Источник

Премудрость Божия

В паремиях, часто читаемых в похвалу Ей [Богородице] в Богородичные праздники, вспоминается некий дивный пир премудрости Божией: «Премудрость... заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу» (Притч. 9:1–2). Посмотрим же сюда и вникнем: для кого уготовляет Премудрость Божия тот пир? Кого призывает? Кто будет гостем на том пиру? Кого станут потчевать? Я думал, что Премудрость призовет на свой пир мудрых людей, философов, богословов доброгласных. Думал я, что Премудрость, царствующая и говорящая: «Мною цари царствуют» (Притч. 8:15), – призовет на свой пир царей, князей, владык, а все они – головы разумные. Думал я, что, хотя бы тех пять мудрых евангельских дев призовет, чтобы их почтить за девство их и мудрость. Но что же я вижу? Намерения Премудрости Божией совсем иные: не призывает она ни любомудрых дев, ни царей, ни князей, управляющих странами и городами с мудростью и разумом, ни философов, ни богословов. Мудрые ведь сами знают, что добро, и сами успеют на тот пир, если захотят. Кого же она призывает на тот пир? Мы слышим: «послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» Кто глуп, кто безумен, кто несмышлен, идите на пир. И скудоумным она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Притч. 9:3–5). Поистине, тот пир Премудрости Божией удивителен, необычен и даже противоположен обычаям человеческим. У людей если кто объестся до сытости или сверх насыщения, да к тому еще и вином упьется, то и последнего ума лишится, оглупеет; тогда и мудрый станет безумным. Один старец в Патерике рассказывает о себе, что он знал наизусть всю Библию с толкованием, когда же насытился хлебом до крайности, то все забыл. Вином же и святой апостол Павел не велит упиваться, говоря, что в нем есть нечто такое, что сводит с ума (см. Еф. 5:20). Хлеб же и вино Премудрости Божией не такого действия. Она если кого накормит, напоит, если даже упоит, согласно написанному: «Упиются от тука дома Твоего»41 (Пс. 35:9), – то такой не обезумеет, но еще больше научится разуму и мудрости, как об этом говорится: «Оставьте безумие, и живы будете, и воцаритесь вовеки» (Притч. 9:6). Премудрость как бы говорит: только покушайте моего хлеба, только выпейте из моей чаши, вы тотчас оставите безумие, тотчас научитесь разуму и будете царствовать над вашими страстями. Ибо сила пищи и питья Премудрости Божией не такая, как у кушаний и чаш земных пиров, ибо последние в людях превращаются в страстную и похотливую кровь, тогда как та – в бесстрастное, чистое и девственное устроение, которое святой пророк Захария в переводе блаженного Иеронима вспоминает, говоря: «Что добро ее и красота – только пшеница избранная и вино, рождающее дев» (Зах. 9:17). Вникнем в это слово: «Вино, рождающее дев». Где-то вино порождает нечистоту, а здесь происходит от вина сама чистота, девство. Какова мать, такова и дочь. Лоза Премудрости приносит мудрый плод и вино, порождающее мудрость. Поэтому кто безумен, пусть направится к ней, ест ее хлеб и пьет ее вино: тот поистине умудрится и оставит безумие (1).

* * *

41

В переводе П. Юнгерова: Насытятся от тука дома Твоего и потоком сладости Твоей напоишь их.


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle