Источник

Часть 24, Глава 18Часть 24, Глава 20

Одиннадцатый член Символа веры

19. Состояние, в каком находятся усопшие от минуты смерти до минуты страшного суда Божия

Как ни непостижимы для нас тайны жизни загробной, но то, что нужно нам знать, то открыто для нас. Вместо усопших, говорит нам о них св. церковь, говорят о них св. отцы и учители церкви; а были даже случаи, когда и сами усопшие отверзали уста свои, чтобы высказать нечто живым о себе и о своей участи за гробом.

Итак, вот что говорит о жизни за гробом св. православная церковь.

«Души, исшедшие от телес человеков, при смерти покаявшихся, но не сотворивших плодов достойных покаяния, удержаны бывают на мытарствах304. Но прежде последнего суда, ни праведные, ни грешные не получают совершенного воздаяния, хотя и не все души находятся в одинаковом состоянии и не в одно и то же место отсылаются305; души умерших блаженствуют, или мучатся по своим делам. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби, впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно»306.

Вот что сказали о состоянии душ усопших Ангелы преп. Макарию Александрийскому: в продолжение двух дней по смерти тела душе позволяется вместе с находящимися при ней Ангелами оставаться на земле, где хочет. Поэтому душа, любящая свое тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и так проводит два дня, как птица, ища гнезда себе; а добродетельная душа посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду.

В третий день Спаситель повелевает вознести ее на небеса для поклонения Богу. Вот почему в третий день церковь совершает приношение и молитву за нее. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные обители святых и красоту райскую. Душа все это рассматривает шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего – Бога... Душа грешная, при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя за то, что она сама себя лишила такого блаженства. После этого она опять возносится Ангелами на поклонение Богу. Вот почему церковь воспоминает усопших в девятый день.

После вторичного поклонения Богу, она, по повелению Божию, отводится в ад, чтобы видеть находящиеся там места мучения. По сим различным местам она носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не подпасть осуждению на заключение в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Богу, и тогда уже праведный Судия определяет ей соответственное делам ее место. Вот почему в сороковой день307 церковь поминает усопших (Анг. откр. о сост. усопших).

Вот что сообщила о жизни загробной ученику преп. Василия Нового, Григорию, преподобная Феодора, явившись ему по смерти своей в сонном видении: душа, разлучившись с телом, смотрит на него, как человек смотрит на сброшенную с себя одежду; потом она проходит различные мытарства, на которых истязуются различные грехи ее; таких мытарств число простирается до двадцати, по числу главных родов греха («Чет.-Мин.» 26 марта).

А св. Кирилл Александрийский подробно описывает мытарства, или такое состояние, в которое душа сразу по смерти тела вступает, и здесь задерживается и страдает, не зная, что с нею будет. Тот же св. отец подробно описывает и то живое участие, какое принимают в этом деле ангелы добрые и злые (Слово об исходе души в «Следован. Псалтири»).

Преподобный Зосима Соловецкий в десятый день после кончины своей явился ученику своему Даниилу и сказал, что он уже прошел мытарства и вошел в лик преподобных («Чет.-Мин.» 17 апр.).

А преподобная Афанасия явилась вскоре после кончины своей в сонном видении настоятельнице монастыря, где и она подвизалась, и объявила ей: «Знай, что после сорока дней я получу уготованное место от Бога» («Чет.-Мин.» 12 апр.).

Преподобный Антоний Великий, будучи в духе, чувствовал себя как бы несомым по воздуху и видел, будто Ангелы несли его по воздуху на небо, а демоны противились им, выдумывая на него различные клеветы; но когда их посрамили, – путь на небо сделался свободен – и Антоний пришел тогда в естественное состояние308 («Чет.-Мин.» 17 янв.).

Преподобный Нифонт видел в духе, как души разлучаются с телами, как Ангелы по воздуху несли душу праведную, как задерживали ее на пути силы темные, находившие в ней некоторые грехи, – слышал, как Ангелы спрашивали у Ангела-хранителя души, точно ли она сделала те грехи, в которых обвиняли ее духи злобные, и как Ангел отвечал, что она точно сделала эти грехи, но омыла их слезами покаяния, и тогда Ангелы изрекли следующие, отрадные для кающихся грешников, слова: «Все грешники, исповедующие грехи свои со слезами, по милости Божией, могут получить прощение, а без покаяния умерших судить будет Бог»; видел он также, с какою адскою радостию нечистые духи влекли в геенну ожесточенного грешника, умершего без покаяния, и какими горькими при этом слезами обливался Ангел-хранитель («Чет.-Мин.» 23 дек.). – (Извл. из кн.: «Утешение в смерти близких сердцу»; изд. 7, епископа Гермогена. Спб., 86 г., стр. 44).

 

* * *

304

«Камень веры, о благоч. преставл.», ч. II, гл. III.

305

«Правосл. исповед.», ч. I, отв. на вопр. 61.

306

«Посл. восточных патриархов о православной вере», чл. 18.

307

Примеч. Кроме этих дней поминовения умерших, св. церковь установила еще так называемые родительские субботы (для поминовения усопших), которых в русской церкви три: одна пред праздником Троицына дня, другая – пред великим постом (или пред масленицею) и третья – „Дмитриевская» – пред днем памяти св. великомученика Дмитрия Солунского (пред 26-м октября). Первая установлена для того, чтобы верующие, приготовляясь к принятию Св. Духа, обратились к Богу с молитвою об отшедших отцах и братиях своих, чтобы Господь по неизреченному милосердию Своему, простил им все грехи и упокоил их в Своем царствии; вторая установлена потому, что в следующий затем воскресный день читается в Евангелии изображение страшного суда Божия; приготовляяся сами к этому суду, верующие должны молить Бога, чтобы Он и усопшим отцам и братиям их даровал прощение грехов и добрый ответ на страшном суде Своем; третья установлена в русской церкви при вел. князе Димитрии Иоанновиче Донском для поминовения воинов, убитых во время Куликовской битвы.

308

Примеч. Подробности этого видения, о котором свидетельствует св. Афанасий Великий, следующие: „однажды пред вкушением пищи около 9-го часа, встав помолиться, Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительнее, видит сам себя, будто бы он вне себя, и кто-то как бы возводит его по воздуху, в воздухе же стоят какие-то угрюмые и страшные лица, которые хотят преградить ему путь к восхождению. Но так как путеводители Антониевы сопротивлялись им, то они требуют отчета, не подлежит ли Антоний какой-либо ответственности пред ними... а так как обвинители не могли (ни в чем) уличить его, то свободен и не возбранен сделался ему путь. И вдруг видит он, что как бы возвращается и входит сам в себя, и снова делается прежним Антонием». К этому рассказу св. Афанасий присовокупляет, что Антоний удивлялся, увидев с сколь многими врагами предстоит нам брань, и с какими трудами должно человеку проходить по воздуху. И тогда пришло ему на память, что в сем именно смысле сказал апостол; по князю власти воздушные (Ефес. II, 2), ибо враг имеет власть в воздухе вступать в борьбу с проходящими по нему (т. е. по воздуху), покушается преграждать им путь. Почему наипаче в советовал апостол: приимите вся оружия Божия, да возможите противитися в день лют (Ефес. VI, 13), чтобы посрамился враг, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит. II, 8). (Житие преп. Антония. Твор. св. от. Т. XXI, стр. 260 и 261. Москва 1855 г.).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle