Неделя 4-я по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Освободившись от грехá, вы стáли рабáми прáведности.
Говорю по рассуждéнию человéческому, ради нéмощи плóти вáшей. Как предавáли вы члéны вáши в рабы нечистотé и беззакóнию на дела беззакóнные, так ныне предстáвьте члéны вáши в рабы прáведности на делá святые.
Ибо, когдá вы были рабáми грехá, тогдá были свобóдны от прáведности. Какóй же плод вы имéли тогдá? Такие делá, каких ныне сáми стыдитесь, потомý что конéц их – смерть.
Но ныне, когдá вы освободились от грехá и стáли рабáми Бóгу, плод ваш есть святость, а конéц – жизнь вéчная.
Ибо возмéздие за грех – смерть, а дар Бóжий – жизнь вéчная во Христé Иисýсе, Гóсподе нáшем. (Рим 6:18–23)
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Свобóдные от рáбства грехý, вы стáли рабáми прáвды. – Я говорю óбразно, учитывая вáшу человéческую нéмощь. – Как нéкогда вы óтдали вáши телéсные члéны в рáбство нечистотé и беззакóнию – для беззакóния, так ныне отдáйте вáши члéны в рáбство прáвде – для освящéния.
Когдá вы были рабáми грехá, вы были свобóдны от прáвды. Какóй же плод вы тогдá получáли? Такие делá, котóрых вы ныне стыдитесь, ибо в концé их – смерть! Ныне же, свобóдные от грехá и стáвшие рабáми Бóга, вы получáете такóй плод, котóрый даёт вам освящéние, а в концé – вéчную жизнь. Ибо жáлованье грехá – смерть, а дар Бóга, – вéчная жизнь во Христé Иисýсе, Гóсподе нáшем.
Понедельник 5-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Как в однóм тéле у нас мнóго члéнов, но не у всех члéнов однó и то же дéло, так мы, мнóгие, составляем однó тéло во Христé, а пóрознь один для другóго члéны.
Рáдуйтесь с рáдующимися и плáчьте с плáчущими. Бу́дьте единомысленны между собóю; не высокому́дрствуйте, но послéдуйте смирéнным; не мечтáйте о себé; никому́ не воздавáйте злом за зло, но пекитесь о дóбром перед всéми человéками.
Éсли возмóжно с вáшей стороны, бýдьте в мире со всéми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дáйте мéсто гнéву Бóжию. Ибо написано: «Мне отмщéние, Я воздáм, говорит Госпóдь».
Итак, éсли враг твой гóлоден, накорми егó; éсли жáждет, напóй егó: ибо, дéлая сие, ты соберёшь ему на гóлову горящие угóлья. Не будь побеждён злом, но побеждáй зло добрóм. (Рим 12:4–5, 15–21)
Вторник 5-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Христóс для тогó и ýмер, и воскрéс, и ожил, чтóбы владычествовать и над мёртвыми и над живыми.
А ты что осуждáешь брáта твоегó? Или и ты, что унижáешь брáта твоегó? Все мы предстáнем на суд Христóв. Ибо написано: «Живу́ Я, говорит Госпóдь, предо Мнóю преклонится всякое колéно, и всякий язык бýдет исповéдовать Бóга».
Итак кáждый из нас за себя даст отчёт Бóгу. Не ста́́нем же бóлее судить друг дрýга, а лýчше судите о том, как бы не подавáть брáту слу́чая к преткновéнию или соблáзну.
Я знáю и уверен в Гóсподе Иисýсе, что нет ничегó в себé самóм нечистого; тóлько почитáющему что-либо нечистым, тому́ нечисто. Éсли же за пищу огорчáется брат твой, то ты ужé не по любви поступáешь. Не губи твоéю пищею тогó, за когó Христóс ýмер. Да не ху́лится вáше дóброе.
Ибо Цáрствие Бóжие не пища и питиé, но прáведность и мир и рáдость во Святóм Ду́хе. Кто сим слу́жит Христý, тот угóден Бóгу и достóин одобрéния от людéй. (Рим 14:9–18)
Среда 5-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Принимáйте друг дрýга, как и Христóс принял вас в слáву Бóжию.
Разумéю то, что Иисýс Христóс сдéлался служителем для обрéзанных – рáди истины Бóжией, чтóбы испóлнить обéщанное отцáм, а для язычников – из милости, чтóбы слáвили Бóга, как написано: «За то бу́ду слáвить Тебя, Гóсподи, мéжду язычниками, и буду петь имени Твоемý».
И ещё скáзано: «Возвеселитесь, язычники, с нарóдом Егó».
И ещё: «Хвалите Гóспода, все язычники, и прославляйте Егó, все нарóды».
Исáия тáкже говорит: «Бýдет кóрень Иессéев, и восстáнет владéть нарóдами; на Него язычники надéяться бýдут».
Бог же надéжды да испóлнит вас всякой рáдости и мира в вéре, дáбы вы, силою Дýха Святого, обогатились надéждою.
И сам я увéрен о вас, брáтия мои, что и вы полны блáгости, испóлнены всякого познáния и мóжете наставлять друг дрýга; но писáл вам, брáтия, с нéкоторою смéлостью, отчáсти как бы в напоминáние вам, по дáнной мне от Бóга благодáти быть служителем Иисýса Христá у язычников и совершáть священнодéйствие благовествовáния Бóжия, дáбы сие приношéние язычников, бýдучи освященó Дýхом Святым, было благоприятно Бóгу. (Рим 15:7–16)
Четверг 5-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Я могу́ похвалиться в Иисýсе Христé в том, что отнóсится к Бóгу, ибо не осмéлюсь сказáть что-нибудь такóе, чегó не совершил Христóс через меня, в покорéнии язычников вéре, слóвом и дéлом, силою знáмений и чудéс, силою Дýха Бóжия, так что благовествовáние Христóво распространенó мнóю от Иерусалима и окрéстности до Иллирика.
Притóм я старáлся благовествовáть не там, где ужé было извéстно имя Христóво, дáбы не созидáть на чужóм основáнии, но как написано: «Не имéвшие о Нём извéстия увидят, и не слышавшие узнáют».
Сиé-то мнóго раз и препятствовало мне прийти к вам. Ныне же, не имéя такóго мéста в сих стрáнах, а с дáвних лет имéя желáние прийти к вам, как тóлько предприму́ путь в Испáнию, придý к вам. Ибо надéюсь, что, проходя, увижусь с вáми и что вы провóдите меня тудá, как скóро наслажу́сь общéнием с вáми, хотя отчáсти.
А тепéрь я иду́ в Иерусалим, чтóбы послужить святым, ибо Македóния и Ахáия усéрдствуют нéкоторым подаянием для бéдных между святыми в Иерусалиме. Усéрдствуют, да и должники они перед ними. Ибо éсли язычники сдéлались учáстниками в их духóвном, то должны и им послужить в телéсном.
Испóлнив это и вéрно достáвив им сей плод усéрдия, я отпрáвлюсь через вáши местá в Испáнию, и увéрен, что когдá придý к вам, то придý с пóлным благословéнием благовествовáния Христóва. (Рим 15:17–29)
Пятница 5-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Представляю вам Фиву, сестру́ нáшу, диакониссу цéркви Кенхрéйской. Примите её для Гóспода, как прилично святым, и помогите ей, в чем она бýдет имéть нужду́ у вас, ибо и она былá помóщницею мнóгим и мне самому́. Привéтствуйте Прискиллу и Акилу, сотру́дников моих во Христé Иисýсе (котóрые гóлову свою полагáли за мою ду́шу, котóрых не я один благодарю, но и все цéркви из язычников), и домáшнюю их цéрковь.
Привéтствуйте возлюбленного моегó Епенéта, котóрый есть начáток Ахáии для Христá. Привéтствуйте Мариáм, котóрая мнóго трудилась для нас. Привéтствуйте Андроника и Юнию, срóдников моих и у́зников со мнóю, прослáвившихся между апóстолами и прéжде меня ещё увéровавших во Христá. Привéтствуйте Амплия, возлюбленного мне в Гóсподе. Привéтствуйте Урбáна, сотру́дника нáшего во Христé, и Стахия, возлюбленного мне. Привéтствуйте Апеллéса, испытанного во Христé. Привéтствуйте вéрных из дóма Аристову́лова. Привéтствуйте Иродиóна, срóдника моегó. Привéтствуйте из домáшних Наркисса тех, котóрые в Гóсподе. Привéтствуйте Трифéну и Трифóсу, трудящихся о Гóсподе. Привéтствуйте Персиду возлюбленную, котóрая мнóго потрудилась о Гóсподе. Привéтствуйте Ру́фа, избранного в Гóсподе, и мáтерь егó и мою. Привéтствуйте Асинкрита, Флéгонта, Éрма, Патрóва, Éрмия и других с ними брáтьев. Привéтствуйте Филолóга и Юлию, Нирéя и сестру егó, и Олимпáна, и всех с ними святых.
Привéтствуйте друг дрýга с целовáнием святым. Привéтствуют вас все цéркви Христóвы. (Рим 16:1–16)
Суббота 5-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Все, водимые Дýхом Бóжиим, суть сыны Бóжии. Потомý что вы не приняли дýха рáбства, чтóбы опять жить в стрáхе, но приняли Дýха усыновлéния, Котóрым взывáем: «Авва, Отче!» Сей сáмый Дух свидéтельствует дýху нáшему, что мы – дéти Бóжии. А éсли дéти, то и наслéдники, наслéдники Бóжии, сонаслéдники же Христý, éсли тóлько с Ним страдáем, чтóбы с Ним и прослáвиться.
Ибо ду́маю, что нынешние врéменные страдáния ничегó не стóят в сравнéнии с тóю слáвою, котóрая открóется в нас. Ибо тварь с надéждою ожидáет откровéния сынóв Бóжиих, потомý что тварь покорилась суетé не добровóльно, но по вóле покорившего её, в надéжде, что и самá тварь освобожденá бýдет от рáбства тлéнию в свобóду слáвы детéй Бóжиих. (Рим 8:14–21)