Источник

Часть 7, Глава 59Часть 7, Глава 61

Первый член Символа веры

60. Библейские тексты о падших ангелах

Глава падших ангелов – диавол, или сатана: а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: «сначала диавол согрешил» (1Ин. 3:8). (Господь) сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). – «Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Апок. 12:9);

б) есть начальник мира (греховного): «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31). «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). «Князь мира сего осужден» (Ин. 16:11);

в) владеет царством смерти: «как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2:14);

г) есть виновник нашего падения и искушения (Быт. 3:1–6). «Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2Кор. 11:3). – «Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин. 3:8). – «Я... послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель» (1Сол. 3:5):

д) противится делу Божию: "показал Ангел Захарии Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах. 3:1). – «Мы, я Павел (и Силуан и Тимофей) и раз и два хотели придти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1Сол. 2:18).

«Произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них" (Апок. 12:7);

е) препятствует Евангелию и похищает слово Божие из сердца: «у неверующих... бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2Кор. 4:4) – «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13:19). – "Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» (Мк. 4:15).

ж) прельщает мир, действуя ложными чудесами: «низвержен на землю, обольщающий всю вселенную, и... бесовские духи, творящие знамения» (Апок. 12:9, 16:14).

з) может принимать образ светлого Ангела: «сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14).

и) виновник отступничества: «пришествие беззаконника... по действию сатаны, будет... со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2Сол. 2:8–11). – «Дух... ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1).

й) опечаливает людей несчастиями: «от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1Цар. 16:14). – «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2Кор. 12:7).

к) искушал Господа: «был Иисус в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною» (Мк. 1:13).

л) ожидает погибели: »вскричал одержимый духом нечистым: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас!» (Мк. 1:23, 24), «пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29).

Характер диавола а) гордый: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!.. А говорил в сердце своем: «взойду... на высоты облачные, буду подобен Всевышнему«" (Ис. 14:12–14). – »Сказал Иисусу диавол: Тебе дам власть над всеми царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:6, 7).

б) лютый, жестокий: "Иисус повелел нечистому духу выйти из... человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лк. 8:29). – «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходить, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8).

в) убийственный: «Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44).

г) злой: "Приходит к слушающим диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк. 8:12).

д) злобный: «сатана сказал Господу: разве даром богобоязнен Иов?» (Иов. 1:9). «Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» (Иов. 2:4).

е) лукавый: «приходит лукавый и похищает посеянное в сердце» (слово о царствии) (Мф. 13:19). – «Избави нас от лукавого» (Мф. 6:13; Лк. 15:4).

ж) лживый: «диавол... не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

з) могущественный: «вы некогда жили... по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:2). – «Наша брань... против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

и) хочет, чтоб ему поклонялись: «приступил к Иисусу искуситель и сказал... все... дам Тебе, если, падши, поклонишься мне» (Мф. 4:3, 9).

Нечестивые а) суть дети диавола: Господь сказал иудеям: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). – Павел сказал Елиму волхву: «сын диавола, враг всякой правды!» (Деян. 13:10). – «Дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Ин. 3:10).

б) под властию диавола: Господь сказал Савлу: «Я... посылаю тебя открыть глаза иудеям, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:17, 18). – «С кротостию должно наставлять противников... чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим. 2:25, 26).

в) действуют под влиянием диавола: «послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху» (Суд. 9:23). –

Диавол вложил в сердце Иуде предать Господа (Ин. 6:70, 71). «Вошел... сатана в Иуду... и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. и... обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» (Лк. 22:3, 4, 6). – «Петр сказал: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?..» (Деян. 5:3).

г) будут наказаны с диаволом: «идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

Верующие а) опечаливаются диаволом по попущению Божию: «сказал Господь сатане: вот все, что у Иова, в руке твоей, только душу его сбереги. И... после, отнятия имения и детей, поразил сатана Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов. 2:12, 2:6, 7).

б) искушаются: «восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар. 21:1).

в) преследуются: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусит вас» (Апок. 2:10).

Верующие должны а) противиться диаволу: «Облекитесь во всеоружение Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских» (Еф. 6:11). – «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).

б) не допускать его к себе: «не давайте места диаволу» (Еф. 4:27).

Верующие а) преодолевают диавола: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны... и вы победили лукавого» (1Ин. 2:14), «низвержен клеветник братий наших... Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Апок. 12:10, 11).

б) восторжествуют, наконец, над диаволом: «Бог... мира сокрушить сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16:20).

Торжество Господа нашего над диаволом предсказано: «семя жены будет поражать тебя в голову» (по-славянски: «сотрет главу твою») (Быт. 3:15). – "Ты, Господи, восшел на высоту, пленил плен» (Пс. 67:19).

Cостояло а) в том, что Он противостоял искушениям его: «отойди от Меня, сатана... Тогда оставляет Его диавол» (Мф. 4:10, 11). – «Мы имеем... такого первосвященника... Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).

б) в изгнании бесов: "приводили ко Господу всех... бесноватых, и лунатиков... и Он исцелял их» (Мф. 4:24). – «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деян. 10:38).

в) в даровании Своим ученикам власти изгонять диавола: Господь дал апостолам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их, говоря: больных исцеляйте, бесов изгоняйте (Мф. 10:1, 8). «Созвав... двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами... Семьдесят учеников возвратились с радостию и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем... се, даю вам власть наступать... на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лк. 9:1, 10:17, 19).

г) в разрушении дел диавола: «Для сего... явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин. 3:8). – Торжество над диаволом Господь довершил смертию Своею: «рукописание, которое было против нас, Господь взял... от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:14, 15).

Диавол и его ангелы а) низвержены в бездну до суда: "ты, денница, низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). «Легион бесов просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк. 8:31). «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого огня» (Иуд. 1:6).

б) будут ввержены в последний день в огонь вечный: «диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 20:10)49

 

* * *

49

Примеч. Считаем необходимым поместить здесь статью В ответ отрицающим существование злых духов. Как ни ясно учение слова Божия о сущеcтвовании злых духов, однако между заблуждениями нашего времени можно встретить и такое, что злых духов в действительности нет, что мысль о бытии их есть не более, как плод человеческого воображения. Не удивительно было бы, если бы это заблуждение принадлежало только тем, которые отрицают сверхъестественное откровение; но, к сожалению, это заблуждение разделяют многие из признающих, по-видимому, этот чистейший источник истины. Это – люди порочные, которые в угоду своей чувственности готовы произвольно понимать каждое, неблагоприятствующее им, место Св. Писания и идти против очевидной истины. Такие люди, очевидно, не хотят понять, что, отрицая действительное бытие злых духов, они чрез то самое ниспровергают и все христианство, подрывая его в самом корне. В самом деле, если нет злых духов, 70 нет прародительского греха и его следствий, нет зла в мире, так как, по учению слова Божия, первою причиною грехопадения наших прародителей, или, точнее, поводом в падению их, был злой дух, диавол, Созда Бог человеки в неистление, во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть (след. и грех) вниде в мир (Прем. II, 23, 24). Творяй грех от диавола есть, яко диавол исперва стрешает (1Иоан. III, 8). Если нет влых духов, то не за чем было и воплощаться Сыну Божию. Цель его воплощения была, по учению слова Божия, разрушить дела диавола (1 Иоанн. II, 3), но ни дел диавола, ни его самого нет; значит, напрасно было воплощение Сына Божия, напрасны Его страдания и смерть, суетна, наконец, вера наша, как говорит апостол! Вот какие ужасные последствия такого заблуждения! Оно ведет к ниспровержению христианства. Очевидны последствия такого заблуждения и в жизни. Кто думает, что злые духи не принадлежат к кругу действительных существ, тот не опасается их коварств, предается своей порочной воле и начинает вести жизнь греховную. Поэтому, долг каждого христианина возвысить голос истины и по возможности вразумить заблуждающихся. Отрицающие существование злых духов (адемонисты) большею частию, в оправдание своего заблуждения, указывают на следующие основания. 1) Они полагают, что во всех местах Св. Писания, где говорится о злых духах, нужно разуметь не личных духов, совершеннейших души человеческой, а олицетворенные представления страстей, пороков, болезней, грехов и наклонностей человеческих. – Но такое понимание произвольно, – оно не допускается уже теми разными наименованиями, которые прилагаются к падшим духам и совсем негодны для обозначения каких-нибудь олицетворенных представлений страстей, пороков и болезней. Таковы наименования, встречающиеся в слове Божием: человекоубийца искони (Иоан. VIII, 44), искуситель (Мат. VI, 3), сатана (Апок. XX, 2, 7), князь мира (Иоан. XII, 31), духи злобы (Еф. VI, 12), бесы, ангелы диавола (Мат. XXV, 41). Можно ли приложить со смыслом хотя одно какое-нибудь из этих названий к олицетворенному понятию какой-либо страсти, болезни или какого-нибудь порока? Отнюдь нет – без того, чтобы эти названия не сделались непонятными, смешными, не навлекли непроницаемый мрак на истинный смысл Св. Писания: этими названиями прямо и ясно обозначаются существа личные, разумные, свободные и могущественные. Еще более, чем наименования, препятствуют видеть в изображении злых духов олицетворенные представления страстей, пороков и болезней свойства, приписываемые этим существам. Злые духи представляются имеющими и знающими многое. Апостол Иаков говорит: бесы веруют и трепещут Бога (II, 19). Спасителя Иисуса Христа они нередко исповедовали Сыном Божием (Мат. VІII, 29); об апостолах говорили: сии человецы раби Бога вышнего суть, иже возвещают путь спасения (Деян. XVI, 17). В книге Иова говорится, что диавол обтекает целую поднебесную, разведывая, что в ней делается (Иов. I, 6, 7); и вообще часто они проникают в мысли людей, угадывают будущее, внают отдаленное. Главная черта ума их есть ненависть к истине, ложь, клевета; почему в Евангелии диавол называется отцом лжи (Иоан. VIII, 44), а в Апокалипсисе клеветником и льстецом (Откр.XII, 9, 10). Злые духи имеют и волю довольно могущественную. Апостол Петр сравнивает диавола с львом рыкающим и ищущим пищи (1Петр. V, 8), ап. Павел внушает христианам для борьбы с диаволом облещись в чрезвычайное всеоружие (Еф. VI, 12 – 17), и говорит о пришествии антихриста, что оно будет по действию сатаны во всякой силе и знамениях и чудесех ложных (2Сол. II, 9). Главные черты воли злых духов суть: ненависть к Богу и ко всякому добру, лукавство, злоба, почему апостол называет их духами злобы (Еф. VI, 12). При всех этих свойствах, приписываемых злым духам в слове Божием, разуметь под ними страсти, пороки и болезни значит совершенно извращать смысл всех мест Св. Писания, где приписываются злым духам перечисленные свойства. Но главным камнем преткновения для адемонистов в их способе разумения мест Св. Писания о злых духах представляются наказания, определенные, по свидетельству слова Божия, злым духам. Так как наказания имеют смысл и значение по отношению к существам только свободным и разумным, то адемонистам приходится или отказаться от своего способа разумения мест Св. Писания о злых духах, или подвергнуть наказания, определенные злым духам, произвольному толкованию. Но последнее представляется затруднительным, так как в определении суда Божия нельзя допустить никакой образности, неопределенности или неясности. Поэтому волей-неволей адемонисты должны согласиться, что во всех местах Св. Писания, где говорится о злых духах, нужно под ними разуметь личных, разумно-свободных существ. Такой способ разумения есть самый простой, ясный, вполне сообразный со смыслом всего Св. Писания, способ, которого держались, при истолковании исследуемых мест, все св. отцы и учители церкви с первых веков ее существования. Силу приведенных доказательств сознают и некоторые из противников нашего догмата и посеку прибегают к новому средству отвергнуть бытие злых духов. Они утверждают, будто Иисус Христос и его апостолы говорили о алых духах, приспособляясь лишь к понятиям иудеев, которые сильно заражены были этим суевериев. Правда, Иисус Христос, как Божественный Учитель, знающий в совершенстве тех, кого Он должен был учить, снисходя к немощам человеческим, применялся к возрасту и степени понимания Своих слушателей и потому преподавал Свое учение иногда в притчах, иногда в простой беседе, смотря по тому, в какой форме слушатели Его лучше могли понят и усвоить Его учение. Но Он отнюдь ее разделял с иудеями их предрассудков и суеверий, отнюдь не пользовался их заблуждениями для каких-нибудь властолюбивых целей, как поступали лица, осмеливавшиеся выдавать себя за Мессию около того времени. Напротив, Христос Спаситель шел прямо против суеверий Своего народа, обличал его заблуждения и старался просветить всех людей. Цель Его пришествия в мир была не приобресть Себе силу и власть, не сделаться земным владыкою, но послужить и спасти людей Своею смертию. Он явился с мыслию воссоздать весь род человеческий, растленный грехом, просветить всех людей светом истинного боговедения (Иоан. XII, 46), научить всех грешников чистейшей нравственности и соделать святыми. Он смело обличал предрассудки иудеев, осуждал их тщеславие, гордость, их чрезмерную привязанность к преданиям, соединенную с нарушением предписаний Моисеева закона. Он не терпел заблуждений даже в Своих учениках и старался исправлять их Своим учением, обличениями, советами и увещаниями. Словом, Иисус Христос преследовал цель, вполне достойную Мессии и оставался верен ей до конца, не смотря ни на какие препятствия, на всю злобу и противоборство, потерпел за нее клеветы, поношения, преследования и вкусил самую смерть. Апостолы, подобно своему Учителю, снисходили к понятиям своих слушателей: младенцам во Христе преподавали млеко, возрастным твердую пищу (1Кор. III, 2; Евр. V, 12); но никогда не сообразовались с их заблуждениями и не опасались отвергать их предрассудков. Было ли что для иудеев столь важно и священно, как обрядовой закон Моисеев? Но когда, с пришествием Иисуса Христа, этот закон потерял свою важность и значение, апостолы не усомнились освободить от него обратившихся ко Христу язычников (Деян. XV, 1–31). Можно ли после сего думать, чтобы они из опасения не коснулись ложных мнений иудеев о злых духах? К тому же, каким образом мнение адемонистов может быть соглашено с Божественным достоинством Иисуса Христа и боговдохновенностию апостолов? Иисус Христос, как воплотившееся Слово, говорил: Аз есмь свет миру, веруяй в Мя во тьме не пребудет, и, как вечная Истина, не мог не исполнит Своих слов и не просветить уверовавших в Него светом истинного боговедения. Апостолы продолжали дело Христово и, находясь под руководством Духа Святого, Который по преимуществу предостерегал их от тьмы и заблуждений, тоже никак не могли удерживать людей во тьме и заблуждениях. Таким образом мнение, будто Иисус Христос и Его апостолы говорили о злых духах, подчиняясь иудейскому суеверию, неосновательно. Но истина бытия злых духов, открытая в слове Божием, может быть оправдана и с точки зрения здравого человеческого разума. Допуская бытие существ высших человека, одаренных разумом и свободою, разум, основываясь на понятии о нравственном существе, должен предположить, что такие (разумно-свободные) существа прежде, чем достигли той степени нравственного совершенства, на какой делание зла уже становится нравственно невозможным, были в состоянии испытания сил, – что было для них время, когда они предоставлены были собственному произволу. Сделав такое предположение, разум, основываясь на понятий о существе свободном, находит весьма вероятным, что не все высшие духи вынесли испытание, что некоторые пали. Такие гадания разума заимствуют новую силу из несомненного свидетельства истории. История говорит нам, что вера в бытие злых духов существовала во все времена и у всех народов, при всем различии их религий, что ова почти столько же всеобща в человеческом роде, как и вера в бытие Бога. Как же смотреть на это явление? Чем объяснить его? Самое естественное и непринужденное объяснение – то, что учение о злых духах перешло во все религиозные системы разных народов из религии первобытной, и есть один из остатков, хотя не мало искаженный, того первоначального откровения, которое даровано было Богом еще праотцам рода человеческого в раю и потом распространилось от них между всеми их потомками. Таким образом открывается, что и по соображениям разума истина бытия злых духов, сообщенная в слове Божием, вполне достойна нашей веры (В. чт.“ 1884 г., № 24).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle