Источник

Премудрость

«Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк. 21:14–15). Христос заповедует Своим ученикам, апостолам и всем, исповедующим имя Его устами своими на судилищах перед царями и владыками, не готовить себя к ответам и обещает дать им уста и премудрость чудесным образом. И это – для большего прославления Божественной Свой силы, чтобы изумился мир такой благодати, которая из рыбарей сделала апостолов, из невежд – мудрейших риторов, из простецов – учителей вселенной и высочайших богословов, посрамляющих всех премудрых века сего… Однако необходимо уразуметь, что, заповедуя апостолам не готовиться к ответам, Господь не запрещает поучения, которое для нас нужно и полезно, но запрещает излишнее попечение о риторском красноречии в проповедании Божия слова и страсть к прениям о вере софистическими силлогизмами, как в другом случае говорит о пище и питье: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25). Он не запрещает здесь труда, не поучает лености, ибо всякий должен трудиться по мере сил и звания своего, чтобы не есть хлеб даром. И апостол говорит: «трудимся, работая своими руками» (1Кор. 4:12). И в другом месте: «ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2Фес. 3:8). Не труд отнимает Господь у людей, вводя праздность, но запрещает излишнее житейское попечение. Подобным образом и здесь относительно поучения Господь отвергает излишнее словоизмышление и превозношение разума, уповающего не столько на Бога, сколько на мудрование и знание. Поучения же не отрицает, как и апостол заповедует, говоря: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга» (Кол. 3:16).

Не было нужды апостолам наперед поучаться тому, что отвечать, ибо Господь «тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45) и дал им премудрые уста, богоглаголивый язык, ради имени Своего святого. Нам же, грешным, многое поучение и сидение днями и ночами над святыми книгами надобно, чтобы хорошо подучиться, прежде чем начать что-либо говорить. Так святой Феофилакт в толковании на эти евангельские слова говорит: «Когда хотим говорить с неверными, подобает нам сначала подучиться и быть готовыми к ответам, как заповедует святой Петр». Как же поучает святой Петр? Послушанием: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1Пет. 3:15). Готовыми же следует быть, поступая по совету Сирахову: «Прежде, нежели начнешь говорить, обдумывай» (Сир. 18:19), то есть посмотри, что ты будешь говорить, и подумай, как ты будешь говорить (2).

Стекайтесь сюда все обделенные умом, безумные и невежды. Со мною сюда придите, – вот, мы имеем наставницу премудрости и подательницу смысла, Пресвятую Деву. Она нас научит, Она вразумит, Она наставит нас во всем. Знаете, что всякий неразумный книгою просвещается, ненаказанный наказывается премудрым, невежда наставляется руководителем. Пречистая Дева есть и Kнига, и Премудрость, и Предводитель. Kнига Она, по сказанному Дамаскиным: «Kнига новая, в Ней же неизреченным образом Бог Слово нерукотворно вписался». И святой Андрей Kритский говорит: «Kнига воистину Живого Слова Отчего, тайно вписанного животворной тростью Духа». Эта Kнига превосходит разум премудрых, а любомудрых и хитрословесных делает немудрыми и бессловесными, хотящих же у Нее научиться из глубины неведения извлекает. Любомудрствовал и хитрословил проклятый Нестор, уча Богородицу называть Христородицей, – он, мнив себя премудрым, обезумился. Прост был святой певец Роман, он, наученный Богородицей, написал тысячи кондаков после явления ему во сне Пресвятой Владычицы нашей, когда, подав книжный свиток, повелела ему съесть его. И он отверз уста свои, проглотил хартию и исполнился премудрости.

Этой Kниги взыщи всякий хотящий учиться! Взыщи Ее, невежда, да научишься разуму духовному, ибо Она «наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая»37. Взыщи Ее, гордый, да научишься глубине смирения, «неудобозримаго и ангельскима очима»38. Взыщи Ее, нечистый, да найдешь сокровище чистоты. Гневливый с завистливым, взяв с собой сластолюбивого, взыщите Ее все, да научитесь любви и нищете духовной. Чревобесный и ленивый, поищите Марию, да воздержанию и бодрости научитесь. Дева Мария есть «премудрости Божия приятелище»39. Ненаказанные! Наказывайтесь Ею! Той, Kоторая с высоким проповеданием говорит: «кто неразумен, обратись сюда!» И требующим ума говорит: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие» (Притч. 9:4–6). Дивился некто, слыша о вине, к которому зовут безумного, чтобы премудрым стал, – разве дает вино премудрость? Скорее обезумивает и премудрого. Не без причины апостол велит не упиваться вином (см. Еф. 5:18). И если даже мудрый погубляет разум свой вином, почему безумный к нему призывается? Чтобы безумнейшим стать? Но велено ему не удивляться. Одно вино – то, что ум погубляет, а другое – Марии, Kоторая сокровиществовала в Себе Божию премудрость. О Ее вине пророк говорит, что не безумием, но целомудрием оно напаивает. Вино, – говорит, – родящее девы (Зах. 9:17)40. И какие девы? Не безумные, но мудрые, которые вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих (см. Мф. 25:4). Этим-то вином и безумные некогда упремудрились. Не сомневайся же и ты, любимиче, о вине Ее, но приди и испей от Нее премудрость с прочими. Пил от Нее Дамаскин, почерпнув усеченною рукою, и сколь упремудрился? Стал как источник, источающий потоки премудрых песней. Слушай, что его старцу сказала в видении Богородица: «Не заграждай источника Моего!» Так уж и ты не лиши себя такового пития. Дева Богородица – это Предводитель. Невежи, наставляйтесь от Нее!

Наставлял некогда Гедеон триста воинов Израилевых к битве с Мадиамом, и странное было у них приготовление к битве: вместо меча и копий свечи в руках держали, и этим прогнан был супостат (см. Суд. 7:20). Мадиам адский борет меня, и как прогоню его, не ведаю. Наставь меня Ты, Богородица, ибо Ты свеча, Свет принявшая, Kоторой прогоняется тьма темных полков. Блажен и премудр держащий Свечу сию вместо крепкого оружия, безумен – не стяжавший Ее. Пять оных дев за угасшие светильники заслужили себе имя безумных, державшие же не угасшие свечи – мудрыми наименовались (см. Мф. 25:3–4). Имеющий Тебя светом, о Владычица, воистину мудр: ходящий во свете Твоем не спотыкается. Не имеющий же Тебя – глупец и невежда, таковой во тьме ходит, а кто ходит во тьме, спотыкается (см. Ин. 11:9–10). Повелел Господь Моисею в Исходе, чтобы светильник во храме свидения никогда не угасал, но чтобы горел светильник во всякое время (Исх. 27:20). Это прообразом явилось Наставницы нашей пресветлой, о Kоторой приточник предвозвещал: «светильник Ее не гаснет и ночью» (Притч. 31:18). Свет Ее всегда ум озаряет, всегда тьму просвещает, всегда к разуму наставляет всех верных (3).

* * *

37

Акафист, икос 11.

38

Акафист, икос 1.

39

Акафист, икос 9.

40

По Острожскому изданию Библии.


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle