Первое Послание к Коринфянам св. Апостола Павла
Глава I
1) Павел, призванный Апостол Иисуса Христа, по воле Божией, и Сосфен брат, 2) церкви Божией, которая в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми, кто призывает имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас. 3) Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 4) Благодарю Бога моего за вас всегда, в благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5) что в Нем вы обогатились во всем, во всяком слове и всяком познании. 6) Как свидетельство Христово утвердилось в вас, – 7) так что никто из вас не лишен никакой благодати, ожидая откровения Господа нашего Иисуса Христа, 8) Который и утвердит вас, даже до конца, неповинными в день пришествия Господа нашего Иисуса Христа. 9) Верен Бог, чрез Коего вы призваны в общество Сына Его, Иисуса Христа, Господа нашего. 10) Умоляю же вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и то же, и не было между вами расколов, но чтобы вы были совершенны в одном чувстве и в одном суждении. 11) Ибо от [домашних] Хлои сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12) Сие же говорю, ибо каждый из вас говорит: «я вот Павлов»; «я же Аполлосов»; «я же Кифин»; «я же Христов». 13) [Разве] разделился Христос? Неужели Павел распялся за вас? Иль во имя Павлово вы были крещены? 14) Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гая, 15) да не скажет никто, что вы крещены в мое имя. 16) Крестил же я и Стефанов дом; прочего не знаю, крестил ли кого иного. 17) Ибо Христос послал меня не крестить, но благовествовать, не в премудрости слова; чтобы не был опустошен крест Христов. 18) Ибо при том слово крестное погибающим юродство есть; спасаемым же, то есть нам, – сила Божия. 19) Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов, и благоразумие благоразумных отвергну» (Ис. 29:14). 20) «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не сделал ли Бог мудрость мира сего глупостью?» (Ис. 33:18). 21) Ибо, когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 22) Потому что и иудеи требуют знамений, и эллины ищут мудрости; 23) мы же проповедуем Христа распятого, для иудеев при том соблазн, для язычников же безумие, 24) для самих же призванных, иудеев и эллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25) ибо то, что немудро у Бога, мудрее человеков, и то, что немощно у Бога, сильнее человеков. 26) Ибо смотрите на призвание ваше, братия: ведь не многие мудры по плоти, не многие сильны, не многие благородны; 27) но Бог избрал то, что немудро у мира, да посрамит мудрых, и то, что немощно у мира, избрал Бог, да посрамит сильное; 28) и незнатное мира, и уничиженное избрал Бог, и не сущее, чтобы упразднить сущее, 29) да не похвалится никакая плоть пред взором Его. 30) От Него же и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, и праведностью, и освящением, и искуплением; 31) чтобы [было], как написано: «Кто хвалится, в Господе да хвалится» (Иер. 9:24).
Глава II
1) И я, когда приходил к вам, братия, пришел, не в возвышенности слова или мудрости, возвещая вам свидетельство Христово. 2) Ибо я рассудил ничего не знать мне у вас, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. 3) И был я у вас в немощи, и в страхе, и в великом трепете. 4) И слово мое, и проповедь моя не в убедительных для человеческой мудрости словах, но в явлении духа и силы, 5) чтобы вера ваша была не в мудрости человеческой, но на силе Божией. 6) Мудрость же мы возвещаем между совершенными, мудрость же не века сего и не начальств века сего, подверженных сокрушению, 7) но возвещаем премудрость Божию в таинстве, которое сокровенно, которое предопределил Бог прежде веков к славе нашей, 8) которое никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, никогда не распяли бы Господа славы. 9) Но, как написано: «Того око не видело, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (cр. Ис. 64:4, 17). 10) Нам же Бог открыл [сие] Духом Своим; ибо Дух все исследует, даже глубины Божии. 11) Ибо кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческого, который в нем? Так и того, что в Боге, никто не знает, кроме Духа Божия. 12) Мы же не духа мира сего приняли, а Духа от Бога, да знаем дарованное нам от Бога, 13) что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но в учении Духа, соотнося духовное с духовным. 14) Душевный же человек не принимает того, что от Духа Божия, ибо это для него глупость; и не может разуметь, ибо [сие] испытывается духовно. 15) Духовный же судит все, а сам никем не судится. 16) Ибо кто познал чувство Господне, которое его научило? Мы же имеем чувство Христово.
Глава III
1) И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими. Как младенцам во Христе, 2) я давал вам пить молоко, а не пищу, ибо вы еще не могли [есть], да и теперь к тому же не можете, ибо вы еще плотские. 3) Ведь, когда между вами зависть и разногласия, не плотские ли вы, и не по человечеству ли поступаете? 4) Ибо, когда один говорит: «Я, вот, Павлов», а другой: «Я – Аполлосов», не человеки ли вы? Итак, что представляет собой Аполлос? Что же Павел? 5) Служители Того, в Кого вы уверовали, и каждый – как [ему] дал Господь. 6) Я насадил, Аполлос поливал, но Бог даровал возрастание. 7) Итак, ни насаждающий, ни поливающий, но Бог, дарующий возрастание. 8) Насаждающий же и поливающий суть одно. Каждый же получит свою награду, по своему труду. 9) Ибо мы – помощники Бога, вы – Божия нива, вы – Божие строение. 10) По благодати Божией, данной мне, я как мудрый зодчий положил основание, другой же строит на [нем]. Каждый же да смотрит, каким образом он строит на [нем]. 11) Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос Иисус. 12) Если кто строит на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – 13) каждого дело обнаружится; ибо день Господень обнаружит, ведь в огне открывается, и дело каждого, каково оно есть, огонь испытает. 14) Если чье дело пребудет, которое он построил сверху, получит награду. 15) Если чье дело сгорит, претерпит ущерб; сам же спасется, но так, как бы из огня. 16) Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий обитает в вас? 17) Если же кто осквернит храм Божий, того разорит Бог. Ибо храм Божий свят, коим вы являетесь. 18) Пусть никто себя не обольщает: если кто среди вас считает себя мудрым в веке сем, пусть сделается глупцом, чтобы стать мудрым. 19) Ибо мудрость мира сего есть глупость пред Богом. Ибо написано: «Уловлю мудрых в лукавстве их» (Иов. 5:13). 20) И еще: «Господь знает помышления мудрецов, что они суетны» (Пс. 93:11). 21) Итак, никто да не хвалится человеками. 22) Ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ведь ваше; 23) вы же – Христовы, Христос же – Божий.
Глава IV
1) Так да считает нас человек служителями Христовыми и домостроителями тайн Божиих. 2) Сие уже требуется среди домостроителей, чтобы каждый был обретен верным. 3) Для меня очень мало значит быть судимым вами или человеческим днем. Но я и сам себя не сужу. 4) Ибо я ничего за собой не знаю, но не этим я оправдан; Судящий же меня есть Господь. 5) Посему не судите прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит советы сердец /сердечные намерения/, и тогда каждому будет похвала от Бога. 6) Сие же, братия, видоизменил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не надуваться [от гордости] за одного против другого, [мудрствуя] сверх того, что написано. 7) Ибо кто тебя отличает? Что же ты имеешь, чего бы не получил? Если же получил, что хвалишься, как будто не получил? 8) Вы уже пресытились, вы уже обогатились, без нас царствуете. И о, если бы вы царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! 9) Ибо мне кажется, что Бог явил нас, Апостолов, последними, как бы предназначенными к смерти, ибо мы сделались позорищем [spectaculum] для мира, и для Ангелов, и для человеков. 10) Мы глупы Христа ради, вы же благоразумны во Христе; мы немощны, вы же крепки; вы благородны, мы же худородны. 11) Даже до сего часа и алчем, и жаждем, и наги мы, и кулаком получаем, и не имеем постоянного пристанища, 12) и трудимся, работая своими руками. Подвергаемся проклятьям, и благословляем; претерпеваем преследование, и терпим; 13) выслушиваем хулу, и молим; мы стали как сор для мира сего, грязь для всех, даже доныне. 14) Не для того, чтобы постыдить вас пишу сие, но, как возлюбленных чад моих, вразумляю. 15) Ибо, хотя у вас тьма /десять тысяч/ детоводителей во Христе, но не много отцов. Ибо я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 16) Итак, умоляю вас: подражайте мне, как и я Христу. 17) Для сего я послал к вам Тимофея, он же сын мой возлюбленный и верен в Господе; который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. 18) Так как я не иду к вам, то некоторые надулись [от гордости]. 19) Приду же я к вам скоро, если изволит Господь; и познаю не слова надутых, но силу. 20) Ибо не в слове Царствие Божие, но в силе. 21) Чего вы хотите? С жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Глава V
1) Явственно слышно, что у вас блудодеяние, и такое блудодеяние, какого нет [даже] у язычников, что некто имеет жену отца своего! 2) И вы надуты [от гордости], вместо того, чтобы лучше возыметь скорбь, дабы изъят был из среды вас сделавший сие дело! 3) А я, отсутствуя именно телом, присутствуя же духом, уже рассудил, как бы находясь у вас: того, кто так сделал, 4) во имя Господа нашего Иисуса Христа, собрав вас и мой дух, с силою Господа нашего Иисуса Христа, 5) предать сатане во умерщвление плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. 6) Нехороша похвальба ваша. Не знаете ли, что малая закваска портит все тесто? 7) Очистите ветхую закваску, да будете новым тестом, [так] как вы бесквасны. Ибо и Пасха наша, Христос, заклан. 8) Итак, станем праздновать: не с ветхою закваскою, не с закваскою лукавства и порока, но с опресноками искренности и истины. 9) Я писал в послании: «Не сообщайтесь с блудниками». 10) Впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или алчными, или похитителями, или идолослужителями, иначе должны были бы вы выйти из мира сего. 11) Теперь же я писал вам не сообщаться, если кто, называясь братом, есть блудник, или алчный, или идолослужитель, или злоречив, или пьяница, или похититель; с таким и не есть вместе. 12) Ибо зачем мне судить внешних? Не о внутренних ли вы судите? 13) Ибо внешних будет судить Бог. Извергните злого от себя самих.
Глава VI
1) Смеет ли кто-либо из вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2) Разве не знаете, что святые будут судить мир сей? А если вами будет судим мир, неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? 3) Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, сколь же более [дела] мирские? 4) Итак, вы, если, когда-либо имеете мирские тяжбы, то поставляете для суда презренных в Церкви. 5) К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного мудреца, который мог бы рассудить между братьями своими? 6) Но брат на брата подает в суд, и притом у неверных. 7) При сем то уже заведомо преступно у вас, что вы имеете судебные тяжбы между собою. Для чего бы вам скорее не принять [с терпением] несправедливости? Для чего бы вам лучше не претерпеть обмана? 8) Но вы [сами] обижаете и обманываете, и притом братьев. 9) Или не знаете, что неправедные Царствия Божия не наследуют? Не заблуждайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, 10) ни уподобляющиеся женщинам, ни сожительствующие с мужчинами, ни воры, ни алчные, ни пьяницы, ни злоречивые, ни похитители – Царствия Божия не наследуют. 11) И такими были некоторые; но вы омыты, но вы освящены, но вы оправданы во имя Господа нашего Иисуса Христа и в Духе Бога нашего. 12) Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но да не попаду я ни под чью-либо власть. 13) Пища для чрева, и чрево для пищи; Бог же разрушит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14) Бог же и Господа воскресил, и нас воскресит силою Своею. 15) Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отняв члены Христовы, сделаю ли их членами блудницы? Да не будет! 16) Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? «Ибо будут, – говорит он, – два одна плоть» (Быт. 2:24). 17) Прилепляющийся же к Господу – один [с Ним] дух. 18) Бегайте блуда. Всякий грех, какой только ни делает человек, есть вне тела, кто же блудодействует, грешит в теле своем. 19) Не знаете ли, что члены ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы – не свои? 20) Ибо вы были куплены за великую цену. Прославляйте и носите Бога в теле вашем.
Глава VII
1) А о чем вы писали ко мне, [то] хорошо человеку не касаться женщины. 2) Ради же [избегания] блуда, каждый да имеет свою жену, и каждая да имеет своего мужа. 3) Жене муж воздавай долг; подобно же и жена мужу. 4) Жена над своим телом не имеет власти, но муж. Подобно же и муж над своим телом не имеет власти, но жена. 5) Не уклоняйтесь друг от друга, кроме как по согласию, на время, чтобы предаться молитве, и опять возвращайтесь друг к другу, чтобы не искушал вас сатана, ради невоздержания вашего. 6) Сие же говорю как поблажку, не как повеление. 7) Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я сам; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой же иначе. 8) Говорю же не состоящим в браке и вдовам: хорошо им, если останутся так, как и я. 9) Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 10) Сочетавшимся же браком повелеваю не я, но Господь: жене не уходить от мужа, – 11) если же уйдет, должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим. И муж жены да не отсылает. 12) Прочим же я говорю, не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, да не отсылает ее. 13) И если какая жена верующая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, да не отсылает мужа. 14) Ибо неверующий муж освящен женою верующею, и жена неверующая освящена мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, ныне же святы. 15) Если же неверующий уходит, пусть уходит; брат или сестра в такого рода случаях не подчинены рабству; в мире же призвал нас Господь. 16) Ибо, откуда ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, откуда знаешь, не спасешь ли жены? 17) Не иначе, как Бог ему распределил, и каждый, как Господь его призвал, так да поступает. И как я учу по всем церквам. 18) Призван был кто обрезанным? Пусть не устраняет следов обрезания. Призван кто необрезанным? Пусть не обрезывается. 19) Обрезание – ничто, и необрезание – ничто, но соблюдение заповедей Божиих. 20) Каждый, в котором звании призван, в том да остается. 21) Рабом ли ты призван? Не озабочивайся. Но если и можешь сделаться свободным, лучше воспользоваться. 22) Ибо раб, призванный в Господе, есть вольноотпущенник Господень; равно и призванный свободным есть раб Христов. 23) Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков. 24) Каждый, в котором [звании] призван, братия, в том и оставайся пред Богом. 25) О девах же я не имею повеления Господня, даю же совет, как сподобившийся от Господа милосердия, да буду Ему верным. 26) Итак, я считаю лучшим по наличествующей необходимости, что хорошо человеку так и быть. 27) Связан ли ты узами с женой? Не ищи расторжения. Расстался ли с женою? Не ищи жены. 28) Если же и женишься, не согрешил. И если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; мне же вас жаль. 29) Итак, сие вам сказываю, братия: время уже коротко, остается так, что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30) и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не владеющие; 31) и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо преходит образ мира сего. 32) Я же хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, каким образом угодить Господу; 33) женатый же заботится о мирском, каким образом угодить жене; и он разделен. 34) И незамужняя женщина, и девица помышляет о Господнем, каким образом угодить Господу, чтобы быть святою телом и духом. Замужняя же помышляет о мирском, каким образом угодить мужу. 35) И говорю это для вашей же пользы, не для того, чтобы наложить на вас путы, но на то, что честно и что может дать вам силу беспрепятственно взывать ко Господу. 36) Если же кто почитает неприличным для себя, по отношению к его девице, что она перешла возраст, а тому должно быть, пусть делает то, что он хочет; он не грешит, что она выйдет замуж. 37) Ибо кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не имея нужды, а будучи властен в своей воле, сие решил в сердце своем – соблюдать свою девицу, хорошо делает. 38) Посему и соединяющий браком свою девицу делает хорошо; а не соединяющий поступает лучше. 39) Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее усопнет, освобождена: пусть выходит за кого хочет, только в Господе. 40) Блаженнее же будет, если останется так, по моему совету; думаю же, что и я имею Духа Божия.
Глава VIII
1) О том, что посвящается идолам, мы знаем, ибо мы все имеем знание; знание делает надутым [от гордости], любовь же назидает. 2) Кто мнит о себе, что он знает что-нибудь, ничего еще не знает так, как ему должно знать. 3) Если же кто любит Бога, тот познан Им. 4) Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. 5) Ибо, хотя и есть так называемые «боги» или на небе, или на земле, так как есть много «богов» и господ много, 6) но у нас есть лишь один Бог – Отец, из Которого все, и мы в Нем, и один Господь – Иисус Христос, чрез Коего все, и мы чрез Него. 7) Но не у всех есть знание: некоторые же и доныне с совестью, [привычной к] идолам, едят как [жертвы «богам»] идоложертвенное, и совесть их, поскольку немощна, оскверняется. 8) Пища же не поручает нас Богу: ибо, если и едим, ничего не приобретаем; и если не едим, ничего не теряем. 9) Смотрите же, только бы эта свобода ваша не стала соблазном для немощных. 10) Ибо, если кто-нибудь увидит имеющего знание, в капище возлежащего [за трапезой], не будет ли совесть его, при том, что она немощная, назидаться к вкушению идоложертвенного? 11) И от знания твоего погибнет немощный брат, ради которого умер Христос. 12) Таким же образом согрешая против братьев и нанося удар немощной совести их, вы против Христа согрешаете. 13) Ради того, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовеки, да не соблазню брата моего.
Глава IX
1) Не свободен ли я? Не Апостол ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? 2) И если для других я не Апостол, но для вас – [Апостол]; ибо печать моего апостольства – вы в Господе. 3) Мое защищение перед «допрашивающими» меня, сие есть. 4) Неужели мы не имеем власти есть и пить? 5) Неужели не имеем власти иметь спутницею сестру-женщину, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? 6) Или один я и Варнава не имеем власти этого делать? 7) Кто когда несет воинскую службу за свой счет? Кто насадит виноградник и от плодов его не ест? Кто пасет стадо и не вкушает молока от стада? 8) Неужели по человечеству я это говорю? Не говорит ли и Закон того же? 9) Ибо в Моисеевом Законе написано: «Не завязывай рта у вола молотящего» (Втор. 25:4). Неужели о волах печется Бог? 10) Или, конечно, для нас это говорит? Ибо для нас это написано; потому что должен пахать с надеждою, кто пашет; и кто молотит, в надежде получения плодов. 11) Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? 12) Если другие причастны к власти над вами, почему не более мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. 13) Не знаете [разве], что трудящиеся в святилище питаются от святилища; и что прислуживающие жертвеннику участвуют [в доле] от жертвенника? 14) Так и Господь установил возвещающим Евангелие жить от благовествования. 15) Я же не пользовался ничем таковым. Написал же я это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня скорее лучше умереть, нежели чтобы кто опустошил похвалу мою. 16) Ибо если я благовествую, это мне не похвала, ибо к этому побуждает необходимость, ведь горе мне, если я не благовествую! 17) Ибо если делаю это добровольно, я имею награду; если же недобровольно, мне [лишь] вверено домостроительство. 18) За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую безвозмездно, дабы не злоупотребить моею властью в благовествовании. 19) Ибо, когда я свободен от всех, я всем поработил себя, дабы мне больше приобрести. 20) И для иудеев я стал как иудей, чтобы приобрести иудеев; 21) для подзаконных был как подзаконный (когда я не подзаконен), чтобы приобрести подзаконных; для чуждых Закона – как чуждый Закона (когда я не чужд закона пред Богом, но под законом Христовым), чтобы приобрести чуждых Закона. 22) Для немощных я стал немощным, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти всех. 23) Все же это я делаю ради Евангелия, дабы соделаться сопричастником его. 24) Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут при том все, но один получает награду? Так бегите, чтобы захватить! 25) Всяк же подвизающийся на борение воздерживается от всего: и вот это ему [нужно], для получения венца тленного, нам же – нетленного. 26) И потому я бегу не так, как к сомнительному, бьюсь не так, чтобы словно ударять воздух; 27) но изнуряю тело мое и порабощаю, только бы, проповедуя другим, самому не стать отвергнутым.
Глава X
1) Я не хочу, чтобы вы были в неведении, братия, что отцы наши все были под облаком, и все прошли море; 2) и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3) и все ели одну и ту же духовную пищу; 4) и все пили одно и то же духовное питие (пили же из духовного, последующего за ними, камня; камень же был Христос); 5) но не о многих из них благоволил Бог, ибо они были уложены в пустыне. 6) Сии же стали образами для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. 7) И не станьте идолопоклонниками, как некоторые из них, как написано: «Народ сел есть и пить, и встал играть» (Исх. 32:6). 8) И не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день пало их двадцать три тысячи. 9) И не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и от змей погибли. 10) И не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. 11) Все же это происходило с ними, как прообраз, написано же было для вразумления нас, которых достиг конец веков. 12) Итак, кто считает себя стоящим, да смотрит, чтобы не упасть. 13) Вас постигло искушение не иное, как человеческое; верен же Бог, Который не потерпит вам быть искушаемыми сверх того, что можете, но сотворит купно с искушением и облегчение, чтобы вы могли перенести. 14) Сего ради, возлюбленные мои, убегайте от идолослужения. 15) Как благоразумным молвлю; вы сами рассудите о том, что говорю. 16) Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? И хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 17) поскольку один хлеб, мы многие – одно тело, все, причащающиеся от одного хлеба. 18) Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? 19) Что же? Говорю ли я, что идоложертвенное есть нечто? Или, что идол есть нечто? 20) [Нет]; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Я же не хочу, сделать вас общниками бесов. 21) Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. 22) Неужели мы пробудим ревность Господа? Разве мы сильнее Его? Все мне позволительно, но не все полезно. 23) Все мне позволительно, но не все назидает. 24) Никто да не ищет своей [пользы], но [пользы] другого. 25) Все, что продается на торгу, ешьте ничего не исследуя, ради [спокойствия] совести. 26) «Господня земля, и наполнение ее» (Пс. 23:1; Сир. 17:31). 27) Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, все, предлагаемое вам, ешьте ничего не исследуя, ради [спокойствия] совести. 28) Если же кто скажет вам: «Это идоложертвенное», не ешьте ради того, кто объявил, и ради [спокойствия] совести. 29) О совести же говорю не твоей, а другого. Ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? 30) Если я с благодарением участвую [в трапезе], почему хулят меня за то, за что я благодарю? 31) Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все во славу Божию делайте. 32) Будьте не подающими соблазна ни иудеям, ни язычникам, ни Церкви Божией, 33) как и я угождаю всем во всем, не ища моей пользы, но – многих, чтобы они спаслись.
Глава XI
1) Будьте подражателями мне, как и я Христу. 2) Хвалю же вас, братия, что вы все мое помните и, как я передал вам, предписаний моих держитесь. 3) Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава – Христос, женщине же глава – муж, Христу же глава – Бог. 4) Всякий мужчина, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, бесчестит голову свою. 5) Всякая же женщина, молящаяся или пророчествующая с непокрытою головою, бесчестит голову свою, ибо это одно [и то же], как если бы она была обрита. 6) Ибо, если женщина не покрывается, пусть стрижется. Если же женщине постыдно остригаться или обриваться, да покрывает голову свою. 7) Притом, мужчина не должен покрывать головы, потому что он есть образ и слава Божия; женщина же – слава мужчины. 8) Ибо должна иметь на голове [знак] власти [над нею], для Ангелов. 11) Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12) Ибо как женщина от мужчины, так и мужчина через женщину; все же – от Бога. 13) Посудите вы сами, прилично ли женщине молиться Богу непокрытой? 14) Не сама ли природа учит вас, что если муж к тому же растит волосы, это бесчестье для него, 15) если же женщина растит волосы, для нее это слава, потому что волосы вместо покрывала даны ей? 16) Если же кто склонен к спорам, мы не имеем такого обычая, ни Церковь Божия. 17) Сие же предписываю, не хваля, что вы не на лучшее, но на худшее собираетесь. 18) Во-первых же, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. 19) Ибо надлежит быть и ересям, дабы кто испытан, проявились среди вас. 20) Итак, когда вы собираетесь воедино, это еще не значит вкушать вечерю Господню. 21) Ибо всякий из вас прежде ест свой ужин, и один голоден, иной же пьян. 22) Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете Церковь Божию и срамите неимущих? Что скажу вам? Хвалю ли вас? За это не хвалю. 23) Ибо я от Господа принял, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24) и, возблагодарив, преломил, и сказал: «Приимите и ядите; сие есть Тело Мое, за вас предающееся; сие творите в Мое воспоминание. 25) Подобным образом и чашу, после того, как вечерял, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». 26) Ибо всякий раз, когда вы вкушаете хлеб сей и чашу пьете, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. 27) Итак, всякий, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28) Да испытывает же самого себя человек, и так да ест от хлеба сего и из чаши да пьет. 29) Ибо, кто ест и пьет недостойно, суд себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем. 30) Оттого многие из вас немощны и больны, и много усопших. 31) Ибо, если бы мы судили самих себя, то не были бы судимы. 32) Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром сим. 33) Итак, братия мои, когда собираетесь для вкушения, друг друга ждите. 34) Если же кто голоден, пусть ест дома, чтобы не в осуждение вам собираться. Прочее же, когда приду, устрою.
Глава XII
1) О [делах] же духовных не хочу оставить вас, братия, в неведении. 2) Знаете, что когда вы были язычниками, к безгласным истуканам шли как бы влекомые. 3) Потому делаю вам известным, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса. И никто не может сказать: «Иисус Господь», как только Духом Святым. 4) Есть же различия в благодатях, Дух же один и Тот же; 5) и есть различия в служениях, Господь же один и Тот же; 6) и есть различия в действиях, Бог же один и Тот же, производящий все во всех. 7) Каждому же дается проявление Духа на пользу. 8) Одному дается Духом слово мудрости, другому же слово знания, тем же Духом; 9) иному вера, тем же Духом; иному благодать исцелений, в одном Духе; 10) иному чудотворение, иному пророчество, иному различение духов, иному разного рода языки, иному истолкование речей. 11) Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как хочет. 12) Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, все же суть члены одного тела, хотя их и много, одно тело суть, так и Христос. 13) Ибо и все мы в одном Духе крестились в одно тело, иудеи ли, язычники ли, рабы ли, свободные ли, и все в одном Духе были напоены. 14) Ибо и тело не один член, но много. 15) Если скажет нога: «Я не принадлежу к телу, потому что я не рука», неужели она потому не принадлежит к телу? 16) И если скажет ухо: «Я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», неужели оно потому не принадлежит к телу? 17) Если все тело глаз, где слух? Если все слух, где обоняние? 18) Ныне же Бог расположил члены, каждого из них, в теле, как Он захотел. 19) А если бы все были один член, где тело? 20) Ныне же, вот, членов много, тело же одно. 21) Не может же глаз сказать руке: «Мне не надобно действия твоего»; или опять же голова ногам: «Вы мне не нужны». 22) Но сколь же более, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23) и которые нам кажутся менее благородными членами тела, их окружаем изобильнейшей честью; и непочтенные наши с изобильнейшим почетом [покрываются], 24) Почтенные же наши [члены] не имеют ни в чем нужды. Но Бог соразмерил тело, и чему не достает, тому больше воздается чести, 25) дабы не было раскола в теле, но члены также заботились друг о друге. 26) И если страдает ли один член, страдают с ним все члены; или славится один член, с ним радуются все члены. 27) Вы же – тело Христово, и члены от члена. 28) И некоторых же Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, затем, учителями; далее, силы [чудодейственные], затем благодати исцелений, вспоможения, управления, разного рода языки, истолкования речей. 29) Неужели все Апостолы? Неужели все пророки? Неужели все учители? 30) Неужели все [имеют] силы [чудодейственные]? Неужели все имеют благодать исцелений? Неужели все говорят языками? Неужели все истолкователи? 31) Ревнуйте же о дарах больших. И я покажу вам путь еще превосходнейший.
Глава XIII
1) Если я говорю языками человеков и ангелов, но любви не имею, сделался я словно бы медью звучащею и кимвалом звенящим. 2) И если имею пророчество, и познаю все тайны, и всякое познание; и если имею всю веру, так чтобы и горы переставлять (ср. Мф.17:19), любви же не имею, я – ничто. 3) И если я раздам на пропитание нищим все имение мое и если отдам тело мое, чтобы гореть мне, любви же не имею, нет мне в том никакой пользы. 4) Любовь терпелива, добра. Любовь не ревнует, любовь не действует извращенно, не надута [от гордости], 5) не амбициозна, не ищет своего, не раздражается, не мыслит злого, 6) не радуется о неправде, сорадуется же истине; 7) все переносит, всему верит, всего надеется, все претерпевает. 8) Любовь никогда не перестает, пророчества ли опустошатся, языки ли прекратятся, знание ли разорится. 9) Ибо мы отчасти познаем, и отчасти пророчествуем. 10) Когда же придет совершенное, устранится то, что отчасти. 11) Когда я был малюткой, говорил как малютка, мыслил как малютка. Когда же стал мужем, устранил подобавшее малолетним. 12) Теперь мы видим в зерцале гадательно, тогда же лицом к лицу. Теперь я знаю отчасти, тогда же познаю, как и я познан. 13) Ныне же пребывают: вера, надежда, любовь [caritas], – эти три; большая же из сих – любовь.
Глава XIV
1) Настигайте любовь; ревнуйте о [дарах] духовных, наипаче же, чтобы вы пророчествовали. 2) Ибо кто говорит языками, не людям говорит, но Богу; ибо никто не слышит /не понимает его/. Духом же он говорит тайны. 3) Ибо, кто пророчествует, людям говорит в назидание, и увещание, и утешение. 4) Кто говорит языками, сам себя назидает; кто же пророчествует, Церковь Божию назидает. 5) Желаю же, чтобы вы все говорили языками; лучше же пророчествовать. Ибо пророчествующий превосходнее, чем тот, кто говорит языками, разве только сразу он будет изъяснен, чтобы церковь получила назидание. 6) Теперь же, братия, если я приду к вам, говоря языками, какую принесу вам пользу, если не изъяснюсь вам или в откровении, или в познании, или в пророчестве, или в учении? 7) И бездушные [вещи], издающие звук, свирель ли, гусли ли, если не дают раздельных звуков, каким образом распознается то, что поет [свирель] или на гуслях играется? 8) И если труба даст неопределенный глас, кто приготовится к сражению? 9) Так и вы, если языком не произносите вразумительных слов, каким образом узнают, что говорится? Ведь вы будете говорить на ветер. 10) Столь много, как полагаю, родов языков в мире сем, и ни один из них не безгласен. 11) Если же я не разумею силы слов, то я буду для того, кому говорю – варвар, и говорящий мне – варвар. 12) Так и вы, поскольку являетесь ревнителями о [дарах] духовных, к назиданию церкви старайтесь обогатиться [ими]. 13) А потому, кто говорит языками, да молится об истолковании себя. 14) Ибо, если я молюсь языками, дух мой молится, ум же мой без плода. 15) Так что же? Буду молиться духом, буду молиться и умом; буду петь псалмы духом, буду петь псалмы и умом. 16) Кроме того, если ты будешь благословлять духом, стоящий на месте простолюдина как скажет: «Аминь» на твое благословение? Потому что он не знает, что ты говоришь. 17) Ибо ты, вот, хорошо благодаришь, но другой не назидается. 18) Благодарю Бога моего, что я говорю на всех ваших языках. 19) Но в церкви хочу лучше пять слов сказать чувством моим, чтобы и других наставить, чем тьму /десять тысяч/ слов на языках. 20) Братия! Не становитесь детьми умом, но на злое будьте младенцы, в чувстве же будьте совершенны. 21) В Законе написано: «„Потому что иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и так не послушают Меня”, – говорит Господь» (Ис.28:11–12). 22) Итак, языки во знамение суть не для верующих, но для неверующих; пророчество же не для неверующих, но для верующих. 23) Если же вся церковь сойдется воедино, и все станут говорить языками, войдут же к вам незнающие или неверующие, не скажут ли, что вы нездоровы? 24) Если же все пророчествуют, войдет же кто неверующий или незнающий, он всеми обличается, всеми судится; 25) тайны сердца его будут обнаружены, и так он, падши ниц, поклонится Богу, произнеся, что воистину с вами Бог. 26) Что же, братия? Когда вы сходитесь, у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть откровение, есть язык, есть истолкование, все да будет к назиданию. 27) Если кто говорит на языке, [говорите] двое, или много трое, и порознь, а один изъясняй. 28) Если же не будет истолкователя, да молчит в церкви, говорит же себе и Богу. 29) Пророки же пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. 30) Если же другому из сидящих будет откровение, первый да молчит. 31) Ибо все по отдельности можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем ободриться. 32) И духи пророческие суть послушны пророкам, 33) ибо Бог не есть [Бог] разногласия, но мира. Как и во всех церквах у святых я учу. 34) Женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. 35) Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо постыдно женщине говорить в церкви. 36) Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? 37) Если кто почитается пророком или духовным, да разумеет, что я пишу вам, ибо [это] Господни заповеди. 38) Если же кто не разумеет, не будет познан. 39) Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, и говорить языками никому не запрещайте. 40) Все же да будет благопристойно и по порядку.
Глава XV
1) Объявляю же вам, братия, Евангелие, которое я проповедовал вам, которое вы и приняли, в котором и стоите, 2) которым и спасаетесь; в этом смысле я благовествовал вам, если вы держитесь [моего благовествования], если только вы не напрасно уверовали. 3) Ибо я первоначально передал вам, что и [сам] принял, что Христос умер за грехи наши, по Писаниям, 4) и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писаниям, 5) и что виден был Кифе, а после сего – одиннадцати; 6) потом виден был более нежели пятистам братий одновременно, из которых многие даже доныне остались [в живых], некоторые же и почили; 7) потом виден был Иакову, затем всем Апостолам; 8) после же всех, как некоему извергу, явился и мне. 9) Ибо я наименьший из Апостолов, который недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. 10) Благодатью же Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была впустую, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия со мною. 11) Ибо я ли, они ли: мы так проповедуем, и вы так уверовали. 12) Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, как же некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? 13) Если же нет воскресения мертвых, [то] и Христос не воскрес. 14) Если же Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. 15) Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что изрекли бы свидетельство против Бога, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если мертвые не воскресают. 16) Ибо если мертвые не воскресают, [то] и Христос не воскрес. 17) А если Христос не воскрес, впустую вера ваша: ибо вы еще в грехах ваших. 18) Поэтому и усопшие во Христе погибли. 19) И если мы в этой только жизни надеющиеся на Христа, мы самые жалкие из всех человеков. 20) Но теперь Христос воскрес из мертвых, начаток усопшим. 21) Потому что смерть именно через человека, и через человека воскресение мертвых. 22) И как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23) каждый в своем порядке: начаток Христос, потом те, которые Христовы, уверовавшие в пришествие Его. 24) Затем конец, когда Он предаст Царствие Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство, и власть, и силу. 25) Надлежит же Ему царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. 26) Последний же враг разрушится – смерть, ибо Он все покорил под ноги Его. Когда же Он скажет: 27) «Все покорено Ему», [то] без сомнения, что кроме Того, Который покорил Ему все. 28) Когда же все будет покорено Ему, тогда и Сам Сын покорится Тому, Кто покорил Ему все, да будет Бог все во всем. 29) Иначе, что сделают крестящиеся для мертвых, если мертвые заведомо не воскресают? Для чего и крестятся для них? 30) Для чего и мы подвергаемся опасностям ежечасно? 31) Я ежедневно «умираю» ради вашей славы, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. 32) Ежели по [рассуждению] человеческому, какая мне польза бороться со зверями в Ефесе, коль мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! 33) Не прельщайтесь: «Дурные собеседования развращают добрые нравы» (Менандр, «Фаида»). 34) Пробудитесь, «праведные», и не грешите; ибо, к «почитанию» вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. 35) Но скажет кто-нибудь: «Как же воскреснут мертвые? В каком же теле придут?» 36) Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. 37) И когда ты сеешь, то не тело будущее сеешь, а голое зерно, как то пшеничное или другое какое; 38) Бог же дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. 39) Не всякая плоть такая же плоть; но иная притом у человеков, иная же у скотов, иная у птиц, иная же у рыб. 40) И [есть] тела небесные, и тела земные; но иная притом слава небесных, иная же земных. 41) Иная ясность солнца, иная ясность луны, и иная ясность звезд. Ибо и звезда от звезды разнится в ясности: 42) так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении. 43) Сеется в уничижении, восстает во славе; сеется в немощи, восстает в силе; 44) сеется тело душевное, восстает тело духовное. Если есть тело душевное, есть тело и духовное, как написано: 45) «Стал первый человек Адам душою живущею» (Быт. 2:7); последний же Адам – духом животворящим. 46) Но не духовное сперва, но душевное, затем духовное. 47) Первый человек – из земли, земной; второй Человек – с неба, небесный. 48) Каков земной, таковы и земные; и каков небесный, таковы и небесные. 49) Итак, как мы носили образ земного, да будем носить и образ небесного. 50) Сие же говорю, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. 51) Се, тайну вам говорю: не все мы умрем, но все изменимся 52) вдруг, в мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит труба, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся. 53) Ибо надлежит тленному сему облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. 54) Когда же смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою» (Ис. 25, 8). 55) «Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало?» (Ос. 13:14). 56) Жало же смерти – грех; а сила греха – Закон. 57) Благодарение же Богу, даровавшему нам победу чрез Господа нашего Иисуса Христа! 58) Итак, братия мои возлюбленные, будьте стойки и непоколебимы, всегда преуспевая в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава XVI
1) Что же касается сбора для святых, то, как я предписал церквам Галатийским, так и вы сделайте. 2) В первый [же день недели по] субботе каждый из вас пусть отлагает у себя, накопляя, как он соблаговолит, чтобы не было [такого] – когда приду, тогда [и] сборы будут. 3) Когда же буду присутствовать, кого вы одобрите в письмах, тех пошлю отнести ваш дар в Иерусалим. 4) А если прилично будет, чтобы мне отправиться, они со мной пойдут. 5) Я же приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я пойду через Македонию. 6) У вас же, может быть, побуду, или даже перезимую, чтобы вы меня проводили, куда бы я ни пошел. 7) Я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, ибо надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. 8) В Ефесе же я пробуду вплоть до Пятидесятницы, 9) ибо для меня отверста великая и замечательная дверь, и противников много. 10) Если же придет Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас без опасений; ибо он делает дело Господне, как и я. 11) Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. 12) Об Аполлосе же брате довожу до вашего сведения, что я много упрашивал его, чтобы он пришел к вам с братиями; но совершенно не было воли, чтобы пришел ныне, придет же, когда у него будет на это время. 13) Бодрствуйте, стойте в вере, действуйте мужественно, и утверждайтесь. 14) Все у вас да будет в любви. 15) Умоляю вас, братия, вы знаете дом Стефана, и Фортуната, и Ахаика, что они суть начаток Ахаии, и что они предназначили себя на служение святым, 16) и вы да будете подчинены им же, и всякому содействующему и трудящемуся. 17) Радуюсь же присутствию Стефана, и Фортуната, и Ахаика: потому что они сами восполнили для меня отсутствовавшее у вас, 18) ибо они мой и ваш дух охладили /успокоили/. Итак, познайте, что они таковы. 19) Приветствуют вас церкви Асийские; наипаче приветствуют вас в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью, у коих я и гощу. 20) Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. 21) Приветствие моею рукою – Павла. 22) Если кто не любит Господа Иисуса Христа, будь анафема, маран-афа. 23) Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. 24) Любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.