Третий член Символа веры
19. Иисус Христос, будучи совершенным Богом, есть вместе и совершенный человек
Господь наш Иисус Христос, будучи совершенным Богом, есть вместе совершенный человек (кроме греха), воплотившийся по наитию Св. Духа от Пречистой Приснодевы Марии. Эта истина 1) раскрыта в Св. Писании с очевидностию, не допускающею никаких сомнений и 2) исповедуется св. церковию, начиная с апостольского века.
1) Евангелисты с особенною подробностию повествуют об обстоятельствах рождения Иисуса Христа, а именно: а) о благовестии Ангела Деве Марии (Лк. 1:31, 35); б) о вразумлении Иосифа (Мф. 1:20, 21); в) о самом рождении (Лк. 2:6, 7); г) о поклонении пастырей, которые обретоша Мариам же и Иосифа, и Младенца лежаща во яслях (Лк. 2:16); д) о пришествии волхвов с востока, которые пришедши в храмину, видеша Отроча с Мариею Материю Его (Мф. 2:11); е) об обрезании и принесении в храм, где Симеон принял Младенца на руку своею (Лк. 2:21–38). Евангелисты Матфей и Лука, в доказательство того, что Иисус Христос по плоти происходил от семени Авраама (Быт. 22:18), Исаака (Быт. 26:28) и Иакова (Быт. 28:14), излагают родословие Его, первый в линии нисходящей, начиная с Авраама, а второй – в восходящей до Адама (Мф. 1:1–17; Лк. 3:23–38). А евангелист Иоанн, изобразив Божество Иисуса Христа, как Слова Божия, говорит: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1:14), и в своем послании замечает: «всяк Дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть: и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов» (1Ин. 4:2, 3). Излагая земную жизнь Иисуса Христа, евангелисты замечают, что Он проходил по городам и селениям, «благодательствуя и исцеляя вся» (Деян. 10:38), и повсюду был признаваем за истинного человека, так что, по выражению отечественного богослова, «ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине Своего человечества» («Правосл. догмат. богосл.» преосвящ. Макария. Спб. 1851 г., т. 3., стр. 74). Сам Господь называл Себя человеком (Ин. 8:40), и особенно часто – Сыном человеческим (Ин. 3:13, 14, 1:51, 5:27, 6:27, 62; Мф. 8:20, 11:19, 11:32, 40, 18:11, 20:28, Мк. 6:31, 9:12; Лк. 22:48). Св. апостолы также называли Его потомком Давида по плоти (Рим. 1:3, 9:5), мужем (Деян. 17:31), другим Адамом (1Кор. 15:45–49), и вообще человеком: «един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5; Рим. 5:15; 1Кор. 15:21, 47).
2) Св. церковь выражала свою веру в вочеловечение Сына Божия как в символах, бывших в употреблении у древних христиан127, и определения соборов поместных и вселенских, составлявшихся для опровержения заблуждений еретиков относительно лица Богочеловека128, так в изречениях св. отцов и учителей, излагавших православное учение. Вопреки лжеучению еретиков, св. отцы утверждали, что человеческое тело, воспринятое Господом, было истинное, а не кажущееся или только призрачное. Почитать человеческое естество во Христе мнимым, а не действительным, значит, по мысли св. отцов, отвергать истину смерти Его и нашего спасения, т. е. разрушать дело Божие в самом основании. «Вочеловечение совершилось, – говорит св. Кирилл Иерусалимский, – не в призраке, не мечтательно, но в действительности; не как чрез трубу Он прошел чрез Деву, но истинно от Нея воплотился, истинно питался от Нея млеком, действительно, подобно нам, ел, и действительно, подобно нам, пил. Ибо если вочеловечения было мечта, то и спасение мечта» (Твор. св. отц. М. 1855 г., т. 25, ст. 55). «Если тело Господа, замечает св. Иоанн Дамаскин, не одной с нами сущности и все, о чем повествует Евангелие, именно: голод, жажда, гвозди, прободение ребра, смерть, было не действительно, а только мнимо, – то и тайна домостроительства спасения есть призрак и обман, и Христос был мнимым и недействительным человеком, и мы спасены мнимо, а не действительно» (Точное излож. прав. веры, стр. 219, 220). Притом, так как в падении человека преимущественно участвовала душа и человек пал всецело – телом и душою, то св. отцы доказывали, что Искупитель наш воспринял все естество наше – и тело, и душу. «Утверждаем, – говорит тот же св. отец, – что вся сущность Божества соединилась со всем человеческим естеством. Бог Слово, создавший нас в начале, не отверг ничего, дарованного Им нашему естеству, но принял на Себя все: тело, разумную и словесную душу и их свойства, потому что живое существо, не имеющее одной из сих частей, или одного из сих свойств, уже не человек. Так Целый целого меня воспринял, и Целый соединился с целым, чтобы целому даровать спасение» («Точное излож. прав. веры», стр. 152).
Впрочем, хотя Господь Иисус Христос воспринял единосущное нам естество человеческое, а именно: истинное наше тело и истинную нашу душу, с силами и свойствами их, но а) Он родился на земле не так, как рождаются все люди, а сверхъестественным образом: верую, говорится в никео-цареградском Символе – в Сына Божия, воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы. Св. церковь, на основании слова Божия, верует, что Пречистая Матерь Его пребыла и пребывает Девою прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя (Простр. катих. правосл. церкви, изд. 59. М. 1866 г., стр. 33), и потому называет Ее Приснодевою. Архангел Гавриил, благовествуя Богоматери о рождении Спасителя, сказал: Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя, темже и рождаемое свято наречется Сын Божий (Лк. 1:35).
Исповедую Пречистую Матерь Господа в собственном и истинном смысле Богородицею (Точн. излож. прав. веры, стр. 167).
Св. отцы, для объяснения приснодевства Богоматери, указывали на всемогущество Божие, сохранившее девство Ее невредимым (Там же. стр. 260), – на горевшую и несгоравшую купину (св. Феодот Анкирский – Христ., 1825г., ч. 20, стр. 272, св. Григорий Нисский – Хр. чт. 1837 г. ч. 4, стр. 259), – на происхождение человеческой мысли (св. Феодот Анкирский – Хр. чт. 1827 г., ч. 20, стр. 284) и именовали Ее «единою и по уму, и по душе, и по телу приснодевственною» (Выражение св. Иоанна Дамаскина – Хр. чт. 1828 г,, ч. 31, стр. 235). Она послужила «сверхъестественным рождением» («Точн. изл. прав. веры», стр. 259) к тому, чтобы нашего ради спасения «Слово стало плотию» (Ин. 1:14).
б) Но Господь Иисус Христос отличается от нас по человечеству не одним сверхъестественным рождением от Девы, а также и тем, что по человечеству. Он совершенно непричастен никакому греху – ни первородному, ни личному. Первородный грех наследуется всеми потомками Адама, происходящими от него по образу обыкновенного человеческого рождения. Но рождение Христа Спасителя было иное – от Приснодевы, в Которой, по выражению св. Григория Богослова, «душа и тело были предочищены Духом129». «По согласии Девы – говорит св. Иоанн Дамаскин – Дух Святой, по слову Господню, возвещенному Ей Ангелом, сошел на Нее, очистил Ее и даровал Ей способность, как принять в Себя Божество Слова, так и родить. Тогда приосенил Ее, как бы Божественное семя, Сын Божий, единосущный Отцу, ипостасная Премудрость и Сила вышнего Бога и из пречистых и девственных Ея кровей образовал Себе начаток нашего состава, плоть, оживленную душою словесною и разумною, но образовал не из семени, а творчески, Святым Духом» («Точн. излож. прав. веры», стр. 138, 139).
в) Иисус Христос был совершенно чист также и от всякого греха личного. Он спрашивал иудеев: «кто от вас обличает Мя о гресе?» (Ин. 8:46). Св. апостолы называют Его Агнцем непорочным и пречистым (1Пет. 1:19), – Архиереем, искушенным по всяческим, по подобию, разве греха (Евр. 4:15), преподобным, незлобивым, бесскверным (Евр. 7:26), праведником (1Ин. 2:1), и единогласно свидетельствуют, что «греха в Нем несть» (1Ин. 3:5), что Он «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет. 2:22), и что Его, «не знавшего греха, Он (Бог) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор. 5:21). На основании слова Божия св. церковь постоянно веровала в безгрешность человеческого естества во Христе как видно из свидетельства отцов – Иринея, Ипполита, Диониса и Афанасия Александрийских, Григория Нисского, Иоанна Златоустого (См в Правосл. догмат. Богосл. Макария Спб. 1851 г. т. 3, стр. 100, 101) и других130. – (Сост. по кн. «Евангельская история о Боге-Слове...», прот, 1 Матвеевского. Спб. 1890, стр. 21 – 26).
21.
* * *
Например в символе, сохранившемся в «Постановлениях апостольских: верую в Господа Иисуса Христа «в последок дний (Евр. 1, 2) сшедшего с небес, воспринявшего плоть и родившегося от Святой Девы Марии» (Постанов. апостол. кн. 7, гл. ХLI); в символе иерусалимском: верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божие единородного... воплотившегося и вочеловечившегося“ (огласит. поуч. св. Кирилла Иерусалим. 6); в символе римском: верую в Бога Отца Вседержителя, и в Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего, родившегося от Духа Святого и Девы Марии» и др. (Вinghami Оrigines eccles. Наlае, 1727, vol. IV. рар. 79 – 119).
Таковы вселенские соборы I, II, III, IV, и V, из поместных – антиохийский (269 г.) против Павла Самосатского и др.
Твор. св. отцов М. 1844 г., т. 3, ст. 245. В церковной службе 25 марта (стих. на лит. 4) поется: «во утробу вселися девичу, предочищенную Духом».
Примеч. Здесь уместно будет изложить догматическое послание св. Льва папы римского, разоблачающее ересь монофизитекую ( Примеч. Евтихий, престарелый константинопольский архимандрит, опровергая Нестория, сам впал в противоположную крайность я начал учить, что в Господе нашем И. Христе человеческое естество совершенно было поглощено Божеством, и потому, по лжеучению этого ересиарха, в Нем следует признавать одно Божеское естество (отсюда и название ереси – монофизитство)). IV вселенский собор смотрел на это послание с особенным уважением и им главнейше руководился и составлении вероопределение. Позднее, в своем вероопределении собор им говорит об этом послании: „послание Льва, это как бы некий общий стол против зломыслящих, для утверждение православных догматов; потому что он поражает тех, которые стараются разделить таинство домостроительства на его Сына (несториане) и изгоняет из священного состояние тех, которые дерзали говорить, что божество Единородного страдательно, и выдумывают слияние и смешение двух естеств Христа» (монофизиты) (Деян. IV, 108). Догматическое послание Льва есть всестороннее разоблачение заблуждений монофизитских. Вот главные мысли послания: 1) По мнению Льва эти заблуждение прямо противоречат символу никейскому. В символе сказано: „веруем в И. Христа, единородного Сына Его, Господа нашего, родившегося от Духа Св. и Марии Девы». Поясняя эти слова, Лев говорит: „вечного Отца Единородный Сын родился от Св. Духа и Девы Мара Он зачался от Духа Св. во чреве Матери Девы, Которая как зачала Его пребыв Девою, так и родила Его. Мы не могли бы победить виновника греха и смерти, если бы нашего естества не воспринял и не усвоил Тот, Которого и грех не может уязвить, ни смерть удержат в своей власти» (Деян. III, 517 – 518). 2) Монофизитское лжеучение ясно отвергается свидетельством Св. Писания „Пуст бы Евтихий обратился к учению евангельскому, говорит Лев, где Матай говорит: «книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля» (Мф. 1,11 пусть бы приступил он к книгам пророческим и нашел бы обетование, дивное Аврааму: «благословятся о семени твоем вси языки» (Быт. 22, 17); поискал бы те наставление в проповеди апостольской, именно в послании к Римлянам Павел, раб Иисус Христос... избран в благовестие Божие… о Сыне Своем, бешем от семени Давидова по плоти (Римл. I, 1 – 3). Тогда не стал бы говорит пустословие, будто Слово стало плотию так, что Христос, рожденный из девической утробы, имел образ человека, а не имел истинного тела матери». 3) Кроме тех доказательств истинного человечества Христа, какие извлекает пала Лев из символа и Св. Писания, целый ряд доказательств в пользу той же истины он находит в истории, в фактах земной жизни Христа. Пользуясь этими фактами, папа пишет: „младенчество отрочати (человека) свидетельствуется бедными пеленами; новорожденному сыну человеческому подобен Топ, Кого Ирод хочет умертвить; как человек, Христос приходит принять прищение от Предтечи Иоанна; далее, Его как человека искушает диавольское коварство; алкать, жаждать, утруждаться и спать очевидно свойственно человеку плакать из сострадания по умершем друге дело естества человеческого; висеть на древе, быть пригвожденным ко кресту опять дело того же естества; по воскресении же Господа, которое конечно есть воскресение истинного тела, так как не иной кто воскрес, а Тот же, Кто был распят и умер, что иное делалось в продолжение сорокадневного Его пребывание на земле, как не то, чтобы чистота веры нашей (в Его человечество) была свободна от всякого мрака? Так Он обращался и ел с учениками Своими, а тех из них, которых беспокоило сомнение, допустил осязать Себя нарочитые осязанием; то показывал рану в боку Своей и язвы от гвоздей и все знаки недавнего страдание, – и все это для того, чтобы убедить, что Слово не то же, что плоть“ (Деян. III, 24 – 27). 4) Наконец, Лев в послании входит в тщательный разбор самого ученика Евтихиева, и опровергает его. Лев пишет: „Евтихий в единородном Сыне не признает нашего естества ни в уничижении смерти, ни в славе воскресение. Но если он не считает креста Господня за призрак и не сомневается, что страдание, воспринятое для спасение мира, было истинное, то он должен признать и плоть того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был Тот человек, Которого сам признает страдавшим, ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдание плоти“ (Деян. III, 27 – 28). – (Сост. по кн. „История св. вселенских соборов». Вып. 2-й. Профес. Моск. Дух. Академии Алексея Лебедева. Москва, 1870 г., стр. 71 – 74).