Источник

Часть 7, Глава 60Часть 7, Глава 62

Первый член Символа веры

61. Злые духи не могут покаяться

В одно время к св. Антонию Великому пришел диавол (с целию искусить его) и начал рыдать пред ним, как человек. Увидав его, св. Антоний спросил: «Кто ты и что с тобою случилось, что так горько плачешь? – Святой отец, – отвечал диавол, – я не человек, но злой демон, каким признаю себя за множество грехов моих. – Чего ты хочешь от меня?» спросил св. Антоний, думая, что он по смирению назвал себя демоном. «Ничего более, кроме того, – отвечал пришедший, – чтобы ты упросил Господа Бога открыть тебе, приимет ли Он диавола к покаянию. Я не принимал Крещения и за это почитаю себя демоном». На это св. Антоний отвечал: «Иди пока домой, а завтра приидешь, и я дам тебе ответ». В тот же самый вечер св. Антоний, простерши руки свои, молился Господу и говорил: «Владыко, Господи благий и милостивый, хотящий всем человеком спастися и в разум истины прийти! Послушай меня в час сей и открой недостойному рабу Твоему: – приимешь ли Ты человека, превзошедшего грехами демонов?» После этих слов, вдруг как блеск молнии предстал пред ним Ангел Божий и сказал: «Зачем ты за демона молил Господа? Ведь он приходил искушать тебя. Почему же Господь не открыл мне этого?» спросил св. Антоний. «Не смущайся, – отвечал Ангел, – Бог сделал это для пользы грешников, чтобы показать, что он никого из приближающихся к Нему не отвращается, хотя бы то и был сам сатана. Когда же опять к тебе придет искуситель, то ты тотчас обличи его, но наперед скажи, что человеколюбивый Бог никого из приходящих к Нему не отвращается, и тебя Он приимет, если ты исполнишь то, что я тебе прикажу. Когда он спросит, в чем состоит приказание, то отвечай ему: – так заповедал тебе Бог: знаю тебя, кто ты и откуда пришел... ты древнее зло... ты гордыня неприступная. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Впрочем, чтобы ты не имел никакого повода к извинению в день суда, слушай, как должен ты начать свое покаяние. Господь говорит: пробудь три года на одном месте, не сходя с него, и, обратившись лицом к востоку, говори по сто раз в день: «Господи, помилуй меня, древнее зло». И еще по сто раз говори громко: «Господи, помилуй и спаси меня, омраченную прелесть!» Скажи ему: когда ты выполнишь это с должным усердием, то снова будешь причислен к Ангелам Божиим... Если же согласится – приими в покаяние. Но знай, что древнее зло не делается новым добром... А что случится впоследствии, предай письмени, дабы никто не отчаивался в своем спасении«. Сказав это, Ангел Божий скрылся. На другой день, рано по утру, идет диавол и начинает издалека показывать вид человека плачущего. Когда св. Антоний передал ему все это, то он, засмеявшись, сказал: «Если б я хотел называть себя древним злом, омраченною прелестию, темным, проклятым и окаянным, то позаботился бы об этом с самого начала и спасся бы, но не теперь. Теперь я покрыт славою... Все мне служат, боятся и трепещут меня. Теперь ли мне называть себя древним злом, омраченною прелестию, окаянным?.. Нет, невозможно. Возможно ли мне, господствующему над всеми грешниками, сделаться непотребным рабом, смиренно раскаивающимся?! Нет, нет!» Сказав это, диавол мгновенно исчез, а св. Антоний сказал: «По истине древнее зло не делается новым добром» («Воскр. чт». 1852–3 г., стр. 117–119).

Св. Василий Великий, говоря о степени падения злых духов, учить: «Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось какое-нибудь место покаянию. И эта гордыня, как ни застарела была болезнь, могла однако ж восстановить себя в первобытное состояние, позаботившись уврачевать в себе болезнь покаянием. Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола, и место покаянию. Ибо, если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию, то остается ли какое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и чрез него внес смерть? Говорят же, что пятно, сделанное на одежде человеческою кровию из раны, никак не может быть омыто, но вместе с одеждою состаревается изменение цвета, произведенною кровью. Посему и диаволу невозможно изгладить с себя Кровавое пятно и стать чистым» («Творение св. отцов» VI, 397).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle