Источник

Часть 9, Глава 16Часть 9, Глава 18

Третий член Символа веры

17. Рождество Христово (Лк. 2:1–7)

1. Когда настало время пришествия в мир Спасителя, слава Вифлеема, предназначенного свыше быть местом Рождества Христова, давно миновала. Этот город находился в уделе колена Иудина (Суд. 17:7, 9; 19:1; 1Цар. 17:12), к югу от Иерусалима, в весьма плодоносной стране, от которой заимствовал свое имя (с еврейского дом хлеба). Здесь жил отец Давида Иессей (1Цар. 16:1), здесь родился венчанный псалмопевец Израиля; так что впоследствии, по воцарении его, отечественный город его стал называться Давидовым (Лк. 2:4). Впрочем, несмотря на то, что имя Вифлеема было связано с воспоминанием о великом царе-псалмопевце, этот город, не отличаясь ни населенностию, ни богатством, не считался важным и значительным между другими городами. В судьбах Божиих предопределено было ему заимствовать отблеск славы неземной, чуждой мирского величия, от того Божественного Потомка Давидова, о Котором прорекали закон, пророки и сам венчанный предок Его по плоти–Давид. Пророк Исаия указывал в рождении Еммануила «знамение» для дома и рода Давидова (Ис. 7:13, 14), происходившего из Вифлеема, а пророк Михей ясно прозревал грядущее величие города Давидова: «И ты, Вифлееме, доме Евфрафовъ, еда мал еси, еже быти с тысящах Иудиныхъ? из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же его из начала от дней века» (Мих. 5:2). Это пророчество было так известно народу, что он всегда считал Вифлеем местом рождения Спасителя (Мф. 2:5, 6; Ин. 7:42).

2. Чудно и дивно устроение Промысла Божия, выразившееся во всех обстоятельствах, предшествовавших и сопутствовавших Рождеству Христову: «Как сделать, – спрашивает святитель Филарет, митр. Московской, – чтобы "знамение», уже открывшееся в языческом почти Назарете, дано было, по предречению Исаии «дому Давидову» (Ис. 7:13, 14), чтобы Дева, Которая, по приятии во чреве от Духа Святого, и после трехмесячного пребывания в доме одной родственницы, до последнего времени чревоношения оставалась жить в Назарете, не помышляя ни о каком путешествии, ни о каком переселении,– чтобы она родила Вождя Израилева; по пророчеству Михея, в Вифлееме? – Для сей цели «перст Божий» (Лк. 11:20) направил и расположил события в такой связи и последовательности, что пророческие предсказания исполнились во всей точности». «Всенародная перепись (повеление о которой дано было кесарем Августом), – говорит тот же учитель церкви – сколько нечаянно, столько же необходимо повлекла Иосифа в отечественный город Вифлеем; Мария должна была следовать за Иосифом; земной род Еммануила открылся в то самое время, как приспело Его рождение, и, что немногими днями ранее казалось еще несбыточным – Он родился точно, по предсказанию пророческому, в Вифлееме. Подлинно, все сделано, чтобы исполнилось предсказание и чтобы сквозь малые и великие дела человеческие видимо было единое великое знамение господствующего над ними дела Божия»116. Соединение народов известной тогда вселенной под верховною властию Рима было приготовлением и как бы переходом к образованию «единого стада» (Ин. 10:16) в духовном царстве Христовом, «еже во веки не рассыплется» (Дан. 2:44). Путем государственного единения греко-римский мир шел к объединению нравственному, так что, по выражению св. церкви, «единоначалие Августа» способствовало «к упразднению многобожия идолов» и «единое мирское царство» к утверждению «единого владычества Божества»117.

Всякое колено, племя и род имели определенные города и праотеческие места, а посему повеление кесаря привело в движение всю страну, и пошли все записываться каждый в свой город. Сын Божий, рождающийся в мир, благоволил, чтобы сладчайшее и Божественное Имя Его, пред Которым, по выражению св. апостола, преклоняется всяко колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2:10) было не только приписано к городу Давидову, по плотскому происхождению от Давида, но и причтено к числу подданных языческого властителя, на ряду с именами последних из сынов Израилевых. Какой глубокий нравственный урок сокрыт для нас в этом, по-видимому, случайном обстоятельстве! «Господь, носимый еще в матерней утробе, – говорит св. Исидор Пелусиот, – включен в народную перепись, узаконяя нам быть покорными власти, когда нимало не вредит сие благочестию». Иосиф, происходивший из рода Давидова (Мф. 1:6, 16; Лк. 3:31), должен был отправиться для записи в свой отечественный город Вифлеем. Путешествие в течение нескольких суток, по гористым и неудобным дорогам, для Пресвятой Девы представляло немалое затруднение, но Она решилась сопутствовать Своему обрученнику, потому что, по всей вероятности, и Сама должна была внести Свое имя в запись, как единственная, по преданию, наследница Своих родителей. Такие женщины, по закону, уравнивались в правах с лицами другого пола (Чис. 27:8, ср. Чис. 36:6, 7).

3. Для временного приюта путешественников в восточных городах и селениях, обыкновенно, устраиваются гостиницы, состоящие из четырехугольного загона для вьючных животных, где некоторая часть вымощена камнями и служит помещением для людей. Там всякий заботится сам о себе, приготовляет пищу и приносит воду из источника или колодца. Невелики удобства такой гостиницы, но и этих удобств лишены были в Вифлееме бедные назаретские пришельцы: они не нашли места в гостинице, которая была уже вся наполнена, и расположились в недальнем расстоянии от города в одной пещере. Сюда в дождливое и ненастное время пастухи загоняли скот, здесь были устроены в скале ясли. Неудивительно, если и другие путешественники, запоздавшие в дороге или крайне бедные, пользовались подобным помещением, но в настоящем случае пещера, в которой приютились Иосиф и Мария, послужила особой цели Промысла Божия. Пресвятая Дева не имела нужды в помощи человеческой, а между тем явлению Бога во плоти приличествовало совершиться в дали от шума народного, от любопытства, молвы и соглядатайства людей праздных. В уединенной пещере, за городом, завеса таинственности, сокрывшая от очей мира колыбель Богочеловека, осталась вполне неприкосновенною. В этом «убогом, подземном вертепе», как св. церковь в своих песнопениях называет пещеру Рождества Христова118.

Приснодева родила воплощенное Слово Божие – Господа нашего Иисуса Христа. Рождение Ея не было подобно рождению обыкновенных матерей, – оно было безболезненное. «Христос – говорит св. Иоанн Дамаскин – рождается от жены по закону естественного чревоношения, но без отца – сверхъестественным рождением; рождается в обыкновенное время, по исполнении девяти месяцев в начале десятого, по обыкновенному закону естественного чревоношения, но безболезненно, превыше закона рождения»119. Не будучи сопряжено с болезнями, рождение Пресвятой Девою не имело нужды в посторонней помощи, так что Она, по сказанию св. евангелиста, «роди Сына Своего первенца, и повит Его и положи Его в яслях» (Лк. 2:7), и вместе с тем, Сама же первая, без сомнения, поверглась ниц пред Тем, Кто удостоил Ее быть Материю Своею. Вот какие слова влагает в пречистые уста Ея св. церковь: «Боже вышний, Царь невидимый и Я вижу Тебя и дивлюсь таинству по причине безмерной нищеты Твоей: Тебя вмещает малый чужой вертеп120. Сладчайшее чадо! как Я буду держать Тебя на руках Моих, – Тебя, содержащего рукою Своею все творение?121 Какое дивное и величайшее чудо! Как я буду носить Тебя, носящего все Своим словом? Безначальный Сын Мой! Твое рождество неизреченно!»122.

4) Несмотря на видимое убожества вертеп Рождества Христова и ясли в которых возлег Богомладенец пришедший снять с падшего человека осуждение греха, преисполнились небесной славы: «Ангелы окружали ясли, как престол херувимский, и взирая на лежащего в них Владыку, и вертепе видели небо»123. «Тот, Кто во всей точности исполнил сокровенный Божественный совет – говорит св. Григорий Неокесарийский – возлег в вертепе, в ложеснах матери и в яслях: сонмы Ангелов обожали Его, Он сидел на небе одесную Отца и в то же время почивал в яслях, как бы, превыше Херувимов. Но поистине здесь, в яслях, был тогда престол херувимский, престол царский, святое святых, престол единый славный на земле, престол святейший, потому что на нем почивал Христос Бог наш»124.

Такова превосходящая разумная любовь Христова (Еф. 3:19) к падшему человеку! «Сын Божий бывает сыном человеческим, чтобы, восприяв худшее, подать нам лучшим; Адам обманулся древле, и, вожделен быть Богом, не сделался, – человеком делается Бог, чтобы обожить Адама»125. И это самоуничижение Сына Божия в самом начале земной жизни Его простирается до вертепа яслей! «Чрез сие, – говорит святитель Филарет, митр. Московский, – дает Он особенное знамение, что, хоть бы грех унизил тебя до скотоподобных страстей и похотей, хотя бы ты совестию принужден был сам на себя обратить пророческое обличение: «человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48:13) – и тогда не должен ты отчаиваться в снисхождении Спаса твоего, Который, не возгнушавшись возлечь в яслях, не возгнушается и в яслях души твое почить Своею благодатию и Своею миром, если только ты покаянием и верою пред Ним себя повергнешь»126.

По летосчислению, принятому православною церковию, Господь наш Иисус Христос родился в 5508 г. от сотворения мира. – (Извлеч. в сокращ. из кн.: «Еван. истор. о Боге Слове, Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе». Прот. П. Матвеевского. Спб. 1890 г. стр. 192 – 198).

 

* * *

116

Сочин. Филарета, митроп. москов. Слова и речи. Москва, 1874 г. т. 2, стр. 176, 177.

117

Служб. декабр. 24, веч. стихир. слава.

118

Служ. декабр. 25 утр. кан. 2, п. 1, троп. 2, декабр. 22 утр. кан. 2, п. 5. Богородич.

119

Точн. излож. правосл. веры, Москва, 1844 г. стр. 259 – 260.

120

Служб. декабр. 24 стихир. на Господ. воззв. 2.

121

Служб. декабр. 23, утра кан. 1, п. 8, троп. 1.

122

Служб. декабр. 24, утр. кан. 1, п. 7, троп. 3.

123

Служб. декабр. 23, повеч. трипеснец, п. 9, троп. 4.

124

Хр. чт. 1837 г., ч. 1, стр. 261.

125

Постная триодь, 5 седы. великого поста, пяток, стихир. на Госп. воззв. слава.

126

Сочин. Филар., митроп. москов. Слова и речи, Москва, 1877 г., т. 3, стр. 312.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle