Источник

Часть 11, Глава 3Часть 11, Глава 5

Пятый член Символа веры

3. Объяснение слов: «Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по Писанием, и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием» (1Кор. 15:3, 4).

«Предах, еже и приях». Ничего не вводил (апостол) от своего ума; истина сошла с неба и расходится по земле; мы – передатчики. «Внушает, что в благовестие ничего не должно вводить от себя, и показывает, что из догматов нет ни одного человеческого» (св. Златоуст). «Не сам я изобрел проповедь, и не человеческим последовал рассуждениям; но от Владыки Христа приял учение о сем. Что же приял ты? «Яко Христос умре грех ради наших по писанием». Сие предсказали и пророки, и Исаия взывает: «Той... язвен бысть за грехи нашя и мучен бысть за беззакония наша» (Ис. 53:5).

Язычники с укором всегда обращались к христианам: вы в распятого веруете. Апостолы знали, что убеждение веровать в распятого само себя разрушает, – но однакож с этого всегда начинали слова, не прикрываясь и говоря истину, как она есть. Был на земле человек, и распят: веруйте в Него и спасетесь. Что в Коринфе так было, прежде поминал уже об этом св. Павел, говоря: «не судих... что ведети в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята» (1Кор. 2:2). – А между тем вера все росла, и обняла всю вселенную. Чем прикреплялась она к сердцам?

Тем убеждением, что Христос умер «грех ради наших». Никто не мог скрывать от себя, что он грешен, и что грешнику нет спасения. Слух о смерти, подъятой ради грехов наших, отверзал дверь спасения. В нее и потекли все. Надлежало только уверение возыметь, что смерть та не именуется только смертью грех ради наших, но и действительно такова есть. А что она такова, об этом свидетельствовало воскресение Умершего. Вот златая цепь спасительных истин и убеждений! Вот почему и слово о смерти смело было, и вера в него дерзновенна!

По Писанием: «Крест всем был известен, потому что Иисус Христос распят в глазах всех, а причина не всем была известна; что Он умер, это все узнали, – а что Он претерпел смерть за грехи вселенной, этого многие не знали; посему апостол и приводит свидетельство из Писаний» (св. Злат.). Апостол указывает на Писание, определяя им значение смерти Христовой. «Не станем исчислять порознь всех мест Писания, из которых одни прямыми словами, а другие прообразованиями в них заключающимися доказывают, что Христос умер плотию, и что Он умер за грехи наши. «Ради беззаконий, – говорится в Писании, – людей моих ведеся на смерть... и Господь предаде Его грех ради наших»; и еще: «язвен бысть за грехи наша»« (Ис. 53:8, 6, 5)(св. Златоуст). Слово: «по Писанием» показывает, что так издревле предречено, а древле предречено, потому что Бог так внушал предречь, а Бог так внушал предречь, потому что так положено в предвечном совете. Таким образом, вот куда возносило одно это слово. Дела идут во времени, и определение об них предначертано в вечности. Такое помышление тем паче необходимо было при слове спасительной смерти Господа Иисуса Христа, умершего, яко человек.

«И яко погребен бысть». «Желая показать, что смерть была истинная, а не кажущаяся, как думали некоторые еретики, апостол прибавил и это правило: «и яко погребен бысть». Погребение есть подтверждение действительности смерти» (Экумений). «И яко воста в третий день». И это, говорит, я вам предал: и, как вслед за сим приводит многие свидетельства о Его воскресении, то показывает тем, что в этом проповедь его главным образом состояла, и теперь он поминает о том с тою осо бенно мыслию, чтоб они преимущественно этот предмет восстановили в сознании. – «По Писанием» относится и к: «погребен» и к: «воста в третий день», и сказано не в доказательство истины погребения и воскресения, а в показание значения их, что все это случилось не просто, а по предначертанию предвечному и требует не веры только, но и благоговения, и углубления в созерцание всеобъятного значения сих событий.

Св. Златоуст говорит: «Где же сказано в Писании, что Христос будет погребен и в третий день воскреснет? – В прообразе Ионы, на который указывает Сам Христос, когда говорит: «якоже... бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощы» (Мф. 12:40); в прообразе купины в пустыне: как она горела и не сгорала, так и тело Христово было мертво, но не удержано смертию навсегда; в прообразе змея, бывшего при Данииле: как он, приняв пищу, данную ему пророком, расселся, так и ад, приняв тело Христово, распался, потому что оно расторгло чрево его и воскресло. Если же ты хочешь и в словах слышать то, что видишь в прообразах, то послушай Исаию, который говорит: «яко вземлется от земли живот его» (Ис. 53:8), т. е. Он погребается; и еще: «Господь хощет очистити Его от язвы... и явити ему свет» (т. е. воскресить) (Ис. 53:10, 11); также Давида, который еще прежде (Исаии) сказал: «не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления» (Пс. 15:10). Посему и Павел отсылает тебя к Писаниям, дабы ты знал, что это совершалось не просто и не без причины. Ибо могло ли быть так, если столь многие пророки преднаписали и предвозвестили это» (Из кн.: Толк. 1-го посл. к Кор., еп. Феофана. М. 1876 г., стр. 474–477).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle