Источник

А

Вопр. Что в книгах своих Святитель Тихон говорит об Аврааме?

Отв. Рассуждая о важнейшей из обязанностей наших в отношении к Богу, то есть, о послушании Ему, он говорит об Аврааме, как достоподражаемом примере послушания. «Истинное послушание не смотрит, трудно ли или удобно, тяжко ли или легко – что повелевается, но на всякое повеление готовым себя оказывает... Такое послушание показал Богу Авраам, праотец святый, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: изыди от земли твоея... (Быт. 12:1) он не отрекся – оставил отечество свое, род свой и дом отца своего, и пошел в землю чужую, незнаемую, как написал Апостол: верою зовом Авраам, послуша (Евр. 11:8). Еще большаго удивления достойное дело совершил патриарх святый, когда, по повелению Божию, сына своего Исаака привел и вознес на жертвенник всесожжения... Сын был единородный, сын возлюбленный отцу, сын по обетованию данный, сын, о котором сказано ему от Бога, что о Исааце наречется ему семя (Быт. 21:12). Но верный и искренний послушник не отрекся во всесожжение его принести; не смотрел на толь тяжкое повеление, но внимал власти, силе и всемогуществу Повелевающаго... Святый Авраам, образец искренняго послушания, наименован от Бога Отцем верующих... Но когда мы хощем быть чадами Авраама и благословение Авраамле получить, должно нам вере Авраама подражать и веру нашу в Бога послушанием доказывать... Не повелевает нам Бог оставить отечество, род и дом наш, хотя и сие должны исполнить в случае; но повелевает оставить мир с прелестными похотьми (1Ин. 2:11). – Не повелевает закалать сынов наших или себя умерщвлять; но глаголет: умертвите уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту и проч (Кол. 3:5). Аще убо хощем верными быть чадами вернаго Авраама и Христовыми быть, покажем веру нашу послушанием. (Часть VII, стр. 300)».

Вопр. Как Святитель Тихон беседует об Адаме?

Отв. «Бог наш и Творец, в Трех Лицах поклоняемый, когда сотворил небо и землю и все украшение их, последи создал человека Адама и помощницу ему Еву; от сих двух лиц весь род человеческий произшел и умножился: все человеки имеют сих двух первых себе родителей. Прародителей наших Адама и Еву преблагий Бог создал не так, как прочия вещи, но дивным некиим и человеколюбивым Советом. Прочия твари созидая, Бог глаголал: да будет, и бысть тако (Быт. 1). Человека имея создать, глаголал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26). Так высоко Адама паче прочих тварей превознес, что не токмо Божественным Своим Советом, но и по образу Своему сотворил его. От сего познай, человече, высокое твое и дивное благородие первое, и непостижимую Бога нашего благость. По образу Божию создан еси. Созданным прародителям нашим Адаму и Еве, и в раи, прекрасном сладостей месте, помещенным, дал Бог заповедь: от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него; а в оньже день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2:16, 17).

Заповеди Божией Адам и Ева не сохранили; от заповеданнаго древа вкусили. К сему преслушанию и законопреступлению прельстил их змий лукавый, сатана, позавидев великому их блаженству. Итак они, не послушав Бога Создателя своего, послушавши же прелестника и врага своего, весьма тяжко согрешили пред Богом; и за сие лишились милости Божией и благодати, которою их Бог почтил в создании. Потеряли образ Божий, и из святых и праведных сделались нечистыми, скверными, грешными, и подпали праведному гневу Божию и великому неблагополучию временному и вечному. Сею прародителей наших Адама и Евы, язвою, заразились и мы, сынове их, и с нею зачинаемся и рождаемся: в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7), и так с ними временному и вечному бедствию подверглись. Следовало не токмо временно, но и вечно с ним (Адамом) всем нам умирать, горькую гнева Божия и вечнаго мучения чашу во аде пить, и у диавола, котораго злаго совета послушали, во власти и поругании быть: оброцы бо греха смерть (Рим. 6:23).

Но буди благословен Триипостасный Бог! Он, по великой Своей милости и непостижимой благости, еще в раю Адаму и Еве обещал послать избавление и спасение им и всему миру. Той – Христос, благословенное семя Жены, – сотрет твою главу (Быт. 3:15), рек Господь искусителю диаволу во утешение Адама и Евы (книга VII)».

Вопр. В пополнение к учению Святителя Тихона, откуда заимствовать учение об Ангелах? И дайте о сем предмете сведения подробные, принимая в соображение и другие источники Православной Церкви.

Отв. Учение об Ангелах заимствуем у Св. Дамаскина. «Бог есть Творец и Создатель Ангелов, приведший их из небытия в бытие, и создавший их по образу Своему, по естеству бестелесными, подобными некоторому духу и огню невещественному, как говорит божественный Давид (Пс. 103:4), описывая легкость, пламенность, горячность, проницательность, быстроту Ангелов в любви к Богу и служении Ему.

Ангел есть существо, одаренное умом, постоянно движущееся, свободное, бестелесное, по благодати имеющее в своем естестве бессмертие. Для Ангела нет места покаянию –  и потому, что он бестелесен; а человеку дано покаяние, по причине немощи тела. Ангелы суть вторые светы умные, заимствующие свое просвещение от Перваго и Безначальнаго Света. Они не имеют нужды ни в языке, ни в слухе, но без произнесеннаго слова сообщают свои мысли и намерения друг другу. Ангелы ограничены. Ибо когда бывают на небе, не находятся на земле; и когда Богом посылаются на землю, не остаются на небе. Впрочем, они не удерживаются ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями. Когда по воле Божией являются они достойным, то являются не такими, каковы сами в себе, но преобразуются так, как видящие могут их видеть.

Освящение имеют они не из собственнаго существа, но от Духа; пророчествуют по благодати Божией; не имеют нужды в браке, потому что несмертны. Ангелы сильны и готовы к исполнению воли Божией, и по быстроте естества тотчас являются повсюду, куда ни повелит Божественное мановение. – Они сохраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом, устрояют наши дела и помогают нам.

Ангелы неудобопреклонны ко злу, а ныне и вовсе непреклонны, но не по естеству своему, а по благодати и по всегдашней близости к Единому Богу. Они созерцают Бога, сколько могут, и в этом имеют для себя пищу. По словам святейшаго, священнейшаго и великаго богослова Деонисия Ареопагита, все богословие, то есть, божественное Писание именует девять небесных Чинов: их сей божественный священнотаинник разделяет на три тройственныя степени: первая – всегда окрест Бога и, как предана Ему, находится в ближайшем и непосредственном единении с Богом: эта степень шестокрылатых Серафимов, многоочитых Херувимов и святейших Престолов; вторая степень содержит в себе: Господства, Силы и Власти; третья и последняя: Начала, Архангелов и Ангелов.

О времени сотворения некоторые полагают, что Ангелы получили бытие прежде всех других тварей, как говорит Григорий Богослов: «сперва Бог представляет в мысли Ангельския и Небесныя силы, и сия мысль стала делом». Другие утверждают, что они созданы по сотворении перваго неба. А все согласно признают, что они сотворены до создания человека. «Я же, говорит о себе Св. Дамаскин, соглашаюсь с Богословом. Ибо приличнее было сперва сотворить умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности – человека» (Гл. 3. Излож. Прав. Вер.).

О бытии Ангелов Хранителей свидетельствуют многочисленные места Св. Писания.

Всякий верующий имеет своего Ангела хранителя. Царственный Пророк говорит: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его (Пс. 33:8), и в другом месте: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя (Пс. 90:11, 12). Спаситель говорит: Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18:10).

Что Ангелы служат Богу посредством служения людям, о сем ясно свидетельствует божественный Апостол: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14; Бл. Феодорит. Quaest in Senesim Tom. 1, p. 6)?

Ангелы хранители даются для хранения городов, царств, областей, монастырей, церквей и людей, как духовных, так и мирских. В Ветхом Завете, прежде, нежели дан был закон Моисеев, Ангелы учили праотцев наших закону и воле Божией, и показывали им путь спасения; а после, когда дан был Закон, они наставляли их и руководили ко благу... Они также объявляют о делах Божиих: так они открыли праведному Захарии о рождении от него святаго и великаго Иоанна Предтечи, и о рождестве Самого Спасителя, и кроме того они, по повелению Божию, всюду находятся при всяком человеке, верующем во Христа (Православ. Испов. Ч. 1, отв. на вопр. 19).

1) Есть Ангелы хранители человека, обществ и народов. Св. Дионисий говорит: Бог Слово вверяет священноначальство над нами Ангелам, когда называет Михаила князем Иудейскаго народа (Дан. 10), равно как и других Ангелов князьями других народов (О неб. Иер. ст. 40).Григорий Богослов: «каждому Ангелу дано особое начальство от Царя – иметь под надзором людей, города и целыя царства (Прот. Евном.)».

2) Есть Ангелы хранители частных церквей или обществ верующих. Григорий Богослов говорит: «я уверен, что особенный Ангел покровительствует каждую Церковь, как научает меня Иоанн в Апокалипсисе (Откр. 1:20)». Св. Амвросий: «для защищения паствы Божией не только поставил Господь епископов, но и Ангелов определил».

3) Есть Ангелы хранители частных лиц. Держась слов Псалмопевца об Ангеле хранителе, ополчающемся только окрест боящихся Бога (Пс. 33:8), так же слов Спасителя, что Ангелы именно малых, верующих в Него, выну видят лице Отца Небеснаго (Мф. 18:10), наконец – изречения Апостола о ниспослании Ангелов к хотящим наследовати спасение (Евр. 1:14), знаменитейшие из учителей Церкви замечали, что Ангел хранитель дается не каждому безразлично, но одним христианам. Св. Василий Великий говорит: к каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небеснаго. Св. Златоуст: прежде Ангелы были по числу народов, а ныне – по числу верующих.

На основании тех же самых слов св. Писания, древние учители Церкви заключили, что Ангел хранитель находится при каждом верующем постоянно, в продолжение всей его жизни, пока он остается боящимся Бога; и что Ангел хранитель тогда оставляет христианина, когда он вдается в нечестие. Св. Василий Великий говорит: «как пчел отдаляет дым и голубей – смрад, так Ангела хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех».

Ангелы Хранители суть верные наставники наши в вере и благочестии. «Когда я жаждал большаго успеха, говорит Св. Иоанн Лествичник, то в сем случае просвещал меня явившийся мне Ангел».

Ангелы суть хранители душ и телес наших. «Как городския стены, говорит Св. Василий В., вокруг облегая город, отвсюду отражают вражеския нападения: так Ангел хранитель служит стеною спереди, охранением сзади, и с обеих сторон ничего не оставляет неприкрытым».

Ангелы суть наши молитвенники и предстатели пред Богом (Апок. 8:3; Тов. 12:15–20). «Виждь, говорит Нил, ученик Св. Златоуста, яко святии Ангели увещавают нас к молитве, и сопредстоят нам, молящеся вкупе».

Наконец, Ангелы не оставляют нас при самой кончине и отводят души умерших в страну вечности (Лк. 11:22). Всегда содержи в уме своем мысль о смерти... размышляй о самом разлучении души от тела, – разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего Ангела, – размышляй и о последующем отведении души в страну небесную. Вспомним ли и о последнем суде Божием? Ангелы хранители и тамо станут одесную нас свидетелями добрых дел, которые мы делали, и ходатаями для нас блаженной участи святых.

Вопр. В чем состоит служение Ангелов народоправителей?

Отв. В том, чтобы всячески содействовать благу вверенных им народов, и предохранять их, или избавлять от всякого зла; чтобы вести их по пути гражданских усовершенствований, и особенно вести к Богу, к просвещению спасительною Верою Христовою, если они еще не просвещены, и по пути Христианского благочестия, если уже просвещены.

Для той же цели Ангелы приставляются к частным местным церквам, т. е. чтобы быть руководителями как членов сих церквей, так наипаче пастырей.

Вопр. Скажите теперь, как Православная Церковь учит об ангелах злых?

Отв. В изложении Православныя Веры так говорится о злых ангелах: «Из Ангельских сил надземнаго мира начальник, которому Бог поручил охранение земли, не был создан злым по естеству, но был благ и создан для блага, и не имел в себе от Создателя нималейшаго следа зла. Но он не вынес озарения и чести, которую даровал ему Создатель, и по свободному произволению обратился от естественнаго к противуестественному, вознесся против Бога, Творца своего, восхотев востать против Него, и первый, отступив от блага, впал во зло. Ибо зло есть не что иное, как лишение добра, так как и тьма лишение света... Им отторгнуто, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом они, имея одинаковое с Ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу.

Посему они не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, разве когда будет сие попущено по смотрению Божию, как случилось со Иовом и как написано в Евангелии о свиньях Гадаринских. Но, при Божием попущении, они сильны, принимают и переменяют, какой хотят, мечтательный образ.

Ни Ангелы Божии, ни демоны не знают будущаго, однако предсказывают: Ангелы, когда Бог открывает им и повелевает предсказывать. Потому и совершается, что они говорят. Предсказывают и демоны – иногда прозревая в отдаленныя события, а иногда только по догадкам. Потому много и лгут. Не должно им верить, хотя они, как мы сказали, часто говорят и правду. Сверх того они знают и Писание.

Ими вымышлены все пороки и нечистыя страсти; и хотя им попущено искушать человека, впрочем они не могут никого принудить; так как от нас зависит принять, или не принять их искушения. Диаволу, демонам его и последователям его уготован огонь неугасимый и вечное мучение.

Нужно знать, что падение для Ангелов тоже, что смерть для людей. Ибо после падения нет им покаяния, как и людям нет покаяния после смерти (Глав. 4).

Вопр. Приведите мне учение какого-либо из святых отцов Церкви об Антихристе.

Отв. В том же Изложении св. Дамаскина, об Антихристе вот какое содержится учение: Надобно знать, что должно прийти антихристу. Хотя антихрист есть и всякий неисповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, что Он есть совершенный Бог, и соделался совершенным человеком, не преставая быть Богом; но в собственном смысле и преимущественно Антихристом называется тот, который придет при кончине мира. И так нужно, чтобы прежде проповедано было Евангелие у всех народов, как сказал Господь в изобличение противящихся Богу иудеев: и тогда приидет (Мф. 24:14). И Апостол сказал: Зане любве истины не прияша, во еже спастися им, и сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии в неправде (2Сол. 2:10–12). Итак, иудеи не приняли Господа Иисуса Христа, истинного Сына Божия и Бога, а примут обманщика, который сам себя назовет Богом. Что он назовет себя Богом, о сем Ангел, поучающий Даниила, говорит так: о бозех отцев своих не смыслит (Дан. 11:37). И Апостол: да никтоже вас прельстит ни по единому же образу; яко аще не приидет отступник прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в Церкви Божией, аки Богу, показующу себе, яко Бог есть (2Сол. 2:3, 4). Апостол, говоря: в Церкви Божией, разумеет не нашу, но древнюю Иудейскую. Ибо не к нам он приидет, но к Иудеям, не за Христа, но против Христа и Христиан. Почему и называется Антихристом.

Итак, прежде должно быть проповедано Евангелие у всех народов (Мф. 24:14). И тогда явится беззаконник, его же есть пришествие по действу сатанину, во всякой силе и знамениих и чудесех, и во всякой льсти неправды в погибающих, его же Господь убиет глаголом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего (2Сол. 2:8–10). Итак, не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, – да не будет! Но родится человек от блудодеяния и приимет на себя все действование сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем. Родясь от блудодеяния, он будет воспитан тайно, потом внезапно востанет, возмутится и воцарится. В начале своего царствования, или лучше мучительства, он прикроет себя личиною святости; а когда утвердится, тогда будет гнать Церковь Божию и обнаружит всю свою злобу. Он приидет в знамениих и чудесех ложных, то есть, поддельных, а не истинных, и тех, которые имеют слабый и нетвердый ум, обольстит и отвратит от Бога Живого, так что будут соблазнены, аще возможно, и избранныя (Мф. 24:24).

Тогда будут посланы Енох и Илия Фесвитянин. Они обратят сердца отцев к чадам, то есть, синагогу ко Господу нашему Иисусу Христу, и к проповеди Апостольской и будут убиты Антихристом (Апок. 11:3). И приидет Господь с небеси таким же образом, как Св. Апостолы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11). То есть приидет Совершенный Бог и Совершенный Человек со Славою и Силою и убиет человека беззакония, сына погибели, духом уст Своих (2Сол. 2:8).

О пришествии в последние времена мира Антихриста свидетельствуют многие места Писания. Востанут бо лжехристи и лжепророцы, предрекает Сам Иисус Христос, говоря о будущей кончине мира, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Мф. 24:24; Мк. 13; Лк. 21). «Здесь Христос, по изъяснению Св. Златоуста, говорит об Антихристе и о некоторых из его слуг; о чем и Павел пишет: Да никто же вас прельстит ни по единому же образу; яко аще не приидет отступление прежде и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в Церкви Божией, аки Богу, показующу себе, яко Бог есть... Его же Господь Иисус убиет духом уст своих и упразднит явлением пришествия Своего: его же есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениях и чудесех ложных (2Сол. 2:3–9)». Chrysost. Homil. 76–77 in Matth. Tom. 7, pag. 735). О пришествии Антихриста ясно говорится в Апок. гл. 11.

Вопр. Расскажите мне о св. Апостолах ?

Отв. Апостолов двенадцать, по числу двенадцати колен Израилевых.

Что все они имели познание истины и все равно были призваны к делу своего служения, о сем свидетельствует ясно Апостол Павел (Рим. 10:15; 1Кор. 15:11).

Апостолы из необразованных и простых людей были призваны к апостольству для того, чтобы в проповеди Евангельской яснее была видима вседействующая сила Божия (1Кор. 1:18, 2:1–16)

Апостолы в деле своего служения были вспомоществуемы благодатию (Деян. 2; 1Кор. 2:13 и мн. др.).

В начале проповеди своей, Христос Господь наш собрал дванадесять учеников из необразованных и простых людей, которых Апостолами назвал, да будут очевидные свидетели Его всему миру, как сказал им по воскресении Своем: будете Ми свидетели во Иерусалиме же, и во всей Иудеи, и Самарии и даже до последних земли (Деян. 1:8).

И Апостол Иоанн с братиею своею с прочими Апостолами глаголет: И живот явися и видехом и свидетельствуем вам живот вечный, иже бе у Отца и явися нам (1Ин. 1:2)... С сими дванадесятьми Апостолами, преходя от места на место, и от града во град, и от веси в весь проносил святое Свое Евангелие и разсевал спасительное семя Слова Божия; насаждал на сердцах человеческих веру и показывал путь к вечному животу и небесному царствию; учил истинному богопочитанию и поклонению духом и истиною (Ин. 4:23). Научал любви к Богу и ближнему, кротости, смирению, терпению, милосердию и прочим добродетелям. Чему словом учил, то делом и примером Своим показывал... сотворил преславные чудеса...

По воскресении и вознесении Господа Иисуса Христа, о Нем засвидетельствовали, проповедали и благовестили всему миру очевидные Его свидетели Апостолы, которых дванадесят избрал и именами нарекл; они Его сами видели и Ему последовали, и за Ним от града во град и от веси в весь ходили, и в напастях с Ним пребыли (Лк. 22:28). Они видели Его чудодействующего и слышали проповедующего Евангелие Святое, и поучающего пути, ведущему в Царствие Небесное; ели и пили с Ним, и показали не только то, что делал, но где и как делал, и о чем вопрошали Его, и что ответствовал, и в каком городе, какой веси, в каком месте, и какое чудо и какое знамение сотворил; и на каком месте и о чем учил, и в какое время... Видели Его страждущего и умирающего за нас и Воскресшего из мертвых и по воскресении ели и пили с Ним, и возносящегося на небо видели и поклонились Ему, о чем всем согласно нам проповедали (1Ин. 1:1–3)...

Апостолы учение свое судили и чувствовали столь верным и всякого приятия достойным, что истину его кровию своею запечатлеть и отвержением живота своего утвердить не усомнились.

Апостолам, как и Самому Христу, сколько противились ожесточенные Иудеи, запрещая им, угрожая, в темницу заключая и бия, свидетельствует книга Деяний; но Апостолы со дерзновением отвещали за истину утверждая: Сей есть Христос камень укоренный от вас зиждущих...

Апостолы от ожесточенных Иудеев обратились к язычникам, и рассеялись по вселенной самовидцы пронести имя Иисусово во все концы земли и свидетельствовать о Нем пред всем светом... Дело неслыханное и умом непостижимое, поверить небесным тайнам о Едином Боге, но Троичном в Лицах и пр... Но Апостолы возможным сие соделали и Словом Божиим насадили на сердцах идолопоклоннических Веру Святую...

Апостолы – священные сии сосуды и Духа Святого органы – в короткое время и в малом числе (дванадесять), как орли окрылатевшие, обтекли всю вселенную и бесценное Евангелия сокровище пронесли...

Апостолы погрешностей своих, в которых прежде апостольства своего находились, не потаили, но в писаниях своих написали. Матфей Святой мытарем себя называет в своем благовестии (Мф. 10:3). Павел Святой хульником и гонителем Церкви не стыдится себя нарицать, и сим доказали, что священные руки их были тростию Духа Святого.

Апостолы учили и проповедали во всем согласно учению и проповеди Пророческой... Ибо един и тот же Дух Божий, Дух истины, как Пророками, так и Апостолами, яко органами, глаголал.

На Апостолов в день 50-й, по воскресении Господа, снишел Дух Святой в виде огненных языков, тогда в одном доме собранных (Деян. 2).

Вопр. Что такое Апостолы? и почему они так именуются?

Отв. Апостолы были такие мужи, говорит преосвященный Амвросий в руководстве своем к чтению Св. Писания, которые не только Христа воскресшего созерцали и непосредственно Самим Им избраны и званы и научены: но и Богодухновения даром одарены, необычайными языков дарованиями и чудотворною силою исполнены; особенною властию облечены определять, что Христианам из закона Моисеева сохранять нужно и полезно, и что не нужно, и от Самого Спасителя к насаждению и утверждению по всему земному шару Церкви были посланы (Мф. 28:19; Деян. 1:8).

Апостолы Иисус Христовы именуются так потому, что Его были посланники, которых Он из Своих учеников выбирал и посылал во вселенную. Ибо слово Апостол взято с Греческого языка и значит посланника или вестника.

Вопр. Кто именно из Апостолов написал послания к разным церквам об искуплении рода человеческого страданием и смертию Сына Божия?

Отв. Павел, Иаков, Петр, Иоанн и Иуда.

I. Павел в Деяниях Апостольских называется Савлом и Павлом Савл слово еврейское и значит выпрошенный, Павел же с латинского языка – малый. Он был одарен особенною остротою ума, твердостию рассудка и памятию. При сих дарованиях, раскрытых и возвышенных образованием у ног ученого Гамалиила и небесною благодатию Духа, он паче других потрудился для Христа Господа и для Церкви Его. Обращен Самим Христом тогда, как, дыша прещением и убийством на учеников Христовых, ехал в Дамаск.

Содержание всех его посланий – Иисус Христос – Спаситель, Искупитель, Примиритель. Имя Иисус упоминается в них 207 раз; а имя Христос 419 раз. В Риме усечен он во главу на 35 году своего Апостольства в 73 по Р. X., за два года до разорения Иерусалима.

Вопр. Сколько Святой Ап. Павел написал посланий?

Отв. Четырнадцать. – Догмат искупления и спасения нашего верою в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, наипаче раскрывает он в посланиях к Римлянам, к Галатам и к Евреям. Вот основная их мысль: «никто из смертных собственною правдою от дел закона не оправдается, потому что все подвержены гневу Божию и вечной смерти. Оправдаются же люди туне верою во Христа».

II. Об Иакове Апостоле и его послании. Иаков значит с еврейского языка запинатель. Мать имел Марию, тетку Господню, или сестру Пресв. Девы Богородицы. О призвании его в апостольство прочти у Лк. 6:13–15. – Иаков первосвятительствовал во Иерусалиме (Деян. 21:18), и на Соборе Иерусалимском Апостольском был председатель... Послание его состоит из пяти глав, из которых для обуздания языка и гнева читай гл. 1 и 3.

III. Св. Петр, – иначе Симон, Кифа. Он в числе Апостолов первый, потому что старше других был летами, очевидец Преображения Господня, скорби Его в саду Гефсиманском, воскресения и вознесения Его. Никто из Апостолов так часто человеческой слабости не оказывал, как Петр; от Павла он столпом Церкви именуется (Гал. 2:9). Он написал два послания для Иудеев, не в отечестве живущих, но по Понту, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии рассеянных.

IV. Св. Иоанн. Три свои послания не означил он своим именем, по обыкновению своему не говорить о себе открыто. Первое послание Иоанн (благодать имя его) писал в пользу всех христиан, а особливо восточных, ко Христу обратившихся, писал из Ефеса около 92 года по Р. X. Побуждением к написанию были обнаружившиеся повреждения чистейшего учения о должности и лице Иисусе Христове и умножение еретиков, отвергавших Христово Божество.

V. Иуда Ап. Имя его значит исповедник. поскольку он рожден от тетки Господней, то называется братом Иисуса Христа. Цель его послания та, чтобы благодать Божию прелагающим в позволение грешить, под предлогом Христианской свободы, противустать, верных в непорочности учения утвердить и к жизни святой их возбудить. Послание Иудино сходствует во многом со 2-м посланием Св. Ап. Петра.

Вопр. Где духовно болящий может обрести себе врачевство?

Отв. В Писании святом. Оно есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец небесный различные предлагает ради нас врачевания. Многоразличные в душах наших имеются немощи, недуги и болезни: посему мы требуем многоразличного врачевства, а оно в Святом Писании обретается. Там, с помощию Духа Святого, глаголавшего Пророками и Апостолами, каждый сыщет врачевство немощам своим: тамо для печального утешение, для сомнящегося разум и утверждение, для невежды наставление и познание... В подвиге веры Божиею благодатию пребывающий найдет ободрение и подкрепление: буди верен даже до смерти и дам ти венец живота, (Апок. 2:10); найдет предосторожность от супостата диавола: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит (1Пет. 5:8). В бедах и скорбях, коих много у праведных, сыщет утешение: яко многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14:22 и Евр. 10:36, 37). Много христиан, которые блаженство свое полагают (и это эпидемическая наша духовная болезнь) в чести, славе, богатстве и роскоши мира сего; но когда со вниманием в св. Писание посмотрим и Божие слово прилежно выслушаем, в ином мнении находиться будем. Там Бог, Судия Праведный, блаженство наше поставляет не в чести, славе и прочих веселостях мира сего, но в ином... Он называет блаженным того, который не идет на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе; но в законе Господни воля его и в законе Его поучится день и нощь (Пс. 1:1, 2, и Пс. 118:1, 2)... Люди блаженными нарицают тех, их же сынове, яко новосаждения водруженная в юности своей; дщери их удобрены... хранилища их исполнены... овцы их многоплодны... волове их толсти... Но Бог, истинный судитель и источник всякого блаженства, ублажает тех, которые Господа за Бога своего имеют: блажени людие, им же Господь – Бог их... Блажени нищии духом; блажени плачущии; блажени алчущии и жаждущии правды... (Пс. 143:12, 13, 15; Мф. 5:3, 4, 6). Видишь ли, как погрешительное мнение человеческое от святого Божия слова исправляется и немощь душевная исцеляется... Слово Божие есть вернейшее правило мнений, помышлений и деяний человеческих, которого неуклонно должно нам держаться, когда не хощем погрешить и заблудить. Предлагает нам часто слепая плоть и чрез нее враг наш всегдашний диавол: како тело наше умершее и в прах рассыпанное может востать? Но сия немощь, верою на святом Божием слове, яко на истинном и непоколебимом основании, утверждающеюся, изгонится: яко же о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1Кор. 15:22)... Богу, яко всемогущему, все возможно и удобно, и яко истинному и верному солгать не возможно... Часто благочестивые в размышление и от того в опасное колебание приходят, думая как люди добрые и богобоязненные – в бедах и напастях, а злые и безбожные в благоденствии живут, что Псаломник на себе испытал и рек: яко возревновал на беззаконныя, мир грешников зря (Пс. 72:3). «Но когда прилежно вникнут в Св. Писание; увидят там конец обоих: благочестивых – добрый, хотя и бедствуют в мире сем; нечестивых – злый, хотя на малое время и возносятся, – увидят и воскликнут: коль благ Бог Израилев правым сердцем!.. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанские, и мимо – идох и се не бе... (Пс. 72:1; 36:35, 36).

Там – в Писании святом предлагается и грехами недугующим здравое врачевство – покаяние и милость Божия о Христе Иисусе, яко целительный и живительный пластырь, которым язвы греховныя обязуются и заглаждаются; словом, там всяк приличное по нужде и требованию своему сыщет, когда прилежно и подобающим образом поищет... Посему коль великий дар Божий, человекам данный, есть Св. Писание! Чувствуем и вкушаем благость Божию, что Он нас питает и одевает; но в том большую примечаем Его милость, что Писание Свое святое, как послание, послал к нам... – Слава и благодарение Ему! (Из кн. 8)


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle