Первый член Символа веры
15. Бог – Дух
Бог есть Бог духов (Чис. 16:22). «Дух [есть] Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4:24). Ап. Павел говорит, что Господь дух есть, понимая здесь под духом не одно только отрешенное от всякой вещественности, а и сознательное, свободно разумное бытие, что ясно из сделанной им прибавки: «идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор. 3:17), Эту же мысль о Боге, как духе, апостол выражает, когда называет Его «невидимым» (Кол. 1:15; 1Тим. 1:17); «нетленным» (Рим. 1:23; 1Тим. 1:17), «имеющим бессмертие» (1Тим. 6:16), а также, когда приписывает Ему разум (Рим. 11:33), волю (Ефес. 1:11), любовь (Ефес. 2:4) и другие подобные свойства, принадлежащие Ему, как сознательному, разумносвободному или личному Духу.
Не веровать в духовность существа Божия есть великое нечестие: глаголющим Бога не быти Дух, но плоть – анафема провозглашается в чине православия, совершаемом в первую неделю Великого поста30.
* * *
Прим. Нравственное приложение догмата о духовности существа Божия. Дух есть Бог. Истина сия весьма поучительна для нас. „От познания духовного Божия существа последует, пишет святитель Тихон, – что человек будет Его почитать не веществом, не златом, не сребром, ни другими материалами, не разбором пищи и одеяния и видимыми церемониями едиными, но духом, т. е. страхом, любовию, смирением, терпением, покорением воли своей воле Его и прочими делами, от Него заповеданными. Дух духом почитается. Богу всякая наружность и вещество неприятно, без внутреннего духа. Истиннии поклонницы поклонятся духом и истиною, глаголет Господь. Ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною дотоит кланятися – Почтим убо Боги, яко Духа, духом; сотворим волю Его и заповеди Его; за грехи наши дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно принесем. Все тщание христианину надобно о том иметь, чтобы душу свою исправить. Бог к душе вашей глаголет, а не к телу, которое есть орудие души. Исправим убо душу нашу, яко дух в покорение и послушание Богу. Тогда и внешние дела наши исправны будут и тако будем, Бога нашего духом и истиною почитать» („Излож. христ. уч. прав. кафолич. церкви“. Спб. 1869 стр. 12).