Источник

XXV. Отпущение согрешений ближнему

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15).

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! cколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21–22).

«Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» (Лк. 17:3–4).

Святой Златоуст об этом

Если малое простишь сослужителю, то совершенно все тебе отпустит Бог (Беседа 20 о тайной ненависти).

Если не оставишь согрешений ближнему, не оставятся и тебе твои согрешения (Там же).

К очищению грехов пространный и удобный путь показал нам Бог – отпущение согрешений ближнему (Беседа 19 на евангелиста Матфея, гл. 6).

Для того научил нас Христос молиться: «Остави нам, якоже и мы оставляем», – чтобы мы узнали, что образ прощения от нас берет начало (На слова: «если враг твой голоден», и прочее (Рим.12:20). Том 3, л. 170).

Когда враг твой попадет в руки твои, не мсти ему, но подобает сохранить жизнь и достоинство его. (Беседа 1 о Давиде и Сауле).

Нет ничего безопаснее, как врагу простить; нет ничего опаснее, как ему мстить (Беседа 2 о Давиде и Сауле).

Если простишь врагу, замышляющему и желающему тебя жизни лишить, – за мученичество тебе вменится (Беседа 3 о Давиде и Сауле).

Рассуждение об отпущении согрешений ближнему. Причины, по которым мы должны отпускать согрешения ближнему

Первая. Христианская любовь того требует; сказано об этом выше, где говорилось о любви.

Вторая. Требует того целостность общества, поскольку, если бы все друг другу мстили, общество бы не могло устоять: все бы друг друга истребили, что бывает следствием взаимной вражды, по слову апостола: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15).

Третья. Друг пред другом согрешаем: против тебя сегодня согрешил ближний, а ты против него завтра, или уже и прежде согрешил; потому и должно друг другу прощать, – ты ему, а он тебе простит, и обоим Бог для общей любви оставит согрешения.

Четвертая. Простить нет никакого труда, а месть немалого труда требует, да и то, может быть, не удастся.

Пятая. Невозможно тому и молиться, кто ближнему не оставляет согрешений. Как же он скажет: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»? Отпусти ближнему твоему сто пенязей, чтобы тебе тьму, то есть десять тысяч талантов отпустил Господь (Мф. 18:23–35). Как хочешь, чтобы к тебе относился Бог, так и ты относись к ближнему твоему (См. еще об этом в рассуждении о любви к врагам).


Источник: Собрание сочинений святителя Тихона Задонского : [В 5 т.] – Изд. Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, - Москва : Профиздат, 2003. (Святоотеческое наследие) / Т. 1. – 800 с.

Комментарии для сайта Cackle