Источник

Часть 12, Глава 1Часть 12, Глава 3

Шестой член Символа веры

2. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

Господь наш Иисус Христос, по Своем воскресении, неоднократно являлся апостолам и учил их тайнам Царствия Божия. В сороковый день Он явился им в последний раз в Иерусалиме и в последний раз прошел по улицам этого несчастного города, вышел за его ворота и направился к горе Елеонской. Вошли на гору, показалась Вифания; дорогой Господь давал святым апостолам последние Свои наставления и заповедал, чтобы они не расходились из Иерусалима и ожидали сошествия Св. Духа. «Иоанн крестил вас водою, – сказал им Господь, – а через несколько дней после сего вы будете крещены Духом Святым... вы примете силу, когда снидет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:5, 8).

Сказав это, Господь воздвиг Свои руки для благословения, стал отступать от них и возноситься на небо. И вознесся на небо, и облако взяло Его из виду их, и Он восшел превыше всех небес, и воссел Он одесную Бога, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, каким именуется не только в сем веке, но и в будущем. И Бог Отец все покорил под ноги Его, Его поставил превыше всего, главою церкви, которая есть тело Его, полнота Того, Который наполняет все всем. "И когда апостолы смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде, и сказали: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Деян. 1:10–12; Лк. 24:52).

Вознесение Господа совершилось на горе Елеонской, на той горе, у подошвы которой, в Гефсиманском саду, проявилось глубочайшее уничижение при кровавом подвиге гефсиманском в борьбе со страхом смерти. «Почему она избрана для сего, а не иное место», спрашивает святитель Филарет в своей беседе на вознесение Господа? «Можно думать, – отвечает он, – потому, что и прежде она была у Него избранным местом, которое освятил Он многократным Своим пребыванием и молением, особенно же потому, что здесь начались Его спасительные для нас страдания, равною смерти скорбию душевною и многотрудною молитвою, простертою до излияния кровавого пота. Обратив место начавшихся страданий в место совершившегося прославления, Он через сие ознаменовал то, что Его страдания и прославление составляют один стройный состав спасительного для нас домостроительства Божия, одну златую цепь, выработанную в горниле премудрости Божией, для возвлечения на небо падшего из рая человечества».

Какими словами благословлял Господь Своих учеников, когда возносился от них? «Сего не написал святой Лука, – будем говорить словами святителя Филарета, – но веруем, что то был поток Божественной благодати, жизни и силы, который не только исполнил предстоявшие сосуды, но простерся и простирается на всю церковь Христову до последнего истинного христианина перед вторым пришествием Христовым. Более нежели вероятно, что к сему благословению принадлежать преданные ев. Матфеем слова Христовы: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»» (Мф. 28:20).

«И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо» (Лк. 24:51). «Приметьте, – говорится в упомянутой беседе приснопамятного святителя, – что евангелист не говорит: егда благослови, когда окончил благословение, но: «егда благословляше», когда еще продолжал благословлять. Какой чудный образ действия! Господь благословляет, и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою церковь и всех верующих в Него».

Мы знаем, что Иисус Христос, вознесшийся на небо176, опять придет, но придет не для того, чтобы опять учить нас, творить чудеса и страдать за нас. Нет. Он придет как нелицеприятный Судия судить всех людей последним страшным судом на веки, воздать каждому по делам его: праведным даровать жизнь вечноблаженную, грешных осудить на вечные муки. Поспешим же приготовить себя к сретению Божественного Судии, покаемся в грехах своих, будем милосерды к бедным, простим наших врагов, заплатим им за зло добром и не будем никого осуждать, чтобы и нас не осудили на последнем страшном суде. – (Извлеч. из ст. свящ. Г. Дьяченко: «Действительность вознесения Господа нашего Иисуса Христа», помещ. в «Чт. общ. люб. дух. просвещ.» за 1878 г. февр. кн.).

 

* * *

176

Примеч. В каком смысле употребляется в Свящ. Писания небо? Слово «небо» в Свящ. Писании употребляется в различных смыслах. Вся совокупность творения в Свящ. Писании просто разделяется на небо и землю (Быт. 1, 1), или: на небо, землю и море (Неем. 9, 6). Ближе под небам разумеют облачное к воздушное небо, потом – звездное небо, на котором находятся светила небесные; но и то и другое небо принадлежат к видимому миру и вместе с ним подлежат изменению, пройдут (Псал. 101, 26 – 28; Ис. 51, 6; 2Петр. 3, 10 – 13; Апок. 6:13, 21:1). Но должно быть особое, высшее, невидимое небо – жилище Бога и Христа, ангелов и духов праведников совершенных, так называемое у апостола третье небо, рай – жилище блаженства, куда восхищен был апостол и слышал там неизреченные слова, где Бог особенным, высочайшим и совершеннейшим образом открывает Свое присутствие, Свою славу и величие (2Кор. 12, 2 – 4). Так мыслить и веровать внушает нам господствующий образ представлений об этом Священного Писания, если просто и беспристрастно понимать его, и ясные и прямые свидетельства его не признавать за пустые слововыражения восточного образа речи. Соломон знает, что небо и небеса небес не могут вместить Невместимого, и однако же молится: „Ты услышь с небес, с места жилища Твоего“ (3Цар. 8, 27, 30. Сн. Псал. 101, 20). Сам Бог говорит у пророка: „Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом“ (Ис. 57, 15; Втор. 4, 39; Псал. 10, 4). Там, на небе престол Божий; там, как царь, восседит Он на престоле Своем; там тьмы тем предстоят Ему и служат Ему тысячи тысяч (Дан. 7:10; Апок. 5, II); оттуда посылает Он благословения Свои (Быт. 49, 25; Иерем. 10, 13; Ефес. 1, 3). и оттуда суд Его (Быт. 19, 24; Мих. 2, 3; 1Цар. 2, 10; Рим. 1, 18 и др.). Оттуда приходил Господь на землю, туда вознесся, и оттуда снова придет судить живых и мертвых. Это – высшее, невидимое, духовное небо, жилище святости и блаженства, где нет тления и разрушения, нет печали и скорби, но вечная жизнь и блаженство, где Сам Бог и Господь со святыми во славе Своей (сн. Евр. 12, 22 – 24; Апок. 7:15, 21:2–3, 10, 22:3–4 и др.).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle