Источник

Часть 10, Глава 26Часть 10, Глава 28

Четвертый член Символа веры

27. Что означает знамение?

Св. Иоанн Дамаскин учит, что «не только крест Господень, но и самое знамение крестное на челе дадеся нам, якоже израильтянам обрезание: сим бо знамением мы верные от неверных различествуем распознаваемся» (Изл. вер.). Следовательно, показывает во-первых то, верующие во Иисуса Христа, а не язычники; во-вторых, слагая три перста образ Святой Троицы вознося чело, говорим: имя Отца, т. е. испрашиваем у Бога-Отца благих мыслей, так как мысли наши рождаются в голове; когда низводим сердце, Сына, Бога-Сына добрых желаний, желания происходят сердца; изображаем оное персех, то Святого Духа Бога-Духа исполнения на деле этих желаний. Вот важно знамение! После сего спрашивается: надлежит изображать себе?

Древние христиане крестное знамение всегда и везде употребляли с великою верою и глубоким вниманием, как свидетельствует Тертуллиан, христианский учитель, и святой Кирилл (Терт. кн. о кор. гл. 2; св. Кир. огласит. поуч. 12). А ныне святая православная церковь с сокрушением видит во многих из чад своих ослабление веры в истинное крестное знамение и употребление оного без внимания и благоговения.

«Многие незнающие, – говорит св. И. Златоуст, – желая изобразить на себе знамение креста, махают по лицу своему рукою: таковые напрасно трудятся: ибо они, не делая правильно креста на лице своем, сим маханием бесов радуют. А если кто крестится правильно, полагая руку свою на челе и на животе, на правом плече, и потом на левом, то Ангелы, взирая на изображение истинного креста на их лицах, веселятся; и Ангел Господень записывает также входящих в церковь Господню со страхом и верою. И если кто, пришедши в церковь, стоит со страхом, и с умилением творит поклонение образу Божию, то он получит отпущение грехов и милость Божию. Если же без страха, то таковой, больший грех получив, отходит. Потому и мы, вошедши в церковь, будем стоять со страхом, ожидая великой милости в сей век и в будущий от Бога. Ему же слава ныне и присно, и во веки веков155. Аминь. (Из «Пролога», апреля 18 дня).

 

* * *

155

Примеч. О перстосложении для крестного знамения. „Из всех обрядов, изменение которых сочли раскольники и доселе считают изменением самой веры, важнейшим почиталось и почитается у них двуперстное сложение руки для крестного знамения, так что одной отмены этого перстосложения, по их мнению, вполне достаточно для того, чтобы отделиться от церкви, якобы нарушившей посредством такой отмены самое православие, самую веру“. Но нарушение веры произошло бы в том случае, если бы православная греко-российская церковь изменила какой-либо догмат; перстосложение же (какое бы оно ни было) не догмат, а обряд потому, что: а) каждый догмат имеет твердое основание в Слове Божием и в определениях вселенских соборов; между тем сложение перстов не имеет такого основания; мало этого, вселенские соборы, утвердившие догмат троичности и двух естеств во Христе, не задавались даже и вопросом, как слагать персты для крестного знамения. б) Все догматы изложены с совершенною точностию и должны содержаться без малейшего изменения или различия: всякое изменение догмата есть уже ересь. Между тем учение о перстосложении в самых до-никоновских книгах было неодинаково (сравни, напр., в Кирил. кн. л. 179 – 180 и 184 с 236 и в предисловии к Псалтирям, изд. при п. Иосифе свидетельства Феодорита и п. Мелетия с свидетельством пр. Максима Гр.). в) Наконец, перстосложение, как внешний, видимый знак, не подходить под самое понятие догмата, т. е. учения веры, как предмета невидимого. Если же перстосложение не догмат веры, а обряд, то церковь имеет полное право изменить его по благословным винан и даже заменить другим более совершенным (см. напр. 12 и 19 пр. Лаод. соб., 82 пр. Трул. с.). Такое изменение или даже замена одного обряда другим, при правильном исповедании веры и союза с церковию, спасению человеческому не вредит, и потому из-за них, по учению Василия В., „ратоватися и разделятися» не следуеть». Правильность и древность троеперстия. По учению православной церкви, для изображения на себе крестного знамения следует соединить три первых перста правой руки во образ Св. Троицы, а остальные два пригнуть к ладони. Так как во Св. Троицк «несть первое и последнее, ниже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны», то три первые перста должны быть соединены „равноконечно», показывая тем равенство и соединение трех Ипостасей. Такое знаменование троеперстия придает ему большое значение в ряду других обрядов церковных, – потому что догнать Троичности – один из основных догматов христианства, – и побуждает думать, что троеперстие вошло в употребление в глубокой древности. – Так св. Кирилл Иерусалим. (IV в.) говорит, что христиане изображали крестное знамение перстами: „да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем перстами (дактилис) знамение креста на челе и на всем» (Кир. Иерус. 13 оглас. сл.). Хотя здесь и неозначено количество перстов, но так как в греческом тексте слово перстами выражено словом дактилис, т. е. во множественном числе, а не в двойственном дактилин – перстома, то справедливо заключает, что здесь говорятся с троеперстии, а не двуперстии. Такое заключение подтверждается словами св. Ефрема Сирина, писателя тогоже века, который свидетельствует, что в его время крестное знамение совершалось во имя Св. Троицы („Ограждаясь крестным знамением, мы ограждаемся единосущною Троицею» – 105 сл.). Из других свидетельств в пользу троеперстия, более ясных, замечательны следующие: 1) Свидетельство Панагиота (XIII в.). Греческий философ Панагион, укоряя латинян, в присутствии императора Михаила Палеолога и всего двора его, на разные отступления от православия, между прочин спросил азимита: «почто не слагаеши три перста и крестишися десною рукою и не полагаеши на челе твоем и на десную грудь и одеваешися оружием Христа моего, но твориши крест с обоими персты, и воображение креста твоего зрит вон. Вместо еже бы ся сим одеяти; а ты ся свлачишь животворящего креста» (Ч.-Мин. Макар. за июнь, л. 672, Кир. кн., л. 236). 2) Свидетельство тодиакона Дамаскина (XV и нач. XVI в). Солунский иподиакон Дамаскин Студит, бывший впоследствии митроп. солунский, в одном из своих поучений говорит: каждый благочестивый христианин для крестного знамения «первее убо да совокупить три своя персты за Святую Троицу: великий перст и другие два сущая близ его: таже первее убо да положит ю на челе своем, второе на чреве своем, третие на правем раме и четвертое на левон» (в подлин. у Льва Алляции, в кн. Фисаврос (Сокровище), напечат. в Венеции в 1563 г,, в Скриж. л. 773). 3) Александрийский патр. Мелетий Пигас (XVI в.) также свидетельствует, что греки в его время изображали на себе крестное знамение тремя перстами во имя Св. Троицы. В его сочинении, под названием „Xristiano`_s orto'do_kso_s« (православный христианин), написанном не позднее 1587 г., рассказывается, что один молодой грек во время разговора с каким-то иностранцем сказал, что у них для крестного знамения употребляются три перста и что крест, которым осеняет себя каждый православный христианин есть образ или символ веры во Святую Троицу. Когда же последний спросил, почему образ креста служит знаком веры во Святую Троицу, то он ответил: „потому, что мы начертываем образ креста, подъемля три срасленные перста едимой руки», или: „потому, что мы совокуаляем три соединенные перста единой руки, когда хочем сделать крест: и одна рука есть знак единого Божества, а три перста – знамение трех ипостасей“ (Вып. Озер. ч. II, стр. 344). Отсюда видно, что при п. Мелетии на Востоке употреблялись три перста срасленные, соединеиные. Такие прилагательные указывают на три перста, один подле другого растущие, один с другим соединенные; значнт на три первых перста. 4) Ясное свидетельство о троеперстии находится также в сочинения грека Христофора Ангела, жившего в начале ХИII в. Он пишет: «когда греки входят в церковь, каждый идет на свое место... и соединяет три перста правой руки, т. е. первый перст, второй и третий, вместе, знаменуя, что Бог есть Св. Троица»... (Вып. Озер. ч. II, стр. 345 – 6). 5) В „Православном исповедании» Петра Могилы, подписанном всеми восточн. патриархами, также повелевается слагать для крестного знамения три перста. Вопрос 51: „како долженствуем знаменатися знамением честного и животворящего креста? Десною рукою подобает творити крест, полагая на челе твоем при великие персты и глаголати: „во имя Отца»; и тогда низводи руку ни перси тем же образом и глаголи: «и Сына»; и оттуда на десное рамо, глаголя: „и Св. Духа», преводя даже до левого. И егда знаменуеши тя самого святым сим знамением креста, подобает совершати словом сим: «аминь» (Правосл, испов. II. Могилы, ч. И, вопрос 51). 6) Наконец, доказательством троеперстия служит рассказ Арсения Суханова в его „Проскинитарии», что греки крестятся тремя перстами. Что касается употребления троеперстия в России, то несомненность его доказывается многими ясными свидетельствами. а) Самое древнее свидетельство в наших книжных памятниках относится к концу XIV или началу XV в. и находится в так называемом «Паисиевском сборнике» (библ. спб. д. ак. № 4 – 1081). В одной из статей этого сборника, среди разных анафематств, написано: „аще кто не крестится треми персты, да будеть проклят». б) Другое письменное свидетельство находится в житии преп. Александра Ошевенского, написанном в 1567 г. Составитель жития, ученик преп. Александра, иеромонах Феодосий, рассказывает о видении ему преподобного во сне, после которого он пронулся и заметил, что десная его рука ослабела. Три же перста верхних, говорит он: едва возмогох вместо содвигнути, иже на лице своем крестное знамение воображати; два же перста нижних ко длани прикорчишася« (Вып. Озер. ч. II, стр. 347). в) Есть указание на троеперстие и в старопечатных книгах. Так в Б. Катихизисе на вопрос, как следует полагать на себе крест и знаменаться им дается такой ответ: «сице знаменаемся им: сложивше убо три персты десная руки, и возлагаем на чело, таже на животе и на десное на левое рамо» (л. 5 об.). В М. Катехизисе, напеч. в Киеве в 1645 г., также повелевается полагать на себе крестное знамение „рукою правою, три палыцы зложивши“. г) Наконец, если обратимся к вещественным памятникам, то и в них найдет свидельства в пользу троеперстия. В киевских пещерах нетленно почивают мощи св. подвижников 11 – 12 вв., именно: преп. Ильи Муромца, Иосифа Многоболезненного, Алипия иконописца, у которых три первых перста правой руки соединены хотя не равно, но вместе, а два последние – безыменный и мизинец пригнуты к ладони, и преп. Спиридона просфорника, у которого три первые перста соединены даже совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони. В Мрсковском Успенском соборе над ракою св. Феогноста находится икона ростовских святителей: Леонтия, Исаии и Игнатия, стоящих в молитвенном положении. У свят. Леонтия и Игнатия (у Исаии правая рука скрыта за св. Леонтием) правые руки изображены с явственным троеперстным сложением. Такая же икона находится в ростовском соборе на одном из столбов в числе древних мелких икон. Там же ест икона ярославских чудотворцев: на ней у св. кн. Константина правая рука сложена троеперстно. В рукописной лицевой Псалтири, подаренной боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1594 г. в Соловецкий монастырь и хранящейся в библ. казан. д. академии, есть несколько изображений святых с троеперстным сложением (л. 88 об. и 114). Возражения против правильности троеперстия. Чтобы доказать неправильность троеперстия, раскольники утверждают, что 1) крестящиеся троеперстно не исповедуют будто бы двух естеств в Иисусе Христе. Действительно, по толкованию константинопольского п. Паисия и отцов собора 1667 г., в троеперстном сложении символа двух естеств нет: по выражению отцов собора, „два перста праздны» (Послан. Паис. в Скриж., Деян. соб. 1667 г., стр. 6). Но умолчание о каком-либо догмате в каком-нибудь частном случае не есть неисповедание этого догмата, а тем более отвержение его. Молящиеся двуперстно выражают в сложении перстов также не все догматы; но значит ли это, что они их не исповедуют? Что православная церковь исповедует догмат о двух естествах в Иисусе Христе, это видно из содержимого ею символа и из церковных песней, „Не во двою лицу разделяемый, но во двою естествунеслитно познаваемый», воспевает она в догматике 6 гласа. 2) Раскольники называют троеперстие печатью антихринста. Но опят несправедливо: а) по словам св. Ефрема Сирина, когда мы ограждаем себя единосущною Троицею, то попран будет змий (т. е. антихрист) (105 сл.). Каким же образом может быть печатию антихринста то, что его попирает? б) Печать антихриста будет постоянно находиться на принявших ее (Б. Соборн. л. 134); а рука слагается троеперстно не постоянно, а только тогда, когда совершается крестное знамение; в) наконец, принявшие печать антихриста не в состоянии будут изображать крестное знамение. Из них „никтоже честный и животворящий крест сотворит десною своею рукою на челе, но связана руна его будет» (Соборн. л 131 на об.). А слагающие руку троеперстно ограждают себя таким же животворящям четвероконечным крестом, каким ограждают себя слагающие руку двуперстно. – (Извлеч. в сокращ. из кн. „Руковод. по облич. русск. раскола“... Изд. 2-е, К. Плотников, стр. 94 – 106).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle