Источник

Часть 9, Глава 17Часть 9, Глава 19

Третий член Символа веры

18. О том, как св. Константин Философ объяснял сарацинам тайну воплощения Бога Слова

Тайну воплощения Бога Слова от Пречистой Девы Марии изъяснял св. Константин в состязаниях с иудеями и сарацинами. Сарацины возражали: «Вы христиане говорите, что Бог от жены родился; может ли Бог родиться от жены?» – Св. Константин отвечал: не от простой жены родился Бог, но от безбрачной Пресвятой Девы наитием Святого Духа, Который в пресвятой и девственной Ея утробе основал плоть Христу Богу и устроил Отчему Слову воплощение и рождение. Бог так восхотел, а Его воле и хотению повинуется всякое созданное естество. Идеже бо восхощет Бог, тамо побеждается естества чин. «Какже это женский пол может вместить во чреве Бога, на Которого и зреть невозможно, не то что родить Его?» – Св. философ, указав на бывших тут кагана (князя хазарского) и советника его, сказал: «Если бы кто сказал, что сей первый советник не может принять в свой дом кагана и угостить его, а последний подданный может это сделать, то как назвать такого человека – безумным или разумным? Очень безумным. – Скажите теперь: что в поднебесной есть лучшего из всех тварей? Человек; ибо он почтен разумною душою, созданною по образу Божию. Неразумны следовательно те, которые почитают невозможным, дабы Бог вместился во утробе человеческого естества, когда знают, что Он мог вместиться в купине. Ужели купина, бездушная тварь, лучше чувствующей и разумной твари, почтенной богоподобною душою? Когда Бог являлся Иову, то вмещался в облаке, Моисею – в дыме, Илии – в легком веянии прохлады; что ж удивительного и несообразного, если Он вместился в честнейшей одушевленной твари?»

Затем, объясняя причины и цель воплощения Бога Слова, св. Константин говорил: «Если бы Слово Отчее, подобно пластырю, не приложилось к человеку воплощением, то как бы Оно исцелило человека? Врач, желая оказать помощь человеку, прикладывает пластырь не к дереву или к камню, а к больному человеку: так и Бог приложил Единородное Слово Свое, как целебный пластырь, не к дереву, как в неопалимой купине, не к камню, как это было на каменных горах Синая и Хорива; но приложил к человеку, смертно зараженному греховною болезнию, приложил сей целебный пластырь крепко, благоволив вселиться Тому действием Св. Духа в чистой девственной утробе, а не просто, женской, воплотиться и родиться, как предсказал о том пророк Исаия: «се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7:14). Пророк здесь ясно указывает на Бога Сына, имеющего родиться на земле от чистой и безбрачной Девы (Чет.-Мин. мая 11 д.).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle