Источник

Глава VII. Иосифов монастырь

Житие Иосифа Песнописца. – Ж. патриарха Мефодия.

Препод. Иосиф Песнописец основал свой монастырь близ храма Иоанна Златоустого, где он был первым игуменом. Монастырь этот, по весьма правдоподобному предположению А. И. Пападопуло-Керамевса, мог быть школою церковного песнописания, а кроме того и метохиею сицилийских монахов и паломников. Сюда прибыл сицилиец Феофан, с молодых лет находившийся при Иосифе, принял здесь монашество, прошел школу песнописания и был одним из любимейших учеников Иосифа. Незадолго до своей кончины св. старец в сопровождении Феофана явился к патр. Фотию с книгою, содержащею в себе официальную опись патриаршей ризницы, прося его принять церковные сокровища. Представление при этом инока Феофана без всякого сомнения говорило о том, что Иосиф желал после своей смерти видеть Феофана игуменом своего монастыря. Фотий так и понял молчаливое желание Иосифа и по смерти старца назначил Феофана игуменом Иосифова монастыря. «Ты предызбрал меня, хотя и не по достоинству, стоять во главе твоей паствы, поставив меня пастырем, а не как следовало бы – овцою», писал Феофан об Иосифе (§ 16).

Действительно Феофан сицилиец известен своим песнописанием: ему принадлежит между прочим служба со стихирами и каноном св. Кириллу, епископу Катанскому.347 Однажды в Иосифов монастырь хартуларием был назначен один иконоборец. По этому поводу патр. Фотий в письме Θεοφάνει τῷ μονάζοντι (Βαλέττα σ. 429–431) восклицает: τῆς περιβόητου Σικελίας ἔφθασεν ὁ ὄλεθρος. Этим картинным выражением Фотий без сомнения указывал на Иосифов монастырь, как метохию Сицилии.

Ученик и преемник Иосифа в его монастыре, монах, пресвитер и игумен Феофан составил житие св. Песнописца,348 хотя и не сейчас после его кончины (ок. 883 г.); г. Керамевс основательно полагает, что житие Иосифа было составлено уже по смерти Фотия, между 898–899 годами. Агиограф называет Иосифа θεῖος, ἱερώτατος и μακάριος, реже μακαρίτης (§§ 5, 12), заявляет, что пишет простою, необработанною речью и в такое время, когда он уже обдержим болезнями и трудным (οὐκ εὔλαλον) языком (§ 1, 16).

Иосиф родился в 813 г.349 на о. Сицилии от отца Плотина (Πλωτῖνος) и матери Агафии (Ἀγάθη). Когда остров был взять варварами и многие были уведены в плен,350 Иосиф со своими родителями переселился в Пелопоннис (πρὸς τὴν Πέλοπος γῆν, § 2). – Указанное занятие Сицилии вероятно относится ко времени 819–820 г., когда на остров напал капитан Mohammed-ibn-Abd-Allah-ibn-Aghlab, дядя аглабидского князя Ziadet-Allah’a, взял много пленных и вернулся в Африку,351 – Из Пелопонниса он, на 15-м году возраста (в 828 г.), прибыл в Солунь, главный город Фессалии,352 и здесь был пострижен во иноческий сан (§ 3). После начального образования он приступил к изучению философии (§ 4); потом получил сан пресвитера. Чудотворец Григорий Декаполит, живший тогда в Солуни, очень любил Иосифа. Вместе с Григорием Иосиф прибыл в Константинополь и оба они поселились в храме Антипы, близ св. Мокия (§ 5). – Храма Антипы мы доселе не знали; из настоящего жития видно, что он стоял около св. Мокия, между старою Константиновскую и византийскою стенами столицы.

Когда началась христоборная ересь, некоторые просили Григория Декаполита послать Иосифа в Рим для сообщения всем о начавшемся зле. Иосиф поплыл на судне, но варварские корабли схватили его около Крита и увели в плен. Вместе с другими Иосиф был заключен в темницу, где обратил одного иконоборческого епископа к иконопочитанию. Варвары убеждали последнего отказаться от христианства, епископ не согласился и за то был бичеван и расстрелян (§ 6). В тюрьме Иосиф занимался проповедью и укреплял православие денно и нощно. Однажды явился к нему благообразный муж из Мир (очевидно Ливийских, то есть св. Николай) и велел ему взять поданный свиток. Иосиф взял его, прочел и воспел: «потщися, милосердый, и поспеши яко милостивый на помощь нашу, яко можеши хотяй». И воспеваемое дело наутро стало удивительнейшим (§ 7).

По смерти иконоборца Феофила (в 842 г.) церковь оделась в свою иконную красоту, чему Иосиф в темнице радовался, но скорбел о разлуке с Григорием Декаполитом и его учеником Иоанном (§ 8). После многих лет отсутствия (μετά χρόνους συχνούς) Иосиф вернулся из плена в Константинополь и поселился в монастыре Иоанна Златоустого, «соседнем с нашим монастырем»,353 где по смерти Григориева ученика Иоанна жил пять лет. К Иосифу сошлось очень много иноков, и тогда он воздвиг свой монастырь ἐν χώρῳ ἐρήμῳ τότε ὄντι, в который перенес мощи Григория Декаполита и его спостника Иоанна. Живя в фессалийских пределах, он вместе с Григорием воздвиг храм во имя апостола Варфоломея, куда и положил мощи апостола, которые он получил от одного преподобнейшего и высокопоставленного мужа. – В виду того, что Варфоломеевский храм был поставлен Иосифом в Фессалии,354 становится очевидной неуместность этого известия жития в данном месте: его следовало бы поместить в § 3. Когда и где Иосиф получил мощи апостола? В виду того, что до 839 г. они лежали на о. Липаре (около Сицилии), откуда были перенесены в Беневент,355 можно догадываться, что Иосиф, как уроженец Сицилии, мог получить частичку мощей еще на родине, с нею покинуть остров, жить в Пелопоннисе и затем в Солуни. – Варфоломея и Григория с Иоанном Иосиф почтил песнопениями. Перед памятью Григория (20 ноября) он ночью как бы наяву увидеть страшного мужа в апостольском облачении, который взял с престола евангелие и передал его Иосифу; после этого святой получил дар песнотворения (§ 9). – Судя по контексту, можно думать, что здесь идет речь о том же ап. Варфоломее, который стало быть был первым, кого Иосиф почтил песнопением. О Варфоломее говорит Феофан быть может со слов самого Иосифа, и это – важное обстоятельство. Столетием позже для объяснения особенного поэтического дара песнотворцев выработалась уже особенная, на библейской основе, схема – о ядении святыми свитков.356 Иосиф составил гимны другам Божиим, апостолам, пророкам, мученикам, подвижникам и подвижницам и бесчисленным святым. «Во всех языках, говорит Феофан, Иосиф ублажается, во всех церквах признается божественным (ἀποθειάζεται), во всех славится и возвеличивается» (§ 10). Ему и я, замечает агиограф, составляю благодарственные песнопения за то, что он пострижением волос вырвал меня из объятий отца и матери (πατρικῶν ἀγκαλῶν), из многомятежной жизни, и приобщил к творцу всех и Владыке (§ 11). – Если Иосиф и Феофан были сицилийцами, то последний пошел за первым вероятно в юношеском возрасте.

Прославляемый всеми, Иосиф среди соблазнов церкви испытал на себе тяжелую руку кесаря Варды и, по царскому повелению, был сослан в далекий город Херсон,357 отсюда он вернулся в столицу через несколько лет (μετά τινας χρόνους) и в патриаршество Игнатия (867–877) назначен был от царей хранителем священных сосудов (скевофилаксом) Великой церкви. По отшествии Игнатия ко Господу приснопамятный патр. Фотий, этот канон (πηδάλιον) церкви, возлюбил «покойного» Иосифа, почитал божественным (ἐξεθείαζε), был хвалителем добрых дел его, считал его выше других (§ 12). Действительно, Иосиф «быть мирен с ненавидящими мир», чем и располагал к себе всех. Имевший с ним беседу становился иноком и учеником его; посланный родителями для получения от него молитвы возвращался иноком; просивший у святого помышления и заботы через немного лет удостаивался помышления – отхода ко Господу (§ 13).

Иосиф думал о своей кончине и хотел её. Прошел великий пост и наступил великий пяток спасительных Страстей Христовых. Старец, взяв инвентарную книгу (γραμματεῖον) церковного имущества (Св. Софии), вместе с Феофаном отправился к патр. Фотию358 и вручил её. Фотий был обеспокоен и удивлен этим, соображая, в чем тут дело. А Иосиф, освободившись от такой заботы, вернулся к своей пастве в благодушном настроении духа. Но сейчас же (παραυτίκα) у него явились предвестники болезни – озноб и жар. Благословив детей, помолившись о друзьях, он произнес отходную, приобщился Св. Таин, склонился на одре и скончался, на седьмой день после того, как слег в постель, именно 3 апреля (§ 14). – Таково определение Феофаном времени кончины Иосифа. Если последний слег в постель в пяток на Страстной неделе, а скончался 3 апреля на седьмой день, то Пасха в это время приходилась на 31 марта; а на 31 марта Пасха приходилась в 883 году.359 – Масса духовенства (даже епископов) и народа присутствовала при гробе почившего Песнописца; поминутно раздавались голоса: отлетела отсюда церковная ластовица, замолк песнотворный язык! и пр. Скорбь распространилась по всей столице; одни спешили ко гробу для поклонения, другие для получения милостей; всего народа не могло вместиться. Иосиф скончался в почтенном возрасте (ἐν πολιᾷ αἰδεσίμῳ καὶ χρόνῳ), по словам Псалмопевца, семидесяти лет (§ 15).360 – Если Иосиф в 883 г. скончался в возрасте 70 лет, значит он родился в 813 году. – После своих личных замечаний о своей болезни, о недостоинстве «Жития», агиограф предоставляет другим рассказывать о благовонии, исходящем от гроба Иосифа (§ 17). В заключение Феофан молит святого о ходатайстве пред Богом о даровании мира церкви, об удалении всяких соблазнов, о хранении православной веры (§ 18). – «Особенно эта последняя глава жития, говорит г. Керамевс, оставляет такое впечатление, что Феофан, оканчивая свой труд о жизни преподобного Иосифа, находился под влиянием важных церковных вопросов, которые с 898 г. подготовлялись к решению. В этом именно месте своего труда Феофан просит Иосифа, чтобы он молился Христу о прекращении смут и о мирной жизни Церкви; далее он сильно ударяет на то, чтобы Иосиф собственными мольбами упросил Христа, дабы православная вера навсегда сохранялась неповрежденной. Очевидно, здесь Феофан имеет в виду смуты, происшедшие с 891 года при папе Формосе, а также раскол, вызванный из-за них между Римскою и Византийскою Церквами, и наконец горячий спор об исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Эти волнения между двумя церквами были улажены в Константинополе посредством собора, состоявшегося при патр. Антонии и папе Иоанне IX. Хотя мы и не имеем точных и определенных свидетельств об условиях, на которых состоялось тогда соединение церквей, но несомненно то, что собор 899–900 или 900–901 годов имел своею целью выполнить и подтвердить акты собора 879–880 годов».

Житие патриарха Мефодия, написанное его современником сицилийским архиеп. Григорием Асвестом, до нас не сохранилось.361 Патр. Мефодий – лицо, непосредственно предшествовавшее патриархам Игнатию и Фотию, время которых описано страстно и под разными углами зрения. Великая борьба между двумя первосвятителями, в которой приняла участие и тогдашняя духовная и светская литература, в которой бесспорно дело не обходилось без инсинуаций, без передержек, без уничтожения противных свидетельств, отчасти отозвалась и на памяти Мефодия. Мы желаем думать, что исчезновение жития, составленного Григорием, не есть дело случайное и – именно по самой личности автора. Григорий Асвеста был сын имп. Льва Армянина и в качестве сицилийского архиепископа состоял в большой дружбе с патр. Фотием. Постриженник Григория, Фотий всегда высоко ставил и считал его святым мужем. Ему, а не кому другому Фотий поручил переговоры с папою, для чего посылал Григория в Рим. Очевидно, Асвеста должен был знать жизнь Мефодия прекрасно – и потому, что он сам был в Сиракузах, и потому, что сам был Риме, куда ездил перед тем с поручениями и Мефодий. Сын иконоборца, Григорий примкнул к фотианам и очевидно должен был идти против Игнатия и Мефодия, как лиц одного направления в отношении к Риму. Быть может он засвидетельствовал в житии Мефодия о таких сторонах церковного вопроса, опубликование которых не входило в интересы игнатианской партии, почему сочинение и было уничтожено, как уничтожено все, что говорило в пользу противной партии.

* * *

347

См. П.-Керамевс, Θεοφάνης Σικελός в Byz. Zeitschr., IX, 370–378.

348

Πολλῶν τῶν ἐν ποικίλοις διαλαμψάντων (A. И. Пападопуло-Керамевс. Сборник греческих и латинских памятников, касающихся Фотия патриарха. Спб. 1901, I).

349

См. ниже. Амари относил рождение Иосифа к 800 г. (I, 533).

350

ἥλω γὰρ χερσὶ βαρβάρων καὶ πολλῶν πλειόνων δὲ δορυαλώτων ἀποφανθέντων.

351

Μ. Amari. Storia dei musulmani di Sicilia. Firenze 1854, I, 231.

352

πρὸς τὴν τῶν ἄλλων προκαθημένην Θεσσαλίας πόλιν Θεσσαλονίκην.

353

τῇ καθ’ἡμᾶς γειτνιῶντι μονῇ.

354

Cp. Amari. I, 502–503.

355

См. нашу рецензию на книгу А. Васильева: Византия и арабы (Спб. 1900), в Ж. Μ. Н. Пр. 1901, XI, 189 и сл. Арх. Сергий, говоря об истории мощей (MB2, II, 338), не знает рассматриваемого известия этого жития.

356

См. во Введении Агиографическую схему (стр. 30).

357

λέγω δὴ τὰ περὶ τοῦ καίσαρος Βάρδα λαληθέντα τε καὶ πραχθέντα, ἵνα συντόμως εἴπω, ὄθεν βασιλείῳ χειρὶ καὶ νεύματι μακρὰν ὑπερόριος γίνεται, τουτέστιν ἐν Χερσῶνι τῇ πόλει, ἵνα καὶ τοῦ ἐντεῦθεν τύχῃ μακαρισμοῦ.

358

τῷ φωτωνύμῳ τοῦ θεοῦ ἀρχιερεῖ καὶ τὴν κλῆσιν ἔχοντι τοῖς ἔργοις ἐπαληθεύουσαν.

359

ἑβδόμης ἀπὸ τῆς κατακλίσεως ἀνυομένης ἡμέρας (§ 14). Ἀνυομένης свидетельствует, что прошло полных шесть дней и святой почил на седьмой день; но если бы кто стал понимать, что Иосиф скончался через семь дней, тогда пасху следовало бы отодвинуть на 30 марта: на этот день она падала в 878 году.

361

Migne. Patr. gr., CXL. 282; AA. SS. Boll., июнь II, 960; ср. Ф. И. Успенский, в Ж. Μ. Н. Пр. 1891, I. 140; Очерки по истории византийской образованности, стр. 69. О патр. Мефодии статья J. Pargoire в Echos d’Orient, 1903, VI, 126–131 и 183–191 и Добшица в Byzant. Zeitschrift 1909, XVIII, 41.


Источник: Греческие жития святых VIII и IX веков : Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения ист. и ист.-лит. : [Дис.]. Ч. 1- / Хр.М. Лопарев. - Петроград : тип. Акад. наук, 1914. - 27.

Комментарии для сайта Cackle