О таинстве покаяния
15. Искушения в подвиге покаяния и средства против них
1. «До падения нашего, – говорит св. Лествичник, – демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении – неумолимым». Этот лукавый помысл отчаяния св. отцы советуют отражать крепкою надеждою на милосердие Божие. «Когда кто падает, – взывает преп. Исаак Сирин, – да не забывает любви Отца своего; но если приключится ему впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем течении, но, и побеждаемый, снова да восстанет на борьбу со своими сопротивниками, и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего, имея в устах пророческое слово: «Не радуйся о мне, противник мой, яко падох, ибо снова восстану... аще сяду во тьме, Господь озарит мя" (Мих. 7:8); и нимало да не прекращает брани до самой смерти, и пока есть в нем дыхание, да не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его, и терпит крушение весь груз, да не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость Свою, и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть разженные стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога; таков мудрый больной, не теряющий надежды своей!»
2. "Брат! не должно тебе отчаиваться. Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в своем спасении, но управляет кораблем, пока, не приведет его в пристань: так и ты, видя, что увлекся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути... Если кто падет, то пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это (случайное повторение падений) в навык, и не овладеет им нерадение; но Бог вскоре приведет его в устроение усердных делателей и не возьмет души его дотоле, пока не приведет его в меру высокую, «в мужа совершенна» (Еф. 4:13). Итак не ослабевай, но доколе имеешь время, делай, – поможет тебе Бог!» «Не приходи в удивление, что ежедневно падаешь, – говорит св. Лествичник – не отступай, но стой мужественно, и Ангел хранитель твой, без сомнения, наградит тебя за терпение твое».
3. Души нерадивые обыкновенно успокаивают свою совесть ничем незаслуженною и потому ложною надеждою на человеколюбие Божие: «Скверный недуг сей, – говорит св. Лествичник, – ограждаясь Божиим человеколюбием, делается весьма приятным для сластолюбцев». Для освобождения от этого недуга, довольно убедиться в той несомненной истине, что Бог сколько милосерд, столько же и правосуден, – милосерд к искренно кающимся и правосуден – к нераскаянным грешникам, и потому всем и каждому необходимо покаяние.
4. «Нам, которые впали в ров беззакония, невозможно быть извлеченными из оного, если не погрузимся в бездну смирения кающихся». «Принеси от души покаяние, – говорит св. Ефрем Сирин, – и несколько слез укань на уязвляющий тебя грех – и пагубная язва совершенно будет заживлена на членах твоих. Но если один обычай влечет тебя ко Врачу, то не получишь здравия: слезами только и сокрушением врачуется болезнь твоя».
5. Легкость покаяния ввергает нерадивых в другую крайность: они постоянно отлагают покаяние на последние дни жизни. Против этого обольщения св. отцы внушают страх внезапной смерти. «Не сокрыто ли от тебя, – говорит препод. Ефрем, – когда приидет и постигнет тебя конец? Но очищение от грехов можешь получить тотчас, если только будешь молить о сем». «Притом, – замечает св. Лествичник, – пока язва еще нова и горяча, – легко она исцеляется, застарелые же, оставленные в небрежении и запущенные язвы не легко врачуются, и для заживления своего здесь требуют многих трудов, резаний, присыпаний и прижиганий. Многие язвы от времени делаются неисцелимыми, «у Бога же вся возможна» (Мф. 19:26). Чем позднее покаяние, тем оно тягостнее!» «Для уврачевания глубоких ран, – говорит св. Исидор Пелусиот, – потребны труды, посты, бдения, милостыни, молитвы и другие подобные добродетели. Хотя согрешившая душа может и опять возвратить себе первобытную красоту, но она не иначе достигает сего, как путем беcчисленных трудов, скорбей и мучений» (Извлеч. в сокращ. из кн.; «Черты деятельн. благочестия», стр. 7 и др.).