Двенадцатый член Символа веры
6. Новый Иерусалим (Апок. 21)
Св. Иоанн Богослов изображает рай или жилище праведных под видом нового Иерусалима.
1. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. 2. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. 3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. 4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. 5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. 6. И сказал мне: совершилось! Я есмь Алфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. 7. Побеждающий наследует все, и буду его Богом, и он будет Мне сыном. 8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. 9. И пришел ко мне один из седми Ангелов, у которых было седмь чаш, наполненных седмью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. 10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. 11. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. 12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: 13. с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. 14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. 15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. 16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. 17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. 18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. 19. Основания стены города украшены всяними дрогоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20. пятое сардоникс, шестое сардолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хрисопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. 21. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. 22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. 23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. 24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. 25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. 26. И принесут в него славу и честь народов. 27. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни»322.
* * *
Примеч. Представим теперь толкование Андрея Кессарийского и митрополита Филарета на XXI главу Апокалипсиса. I. Андрей Кессарийский. Ст. 1. И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому. Здесь указывает (св. Иоанн) не на уничтожение твари, но на обновление ее к лучшему, как говорит апостол: сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. VIII, 21). И божественный псалмопевец говорит: яко одежду свиеши я и изменятся (Псал. 101, 27). Ибо обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но отсечение престарелости и морщин. И у нас есть в обычае о людях, в чем-нибудь улучшившихся или сделавшихся худшими, говорить: „и тот, да не тот“. Нужно же заметить, что о небе я земле сказано: преидоша, вместо: изменились», как мы изменимся, как бы за некоторого рода смерть почел он изменение прежнего состояния и перемену к лучшему. О море же сказал: и моря несть ктому. Ибо какая нужда в море, когда не будет у людей нужды плавать по нему, или перевозить по нему в отдаленные места произведения земли? Ктому же, если море означает бурную и волнующую жизнь, и тогда, не будет нем нужды. Ибо во святых не останется тогда никакого останка возмущения или страха. Потверждает же сие мнение и Василий Великий, изъясняя изречение Исаии, говорящее: глаголяй бездне опустееши и реки твоя иссушу (Исаии. 44, 27). Ст. 2. И аз, Иоанн, видех град святой, Иерусалим нов, сходящ от Бога с небесе, приготован яко невесту, украшену мужу своему. Тем, что он видел город святой Иерусалим новым, показывается, что имя новости есть знак претворения к большей светлости, которую получит вышний Иерусалим, от бесплотных сил высших нисходящий к людям, поскольку общая глава обоих есть Христос Бог наш. Самый же город составляется из святых, о которых написано: намение свято валяются на земли (Зах. IX, 16), имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом, как обитель царственной Троицы, в нем обитает и ходит Она, по обетованио (1Кор. VI, 16). Невестою же называется, как прилепляющийся Владыке, и соединяемый с Ним высшим и нерасторжимым соединением. Украшенною же именуется, как внутри себя имеющая, по Псалмопевцу (Пс. 44, 10), славу и красоту в разнообразии добродетелей. Ст. 3 – 1. И слышах глас велий с небесе, глахолющ: се скиния Божия с человеки, и вселится с ними: и тии людие Его будут, и Сам Бог будет с ними Бог их. И отъимет Бог всяку слезу от очию их. С неба научается святой, что скиния сия будет истинная: ее образ, или лучше предобразование образа, показан был Моисею, а теперь церковь служит ее образом. В сей нерукотворенной скинии не будеть ни плача, ни слез, ибо Податель вечной радости дарует святым видеть непрестающее веселие. И смерти не будет ктому: ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому, яко первая мимоидоша. И сие по Писанию: оттуда отбеже болезнь, печаль и воздыхание (Пс. LI, 11). А слова: первая мимоидоша, означают, что злострадание святых и надмение нечестивых получат конец, соответственный каждому из них. (Толк. на Апокал. стр. 267). II. Митрополит Филарет о новом Иерусалиме говорит: „Как особенную отличительную черту нового Иерусалима, тайновидец указует то, что в нем нет храма: и храма не видех в нем (Откр. XXI, 22). И как бы предусматривая, что сия необычайность покажется слишком поразительною и неимоверною, что будут спрашивать, как можно быт граду Божию без храма Божия, он тотчас объясняет, почему это так: Господь бо Бог Вседержитель храм ему есть и Агнец. Как бы так сказал он: человечество там усовершено и возвышено до того, что твари не заграждают и не закрывают от него присутствия Божия; в сие святое присутствие входят там непосредственно, не имея нужды в особом святом месте, представительном сего присутствия. Нет нужды в храме потому, что человек живет в Боге и во Христе, как во храме, и в нем Самом обретает без труда все, к чему мы подвизаемся проникнуть посредством храма. Если и там сотворенное око не объемлет света не сотворенного, и потому нужно некоторое снисхождение и умерение неприступного: то сие совершает так открытый свет Богочеловека Иисуса, Который Своим человечеством низводит и умеряет свет Божества и Своим Божеством просвещает и блаженнотворит человечество. Светильник его Агнец. (Из слова по освящ. Градо-Клинского соборн. храма. Ч. II, стр. 41. Чт. в общ. 1376 г. II, 306).