Источник

Часть 25, Глава 6Часть 25, Глава 8

Двенадцатый член Символа веры

7. Св. мученики за Христа – живые учители веры в жизнь вечную

I. 18-го числа декабря церковь празднует память св. мученика Севастиана и других мучеников, пострадавших вместе с ним. Севастиан служил при дворе римского императора Диоклитиана, самого жестокого гонителя христиан. Он был начальником дворцовой стражи и был очень любим за свою верную службу. До времени Севастиан не объявлял, что он христианин, скрывая свою веру. И вот наступило время открыто исповедать Христа. – Случилось такое обстоятельство: приговорены были к смерти за веру Христову два брата – Маркеллин и Марк. Уже они склонили свои головы под мечи, но вдруг казнь приостановлена. Родственники упросили на месяц отсрочить ее и дали слово уговорить их отречься от Христа. Осужденные были отданы на это время под надзор язычника Никострата. Начались мольбы, слезы, рыдания отца, матери, жен и дочерей. Решимость исповедников стала колебаться, – началась борьба, – они сами плакали вместе с родственниками, уговаривавшими их, и час полного отступничества от Христа был близок. При этом домашнем трогательном случае находился упомянутый нами Севастиан. Увидевши колебание и готовность к отступничеству в Марке и Маркеллине, он вдруг, обращается к ним с такими словами: «О, воины Христовы! Неужели вы, так великодушно претерпевшие мучения, сложите с себя ради ласк и слез заслуженный венец? Будьте достойными воинами Христа; вооружитесь верою и не измените ей ради детских рыданий. Те самые, которые ныне плачут, возрадовались бы, если бы знали то, что вы знаете. Они думают, что нет жизни, кроме той, которой вы лишаетесь за Христа. Если бы они знали, что за этою жизнию есть жизнь вечная, то сами пожелали бы разделить ваш подвиг и презрели бы временную жизнь. И стоит ли наша временная жизнь, чтобы так дорожить ею? Не обманывает ли она нас ежечасно? Не полна ли она горя, суеты и лжи?» Обращаясь к родителям и сродникам Марка и Маркеллина, он сказал: «Вы желаете им не жизни, а смерти, не свободы, а рабства: за отступничество их ждут вечные муки. Дайте же им избегнуть этих мук, и пусть пример их научит и вас; пусть приготовят они и вам обители в райских селениях, где сияет вечный день, где свет незаходимый и радость бесконечная, где нет ни слез, ни вздохов, ни печали, где Ангелы вечно славословят Царя Небесного». Потом, обращаясь к Марку и Маркеллину, он говорить: «Помните слово Спасителя: «враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36). Те не друзья ваши, которые желают отлучить вас от Христа. Не выпускайте из рук награды вашей, ибо вы стоите уже у дверей небесного чертога, уже сплетается для вас венец, уже ожидает вас Христос. Вспомните слова Христовы: «Иже любит отца или матерь, сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10:37). Не будьте так малодушны, чтобы, начавши духом, кончить плотию. О, да сподобит и меня Господь положить жизнь свою за имя Его».

Так одушевленно говорил Севастиан. Когда он говорил, то лице его, озарилось небесным сиянием и некоторые видели Ангелов, облекавших Севастиана в блестящее одеяние, и слышен был голос с неба, говоривший: «Ты всегда со Мною будешь». Жена Никострата Зоя была шесть лет без языка. Севастиан помолился, перекрестил ей уста, и она стала говорить. Марк и Маркеллин утвердились в вере. Подобное было и со всеми присутствовавшими тут. Все они, пораженные этим чудом и убежденные словом Севастиана, уверовали во Христа и крестились. Скоро все они и пострадали за имя Христово.

Дошла очередь и до Севастиана. Диоклитиан, узнавши, что и он христианин, велел вывести его за город, привязать его к дереву, и стрелять в него из лука до тех пор, пока не умрет. Ночью одна христианка, по имени Ирина, пришла за телом мученика, но к удивлению своему она увидела, что Севастиан еще жив, отвязала его и привела к себе в дом, где через несколько дней он исцелился от ран своих. Приходившие к нему христиане уговаривали его скрыться. Но он, однажды помолившись, вышел и встал на открытом месте, где мог бы увидать его император. Диоклитиан взглянул на него, тотчас узнал и изумился, потому что почитал его умершим. «Господь избавил меня от смерти, говорил Севастиан, для того, чтобы я свидетельствовал пред вами, что вы несправедливо гоните христиан». Диоклитиан велел воинам взять Севастиана и его убили палицами, и тело бросили в яму. Но одной христианке Лукине явился мученик во сне и сказал, где тело его. Лукина взяла и похоронила его в одной из римских катакомб, т. е. в подземелье, где скрывались гонимые христиане, и где были погребаемы многие из них («Чет.-Мин.» декабря 18 дня).

Св. мученик Севастиан своим учением и жизнию учит нас иметь крепкую веру в загробную жизнь – вечно блаженную для праведников и вечно мучительную для грешных и нераскаянных. Такую же веру имели все святые мученики за Христа.

Эта вера главным образом побуждала их к совершению спасительных подвигов самоотвержения и самоумерщвления, укрепляла и воодушевляла их при перенесении тяжких страданий за имя Христово, так что они с веселием и радостию полагали за Христа живот свой.

II. Св. Кодрат на недоумения игемона, почему он так охотно идет на мучения, которых он легко мог бы избежать, сказал: Смерти никто не может избежать по общему закону природы; настанет эта смерть, и вся слава здешнего мира обратится в прах; одни добрые дела будут жить вечно; вот мы и пребываем в добродетели и мужественно переносим страдания за Христа Бога нашего, потому что надеемся иметь залог лучшей жизни» («Чет.-Мин.» мая 10 д.).

III. «Если ты с головы до ног будешь изранен, – спрашивал мучитель св. Иустина, – ужели надеешься, что взойдешь на небеса?» – «Надеюсь, что Господь воздаст воздаяние, если претерплю мучения», отвечал мученик. – «Так ты думаешь и на небеса взойти и получить награду от Бога?» – «Не только думаю, но достоверно знаю о том и несомненно надеюсь на то» («Чет.-Мин.» июнь 1 д.).

IV. «Что вам за польза, – спрашивал мучитель св, Авива, – от тех мук, которые вы терпите за Бога вашего? что за приобретение, когда тела ваши раздробляются на части, и что за радость идти на мучительную смерть?» – «Посмотрел бы ты, – отвечал мученик, – очищенным оком на обещанные нам от Бога воздаяния, тогда сам сказал бы: «воистинну недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8:18). – («Чет.-Мин.» ноября 11 д.).

V. Св. ап. Андрей мучителю, грозившему распять его на кресте, говорил: «Я сокрушаюсь о твоей погибели, а не о своих страданиях. Мои мучения кончаются в один, много в два дня; твои же мучения и после тысячи лет не будут иметь конца» («Чет.-Мин.» ноябрь 30 д.).

VІ. Когда царь язычник стал угрожать св. Евдоксию разными казнями, тогда он сказал ему: «Я смотрю на твои угрозы, как на детские страшилища; ибо верую в будущее воздаяние. Не того огня боюсь, которым ты грозишь, но того, который никогда не угаснет. Огонь, которым ты пугаешь меня, студенее воды; меч твой есть ключ от дверей к тому месту, где, вместо сего видимого заходящего солнца, увижу незаходимый свет, вместо временных, наследую вечные блага» («Чет.-Мин.» сентября 6 д.).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle