Одиннадцатый член Символа веры
20. Изображение частного суда (или учение о мытарствах)
Образное представление частного суда, основанное преимущественно на Свящ. Предании и согласное с Св. Писанием, находим в учении о мытарствах.
Сущность учения о мытарствах можно видеть в слове св. Кирилла Александрийского об исходе души, которое обыкновенно печатается при одной из книг церковных – «Следованной Псалтири».
«При разлучении души нашей с телом, – говорится здесь, – предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет, и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих, но, и будучи принята святыми Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины), кои будут преграждать ей путь в царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному.
На каждом из сих мытарств востребуется отчет в особенных грехах. Первое мытарство – грехов, совершаемых посредством уст и языка... второе мытарство – грехов зрения... третье мытарство – грехов слуха... четвертое мытарство – обоняния... пятое мытарство – всех беззаконий и мерзких дел, учиненных посредством рук. К дальнейшим мытарствам относятся прочие грехи, как-то: злоба, ненависть, зависть, тщеславие и гордость... Кратко сказать, каждая страсть души, всякий грех подобным образом будут иметь своих мытарей и истязателей... При этом будут присутствовать и божественные силы, и сонм нечистых духов: и как первые будут представлять добродетели души, так последние – обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, находясь среди их, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока, наконец, по своим поступкам делам и словам, или, быв осуждена, заключится в оковы, или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь свою она окажется достойною, то ее восприимут Ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к царствию, сопровождаемая святыми силами... Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании: то услышит оный страшный глас: «да возьмется нечестивый, да не видит славы Господней» (Ис. 26:10)... тогда оставят ее Ангелы Божии, и возьмут страшные демоны... и душа связанная неразрешимыми узами, низвергается в страну мрачную и темную, в места преисподния, в узилища подземные и темницы адские» (из «Слова об исходе души»).
Отсюда очевидно: а) что мытарства – это не что иное, как частный суд, который совершает над человеческими душами невидимо Сам Господь Иисус посредством Ангелов, допуская к тому и «клеветников братии нашей» (Апок. 12:10), злых духов, – суд, на котором припоминаются душе и беспристрастно оцениваются перед нею все ее дела, и после которого определяется ей известная участь309.
Это учение о мытарствах, изложенное св. Кириллом Александрийским, существовало в церкви и прежде св. Кирилла и после – во все последующие века.
Прежде св. Кирилла Александрийского оно весьма часто встречается, как учение общеизвестное, в писаниях св. отцов и учителей особенно 4-го века. Например:
У св. Ефрема Сирина: «Когда приближаются владычние силы, когда приходят страшные воинства, когда божественные изъятели повелевают душе преселиться из тела, когда, увлекая нас силою, отводят в неминуемое судилище; тогда, увидев их, бедный человек... весь приходит в колебание, как от землетрясения, весь трепещет... Божественные изъятели, появ душу, восходят по воздуху, где стоят начальства, власти и миродержители противных сил. Это – злые наши обвинители, страшные мытники, описчики, данщики; они встречают на пути, описывают, осматривают и вычисляют грехи и рукописания сего человека, грехи юности и старости, вольные и невольные совершенные делом, словом, помышлением. Великий там страх, великий трепет бедной душе, неописуема нужда, какую потерпит тогда от неисчетного множества тьмами окружающих ее врагов, клевещущих на нее, чтобы не дать ей взойти на небо, поселиться в свете живых, вступить в страну жизни. Но святые Ангелы, взав душу отводят ее»310.
У св. Макария Великого: «Когда человеческая душа исходит из тела, совершается великое некое таинство. Ибо, если она виновна во грехах: то приходят полчища демонов, злые ангелы и темные силы, берут сию душу и увлекают ее на свою сторону. Сему никто не должен удивляться, ибо, если человек, будучи еще жив, находясь еще в сем мире, покорился, предался и поработился им: то не более ли они будут обладать им и порабощать его, когда он выйдет из сего мира? Что касается до другой лучшей части людей, то с ними происходит инаким образом, – то есть, при святых рабах Божиих еще и в сей жизни находятся Ангелы, духи святые окружают их и хранят: а когда души их разлучатся с телом, то лики Ангелов принимают их в свое общество, в светлую жизнь и таким образом приводят их к Господу»311 (Бесед. о двояк. состоянии отшедших из сей жизни, в «Христ. Чт.» 1828, XXXI, 113 – 114).
* * *
Примеч. «И прилично, говорит св. Василий Великий, чтобы суд Божий был не насильственный, а напротив того, имел более общего с теми судами, какие бывают у людей, и подсудимым давал место к оправданию, чтобы человек, видя дело свое приведенным в ясность, и при наказании подтвердил неопровержимость суда Божия, согласившись, что наказание положено на него по всей справедливости; а также и при помиловании усматривал, что прощение дано ему по закону и в порядке» (Толк. на I гл. Исаии, в Тв. св. отц. VI, 69 – 70).
Примеч. Слово на почивших о Христе, в Тв. св. отц. XV, 269, 270, 271. То же учение выражает св. Ефрем и в слове об утверждающих , что воскресения мертвых нет (Тв. св. отц. XV, 115 – 116) и в своем завещании („Христ. Чтен.“ 1827, XXVII, 275, 285, 292).
Примеч. Представим здесь примеры прохождения душ чрез мытарства. I. Подробно познакомиться с мытарствами, в каком они порядке одно за другим следуют, и какие грехи истязаются на том или другом мытарстве, мы можем из рассказа преподобной Феодоры. Из рассказа ее видно, что всех мытарств, какие прошла преподобная Феодора, было двадцать. Когда она, покинув на земле свое бездыханное тело, руководимая ангелами, подымалась по воздуху к небу, встретили ее духи первого мытарства, на котором истязаются грехи человеческие – словом: празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение песен и других страстных гимнов и бесчинные восклицания, хохот и тому подобное. По большей части человек вменяет эти грехи за ничто, не кается в них пред Богом, в не исповедует их священнику Божию, но Господь ясно сказал: всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Матф. XII, 36). От словес своих оправдишися и от словес своих осудишися (Ефес. IV, 29). И апостол завещает: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших и сквернословие, и буесловие, и кощунство (Ефес. V, 4). Демоны с жестокостию и упорством обвиняют душу, представляют все грехи ее, словом соделанные от самой юности. Св. ангелы оспаривали их и противопоставляли грехам добрые дела. Феодора, искупленная на этом мытарстве, начала подвигаться выше и достигла второго мытарства лжи, на котором истязуется всякая ложь, клятвопреступления, призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, данных Богу; утаение грехов пред духовником на исповеди и т. п. Освободясь и здесь, она пришла к третьему мытарству клеветы, где истязуются клевета на ближнего, насмешки над ним, забывая о своих собственных грехах и недостатках. Подвергшихся грехам этого рода: осуждению, уничижению, обесславлению, ругательству, лютые истязатели истязывают с особенною жестокостию, как антихристов, предвосхищающих сан Христов и сделавшихся судиями и губителями ближних. На четвертом мытарстве чревоугодия истязуются объядение, пьянство, безвременное и тайное ядение, ядение без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, пресыщение, пирование, словом все роды угождения чреву. Скоро Феодора достигла пятого мытарства лености. Там сочтены все дни и часы, проведенные в лености, по небрежению и холодности к Богу; там истязуются тунеядцы, снедающие чужие труды, и нехотящие сами трудиться, также наемники, получающие плату, но исполняющие свою обязанность с пренебрежением. За этим мытарством настало шестое мытарство воровства, на котором рассматриваются всякого рода похищения и воровства, грубые и благовидные, явные и тайные. Потом седьмое мытарство сребролюбия и скупости, где обвиняются сребролюбцы, сделавшие богатство идолом и затворившие свое сердце для Бога и людей. Далее восьмое, лихвы, где обвиняются ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого. Далее девятое мытарство неправды, на котором уличаются неправедные судьи, увлекающиеся на судах пристрастием или мздою, оправдывающие виновных и осуждающие невинных. Десятое мытарство зависти, на нем обвиняются предающиеся этой гибельной страсти и ее последствиям. Выше помещается одиннадцатое мытарство гордости, где надменные духи с презрением истязывают гордость, тщеславие, самомнение, презорство, величание, невоздаяние должной чести родителям, духовным и гражданским властям и неповиновение им. Выше двенадцатое мытарство гнева и ярости. Потом тринадцатое мытарство памятозлобия. По выходе из этого мытарства Феодора спросила ангелов: я прошу вас, скажите мне, откуда эти страшныя воздушныя власти знают все злые дела всех человеков, живущих во всем мирие – не только явные, но и тайные? Отвечали св. ангелы: всякий христианин получает от Бога при крещении ангела хранителя, который, невидимо храня человека, непрестанно наставляет его на всякое доброе дело, в течение всей его жизни до самого смертного часа. Он записывают все добрые дела того человека, за которые он мог бы получить милость и вечное воздаяние от Господа в небесном царстве. С своей стороны и диавол, желая привлечь весь род человеческий на свою сторону, приставляет к человеку одного из злых духов, который везде следует за человеком, замечает все его злые дела, поощряет к ним своими кознями и, посещая мытарства, записывает там все грехи человека, внося каждый грех в принадлежащее мытарство. Вот почему известны воздушным властям грехи всех человеков во всем мире. Но когда душа, разлучаясь с телом, стремится взойти на небо к Создателю своему, тогда злые духи препятствуют ей в том, обличая ее грехами, у них записанными. Если душа имеет больше добрых дел, нежели грехов, то они не могут удержать ее; если же найдут в ней больше грехов, то удерживают ее на время, и заключают в темнице невидения Бога, там они мучат ее до тех пор, пока сила Божия попустит им мучить, и пока та душа не будет искуплена церковными молитвами и милостынями ближних. Если душа окажется настолько грешною и мерзкою пред Богом, что ей не остается никакой надежды на спасение, но ожидает ее вечная гибель, то они тотчас же низводят ее в бездну, где имеют для себя приготовленное место вечного мучения, они держат ее до второго пришествия Христова, после которого душа соединяется с телом, и уже вместе с ним будет мучиться в геенне огненной. Еще и то знай, что этим путем восходят и подвергаются на нем истязанию только просвещенные св. крещением. Не приходят сюда идолослужители, магометане, и все чуждые Бога: они, будучи еще живы телом, уже мертвы и погребены в аде душою. Когда они умирают, тотчас, без всякого испытания, демоны берут их, как часть себе принадлежащую, и низводят в геенскую пропасть. После этой беседы Феодора достигла четырнадцатого мытарства убийства, на котором истязуются не только разбойничество и убийство, но и всякое ударение, заушение и толкание. Выше находилось пятнадцатое мытарство волхвования, где истязуются чародейства, обаяние, составление отравлений, наговоры, и чародейное призывание бесов. На этом мытарстве темные духи не нашли ничего, чем бы уличит блаженную Феодору, и в ярости кричали ей: „придешь на блудные мытарства – увидим, избежишь ли их». Подымаясь еще выше, она спросила св. ангелов: „неужели все христиане проходят этими мытарствами, и никому из них невозможно пройти, не подвергаясь истязаниям и страху?» Св. ангелы отвечали: нет другого пути для христианских душ, восходящих к небу, все проходят здесь, но не все бывают так истязуемы, как истязуются подвергшиеся грехопадениям и не вполне исповедовавшиеся в них. Если человек в грехопадении раскаивается о соделанном зле, того грехи невидимо заглаживаются Божиим милосердием, и когда душа придет сюда, воздушные истязатели, разгнув свои книги, ничего не находят в них, почему не могут и оскорбить ее, ни устрашить, и восходит душа с радостию к престолу благодати. В таком разговоре они достигли шестнадцатого блудного мытарства, на котором истязуется всякого рода любодеяние, т. е. блудный грех лиц, не обязанных супружеством, также истязуется мечтание греха блудного, умедление в этом мечтании помысла, соизволение на грех, услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения. Когда