Неделя 3-я по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Оправдáвшись вéрою, мы имéем мир с Бóгом через Гóспода нáшего Иисýса Христá, через Котóрого вéрою и получили мы дóступ к той благодáти, в котóрой стоим и хвáлимся надéждою слáвы Бóжией. И не сим тóлько, но хвáлимся и скорбями, знáя, что от скóрби происхóдит терпéние, от терпéния óпытность, от óпытности надéжда, а надéжда не постыжáет, потомý что любóвь Бóжия излилáсь в сердцá нáши Дýхом Святым, дáнным нам.
Ибо Христóс, когдá ещё мы были нéмощны, в определённое врéмя ýмер за нечестивых. Ибо едвá ли кто умрёт за прáведника; рáзве за благодéтеля, мóжет быть, кто и решится умерéть. Но Бог Свою любóвь к нам докáзывает тем, что Христóс ýмер за нас, когдá мы были ещё грéшниками.
Посемý тем бóлее ныне, бýдучи опрáвданы Кровию Егó, спасёмся Им от гнéва. Ибо éсли, бýдучи врагáми, мы примирились с Бóгом смéртью Сына Егó, то тем бóлее, примирившись, спасёмся жи́́знью Егó. (Рим 5:1–10)
Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Мы вéрою опрáвданы, и потомý у нас тепéрь мир с Бóгом через Гóспода нáшего Иисýса Христá, через Котóрого у нас есть тáкже дóступ вéрою к той благодáти, в котóрой мы стоим и хвáлимся надéждой на слáву Бóжию. И не тóлько. Но тáкже хвáлимся страдáниями, знáя, что страдáние ведёт к терпéнию, терпéние к стóйкости, а стóйкость к надéжде. А надéжда нас не посрамит, потомý что в нáших сердцáх – любóвь Бóжия, излившаяся в них Дýхом Святым, нам дáнным.
Ибо Христóс, когдá мы были ещё бессильными, в назнáченное врéмя ýмер за безбóжников. А ведь едвá ли кто умрёт дáже за прáведника; рáзве тóлько за óчень дóброго прáведника кто и решится умерéть. Но Бог явил Свою любóвь к нам, потомý что Христóс ýмер за нас, когдá мы были ещё грéшниками. Поэтому, опрáвданные ныне Егó Кровью, тем бóлее мы бýдем спасены Им от гнéва. Ведь éсли нас, врагóв, Бог примирил с Собою смéртью Сына Своего, то, примирённых ныне, тем бóлее спасёт нас в жи́́зни Егó.
Понедельник 4-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Бог, кого хóчет, милует; а кого хóчет, ожесточáет.
Ты скáжешь мне: «за что же ещё обвиняет? Ибо кто противостáнет вóле Егó?»
А ты кто, человéк, что спóришь с Бóгом? Издéлие скáжет ли сдéлавшему егó: «зачем ты меня так сдéлал?» Не влáстен ли горшéчник над глиною, чтóбы из той же смéси сдéлать один сосýд для почётного употрéбления, а другóй для низкого?
Что же, éсли Бог, желáя показáть гнев и явить могýщество Своё, с вели́́ким долготерпéнием щадил сосу́ды гнéва, готóвые к погибели, дáбы вмéсте явить богáтство слáвы Своей над сосýдами милосéрдия, котóрые Он приготóвил к слáве, над нáми, котóрых Он призвáл не тóлько из иудéев, но и из язычников? Как и у Осии говорит: «Не Мой нарóд назовý Моим нарóдом, и не возлюбленную – возлюбленною». И на том мéсте, где скáзано им: «Вы не Мой нарóд», там нáзваны бýдут сынáми Бóга живóго.
А Исáия провозглашáет об Изрáиле: «Хотя бы сыны Изрáилевы были числóм, как песóк морскóй, тóлько остáток спасётся; ибо дéло окáнчивает и скóро решит по прáвде, дéло решительное совершит Госпóдь на землé».
И, как предсказáл Исáия: «Éсли бы Госпóдь Саваóф не остáвил нам сéмени, то мы сдéлались бы, как Содóм, и были бы подóбны Гоморре».
Что же скáжем? Язычники, не искáвшие прáведности, получили прáведность, прáведность от вéры. А Изрáиль, искáвший закóна прáведности, не достиг до закóна прáведности. Почемý? Потомý что искáли не в вéре, а в делáх закóна. Ибо преткну́лись о кáмень преткновения, как написано: «Вот, полагаю в Сионе кáмень преткновéния и кáмень соблáзна; но всякий, вéрующий в Негó, не постыдится». (Рим 9:18–33)
Вторник 4-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Писáние говорит: «Всякий, вéрующий в Негó, не постыдится». Здесь нет различия между иудéем и э́ллином, потомý что один Госпóдь у всех, богáтый для всех, призывáющих Егó. Ибо всякий, кто призовёт имя Госпóдне, спасётся. Но как призывáть Тогó, в Кого не увéровали? Как вéровать в Тогó, о Ком не слыхáли? Как слышать без проповéдующего? И как проповéдовать, éсли не бýдут пóсланы? Как написано: «Как прекрáсны нóги благовествýющих мир, благовествýющих благóе!» Но не все послу́шались благовествовáния. Ибо Исáия говорит: «Гóсподи! Кто повéрил слышанному от нас?»
Итак вéра от слышания, а слышание от Слóва Бóжия. Но спрáшиваю: рáзве они не слышали? Напрóтив, «по всей землé прошёл гóлос их, и до предéлов вселéнной словá их». Ещё спрáшиваю: рáзве Изрáиль не знал? Но пéрвый Моисéй говорит: «Я возбужу́ в вас рéвность не нарóдом, раздражу́ вас нарóдом несмысленным». А Исáия смéло говорит: «Меня нашли не искáвшие Меня; Я открылся не вопрошáвшим о Мне». Об Изрáиле же говорит: «Цéлый день Я простирáл ру́ки Мои к нарóду непослу́шному и упóрному».
Итак, спрáшиваю: неужéли Бог отвéрг нарóд Свой? Никáк. Ибо и я Израильтянин, от сéмени Авраáмова, из колéна Вениаминова. Не отвéрг Бог нарóда Своегó, котóрый Он наперёд знал. (Рим 10:11–11:2)
Среда 4-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Не знáете ли вы, что говорит Писáние в повествовáнии об Илии? Как он жáлуется Бóгу на Изрáиля, говоря: «Гóсподи, прорóков Твоих убили, жéртвенники Твои разру́шили; остáлся я один, и моéй души ищут». Что же говорит ему Бóжеский отвéт? «Я соблюл Себé семь тысяч человéк, котóрые не преклонили колéни перед Ваáлом». Так и в нынешнее врéмя, по избрáнию благодáти, сохранился остáток. Но éсли по благодáти, то не по делáм; инáче благодáть не былá бы ужé благодáтью. А éсли по делáм, то это ужé не благодáть; инáче дéло не есть ужé дéло. Что же? Изрáиль, чегó искáл, тогó не получил; избранные же получили, а прóчие ожесточились, как написано: «Бог дал им дух усыплéния, глазá, котóрыми не видят, и у́ши, котóрыми не слышат, дáже до сегó дня». И Давид говорит: «Да бýдет трáпеза их сéтью, тенётами и петлёю в возмéздие им; да помрачáтся глазá их, чтóбы не видеть, и хребéт их да бýдет согбéн навсегдá».
Итак спрáшиваю: неужéли они преткну́лись, чтóбы совсéм пасть? Никáк. Но от их падéния спасéние язычникам, чтóбы возбудить в них рéвность. Éсли же падéние их – богáтство миру, и оскудéние их – богáтство язычникам, то тем бóлее полнотá их. (Рим 11: 2–12)
Четверг 4-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Вам говорю, язычникам. Как апóстол язычников, я прославляю служéние моё. Не возбужу́ ли рéвность в срóдниках моих по плóти и не спасу́ ли нéкоторых из них? Ибо éсли отвержéние их – примирéние мира, то что бýдет принятие, как не жизнь из мёртвых?
Éсли начáток свят, то и цéлое; и éсли кóрень свят, то и вéтви. Éсли же нéкоторые из ветвéй отломились, а ты, дикая маслина, привился на мéсто их и стал óбщником кóрня и сóка маслины, то не превозносись перед ветвями. Éсли же превознóсишься, то вспóмни, что не ты кóрень дéржишь, но кóрень тебя.
Скáжешь: «ветви отломились, чтóбы мне привиться». Хорошó. Они отломились невéрием, а ты дéржишься вéрою: не гордись, но бóйся. Ибо éсли Бог не пощадил прирóдных ветвéй, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь блáгость и стрóгость Бóжию: стрóгость к отпáдшим, а блáгость к тебе, éсли пребу́дешь в блáгости Бóжией; инáче и ты бу́дешь отсечён. Но и те, éсли не пребу́дут в невéрии, привьются, потомý что Бог силен опять привить их.
Ибо éсли ты отсечён от дикой по прирóде маслины и не по прирóде привился к хорóшей масл́ине, то тем бóлее сии прирóдные привьются к своéй маслине. (Рим 11:13–24)
Пятница 4-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Не хочý остáвить вас в невéдении о тáйне сей, – чтóбы вы не мечтáли о себé, – что ожесточéние произошлó в Изрáиле отчáсти, до врéмени, покá войдёт пóлное числó язычников; и так весь Изрáиль спасётся, как написано: «Придёт от Сиóна Избáвитель, и отвратит нечéстие от Иáкова. И сей завéт им от Меня, когдá сниму́ с них грехи их».
В отношéнии к благовéстию, они враги ради вас; а в отноше́́нии к избрáнию, возлюбленные Бóжии ради отцóв. Ибо дары и призвáние Бóжие непрелóжны.
Как и вы нéкогда были непослу́шны Бóгу, а ныне помилованы, по непослушáнию их, так и они тепéрь непослу́шны для поми́́лования вас, чтóбы и сáми они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушáние, чтóбы всех помиловать.
О, бездна богáтства и премýдрости и вéдения Бóжия! Как непостижимы су́дьбы Егó и неисследимы пути Егó! Ибо кто познáл ум Госпóдень? Или кто был совéтником Ему́? Или кто дал Ему́ наперёд, чтóбы Он дóлжен был воздáть?
Ибо всё из Негó, Им и к Нему́. Ему слáва во вéки, аминь. (Рим 11:25–36)
Суббота 4-й седмицы по Пятидесятнице
К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние
Брáтия! Почитáйте себя мёртвыми для грехá, живыми же для Бóга во Христé Иисýсе, Гóсподе нáшем.
Итак да не ца́́рствует грех в смéртном вáшем тéле, чтóбы вам повинова́́ться ему в пóхотях егó; и не предавáйте члéнов вáших грехý в ору́дия непрáвды, но предстáвьте себя Бóгу, как оживших из мёртвых, и члéны вáши Бóгу в ору́дия прáведности. Грех не дóлжен над вами госпóдствовать, ибо вы не под закóном, но под благодáтью.
Что же? Ста́́нем ли грешить, потомý что мы не под закóном, а под благодáтью? Никáк.
Неужéли вы не знáете, что, кому́ вы отдаёте себя в рабы для послушáния, тогó вы и рабы, кому́ повину́етесь, или рабы грехá к смéрти, или послушáния к прáведности?
Благодарéние Бóгу, что вы, быв прéжде рабáми грехá, от сéрдца стáли послу́шны тому óбразу учéния, котóрому прéдали себя. (Рим 6:11–17)