О таинстве крещения
10. Чудесные знамения совершившиеся при таинстве крещения
I. В Риме в царствование Диоклитиана, в 324 г. по Р. Х., на сцене театра, во время кощунственного изображения христианского таинства крещения, совершилось следующее чудо. Дело было так. Диоклитиан прибыл в Рим торжествовать двадцатилетие Максимианова царствования. В числе удовольствий, устроенных по этому случаю, были театральные зрелища. На сцене играл комедиант Генез. Играя в театре перед императорами и всем народом, он показал вид, что болен и вскричал: «Ах друзья мои! мне тяжело; желал бы облегчения». Другие ответили: «Как бы нам помочь тебе? не построгать ли тебя, чтобы сделать более легким?» – «Несмысленные, – сказал Генез, – я хочу умереть христианином». «Для чего» – спросили те. – «Для того, чтоб в этот великий день Бог принял меня, как беглеца». После того он позвал к себе священника и заклинателя, то есть комедиантов, представлявших их. Приблизившись к его ложу, священник сказал: «Чадо, для чего ты позвал нас?» Тогда Генез, как бы по вдохновению свыше, отвечал им с твердостию: «Хочу принять благодать Иисуса Христа и возродиться, чтоб получить отпущение во грехах». Они совершили над ним обряд крещения, и когда он был облечен в белые одежды, солдаты (комедианты) схватили его и представили императору для допроса, как исповедника. Тогда он, не ожидая вопросов, воскликнул: «Внимайте, император и весь двор, мудрые и жители сего города! всякий раз, как только называли мне христианина, я чувствовал отвращение и оскорблял твердых в исповедании этой веры. Я отрекся самых родителей и родства потому только, что они были христиане, презирал я эту веру до того, что для вашего удовольствия копировал их таинства. Но когда вода коснулась меня обнаженного и на вопрос: веруешь ли, я дал ответ, что верую, я увидел руку, сходящую с небес, и светоносных Ангелов надо мною, читавших в книге все грехи, от юности мною соделанные; они омыли потом книгу в воде крещения и показали мне ее чистою и белою, как снег. Посему и вы, император и народ, смеявшиеся над таинством, веруйте со мною, что Иисус Христос есть истинный Господь, Свет и Истина, что Он есть Тот, через Которого и вы можете получить избавление».
Раздраженный император Диоклитиан велел жестоко бить его палками и поручил префекту принудить его к отречению. Генез, вытерпевши самые страшные муки, не отрекся и был, наконец, усечен, 25-го августа того года (Из «Летописи церковн. событий и гражд., поясняющих церк.» Архиман. Арсения. Вып. I. стр. 89).
II. В ином роде совершилось чудесное знамение во время совершения таинства крещения над равноапостольным князем Владимиром. После совещания о вере Владимир, как известно из достоверных летописных сказаний, в 987 г. пошел с войском к Корсуню, и, взяв его, требовал руки царевны у двора константинопольского. Ему отвечали: «Пусть примет св. веру». – «Я давно испытал и полюбил ее», говорил Владимир. Между тем на деле не столько он был готов к великой перемене, сколько казалось ему самому: еще нужно было для него особенное посещение Божие. Прежде чем Анна, сестра императоров, прибыла в Корсунь с духовенством и свящ. вещами, с князем языческим случилось тоже самое, что было с Савлом, впоследствии апостолом Павлом, он ослеп. Прибывшая царевна предложила ему не медлить крещением, как средством к здравию. Он согласился. Епископ корсунский возложил руку на выходящего из купели князя. И вдруг Владимир, в крещении Василий, прозрел и душевно и телесно, и в восторге воскликнул: «Теперь я увидел Бога истинного!» Некоторые из дружины Владимира, пораженные чудом, крестились тогда же вслед за князем. Владимир возвратился в Киев новый, с памятниками боевой и христианской славы своей. – (См. кн.: «Русские святые, чтимые всею церковию или местно», Филарета, архиеп. Черниговский Ч. II, 1882 г., стр. 385).