Феодора достигла этого мытарства, темные духи, принадлежащие к нему, очень удивились, что она дошла даже до них, и с жестокостью обвинили ее, особенно по причине ее неоткровенности пред духовным отцом. Потом они пришли на семнадцатое прелюбодейное мытарство, на котором истязуются блудные грехи лиц, живущих в супружестве, не сохранивших супружеской верности и брачного ложа неоскверненным; здесь грозно истязуются похищения и насилия блудные, также блудные падения лиц, посвященных Богу, обещавших чистоту свою Христу, но нарушивших обет. Осмнадцатое мытарство содомское, на котором истязуются все совершившие неестественные блудные грехи и кровосмешения. Когда они миновали это мытарство, святые ангелы сказали Феодоре: «ты видела страшные отвратительные блудные мытарства! Знай, что редкая душа минует их свободно: весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все человеки сластолюбивы. Прилежит человеку помышления прилежно на злая, от юности его (Быт. VIII, 21), и едва кто соблюдает себя от нечистот блудных. Мало умерщвляющих плотские похоти и мало таких, которые бы свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят нх во ад. Благодари Бога, Феодора, что ты миновала этах блудвых истязателей; молитвами отца твоего, преподобного Василия, уже более не увидишь страха.“ После этого, они пришли на девятнадцатое мытарство ереси, где истязуются неправильное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры. Прошед это мытарство, они уже приблизились ко вратам небесным, но еще встретили их злобные духи последнего двадцатого мытарства немилосердия, на котором истязуются немилосердие и жестокость. Если кто совершил многие подвиги: посты, бдения, коленопреклонения, молитвословия, если кто соблюл чистоту девства неоскверненною, и изнурил воздержанием тело, но был немилосерд и затворял сердце свое для ближнего, тот с этого мытарства низвергается вниз, и затворяется в адской бездне на веки. Наконец, с неизреченною радостию они приблизились к вратам небесным. Брата небесные светились как кристалл, из них разливалось неизреченное сияние, и стояли в них солнцеобразные юноши. Они, увидев преподобную, руководимую ангелами, исполнились веселия о ней, что она, покрываемая Божиим милосердием, избежала воздушных мытарств, и с великою любовию ввели ее во врата. Феодора, во время шествия своего по мытарствам, заметила, что каждое мытарство подчинено отдельному князю, и что духи каждого мытарства по наружному виду были сообразны греху, истязуемому на мытарстве (Ч. М.). II. Проходят по этим мытарствам и души святых, угодивших Богу своею благочестивою жизнию. Но они, покрываемые благодатию Божиею, проходят воздушные мытарства с необыкновенною быстротою и великою славою. Их возносит на небо Св. Дух, Который во время их земного странствования непрестанно внушал им желание разлучиться от тела и со Христом быти (Филип. I, 23). а) О Марке Фраческом говорится, что он прошел поднебесную, как молния, в течение одного часа (Чет.-Мин. 5-го апр.). б) Когда скончался преподобный Макарий Великий, демоны выстроились рядами на своих мытарствах, чтобы созерцать шествие духоносной души. Она начала возноситься. Темные духи, далеко стоя от нее, кричали с мытарств своих: «о Макарий! какой славы ты сподобился!» Смиренномудрый муж отвечал им: «нет! еще боюсь, потому что не знаю, сделал ли я что доброе!» С других высших мытарств опять кричали воздушные власти: «точно ты избежал нас, Макарий!» – «Нет, отвечал он, я еще нуждаюсь в бегстве». Когда же он вступил в небесные врата, они, рыдая от злобы и зависти, кричали: «точно, избежал ты нас, Макарий!» – Он отвечал им: «огражденный силою моего Христа, я избежал ваших козней» (Скит. патер.). в) Препод. Зосима, соловецкий подвижник, прошел мытарства в десять дней: явившись после смерти своей в десятый день ученику своему Даниилу, он сказал, что он прошел все мытарства и вошел в лик преподобных (Ч.-М. 12 апр.).