Третий член Символа веры
6. О следствиях падения наших прародителей по изображению св. отцов и учителей церкви
1-е следствие: потеря благодати Божией. Об этом блаж. Августин так говорит: «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцев благодать Божие, и они устыдились наготы тел своих» (De сivit. Die ХIII, 13).
2-е следствие: болезни, скорби, изнеможение. Повредивши все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабление и страданий. Все это признавали за следствие прародительского греха и учители церкви, например: а) Феофил Антохийский: «Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания» (Тheophil. ad Autol. II, 25); б) Ириней: «В осуждение за грех муж приял печали и земной труд, и то, чтобы вкушать хлеб в пот лица своего... равно и жена прияла печали и труды, и воздыхание, и болезни рождение...» (Adv. haeres. III, 35; V, 23).
3-е следствие: смерть телесная107. Василий Великий так учит об этом: «Адам, как согрешил по причине худого произволение, так умер по причине греха: «Оброцы бо греха, смерть» (Рим. 6:23); в какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти: потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть; поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, по написанному: «удаляющие себя от Тебя погибнут" (Пс. 72:27). – (Бесед. о том, что Бог невинов. зла, в Тв. св. отц. VIII, 155. Снес. слов. о подвижн., там же IX, 68);
Григорий Нисский: «По падении своем первый человек жил еще многие сотни лет; но не солгал Бог, когда сказал: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2:17), – ибо чрез то самое, что человек отчуждился от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а чрез несколько лет после постигла Адама и смерть телесная». Златоуст: «Хотя много лет жили еще прародители, но как только услышали они: «земля еси, и в землю отъидещи» (Быт. 3:19), то приняли приговор смерти, – соделались смертными, и с тех пор, можно было сказать, что они умерли; для означения этого и сказало Писание: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2:17), т. е. услышите приговор, что отселе вы уже смертны» (In Gеnеs. homil. XVII, п. 9; сн. homi. XVI, п. 6).
4-е следствие: помрачение разума: св. Златоуст по этому поводу замечает: «Нет ничего хуже греха: вошедши в нас, он (грех) не только наполняет нас стыдом, но и делает безумными людей, прежде разумных и отличавшихся великою мудростию. Смотри, как неразумно теперь поступает тот, кто доселе отличался толикою премудростию, кто самым делом показал дарованную ему премудрость, и даже пророчествовал. Сколько безумие в том, что они стараются укрыться от Бога Вездисущего; от Творца, Который все произвел из ничего, Который знает все сокровенное, создал на едине сердца людей, разумевает на вся дела их (Пс. 32:15), испытует сердца и утробы (Пс. 7:10), ведает самые движение сердца?» (In Genes, homil. ХIII, п, 2).
5-е следствие: извращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру108. Св. Василий Великий говорит: «Вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, соделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству» (Бесед. о том, что Бог не вин. зла, в Тв. св, отц. III, 155);
Афанасий Великий: «Преступивши заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышление, не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому, что диавол всеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех» (Сontr. Ароllin. lib. II. п. 6),
6-е следствие: искажение образа Божия. Эту мысль утверждают:
а) Василий Великий: «Человек сотворен по образу и по подобию Божию; но грех исказил красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания» (Слово о подвиж., в Тв. св. отц. IX, 68);
б) Макарий Великий: «Если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена; то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует: тоже испытал и Адам» (Homil. XII);
в) Феодорит: «Он (Адам), возжелавши быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим» (In II Раraliроm. quaest. I).
7-е следствие – изгнание из рая. Рай был блаженным жилищем для невинного человека, и уготован был для него единственно по беcконечной благости Творца; теперь, когда человек согрешил и прогневал своего Владыку и Благодетеля, виновный соделался недостойным такого жилища, и справедливо изгнан из рая: «И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть» (Быт.3:23), мысль, которую весьма часто повторяли учители церкви.
8-е следствие: потеря или уменьшение власти над животными (Прав. Исповед. ч. I, отв. на вопр. 22). Власть эта основывалась на том, что человек создан был по образу Божию (Быт. 1:26); следовательно как скоро чрез грех образ Божий помрачился в человеке, неизбежно должна была ослабеть и власть его над животными. «Смотри, – говорит св. Златоуст, – пока Адам еще не согрешил, звери были рабами ему и покорными, и он как рабам, нарек им имена; но когда он омрачил вид свой грехом, тогда звери не узнали его, и рабы соделались его врагами... Пока Адам сохранял чистым свой вид, созданный по образу Божию, звери повиновались ему, как слуги; но когда он помрачил этот вид непослушанием, они не узнали своего господина, возненавидели его, как чужого» (Ехроsit. in Рsаlm. III, Орр. Т. V, р. 3 – 4, еd. Моntfauc). «Впрочем, – прибавляет тот же учитель в другом месте, – хотя Адам нарушил всю заповедь, и преступил весь закон, Бог лишил его не всей чести и отъял у него не всю власть, но изъял из подначальства его только тех животных, которые не очень пригодны ему для потребностей жизни; а которые необходимы и полезны и много могут служить нам в жизни, тех всех оставил в услужение нам».
9-е следствие: проклятие земли в делах человека: «проклята земля в делех твоих... терние и волчцы возрастит тебе» (Быт. 3:17, 18). «И справедливо это проклятие, – замечает св. Златоуст, – ибо как для человека земля создана, чтобы они мог наслаждаться всем, происходящим из нее; так теперь ради человека согрешившего она предается проклятию, чтобы проклятие ее послужило во вред благоденствию и спокойствию человека» (In Gеnea. homil. ХIII, п. 9). – (Сн. «Догоматич. богосл.» Макарие, т. II, стр. 184–190 и друг., указ. в своем месте, источн.).
* * *
Примеч. Отцы церкви смотрят на смерть, как на благодеяние для человека. „Человек подвергнулся смерти, рассуждает св. Феофил (в послании к Автолику), во и в сем случае Бог оказал ему великое благодеяние, именно – тем, что не оставил его вечно пребывать во грехе. Бог выгнал человека из рая, как бы в ссылку, чтобы человек в течение известного времени очистил свой грех и, вразумленный наказанием, снова возвращен был в рай. Как какой-нибудь сосуд только что сделанный, если откроется в нем какой недостаток, переливается или переделывается, чтобы был новый и целый: тоже бывает и с человеком в смерти. Для того он и сокрушается ее силою, чтобы во время воскресения был здрав, то есть, чист, праведен и бессмертен». Св. Григорий Богослов признает смерть приобретением для грешника в стране изгнания. Чрез грех человек делается изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога. Впрочем и здесь приобретает нечто, именно смерть, в пресечение греха, чтобы зло не стадо бессмертным. Таким образом самое наказание делается человеколюбием (Творения св. отец III, 244). „За грех, по словам св. Златоустого, Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть дело больше попечительности Божией о человеке, нежели гнева (На книгу Бытия беседа ХVIII в Христ. чтении 1851 г.). „Сократил Ты продолжение жизни нашей, прославляет св. Ефрем Сирин Бога, самая большая мера ее – семьдесят лет. Но мы грешим пред Тобою в семьдесят крат седмерицею. По милосердию сократил Ты дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших» (Твор. св. отец XVIII, 211).
Примеч. Но нужно помнить, что и после падения человека в нем есть остаток свободной воли. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: „самовластна душа; посему диавол подстрекать может, а принудить против воли не имеет власти, Внушает он тебе мысль о любодеянии; ежели захочешь, то примешь ее, если же не захочешь, то не примешь. Ибо ежели бы ты любодействовал по необходимости: то к чему приготовил Бог геенну? ежели бы по природе, а не по свободе делал ты добро: то к чему приготовил Бог венцы неизъяснимые? Кротка овца, но она никогда за кротость свою не увенчается: потому что кротость ее происходит не от свободы, но от природы» (Огласит. поуч. IV). Блаж. Августин: „знайте за несомненное, что вы действуете по доброй воле. Так как вы живете, то и действуете. Он (Бог) и не помощник вам, если вы сами ничего не делаете, и не споспешник вам, если ничего не подвизаетесь... Не так Бог творит из вас храм Свой, как, из камней, не имеющих собственного движения, которые создатель берег и кладет. Не таковы камения живые: и вы, как живые камни, сами созидайтесь в храм Божий. Вас ведут, но и вы сами теките; вас ведут, во вы сами следуйте» (Serm. СLVI, аliаs. XIII, n. 13. Сн. Догм. богосл. Макария, т. II, стр. 214).