Источник

Прелюбодеяние

Человек, служащий плотским похотям, побежденный сладострастием и валяющийся невоздержанно в тине греховных плотских дел, что породит: гроздья или терния? Поистине, не гроздья, но терния. «Дела плоти известны, – говорит апостол, – они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство» и прочее (Гал. 5:19). Все это острые терния, колющие Бога, ближнего и самого себя. Колет это терние Бога, ибо изгоняет Духа Святого из членов человеческих, члены Христовы делает членами блудническими (1Кор. 6:15). Колет ближнего, причиняя обиду законному супружеству. Не укололо ли даже до смерти Урию терние прелюбодеяния Давида с Вирсавией? Не от того ли самого терния, то есть от прелюбодеяния Иродова, пострадал святой Иоанн, Предтеча Христов, который обличал его? Колет то терние и самого похотливца, уменьшая телесные силы, сокращая эту временную жизнь, истощая имущество блудной жизнью, обесславливая его имя, позоря его честь и, наконец, возжигая неугасимый адский огнь, умножая пламя геенское для его вечной муки. Итак, не полезно мысленному винограду-человеку насаждаться и на тучном месте, в греховном плотоугодии (1).

На первом месте [на пиру Ирода] сидит Афродита, или Венус, а по-нашему – прелюбодеяние, ибо эта страсть обыкновенно везде начальствует и даже царствует, поскольку «все, что в мире, – похоть плотская» (1Ин. 2:16). Не напрасно Диоген, греческий философ, блудную страсть назвал царицей царей, потому что она властвует не только над обыкновенными людьми, но и над царями, ибо эти властвуют над народами, а она царствует над ними. Видеть это можно было еще и прежде на примере Дария, персидского царя, с головы которого его наложница Апамина, дочь Вартакова, сидя по правую его руку, сняла царскую диадему, возложила ее на себя и била царя по щекам, он же только смотрел на нее с раскрытыми устами. Когда она смеялась с ним, он смеялся; если же она разгневается, он утешает ее, пока она не начнет говорить с ним. Подобно тому история повествует и об Аларихе, готском царе, славном и сильном, что он не гнушался очищать сандалии своей блудницы Пинфии, оказывая рабские услуги блудной женщине, которую безмерно любил. О страстное порабощение! Тот, кто был страшен многим народам, непобедим в битвах, царствовал в Риме, владел странами, тот был рабом блудницы! О крайняя слепота, безумие и бесстыдство! Такая-то царица и возобладала Иродом. Она повелела ему прелюбодействовать, повелела ему, как рабу и пленнику своему, ибо греховной страстью она пленила его, поработила себе и вовсе закабалила, а он служил ей, как плененный раб, и все повеления ее исполнял с кротостью и усердием. Повелела: «Прелюбодействуй», – и прелюбодействует. Повелела: «Упейся», – и упивается. Повелела: «Убей», – и убивает угодника Божия Иоанна Предтечу (1).

Не любодействуй в сердце твоем от Господа с тварью, да не прогневаешь Господа, сотворившего ее, ибо на весьма малое время тварь и плотская сласть приносит утешение, потом же немедленно наводит мерзость и тяжесть душе.

Малое приобретение, великая же тщета; малое веселье, великая же скорбь: не столько от того утешения, сколько после того тяжести и горести (3).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle