерукотворенный, вечный, на небесах. 2) Оттого мы в сем и воздыхаем, пламенно желая облечься сверху в небесное наше жилище; 3) только бы нам и одетым не быть найденными нагими. 4) Ибо и мы, находящиеся в сей скинии, воздыхаем под бременем, так как не хотим совлечься, но облечься, да будет смертное поглощено жизнью. 5) Ибо и создал нас на сие же самое Бог, давший нам залог Духа. 6) Итак, мы всегда дерзаем; зная, что, доколе мы в теле, мы устранены от Господа 7) (ибо мы ходим верою, а не видением), 8) мы же дерзаем и имеем волю добрую: лучше выйти из тела и предстать пред Господом. 9) И потому ревностно стараемся, присутствуя ли, отсутствуя ли, угодить Ему. 10) Ибо всем нам должно явиться пред судейским седалищем Христовым, чтобы каждому получить принадлежащее телу, за то, что он сделал: доброе ли, худое ли. 11) Зная же страх Господень, мы убеждаем людей, для Бога же мы явны. Надеюсь же, что и в ваших совестях мы явны. 12) Мы не сызнова рекомендуем нас вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы вы имели что-то сказать тем, которые хвалятся лицом, а не сердцем. 13) Ибо исходим ли из себя, к Богу; трезвимся ли мы, для вас. 14) Ибо любовь Христова объемлет нас, придерживающихся сего: ибо, если один умер за всех, то все умерли. 15) А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего. 16) Итак, отныне мы никого не знаем по плоти. А если и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. 17) Если же кто во Христе – новая тварь, [то] древнее прошло; се, все теперь новое. 18) А все от Бога, Который примирил нас с Собою через Христа и даровал нам служение примирения, 19) потому что Бог во Христе был именно примирившим с Собою мир, не вменяя им преступлений их, и положил в нас слово примирения. 20) Итак, мы замещая Христа осуществляем посланничество; как бы Сам Бог увещевает через нас. Просим, замещая Христа: «Примиритесь с Богом». 21) Не знавшего греха Он сделал ради нас «грехом», дабы мы в Нем Самом сделались Божией праведностью.

Глава VI

1) Помогая же, умоляем, да не примите благодати Божией впустую. 2) Ибо Он говорит: «Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе» (Ис. 49, 8). Вот, теперь время благоприятное! Вот, теперь день спасения! 3) Мы никому ни в чем не наносим оскорбления, чтобы не было порицаемо служение наше, 4) но во всем представляем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 5) под ударами, в темницах, среди бунтов, в трудах, в бдениях, в постах, 6) в чистоте, в ведении, в долготерпении, в сладости, в Духе Святом, в любви неподдельной, 7) в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, 8) во славе и бесславии, при порицаниях и доброй молве: мы словно «прельстители», а верны; словно неизвестны, а узнаваемы; 9) словно умершие, но, вот, мы живы; словно наказанные, но мы не умерщвлены; 10) словно скорбные, всегда же радостные; словно нищие, многих же обогащающие; словно ничего не имеющие и всем обладающие. 11) Уста наши отверсты к вам, о коринфяне, сердце наше расширено. 12) Вам не тесно в нас; тесно же во утробах ваших. 13) Обладая же равным воздаянием, – говорю, как детям, – распространитесь и вы. 14) Не впрягайтесь в ярмо с неверными. Ибо, какова причастность праведности к беззаконию? Или каково сообщество у света с тьмою? 15) Каково же соглашение между Христом и Велиаром? Или какова часть верного с неверным? 16) Каково согласие храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога живаго, как сказал Бог: «Ибо Я вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. 17) Сего ради выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и к нечистому не прикасайтесь. 18) И Я прииму вас, и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Всемогущий» (Лев. 26:12; Ис. 52:11; Иер. 3:19; Ос. 1:10).

Глава VII

1) Сии же обетования имея, возлюбленные, да очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая освящение в страхе Божием. 2) Примите нас. Мы никого не оскорбили, никому не повредили, никого не провели. 3) Не в осуждение вам говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе умереть и жить. 4) Велико мое доверие к вам, многая моя похвала о вас; я исполнен утешением, преизобилую радостью во всякой скорби нашей. 5) А ведь когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы претерпели всяческие скорби: извне – брани, изнутри – страхи. 6) Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита. 7) Не одним же только прибытием его, но и утешением, которым он был утешен о вас, пересказывая нам о вашем желании, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более возрадовался. 8) Посему, если я и опечалил вас посланием, не жаль мне, хотя и пожалел было, видя, что послание то (хоть и на время) опечалило вас. 9) Теперь я радуюсь, не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию. Ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не претерпели от нас ущерба. 10) Ибо печаль по Богу производит стойкое покаяние ко спасению. Мирская же печаль производит смерть. 11) Ибо, вот, то самое, что вы опечалились по Богу, какое произвело в вас тщание! А какую защиту [себя], а какое негодование [на виновного], а какой страх, а какое желание, а какую ревность, а какое возмездие! Во всем вы показали себя незапятнанными в этом деле. 12) Итак, если я и писал к вам, то не ради нанесшего оскорбление и не ради претерпевшего, но чтобы вам открылось попечение наше, которое имеем о вас 13) пред Богом, посему мы утешены. В утешении же нашем мы еще более обрадованы были по поводу радости Тита, ибо дух его был успокоен всеми вами. 14) А если чем-либо о вас похвалился перед ним, я не остался в стыде, но как вам мы говорили все по истине, так и похвала наша перед Титом оказалась истинною; 15) и утроба его все обильнее расположена к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы со страхом и трепетом приняли его. 16) Радуюсь, что во всем полагаюсь на вас.

Глава VIII

1) Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2) что в великом испытании скорбями было им великое изобилие радости; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их простоты. 3) Ибо они были по силе (я даю о них свидетельство) и сверх силы доброхотны: 4) они весьма убедительно просили нас о даре [gratiam] и участии [их] в служении святым; 5) и не [только] то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам, по воле Божией; 6) так что мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и оное доброе дело [gratiam]. 7) А как вы изобилуете во всем: верою, и словом, и познанием, и всяким усердием, и сверх того и любовью вашею к нам, – так изобилуйте и сею добродетелью [gratia]. 8) Говорю это не как повелевающий, но усердием других испытываю также и способности вашей любви. 9) Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он обнищал ради вас, будучи богат, дабы вы обогатились Его нищетою. 10) И я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только делать, но и хотеть того начали с прошедшего года. 11) Совершите же теперь и самое свершение, дабы, как явно было желание, так и исполнено было из того, что имеете. 12) Ибо если есть ревностное желание, оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего он не имеет. 13) Ибо не так, чтобы одним было отпущение, а вам скорбь, но по равномерной справедливости. 14) В настоящее время ваш избыток восполняет их недостаток; дабы и их избыток был в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: 15) «Кто [собрал] много, не изобиловал; и кто мало, не умалил» (Исх. 16:18). 16) Благодарение же Богу, вложившему такое усердие к вам в сердце Титово. 17) Потому что, хотя и он и воспринял увещевание; но он, поскольку был очень усерден, пошел к вам по своей воле. 18) Послали мы с ним также брата, которого во всех церквах хвалят за благовествование, 19) и не только то, но и поставленного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения [gratiam], которому мы служим ради славы Господней и по нашей определенной воле, 20) остерегаясь того, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при такой полноте [приношений], которые вверяются нашему служению. 21) Ибо мы промышляем о добром не только пред Богом, но и пред людьми (см. Притч. 3:4 LXX). 22) Мы же послали с ними и брата нашего, которого испытали во многих делах, что он усерден; ныне же еще более усерден, по великой уверенности в вас. 23) Идет ли речь о Тите, который мой товарищ и помощник у вас; идет ли речь о братьях наших, апостолах церквей, славе Христовой. 24) Итак, явите перед лицом церквей явное доказательство любви вашей и нашей похвалы о вас.

Глава IX

1) Ибо о служении, что святым, мне излишне писать вам. 2) Ибо я знаю вашу ревностную душу, в связи с чем хвалюсь вами перед македонянами. Потому что и Ахаия приготовлена еще с прошедшего года, и ревность ваша побудила многих. 3) Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною с этой стороны, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 4) и чтобы, когда придут со мною македоняне и найдут вас неготовыми, не покраснели бы мы (да не говорим «вы»), ради сего предмета. 5) Поэтому я счел нужным упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предуготовили это уже обещанное благословение так, чтобы оно было готово именно как благословение, а не как [побор от чьей-то] алчности. 6) Сие же скажу: кто сеет скупо, скупо и пожнет; а кто сеет в благословениях, в благословениях и пожнет. 7) Каждый, как расположил в сердце своем, [уделяй] не с огорчением и не с понуждением; ибо радостного дающего любит Бог (см. Притч. 22:8 LXX). 8) Бог же силен всяческую благодать соделать в вас преизобильной, чтобы вы, всегда и во всем имея всякий достаток, изобиловали на всякое доброе дело, 9) как написано: «Расточил, раздал нищим; правда его пребывает в веки веков» (Пс. 111:9). 10) Подающий же семя сеющему, и хлеб ядущему подаст, и изобилие посеянному вами, и умножит урожай плодов праведности вашей, 11) так чтобы вы, будучи всем обогащены, вы могли бы изобиловать во всякой простоте, которая через нас производит благодарение Богу. 12) Ибо дело служения сего не только восполняет недостающее святым, но и изобильно производит чрез многих благодарения Богу; 13) посредством испытания сего служения, прославляя Бога за покорность исповедания вашего по отношению к Евангелию Христову, и за простое общение с ними и со всеми, 14) и в их молитве за вас, по охотному расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. 15) Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

Глава X

1) Я же, Павел, умоляю вас кротостью и скромностью Христа, я, который хотя лично между вами смирен, отсутствуя же, на вас дерзновен. 2) Умоляю же вас, чтобы мне, присутствуя, не дерзать с такой отвагой, с которой полагаю дерзнуть на некоторых, полагающих о нас, что мы поступаем по плоти. 3) Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. 4) Ведь оружия воинства нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: разрушающее советы /ниспровергающие замыслы/ 5) и всякое превозношение, восставляющее себя против познания Божия, и ведем в полон всякое разумение в послушание Христу, 6) и мы в готовности наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится. 7) Смотрите на то, что соответствует наружности! Если кто уповает о себе, что он Христов, тот сам по себе суди, ибо, как он сам Христов, так и мы. 8) Ибо, если бы я и стал несколько более хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, не покраснел бы. 9) Впрочем, да не покажется, что я как бы устрашаю вас [только] посланиями. 10) Потому что некоторые говорят: «Хотя в посланиях он важен и силен, в личном же присутствии слаб телом, и слово его пренебрежимо», – 11) такой пусть познает, что, каковы мы на словах в посланиях в отсутствии, таковы и на деле в присутствии. 12) Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с кем-то, которые сами себя выставляют; но мы измеряем себя самими собою и сравниваем себя с нами же самими. 13) Мы же не без меры хвалиться будем, но по мере правила, какое отмерил нам Бог, в такую меру, чтобы дотянуться и до вас. 14) Ибо мы не растягиваем себя сверх меры нашей, как бы не могущие достигнуть до вас, ибо мы дошли и до вас благовествованием Христовым. 15) Мы не без меры хвалимся чужими трудами, имеем же упование, при возрастании веры вашей, возвеличиться среди вас по правилу нашему, к изобилию, 16) так чтобы и в тех местах, что далее, чем вы находитесь, благовествовать, а не хвалиться уже готовым по чужому правилу. 17) Кто же хвалится, в Господе да хвалится. 18) Ибо не тот испытан, кто сам себя выставляет, но кого Бог представляет.

Глава XI

1) О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но и вы снисходите ко мне. 2) Ибо я ревную о вас ревностью Божиею. Ибо я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. 3) Боюсь же, чтобы, как змий прельстил Еву хитростью своею, так и ваши чувства не повредились и не уклонились от простоты, что во Христе. 4) Ибо если кто-то приходит и проповедует другого Христа, которого мы не проповедали, или если вы получаете духа иного, какого не получали, или иное Евангелие, какого не принимали, – вы это прекрасно терпите. 5) Ибо я думаю, что я сделал не меньше великих Апостолов. 6) Хотя я и неискусен в слове, но не в знании; впрочем, мы во всем известны вам. 7) Не сотворил ли я греха, унижая себя, чтобы возвысить вас? Потому что безвозмездно благовествовал вам Евангелие Божие? 8) Другие церкви я обирал, получая плату для служения вам; 9) И когда я был у вас и терпел недостаток, никому не был в тягость, ибо то, чего я был лишен, восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость. 10) И истина Христова во мне, что похвала сия не преломится у меня в странах Ахаии. 11) Почему? [Потому ли], что не люблю вас? Бог весть! 12) А как я поступаю, так и буду поступать, чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, в чем хвалятся, [в том и] оказались [такими же], как и мы. 13) Ибо таковые лжеапостолы суть лукавые делатели, преображают себя в «апостолов Христовых». 14) И не диво: потому что сам сатана преображает себя в «Ангела света». 15) Потому не великое дело, если и служители его преображаются, выглядя, словно служители праведности; конец их будет по делам их. 16) Еще скажу (не почти кто-нибудь меня неразумным; в противном случае, примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне немного похвалиться), 17) Что скажу, то скажу не по Богу, но как бы в неразумии при таком поводе на похвалу. 18) поскольку многие хвалятся по плоти, и я буду хвалиться. 19) Ибо вы охотно терпите неразумных, когда вы-то сами – «мудрецы». 20) Ибо вы терпите, если кто вас обращает в рабство, если кто объедает, если кто обирает, если кто превозносится, если кто бьет вас в лицо. 21) К стыду говорю, что мы были как бы слабы по этой части. В чем кто смеет [хвалиться] (скажу по неразумию), смею и я. 22) Они – евреи, и я. Израильтяне, и я. Семя Авраамово, и я. 23) Христовы служители… (как менее мудрый говорю): я еще больше. Я гораздо больше был в трудах, более в темницах, безмерно в ранах, нередко при смерти. 24) От иудеев пять раз получил я по сорока [ударов] без одного. 25) Трижды я был бит палками, однажды побит камнями, трижды я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; 26) много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 27) в труде и в изнурении, в многочисленных бдениях, в голоде и жажде, много в постах, на стуже и в наготе. 28) Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота обо всех церквах. 29) Кто изнемогает, а я бы не изнемогал? Кто соблазняется, а я бы не воспламенялся? 30) Если должно мне хвалиться, тем, в чем немощен, буду хвалиться. 31) Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. 32) В Дамаске народный правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; 33) и я в корзине был спущен из окна по стене, и так избежал рук его.

Глава XII

1) Если должно хвалиться (хоть и не служит благу), перейду же к видениям и откровениям Господним. 2) Знаю человека во Христе, который прежде, чем четырнадцать лет тому назад (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает), таковой [человек] был восхищен даже до третьего неба. 3) И знаю о таковом человеке (не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), 4) что он был восхищен в рай и слышал потаенные слова, которых человеку нельзя сказать. 5) Таковым [человеком] похвалюсь; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. 6) Ведь, если и захочу хвалиться, не буду безумен, ибо скажу истину; удерживаюсь же, чтобы кто не подумал обо мне более, нежели, сколько во мне видит или что-то слышит от меня. 7) И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть мою, ангел сатаны, который колотит меня. 8) Сего ради трижды молил я Господа, чтобы отступил [он] от меня. 9) И сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила [Моя] совершается в немощи». Потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 10) Сего ради я благодушествую в немощах моих, в обидах, в нуждах, в преследованиях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен. 11) Я стал неразумным; вы меня принудили. Ведь я должен был бы вами быть прославлен, ибо я ничем не менее тех, кто чрезмерно «апостолы», хотя я и ничто. 12) Признаки же апостольства моего проявились на деле перед вами во всяком терпении, знамениях и чудесах, и силах. 13) Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую обиду. 14) Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас. Ибо я ищу не вашего, а вас. Ибо не дети должны копить для родителей, но родители для детей. 15) Я преохотно буду тратить и наипаче истрачу себя за души ваши. Хотя я особенно люблю вас, я менее любим. 16) Но пусть так: я не обременял вас, но, будучи хитер, лукавством захватил вас. 17) Неужели через кого-нибудь из тех, кого я послал к вам, провел вас? 18) Я умолил Тита и послал с ним одного из братьев. Неужели Тит вас провел? Не в одном ли духе мы ходили? Не по тем же следам? 19) Вы давно думаете, что мы изыскиваем извинения наши перед вами. Мы говорим пред Богом, во Христе, все же [это], возлюбленные, к вашему назиданию. 20) Ибо я боюсь, только бы, как приду, я не нашел вас не такими, какими хочу, и я не был бы найден вами не таким, каким хотите; лишь бы не было раздоров, зависти, упрямства, несогласия, злословия, нашептываний, надутости, беспорядков между вами, 21) чтобы опять, когда приду, не смирил бы меня пред вами Бог, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не сотворили покаяния в нечистоте, и блудодеянии, и непотребстве, какое совершили.

Глава XIII

1) Се, это в третий раз иду к вам. «При устах двух или трех свидетелей подтвердится всякое слово» (Числ. 35:30; Втор. 17:6, 19:15). 2) Я предупреждал и предупреждаю, когда присутствовал, и теперь, отсутствуя, прежде согрешившим и всем прочим, что если опять приду, не пощажу. 3) Не ищете ли вы опытного подтверждения [experimentum] для Христа, во мне говорящего, Который не бессилен в вас, но силен в вас? 4) Ибо, хотя Он и распят от немощи, но живет силою Божиею. Ибо и мы немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас. 5) Искусите самих себя, в вере ли вы; самих себя испытывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы отвержены. 6) Надеюсь же, что узнаете, что мы не отвержены. 7) Молимся же Богу, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться испытанными; но чтобы вы делали то, что добро; мы же будем как бы отверженными. 8) Ибо мы ничего не можем сделать против истины, но за истину. 9) Ибо мы радуемся, когда мы немощны, вы же сильны. Об этом-то и молимся, о вашем совершенстве. 10) Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не действовать сурово по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению. 11) В остальном, братия, радуйтесь, будьте совершенными, ободритесь, тоже самое мудрствуйте, мир имейте, – и Бог мира и любви будет с вами. 12) Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые. 13) Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святаго Духа да будет со всеми вами. Аминь.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа : Перевод с Вульгаты (Clementina) / Иероним блаженный, Стридонский (Пер. с лат., пред. Д.Э. Пучкина) / Москва, 2019. – 584 с.

Комментарии для сайта Cackle