Шестой член Символа веры
3. О том, для чего Господь наш Иисус Христос вознесся на небо
а) «Вознесся Господь наш от нас на небо, не да опечалит нас, но да устроит нам полезнейшее», говорит святитель Димитрий, митрополит Ростовский. И вся жизнь Его, все деяния Его имели целию нашу пользу и наше спасение; потому и вознесение Его было для нашего блага. Любя нас, сошел Он с неба на землю и, пожив между человеками, из любви к нам положил за нас душу Свою на кресте. Любя нас, Он и вознесся паки на небо для нашего же блага.
«Уне есть вам, – говорил Он ученикам Своим, – да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще [ли] же иду, послю Его к вам» (Ин. 16:7). Как бы так говорит: внемлите разумно, возлюбленные ученики Мои: каждому из вас должно будет изыти на проповедь слова Божия в мир весь, а в мире скорбни будете: «восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же скорбни будете» (Ин. 16:20). Надобно, чтобы в той скорби, в тех плачах и рыданиях кто-либо утешил, укрепил и успокоил вас. Пойду убо к Отцу и пошлю вам Утешителя Духа Святого, от Отца исходящего, да утешает вас выну во всех скорбях и печалях ваших. Потому «уне есть вам, да Аз иду» (Ин. 16:7).
б) Вознесся Господь наш от нас на небо, да с высоты презирает на нас, как Отец на чада, как пастырь на овец своих, как орел на птенцов своих, как воевода на воинов своих, да видит всякого, да узрит каждую нужду и требование, да подаст каждому благовременную помощь. Восшел на горняя, да смотрит с высоты на подвиг каждого: добрым подвижникам да соплетает венцы, изнемогающим да прострет руку скорой помощи, да восставит падших, а гонящим нас да поставит преграду.
Подвизается страдальческим подвигом св. первомученик Стефан, будучи побиваем камнями от иудеев: а Господь наш, отверзши небо, с благостию взирает на него, так что сам страдалец в радости воззвал: «вижу небеса отверста и Иисуса стояща одесную силы» (Деян. 7:56); поспешает в Дамаск Савл гнать церковь Божию дыша прещением и убийством: а Господь наш, видя то с высоты небесной, полагает ему препятие, ослепив плотские очи его светом небесным и устрашив гласом: «Савле, Савле, что Мя гониши?» (Деян. 9:4). Так, призирая на нас с высоты, Господь помоществует рабам своим!
в) Вознесся Господь наш от нас на небо, да устроит нам путь к небеси и будет предтечею нам в горния страны. До вознесения Господня на небо не было человеку пути к небеси. Не мог никто прежде взойти на небо, хотя бы и праведен был и свят. Угоден был Богу Ной, праведны были Авраам, Исаак и Иаков, о которых говорит к Богу царь Манассия: «не положил еси покаяние праведным твоим: Аврааму... Исааку и Иакову, не согрешившим пред Тобою» (2Пар. 36:23). Когда Господь наш, облекшись в человеческое естество, восшел на небо, тотчас отверзся путь к небеси всему человеческому роду. Сим путем потекли во след Христа души святых праотцев и пророков, изведенные из ада: им вошли апостолы, святители, мученики, исповедники, им и ныне восходят достойные и праведные люди, последующие стопам Христовым: всем известен ныне путь к небеси, не обленимся только восходить по нему!
г) Вознесся Господь наш от нас на небо, да ходатайствует о нас к Богу Отцу. Ибо так говорит св. Иоанн Богослов: «аще кто согрешит, Ходатая имамы к Богу Отцу, Иисуса Христа Праведника... Той очищение есть о гресех наших» (1Ин. 2:1, 2); и св. апостол Павел в послании к Евреям: «Не в рукотворенная... святая вниде Христос... но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас» (Евр. 9:24); и в послании к Римлянам: «Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас» (Рим. 8:34). Итак, да не страшимся, грешные люди, да не отчаяваемся спасения своего, будем благонадежны, доброго имеем Заступника к Богу Отцу, Христа Спасителя нашего, Который ходатайствует о нас, показуя Ему язвы Свои, подъятые за нас. Токмо не поленимся и мы при Нем воссылать ко Отцу теплые наши молитвы, да ходатайствует Христос Господь Богу Отцу, показуя Ему язвы Свои, и теми, как бы устами молитвенными, умилостивляя Его. Но о ком ходатайствует Иисус Христос? – О каких грешниках? о кающихся, а о не кающихся не умилостивляет Отца Своего. Грешный человек, пребывая в нерадении и нераскаянности, и прилагая грехи ко грехам, второе распинает Господа, и кровь Сына Божия, излиянную за Него, попирает нераскаянностью своею. Итак, бойся грешник, пребывающий в нераскаянности, да не постигнет тебя внезапно месть Божия, и потреблен будешь от земли живых, и осужден будешь с убийцами, распявшими Сына Божия.
д) Вознесся Господь наш от нас на небо, да уготовает нам место на небеси, где будем жить вечно и соцарствовать Ему, Господу нашему. Ибо так говорит Он Сам: «иду уготовати место вам: аще пойду и уготоваю место вам, паки приду и пойму вы к Себе, да, идеже есмь Аз и вы будете» (Ин. 14:2, 3). Добрая, и радости исполненная вина отшествия Господня! Господь вознесся от нас на небо, да уготовает каждому из нас место на небеси.
А нам, грешным, где уготовал Ты место, Господи? – будет ли и для нас хотя малое место на небеси? – Страшит нас возлюбленный ученик Твой, Иоанн Богослов, говоря: "не имать в онь внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написанные в книгах животных Агнца» (Апок. 21:27). И не только страшит, но и грозно изгоняеть вон, говоря: «Вне же... чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всяк любяй и творяй лжу» (Апок. 22:15). Итак, уже и нет нам места на небесех; уже нас и не пустят туда, и изженут оттуда вон? – Но Господь наш, взирая на нас светлым и милосердым лицом, говорит: не приидох призвати праведные, но грешные; токмо покайтеся – и сподобитеся равной чести со святыми и праведными. Где место Петру, отвергшемуся Мене и потом плакавшему горько, где место жене блуднице, плакавшей у ног Моих, где место блудному сыну, мытарю, разбойнику, – там будет место и вам, – только восплачите о грехах ваших, горько, как Петр, припадите к ногам Моим с покаянием, как блудница, обратитесь ко Мне, как блудный сын, смиритесь, как мытарь, сораспнитесь Мне, как благоразумный разбойник, покайтеся – и спасетесь, На небеси у меня готово место и для вас, и вы вместитеся во утробу милосердия Моего». (Извлеч. в соращ. из «Твор. св. Димитрия, митр. Ростовского»).