Источник

Часть 10, Глава 6Часть 10, Глава 8

Четвертый член Символа веры

7. Всегда имей в уме распятого Иисуса Христа

(Из слова св. Димитрия Ростовского в нед. 13).

Апостол говорит: «не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята» (1Кор. 2:2). Как же можем знать и видеть Иисуса Христа? Не достаточно одними только телесными глазами смотреть на распятие Господне, изображенное на иконе, а нужно главным образом внутренними очами смотреть на Его страдания: ибо Он и теперь страдает, хотя не плотию, а духовно, вторично распинаемый, по слову апостола, грешниками. А как смотреть на Христа умными очами, пусть будет нам образцом преподобный Стефан, о котором пишется в Лимонаре. Три старца пришли к авве Стефану и вели разговор о пользе душевной, но старец молчал. «Что же ты, отче, ничего нам не отвечаешь, – говорят старцы, – ведь мы пришли к тебе ради пользы? Простите мне, братия, – сказал тогда Стефан, – я до сих пор и не разумел даже, о чем вы говорите, но что могу, скажу вам: я всегда – и днем и ночью, ничто иное вижу умом своим, как висящего на кресте Господа нашего Иисуса Христа». Какое дивное богомыслие? Сидит св. отец среди братий, среди бесед человеческих, но умом своим предстоит Христу, распятому на Голгофе, Христа видит, Христу внимает.

Подобным образом к преп. Пимену пришел однажды авва Исаак и, увидя его сидящего в молчании и как бы в исступлении, подождал несколько и, когда тот пришел в себя, спросил: «Скажи мне, отче, где ты был умом своим?» Вынужденный просьбами, Пимен отвечал: «Мой ум быль там, где, стоя при кресте, плакала Пречистая Дева Мария Богородица». Какой добрый пример умозрения! Какое прекрасное умосозерцание распятого Христа! Эти св. отцы насаждали духовный виноград души своей на голгофском холме, на тучном месте, где кровь Христова пролилась, где совершилось дело нашего спасения.

Станем же и мы, грешные, на Голгофе умом своим, посмотрим ни пригвожденного ко кресту, измученного, окровавленного, мертвого и преклоншего главу Господа, посмотрим на Его неизреченную любовь к нам, ибо так возлюбил Бог мир, что такие лютые страдания потерпел за нас. Кто когда-нибудь возлюбил другого так, как Он нас? Кто возлюбил отца, или мать, сына, или дочь, или друга, чтобы пострадать за них так, как Он за нас? Так возлюбил Бог мир. Можно ли найти где лучшую любовь, как Его к нам любовь? «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13). И если бы еще за друзей, это было бы не так дивно, а то за врагов Своих, за грешников Господь наш положил Свою душу, как и апостол говорит: «Составляет... Свою любовь к нам Бог, яко и еще грешником сущим нам, Христос за ны умре» (Рим. 5:8). Так возлюбил Бог мир! О, неизреченна любовь Твоя, Человеколюбче!

Почему же Господь так возлюбил нас? Достойны ли мы такой любви и излияние за нас Его крови? Нисколько: ибо как мы можем быть достойны, будучи Его врагами? Как достойны, когда постоянно прогневляем Его? Как достойны, когда кровь Его драгоценную, за нас излиянную, попираем злыми делами и всегда Ему досаждаем? Но почему же возлюбил нас грешных Бог? По неизреченному милосердию и благости Своей Он еще прежде создания уже возлюбил нас; а зная наперед о нашем падении, предуготовал нам и спасение. Какое неизреченное милосердие и человеколюбие!

И что же Он за это требует от нас? богатства ли нашего: золота или серебра? Ничуть. «Господь мой еси ты, яко благих моих не требуеши» (Пс. 15:2). Чего же? Одной только любви Он требует от нас, говоря: Я тебя возлюбил, люби и ты Меня. Я за тебя биен был, оплеван, по ланите ударен, ты же за это возлюби Меня. Я за тебя терпением венчан, по голове тростию биен, на смерть осужден, ко кресту пригвожден и копием прободен, а ты за это возлюби Меня. За кровь Мою, пролитую за тебя, Я ничего не требую, кроме сердца твоего: «сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23:26), возлюби Меня сердцем твоим.

О, прелюбезнейший Владыка мой! «Готово сердце мое к Тебе, Боже, готово сердце мое... Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя» (Пс. 17:2); только Ты Сам подай мне силы делать то, что велишь и вели, что хочешь; помоги мне любить Тебя и возлюбишь меня. Возлюблю Тя Господи, возлюбившего меня и предавшего Себе по мне. Аминь. (Из твор. святого Димитрия Ростовского.).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle