Источник

Глава 12

2Кор.12:1. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

«Похвалитися же не пользует ми: прииду бо в видения и откровения Господня». Повествование об этом для меня неполезно, но полезно для вас. Посему, промышляя о вашей пользе, вынуждаюсь сказать и то, что не почитаю для себя полезным.

2Кор.12:2. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

2Кор.12:3. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает)

2Кор.12:4. Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

2Кор.12:5. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

«Вем человека о Христе, прежде лет четыренадесяти: аще в теле, не вем, аще ли кроме тела, не вем, Бог весть: восхищена бывша таковаго дo третияго небесе. И вем такова человека, аще в теле, или кроме тела, не вем, Бог весть: яко восхищен бысть в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати. О таковем похвалюся: о себе же не похвалюся, токмо о немощех моих». Апостол видел многие откровения, как и сам о том говорит; «прииду бо, – сказал, – в видения и откровения Господня»; но, будучи вынужден, рассказал только одно, и то приписал другому лицу; ибо говорит: «вем человека»; но это – не сам я. Определяет же время, давая сим знать, что об этом вынужден говорить ради них, потому что в продолжение четырнадцати лет не высказывал о том, что сподобился видеть. А сие: «до третияго небесе», как утверждали некоторые, сказал Апостол о третьей части расстояния между землею и небом, до которой он был восхищен, и слышал неизреченные глаголы, каких «не леть есть человеку, не сказал Апостол: «слышать», но: глаголати». Ибо если бы невозможно было человеку слышать, то как услышал бы он? Но Апостол слышал, пересказать же их не осмелился. А иные говорят, что «глаголы» суть самые вещи, потому что Апостол видел красоту рая, лики в нем святых и всестройный глас песнословия. Все сие в точности знает сам видевший это, а мы перейдем к истолкованию следующего по порядку.

2Кор.12:6. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, по­тому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

«Аще бо восхощу похвалитися, не буду безумен: истину бо реку». Поскольку Апостол неоднократно называл себя безумным, то, чтобы не почел кто ложным того, что говорит, по необходимости показал истину сего.

«Щажду же, да не како кто вознепщует о мне паче, еже видит мя, или слышит что от мене». Поэтому боюсь сказывать все, чтобы не составил кто о мне большего, нежели о человеке, мнения. Ибо так было в Ликаонии; признали его Богом, намеревались принести в жертву волов, но Апостол, раздрав одежды, вразумил о себе, какого он естества (Деян. 14, 15).

2Кор.12:7. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

«И за премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся». Сим снова показал Апостол что сподобился многих откровений. Посему-то, говорит он, Владыка, промышляя о моей пользе, дал мне в удел всякого рода искушения, обуздывая сим мое о себе мнение и не попуская замыслить что-либо непомерное. «Аггелом же сатаниным» назвал обиды, поругания, народные восстания, это яснее излагает в последующих словах.

2Кор.12:8. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

2Кор.12:9. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

«О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене: и рече ми: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается». Апостол показал немощь природы, ибо говорит: «Просил я избавления от искушений». Показал же и утешение от Владыки, ибо сказал, что к утешению достаточно обильного подаяния благодати. А немощь и терпение проповедующих ясно показывают силу проповедуемого.

«Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова». Объяснил, что назвал «аггелом сатаниным»; но, чтобы не подумал кто, будто бы немощь сия есть телесный недостаток, выразился об этом яснее.

2Кор.12:10. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.

«Темже благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе: егда бо немоществую, тогда силен есмь». И не сказал: «терплю», но: «благоволю», то есть радуюсь, веселюсь, благодушно принимаю встречающееся, потому что мнимая немощь доставляет мне истинную силу. Так изложив сие, присовокупил:

2Кор.12:11. Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.

2Кор.12:12. Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.

«Бых несмыслен хваляся»: и объясняет причину сему. «Вы мя понудисте», то есть поверив клеветам на меня; ибо сие дает видеть в последующих словах.

«Аз бо должен бех от вас хвалимь бывати». В вас должен был я иметь своих защитников и свидетелей моего образа жития.

«Ничимже бо лишихся первейших Апостол»: снова умерил похвалу и, понесши большие пред всеми труды, не решился просто приравнять себя к апостолам, но сказал, что ничем не ниже их, и снова возвращается к собственному своему благоразумию.

«Аще и ничтоже еcмь. Знамения бо Апостолова содеяшася в вас во всяцем терпении, в знамениих и чудесех и силах». Не меня имейте в виду, но следуйте действию благодати, потому что вы соделались свидетелями апостольского достоинства и стали зрителями духовного свидетельства. Прекрасно же терпение предпоставил знамениям, потому что гораздо многоценнее преспеяния воли.

2Кор.12:13. Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.

«Что бо есть, егоже лишистеся паче прочих церквей, разве точию яко аз сам не стужих вам». Какого же духовного дара не прияли вы от нас, разве укорите нас единственно за то, что не пользовались мы от вас телесною услугою? Потом, как бы посмеиваясь, просит.

«Дадите ми неправду сию». Признаюсь, не прав я в этом, и прошу извинения. Но, чтобы не подумали иные опять, будто бы говорит сие в упрек и имеет в помысле получить от них, обещается и на последующее время сохранить сие намерение.

2Кор.12:14. Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.

«Се, третие готов еемь приити к вам, и не стужу вам». Потом смягчает сие суровое слово:

«Не ищу бо ваших, но вас». Употребляет же выражение, показывающее естественные отношения.

«Не должна бо суть чада родителем снискати имения, но родителе чадом». Не денег желаю, но домогаюсь душ ваших, ибо знаю, что и отцы детям всегда собирают богатство, а я обещаюсь сделать нечто большее пред отцами по естеству.

2Кор.12:15. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.

«Аз же в сладость иждиву и иждивен буду по душах ваших», то есть себя самого отдаю за вас.

«Аще и излишше вас любя, менше любимь есмь». С угождением соединено и обвинение, ибо и опечалил их, обвинив в скупости любви, и обрадовал, показав самую сильную свою к ним любовь.

2Кор.12:16. Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.

2Кор.12:17. Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?

2Кор.12:18. Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?

«Буди же, аз не отягчих вас: но коварен сый, лестию вас приях. Еда коим от посланных к вам лихоимствовах вас? Умолих Тита, и с ним послах брата: еда лихоимствова ним вас Тит? Не темже ли духом ходихома? Не темиже ли стопами?» Но, может быть, скажет кто, что, употребив хитрость, когда был у вас, ничего от вас не брал, но принимал подаяния ваши чрез тех, которых послал к вам. Поэтому скажите по самой истине: кто из посланных нами, Тит или другой кто, воспользовался властию, данною проповедникам? Подаяние же назвал Апостол лихоимством, потому что естественно как-то человеку, который дает против воли, хотя бы уплачивал он и долг, думать, что берут с него по лихоимству. Так сказав сие в обличение лжеапостолов, показывает коринфянам свое учительское достоинство.

2Кор.12:19. Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.

«Паки ли мните, яко ответ вам творим?» Быть может, говорит Апостол, и оправдание почтете вы за признак низости.

«Пред Богом, о Христе глаголем». Но мы говорим это при свидетеле Боге, просвещаемые заповедями Владыки Христа. Ибо сие: о «Христе» – значит: По законам Христовым; Христов это закон: «Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф. 5, 23–24); и еще: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, Иже на небесех» То же говорит здесь и Апостол.

«Вся же, возлюбленнии, о вашем созидании»; унижаемся ли мы или говорим возвышенно, обвиняем ли или хвалим, – все делаем для вашей пользы.

2Кор.12:20. Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков.

«Боюся же, еда како пришед, не яцех же хощу, обрящу вас, и аз обрящуся вам, якова же не хощете». Говорит же, чего не желает им

«Да не како рвения, зависти, ярости, рети, клеветы, шептания, кичения, нестроения». В этом обвинял Апостол коринфян и в Первом послании.

2Кор.12:21. чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

«Да не паки пришедша мя смирит Бог мой у вас, и восплачуся многих прежде согрешших и не покаявшихся о нечистоте и блужении и студоложствии, яже содеяша». Апостол смирением своим назвал беззаконие коринфян, подтверждая сказанное им уже прежде: «Кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» (2Кор.11, 29) Сказал же, что будет оплакивать не просто согрешивших, но тех, которые после греха не воспользовались врачевствами покаяния. Так апостольское учение явно обличает высокомерие Новата.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 310-364.

Комментарии для сайта Cackle