Предварительные катехизические понятия
3. Необходимость веры для спасения человека
Вера есть первое из условий необходимым для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. «Без веры невозможно угодить Богу» (Евр. 11:6). «Благодатию... есте спасени чрез веру» (Еф. 2:8, 9). "Все, еже не от веры, грех есть» (Рим. 14:23). Вера не в том только состоит, чтобы несомненно веровать, что благодатию Божиею верующему во Христа прощены грехи ради заслуг Его, но вера оправдывающая состоит в искреннем принятии всех истин откровения, как преподает и разумеет их вселенская Церковь. В особенности необходимо веровать, что есть Бог, Милосердый Отец и верховный Судия всего. «Веровати... подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает» (Евр. 11:6). Также необходима вера в таинства Пресвятой Троицы и воплощения. «Се... есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа» (Ин. 17:3; Мк. 16:16; Мф. 28:19). «Аще... не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших» (Ин. 8:24). «Несть... иного имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян. 4:12).
Св. Климент Римский пишет: «Мы, по воле Божией во Христе Иисусе призванные, оправдаемся не сами собою и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, но верою, которою Вседержитель Бог всех от века оправдывал» («Посл. к Коринф.» гл. 32)12.
* * *
Нельзя спастись одной верою во И. Христа без добрых дел. Протестанты учат, что человек может оправдаться пред Богом, спастись одною верою во Христа без добрых дел. А православная церковь, на основании Св. Писания, утверждает, что человеку, для оправдания и спасения, совершенно необходимо, при истинной вере, совершать подвиги добрых дел, без которых одна вера не может оправдать и спасти человека. Все св. Евангелие подтверждает это. Спаситель учит (Матф. VII, 21): «не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царство небесное, но творяй волю Отца Моего небесного»; "внидите в царство небесное узкими враты», т. е. трудами и подвигами (Мф. VII, 13); «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет», т. е. кто хочет быть последователем Иисуса Христа, тот должен с великим терпениеи подражать подвижнической жизни Его на земле (Матф. XIX, 16–18): одному юному еврею, на вопрос его – как спасти свою душу, Господь отвечал, что нужно подвизаться – соблюдать заповеди Божии: «соблюди заповеди»; Господь в притче о розданных талантах ясно выразил, что он награждает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. Не без веры ленивый раб принял один талант, но за то, что он не потрудился употребить талант в дело, получил наказание, а принявшие с верою два таланта и пять талантов, за труды и подвиги над этими талантами, получили великую награду (Матф. XXV, 14–30). Тоже самое подтверждают и св. апостолы. Наприм., ап. Иаков учит, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: «Авраам отец наш не от дел ли оправдался... и от дел совершися вера его» (Иак. II, 21–22), «зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единой» (Иак. II, 24). И св. ап. Павел также учит (Римл. II, 6, 7, 13): "Иже (Бог) воздаст коемуждо по делом его: овым убо по терпению дела благого, живот вечный; – не слышателие бо закона праведня пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся; и кийждо свою мзду приимет по своему труду». Теперь разберем, на чем протестанты основывают свое лжеучение об оправдании человека одной верою без подвигов добрых дел и что будто человек не может сделаться угодником Божиим за добрые дела. Лютеране усиливаются основывать свое учение тоже на Св. Писании, извращая по-своему смысл его. Наприм., они указывают – а) на слова из послания ап. Павла к Евреям: «без веры невозможно угодити Богу» – (Евр. XI, 6); но дальше умалчивают, что здесь же указываемые праведники угодили Богу не одною верою, но и подвигами добрых дел; так: Ной, исполняя волю Божию, потрудился устроить ковчег, при неверии и насмешках современников, и тем угодил Богу; Авраам, повинуясь воле Божьей, оставил свою родину и решился принесть в жертву сына своего, и тем угодил Богу, и «друг Божий наречеся» (Иак. II, 23); Моисей, из послушания к Богу, оного потрудился и потерпел, сорок лет руководя мятежный народ еврейский, и тем так угодил Богу, что Сам Бог сказал ему: «вем тя паче всех» (Исход. XXXIII, 17). И все ветхозаветные праведники, претерпевая на земле ради Бога подвиги и страдания, как странники и пришельцы, угодили Богу и получили вечное блаженство. б) Дальше указывают протестанты на слова ап. Павла к Римлянам (Рим. III, 28): «мыслим верою оправдитися человеку без дел закона». Но здесь же выясняется, что апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа дела обрядового Моисеева закона. Об обрядовом законе он говорит: «вменися Аврааму вера в правду: како убо вменися ему? во обрезании ли сущу или в необрезании? Не во обрезании, но в необрезании» (Рим. IV, 9, 10). Об исполнении евангельского закона говорит (Рим. VII, 6): «ныне упразднихомся от закона, умерше, им же держими бехом, яко работати нам Богови во обновлении духа, а не в ветхости письмене». Почему дальше и учит исполнению сего евангельского закона (Рим. XII, 1): «молю вас представити тела ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови»; – (Рим. XII, 9): «ненавидяще злого, прилепляйтеся к благому»; (Рим. XII, 11): «тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе» и так далее. в) Указывают протестанты на слова ап. Павла к Галатам (Гал. II, 16): «не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою». Но и здесь св. апостол не то говорит, чтобы подвиги евангельских добрых дел не нужны были к оправданию и спасению человека, а, во 1-х, то говорит, что никто, без благодати Св. Духа и веры во Христа не может оправдаться перед Богом одними личными своими усилиями и трудами в добродетели, а во 2-х – то, что верующему во Христа бесполезно исполнение обрядового Моисеева закона, потому оно и не нужно, а что необходимо ему исполнение дел евангельского закона (Гал. V, 6): «о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема», (Гал. V, 18): «аще Духом водими есте, несте под законом обрядовым», (Гал. V, 24): «иже Христовы суть. плоть свою распяша с страстьми и похотьми», (Гал. VI, 2): «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». г) Указывают еще лютеране на слова апостола к Римлянам (Рим. III, 24): «оправдаеми туне благодатию Его, избавлением еже о Христе Иисусе», и к Ефесеям (Ефес. II, 8, 9): «благодатию есте спасени чрез веру; и сие не от вас, Божий дар; не от дел, да никто же похвалится». Этим учением св. апостол не отвергает добрых дел ко спасению, а только выясняет порядок спасения человека, – как именно спасение подается человеку, и как он должен принимать его и усвоять себе, именно, – что прошение, оправдание, невменение греха и право на вечное блаженство приготовлены человеку даром, а не за какие-либо заслуги человека, по одной благодати, или милости Божией, но что человек, с своей стороны, обязан принять этот дар Божий и усвоить его в себе сердечною верою и подвигами добрых дел, почему человек не должен хвалиться, что будто он сам приобретает себе спасение, нет, он только готовое принимает по одной милости Божией. И так как верующие созданы во Христе Иисусе «на дела благая, да в них ходят» (Ефес. II, 11), то они обязаны стараться и трудиться, совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения, чтобы приумножить в себе эту благодать усилением своей веры и своих христианских подвигов, и чтобы таким образом удостоиться быть угодниками Божиими и получить от праведного Бога великую мзду, великую награду. Таким угодникам Своим Господь объявляет в Евангелии: «радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Матф. V, 12). Св. Павел сказал о себе: «подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох; прочее убо соблюдается мне венец правди, егоже воздаст мне Господь в день он, праведный Судия: не токмо мне, но и всем возлюбльшим явление Его» (2Тим. IV, 7, 8). И еще апостол сказал о награде христианским подвижникам: «ихже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. II. 9). Какая неизреченная милость Божия к нам, грешным людям! Мало того, что всеблагий Господь даровал нам, еще «грешником сущим» (Римл V, 8), избавление и вечное спасение Своими страданиями и смертию на кресте, Он благоволит еще вменять нам в особую заслугу то, что мы, верою и добрыми делами, усвояем себе этот дар Божий и умножаем его в себе подвигами благочестия, – благоволит еще приближать нас к Себе, как Своих угодников, и удостаивать великих наград.