Источник

Глава 13

2Кор.13:1. В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.

«Третицею се гряду к вам: при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол». Апостол вместо лиц представил события, призывая свидетелей на пренебрегающих покаянием и устрашая их.

2Кор.13:2. Я предварял и пред­варяю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.

«Прежде рех и предглаголю, яко у вас быв второе, и отсутствуя ныне пишу прежде согрешившим и прочим всем, яко аще прииду паки, не пощажду». Павел обнаружил апостольскую власть, пытаясь страхом положить преграду силе греха, потому что апостолам нетрудно было и вразумлять своих, и наказывать чужих. Ибо божественный Петр одним словом предал смерти Ананию и жену его, бывших уже в числе учеников. А Елиму, как неверного и прекословящего, сам блаженный Павел погрузил во тьму, угасив чувство зрения.

2Кор.13:3. Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.

«Понеже искушения ищете глаголющаго во мне Христа, Иже в вас не изнемогает, но может в вас.» Хотите, видно, изведать на опыте «глаголющаго во мне Христа,» хотя и ясно дознали силу Его.

2Кор.13:4. Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.

«Ибо аще и распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия». Если и претерпел крестное страдание смертным естеством тела, то, как Бог и Сын Божий, Он жив и есть самая Жизнь. Подобно сему сказанное: «Разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Ин. 2, 19). Если же говорится иногда, что Божество Единородного воскресило тело, а иногда, что воскресил Сам Отец, то в этом никакой нет разности, потому что Божественное Писание нередко совершаемое Сыном усвояет Отцу. Так, Зиждителем всего называется Единородный, и Зиждителем также именуется Отец Единородного. Но обратимся к продолжению истолкования.

«Ибо и мы немоществуем в Нем, но живи будем с Ним от силы Божия в вас». И мы также и участвуем в страданиях Его, потому что за Него терпим сие, и приобщимся жизни, потому что сила Божия обещает воскресение.

2Кор.13:5. Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не тo, чем должны быть.

«Себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте». Подвергайте исследованию не то, что относится к нам, но что касается вас самих, и смотрите, действительно ли утверждены вы в вере.

«Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте?» Надлежит вам знать, что живущим в себе имеете Самого Владыку Христа, ибо в ком нет сего ведения, тот не имеет в себе веры. Сие означил Апостол словом «неискусни». Как немного выше сказал, что в нем вещает Христос, так их научил, что, по пророческому изречению, и в них Он живет и ходит (Лев. 26, 12).

2Кор.13:6. О нас же, надеюсь, узнaете, что мы то́, чем быть должны.

«Уповаю же, яко разумети имате, яко мы несмы неискусни». Апостол сказал сие с угрозою, как бы готовясь представить им доказательство духовной силы; но обнаруживает опять и нежную свою любовь.

2Кор.13:7. Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.

«Молимся же к Богу, не сотворити вам ни единаго зла, не яко да мы искусни явимся, но да вы доброе сотворите, мы же яко неискусни будем», то есть не желаем, чтобы вы подали нам какой-либо предлог показать вам действенность апостольской благодати. Но паче желаю вам просиявать всеми добрыми делами, а нам утаевать в себе власть.

2Кор.13:8. Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.

«Ничтоже бо можем на истину, но по истине». Ибо если идете путем, каким и следовало, то как можем показать карательную силу?

2Кор.13:9. Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.

«Радуемся бо, егда мы немоществуем, вы же сильни бываете:, о сем же и молимся, о вашем совершении». Апостол различно выражает одно и то же, показывая, какую имеет к ним любовь.

2Кор.13:10. Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.

«Сего ради не сый у вас сия пишу, да не пришед безщадно сотворю по власти, юже Господь дал ми есть в создание, а не на разорение». Апостол дал видеть, что и наказание есть созидание, ибо, когда наказываются один или двое, целое общество приобретает пользу. Так, когда Анания и Сапфира прияли наказание, "бысть, сказано, страх велик на всех слышащих» (Деян. 5, 5). Здесь Апостол, положив конец строгой своей речи, преподал коринфянам полезный совет.

2Кор.13:11. Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами.

«Прочее же, братие, радуйтеся»; потому что преспевающим в добродетели свойственно веселие.

«Совершайтеся», то есть восполняйте недостаточное.

«Утешайтеся», в искушениях пользуйтесь взаимным друг от друга утешением.

«Тожде мудрствуйте», теснее свяжитесь единомыслием, держитесь все одного образа мыслей.

«Мир имейте» и с нами, и друг с другом, а прежде всего с спасшим вас Богом.

«И Бог любве и мира будет с вами». Ибо, увидя сии преспеяния, сподобит вас всякого промышления, потому что Он законоположник сего.

2Кор.13:12. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.

«Целуйте друг друга лобзанием святым», то есть нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тела Христова.

«Целуют вы святии еси». В один с ними состав совокупил и всех уверовавших во вселенной.

2Кор.13:13. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Не в означение раздельности выразился так Апостол и не иное уделил Христу, а иное Отцу, иное же Духу, ибо неоднократно любовь приписывал он Духу, общение Сыну, благодать Богу Отцу. Так и в Первом послании, приписав действо Отцу (1Кор. 12, 6), чрез несколько слов приписывает оное Духу (1Кор. 12, 11). В ином же порядке поставил Лица, не извращая порядок, указанный Господом (Мф. 28, 19), но научая, что порядок имен не означает инаковости естества или силы или разности достоинств.

Будем молиться и мы, чтобы сподобиться апостольского благословения и улучить обетованные блага по благодати и человеколюбию Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

Второе послание к Коринфянам писано в Филиппах Титом и Лукою.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 310-364.

Комментарии для сайта Cackle