Источник

Часть 11, Глава 4Часть 11, Глава 6

Пятый член Символа веры

4. Cошествие Иисуса Христа в ад (1Пет. 3:18, 19)

После погребения Спасителя, совершившего наше искупление на кресте, для Него настало то великое тридневное субботствование, о котором Он Сам говорил лукавому роду книжников и фарисеев: «якоже... бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи» (Мф. 12:40). По изображению церковных песней пребывание Господа во гробе есть та «благословенная суббота, день упокоения», когда единородный Божий «субботствовал плотию, почил от всех дел Своих», воссозидая обновляя падшее естество («Служб. вел. субб. утр. кан.» п, 4. троп. 1; стихир. хвалитех 2, слава). «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог: в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный» («Служб. св. Пасхи, тропарь часов». См. также «служб.» п. 7. 4), или, выражается св. Афанасий Александрийский, «Умерло тело, произошло его разрешение, а Бог-Слово непреложно теле, душе, Себе Самом, Сый лоне Отчем, показание Своем неизменяемости. В том же зраке, который Нем подобен нашему, изобразил нашу смерть, чтобы нем уготовать нас воскресение, возвратив из ада душу гроба явлением души смерти уничтожить погребением тела привести бездействие тление, явив бессмертие нетлением подобном нашему совершив нам путь разрешив нас, содержимым плену» («Твор. отц.» М. 1853 г., т. 21, стр. 407, 408).

Сошествие Господа в ад св. ап. Петр полагает непосредственно вслед за смертию Его: «Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же Духом: о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда» (1Пет. 3:18, 19). В то время, как пречистое тело почивало во гробе, под печатию синедриона, обоженная душа Христова сошла туда, куда сходили души всех земнородных, лишившихся за грех прародителей райского блаженства, – сошла в темницу духов – ад, чтобы разрушить силу диавола в самой твердыне его и освободить узников, заключенных там от века. По мысли св. отца, «ад не вынес бы пришествия непокровенного Божества», а между тем, все должно было совершиться «по естеству и в самой действительности»: Христу, как человеку, не быть держиму смертию и, как Богу, разрушить державу смерти и ада («Тв. св. отц.» М. 1853 г., т. 2т, стр. 381).

Неисследимая премудрость Божия устроила так, что исконный человекоубийца (Ин. 8:44), великий дракон, древний змий, нарицаемый диавол и сатана, «льстяй вселенную всю» (Апок. 12:9), по выражению св. Григорию Нисского, «схватил приманку плоти, но зацепился за уду Божества» и лишен пагубного владычества («Хр.чт.» 1841 г., ч. 2, стр. 12).

Возвестив на земле радостное благовестие о спасении и пролив Свою кровь в умилостивительную жертву "за грехи всего мира» (1Ин. 2:2), Господь нисшел в ад душою Своею, чтобы и там проповедать победу над диаволом и освободить всех, с верою ожидавших Его пришествия. Он сокрушил «вечные вереи» («Служб. св. Пасхи», утр. кан. п. 6. ирмос) ада и избавил от уз тех, которых по замечанию св. Афанасия Александрийского, «во время жизни их во плоти соблюл благодатиею Своею в вере и благочестии» («Хр. чт.» 1841 г., ч. 2, стр. 96). «Хотя, – как говорит учитель отечественной церкви, – патриархи, пророки и праведники Ветхого Завета не были погружены в глубокой тьме, в которой погрязают неверующие и нечестивые, однако и не выходили из сени смертной, и не наслаждались полным светом: они имели семя света, т. е. веру во Христа грядущего, но только Его действительное к ним пришествие и прикосновение Божественного света Его могло засветить их светильники светом истинной небесной жизни» (Филарет, митр. Московский. «Слова и речи». М. 1848 г., изд. 2, ч. I. стр. 52).

Исполнились пламенные желания ветхозаветных праведников, умерших в вере, но не получивших обетований во время своей земной жизни, издали и в тени прообразов и вещаний пророческих зревших "день Христов» (Ин. 8:56; Евр. 10:1, 11, 12).

Сколько прошло томительных веков ожидания для патриархов и пророков заключенных в месте, откуда, казалось, не было выхода? Явившись среди узников преисподней, Христос, по изображению св. Ефрема Сирина, «видит Адама, обливающегося слезами; видит Авеля, покрытого кровию, как багряницею; видит Ноя, украшенного праведностию; видит Сима и Иафета, украшенных почтительностию к отцу; видит Авраама, увенчанного всякими добродетелями; видит Лота, подвизающегося в гостеприимстве; видит Исаака, цветущего постоянством; видит Иакова, сияющего терпением; видит Иова, подобного борцу, уготовавшемуся на ратоборство; видит Финееса, вооруженного копьем (Чис. 25:7); видит Моисея, посвященного Божиими перстами. Приходит к Навину, и он окружен воинствами; подходит к Самуилу, и он блистает помазанием царей; идет к Давиду, и он погребен со псалтирью; приступает к Елисею, и он облечен в милость. Исаия с радостию показывает главу, отделенную у него пилою. Иона славится спасением Ниневитян; Иеремия умащен тиною из рва; светозарны очи Иезекиилевы от страшных видений; на ногах Данииловых свежи еще лобзания львов; тела бывших в пещи искрятся огнем; дружина Маккавеев окружена орудиями мучений; глава Крестителева сияет усекновением. Видит и св. жен, которые ни в чем не уступили мужам: видит Сарру, сияющую авраамовскою верою; видит Ревекку, процветающую благотворным напоением из водоноса; видит Рахиль, в браке сияющую целомудрием; видит матерь остененную седмью сынами; видит всякого праведника, взирает на всякого пророка, – проповедует: се Аз» («Твор. св. Ефрема Сирина». М. 1859 г., ч. 3, стр. 685, 686).

Ад, узрев, что «человек, как воспевает св. церковь, вмещает в Себе Божество; покрытый язвами – всемогущество, вострепетал при встрече с Ним и погиб от грозного взора» (Служб. вел. субб. утр. кан. п. 4, троп. 3, в русс. перев. см. «Хр. чт.» 1836г., ч. I, стр. 272).

«К Адаму первому, в самые глубины преисподней сошел Адам вторый, обитающий в селениях горних» (Там же, п. 8. троп. 1) и «душа Его, разлучившись с плотию, могуществом Своим расторгла обои узы – смерти и ада» (Там же, п. 4, троп, 2).

Владычество смерти и имеющего державу смерти – диавола (Евр. 2:14) над грешным человеческим родом окончилось: "Святой и Истинный, имея ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворить, затворяяй, и никтоже отверзет» (Апок. 3:7), открыл для верующих двери рая, и неба, заключенные грехом прародителей и, как великой Первосвященник, принесший Себя в искупительную жертву, «вошел в самое небо» (Евр. 9:24) в сопровождении искупленных Им170. (Извлеч. из кн. «Евангельская история о Боге-Слове...», прот. Павла Матвеевского. Спб, 1890 года, стр. 763 – 765).

 

* * *

170

Примеч. Что такое ад? Ад, по-еврейски шеол, означает такое место, которое всех требует к себе, всх поглощает, ничем не насыщается (Притч. 27, 20; Авв. 2, 5); греческое слово ад (αδης) значит место, лишенное света. В Св. Писании слова эти употребляются в разных значениях. а) Иногда ад, или шеол, означает гроб или могилу. Так, когда патриарх Иаков говорит детям своим, что если и с Вениамином случится несчастие, то они сведут старость его с печалию во ад, то под словами: «ад» – «шеол», очевидно, здесь надобно разуметь гроб, могилу, и потому в русском и переведено: во гроб (Быт. 42:38, 44:29). Равным образом, когда говорится: «во аде кто исповестся Тебе» (Псал. 6, 6), то опять под словом «ад», очевидно, разумеется гроб или могила, где покоится прах умершего, который не может исповедовать и славить Господа (см. Псал. 29:10, 87:12, 140:7; Ис. 38, 18). б) Иногда ад означает общее некое место и состояние умерших вообще, без различия праведных и грешных. Так говорится, что и благочестивые по смерти нисходят в преисподнюю (Быт. 37, 35; 1Цар. 28, 19, сн. Авв. 2, 5; Псал. 88, 49) и нечестивые цари и разрушенные иии города и побежденные народы и царства, все нисходят в преисподнюю (Ис. 14, 16; Иезек. 26, 20); что там все равны: цари и вельможи, знатные и низкие, рабы и господа, малые и великие, богатые и бедные (Иов. 3, 13–19; Псал. 88, 48–49; Ис. 14, 9–11). В аду нет света, но вечный мрак и сень смертная (Псал. 48, 20; Иов. 10, 21–22); нет жизни и деятельности, но мертвая тишина и бездействие (Иов. 3, 17–18; Псал. 93, 17; Екклез. 9, 10; Ис. 14, 10); нет отрады, но томление, печаль, скорбь и страдание (Псал. 13, 5; Сир. 14, 17); и потому он представляется некоей темницей (1Петр. 3, 19). в) Иногда в аду, как общем состоянии душ по смерти, ясно дается видеть однако разность состояния праведных и грешных. Тогда как нечестивые и грешные представляются здесь покрытыми вечным стыдом, лежащими наравне с необрезанными, без всяких надежд в будущем (Иезек. 32, 18–32, см. Прем. 3, 18–19), праведники наслаждаются покоем, веруют и призывают Господа, с надеждою ожидая избавления, и они избавляются из ада (Псал. 15:9–11, 13:5–7, 29:4. См. Лук. 18, 7; Апок. 6, 8–11; см. Ос. 13, 14). В Новом Зав. ясно дается видеть, что Господь сходил духом Своим во ад с благовестием о спасении, и избавил оттуда тех, которые с верою ожидали Его пришествия (см. 1Петр. 3:18–19, 4:6; Ефес. 6, 8–10). г) Иногда ад означает и изображает состояние одним нечестивых и грешников. Так, в книге Премудрого Соломона говорится, что души праведных в руке Божией, что жребий их со святыми, что они под особенным покровительством, а о грешниках говорится, что они нисходят в преисподиюю, что они в аду и участь их горькая (Прем. 3, 18 – 19. См. Числ. 16, 30 – 33). У Иова говорится, что ад грешников (Иов. 24, 19; сн. Прем. 2, 25). В Новом Завете говорится, что нечестивый богач по смерти был низведен во ад, а бедный Лазарь отнесен ангелами на лоно Авраама, и общение между ними невозможно (Лук. 16, 19). Покаявшемуся разбойнику Сам Господь сказал: «днесь со Мною будеши в раи» (Лук. 23, 43). д) Наконец, слово „ад“ означает иногда вечное осуждение, вечную погибель и вечное мучение, состояние, на которое осуждены будут, после страшного суда, нараскаянные и отчужденные Богом грешники. Состояние это изображается в Свящ. Писании под разными выражениями, напр. под образом огня вечного, муки вечной, тьмы кромешной, озера огненного, геенны огненной, где червь не умирает и огонь не угасает, где плач и скрежет зубов, где вечная смерть и погибель, и оттуда нет освобождения (сн. Лук. 16, 20–22; Матф. 25, 41, 46; 2Сол. 1, 9–10; Мар. 9, 43–48; Апок. 20:10, 21:8). – (См. „Церк. слов.“ Алексеева 1, стр. 9 – 10; „Зап. на ки. Быт.“ Ч. III, стр. 163; Арх. Мак. «Догм. Бог.» Т. V, стр. 235 и 245; Филар. Черн. „Догм. Бог.“ 2, стр. 159, 452. Сп. „Опыт Библ. словаря собств. имен“ прот. Солярского, стр. 52 – 54).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle