Первый член Символа веры
16. Как понимать человекообразные изображения Божественного Существа, встречающиеся в Библии?
«По Писанию, – рассуждает Григорий Назианзен, – Бог спит (Пс. 43:24), пробуждается (Дан. 9:14), гневается (Втор. 11:17), ходит и престолом имеет Херувимов (Ис. 37:16). Но разве когда-либо Бог был подвержен немощам? Когда слышал ты, что Бог есть тело? Ясно, что здесь представлено то, чего нет на деле. Ибо, соразмеряясь с своим понятием, и Божие называли мы именами, взятыми с себя самих. Когда Бог по причинам Ему Самому известным прекращает свое попечение, и как бы не заботится о нас, это значит у нас, что Он спит... Когда, наоборот, вдруг начинает благодетельствовать, это значит, что Он пробуждается... Он наказывает, а мы сделали из сего: гневается... Он действует, то здесь, то там, а по нашему Он ходит. Быстрота в движениях названа у нас летанием, смотрение наименовано – лицом, даяние и приятие – рукою. А также всякая другая Божия сила и всякое другое Божие действие изображены у нас чем-либо взятым с телесного» (Оrаt. XXXI theologie V, п. 22).
Вообще, по изъяснению отцов (Кирилла Александрийского, Иоанна Дамаскина и др.), под приписываемыми Богу очами, веждями и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу, Его всеобъемлющее ведение; под ушами и слухом – Его милостивое внимание к нашим молитвам, под устами и глаголанием – обнаружение воли Божией, под лицом Божиим – проявление и обнаружение Его в делах, под руками – Его творческую и деятельную силу, под ногами и хождением – Его пришествие и явление и т. п. (См. «Опыт. прав. догм. Богосл.» Еп. Сильвестра. Киев. 1864 г. т. II, стр. 91).