Источник

Часть 25, Глава 4Часть 25, Глава 6

Двенадцатый член Символа веры

5. Кто наследует живот вечный?

(Из бесед преосвященного Григория, митрополита Новгородского). «Учителю, что сотворив, живот вечный наследую?» (Лк. 10:25). Так спрашивал Иисуса Христа какой-то иудейский законник. Вопрос весьма важный!.. Чтобы верно знать, что нам должно делать для получения вечного живота, или вечного блаженства, без сомнения, всего надежнее обратить внимание на то, что признавал или предъявлял нужным для получения вечного блаженства Сам Иисус Христос, как небесный Посланник и Учитель.

1. Иисус Христос предъявлял нужною для получения живота вечного, или вечного блаженства, веру в Него, ибо так сказано Никодину: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:14–16).

2. Иисус Христос объявлял нужною для получения жизни вечной любовь к Богу и ближнему, именно: когда спрашивал Иисуса Христа законник: «что сотворив, живот вечный наследую?» и когда Господь спросил Его: «в законе что написано?" а тот отвечал: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближнего своего яко сам себе». Тогда Господь ему сказал: «сие сотвори, и жив будеши» (Лк. 10:25–28).

3. Иисус Христос предъявлял нужным для получения живота вечного соблюдение всех заповедей Божиих, именно: когда некоторый юноша, подобно означенному законнику, спрашивал Господа: «что благо сотворю, да имам живот вечный?» тогда Господь ему сказал: «аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19:16, 17).

4. Иисус Христос, как Бог, предъявлял, что живот вечный получат оставляющие или отвергающие все, что препятствует им прилеплятся к Нему всем сердцем, ибо так он сказал Своим ученикам: «всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или чада, или жену, или села, имени Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит» (Мф. 19:29).

5. Иисус Христос, как Пастырь, предъявлял, что живот вечный получат все овцы, которые внимательно слушают Его слово и следуют Ему в жизни. Ибо так Он сказал: «овцы Моя гласа Моего слушают... и по мне грядут: и Аз живот вечный дам им» (Ин. 10:27, 28). Впрочем, это надобно разуметь о таких овцах, которые последуют Ему постоянно и до конца своей жизни; ибо так говорит Он в Откровении: «Буди верен... до смерти, и дам ти венец живота» (Апок. 2:10).

6. Иисус Христос, как установитель Нового Завета, предъявлял, что живот вечный получат все достойно причащающиеся Его Св. Тела и Крови. Ибо так Он сказал: «Аз есмь хлеб животный... сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки... ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6:51, 54). Впрочем, «ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет» (1Кор. 11:29).

7. Иисус Христос, как Законоположник и Ветхого Завета, предъявлял еще посредством святого пророка, что жизнь вечную получат приносящие истинное покаяние. Ибо так сказано: «Беззаконник аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя и сотворит суд и правду и милость, жизнию поживет и не умрет» (Иез. 18:21).

8. Наконец, и св. апостол объявляет, что живот вечный получат люди, делающие в жизни добрые дела; ибо так он сказал: «Бог воздаст коемуждо по делом его: овым убо, по терпению дела благаго, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный» (Рим. 2:6, 7).

Вот что нам должно делать, чтобы наследовать живот вечный! Прежде всего нам должно веровать в Иисуса Христа, внимать тому, что Он говорит, т. е. Его учению, приносить истинное покаяние в нашей греховной жизни, стараться вести жизнь по Его учению, т. е. делать добрые дела, преодолевать и истреблять в себе все худые расположения и пожелания, причащаться Св. Таин, и во всем этом оставаться верными Господу до смерти.

На вопрос: что должно делать, чтобы наследовать живот вечный, можно дать и другой ответ, со стороны отрицательной; именно:

1. Вечного живота не наследуют все неверующие в Иисуса Христа; ибо «иже не верует в Сына Божия, – сказал Иоанн Креститель, – не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36).

2. Вечного живота не наследуют все те, которые в настоящей жизни не ходят узкими вратами Господних заповедей; и Господь сказал: «узкая врата, и тесный путь вводяй в живот»; а «пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу» (Мф. 7:14, 13).

3. Вечного живота не наследуют все, всем сердцем привязанные любовию к чему-нибудь созданному Богом, как ни было бы то для кого-либо важно, дорого или любезно: «ибо, иже любит, – говорит Господь, – отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына, или дщерь... и жену, и чад, и братию, и сестер, еще же и душу свою... паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10:37. Слич. Лк. 14:26).

4. Не наследуют вечного живота все, остающиеся без истинного покаяния. «Во гресе вашем умрете», сказал Господь нераскаянным иудеям (Ин. 8:21).

5. Не наследуют вечного живота все, не причащающияся Тела и Крови Господа Иисуса Христа, ибо так сказал Господь: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» (Ин. 6:53).

6. Наконец, не наследуют живота вечного все те, которые, боясь трудностей, не преодолевают в себе греховных вожделений, но дают им действовать в себе до конца жизни, и с ними умирают. Ибо так сказал Господь: «Побеждаяй наследит вся... Страшливым же и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящим и чары творящим, идоложерцем и всем лживым, часть им в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая» (Апок. 21:7, 8).

Итак, вечного живота не наследуют: неверующие в Господа, не любящие Бога всем сердцем, не исполняющие Божиих заповедей, нераскаянные и презрители св. причащения. Все таковые подвергнутся вечной смерти.

Вечная смерть – ужасное слово! Ибо она есть вечное осуждение, вечная мука! Ежели уже временная смерть для грешника так страшна, что многие не могут слышать ее имени, а некоторые разрушают дружбу даже с лучшими друзьями, ежели они часто напоминают им о их временной смерти; то как должна быть страшна для нас смерть вечная? Смерть временная ужасна, но она почти минутная; смерть вечная не имеет конца. Пройдут миллионы и миллионы миллионов лет, а она все будет продолжаться, как началась. Кому может быть не страшна такая смерть? Кто может не употреблять всех мер, чтоб удалить ее от себя? Для удаления от себя временной смерти обыкновенно употребляются, что только могут, и не щадят ничего: принимают самые отвратительные и крайнюю боль производящие врачества, соблюдают строжайшую диету, подвергаются тягчайшим предписаниям врача, позволяют ему жечь и резать свое тело; но для удаления от себя вечной смерти многие очень часто не хотят употребить совершенно ничего. От временной смерти, к чему бы ни прибегали, наконец ничто спасти не может; от вечной же смерти есть несомненное врачевство, именно, Иисус Христос – «древо животное» (Апок. 2:7), и «хлеб животный» (Ин. 6:48), от Которого «кто снесть, жив будет», по собственным Его словам, «во веки» (Ин. 6:51).

Веруйте в Господа все, кто не желает потерять живота вечного! Оставьте жизнь, противную Его заповедям, и живите по заповедям Его, причащайтесь Тела и Крови Его – и вы непременно будете иметь живот вечный. Аминь.

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle