Источник

Часть 10, Глава 16Часть 10, Глава 18

Четвертый член Символа веры

17. О кресте Христовом

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Так возглашает св. церковь в неделю крестопоклонную, призывая верных чад своих воздать должное поклонение честному кресту Христову и чрез сие прославлению преславного Его воскресения.

Почему крест Христов достопоклоняем и достопочитаем?

Потому во 1) что на нем был распят Христос, Царь и Господь (Ин. 19:17, 19, 25, 31; Мф. 27:40 и др.), искупивший нас через Свои крестные страдания от греха, проклятия и смерти, тяготевших над родом человеческим. Пригвоздивший ко кресту дерзновенный адамов грех, Он разодрал (уничтожил) и согрешений наших рукописание (Кол. 2:14), примирил Бога с человеком Христом (Еф. 3:16; Кол. 1:20; Ин. 14:27), в чем и проявилась безмерная любовь Божие к падшему человечеству. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяк верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

2) Здесь на кресте совершилась победа над диаволом, врагом спасения рода человеческого. Чрез крест Христов разрушены его козни и сокрушены врата адова, и связанные греховным пленом получили свободу и право называться сынами Божиими и членами церкви Христовой (Мф. 12:20; Лк. 11:21, 22; Ин. 1:12; Кол. 2:15; 2Кор. 6:16).

3) Крест Христов есть победное знамение церкви Христовой, ибо силою креста Христова побеждаются враги видимые и невидимые. Крест Христов есть божественное оружие к отгнанию всякого врага и супостата (1Кор. 1:18; Лк. 1:71–74; Мф. 22:44).

4) Крест Христов есть начало и конец нашего спасения (Ин. 3:16, 17, 36). Без креста мы не христиане, мы не члены церкви Христовой, мы же сыны Божии. Для креста мы рождаемся, с крестом живем и с крестом умираем (Мф. 10:38, 16:24, 28:19; Лк. 14:27; Мк. 10:21, 16:16). Крест Христов есть наша броня, или одеяние, в которое мы должны облекаться (Мф. 20:22, 23; Мк. 10:38, 39; Лк. 12:50) вовремя нашего земного подвигоположничества, чтобы тем сразу отличаться от всякого иноверного или неверующего (Апок. 7:3; Иез. 9:4).

5) Крест Христов есть хвала для христианина и грозное наказание для отвращающихся или гнушающихся креста Христова, для отпадающих из-за него от церкви Христовой и для врагов Божиих (Гал. 6:14, 24; 1Кор. 1:18; Евр. 13:13, 6:6; Флп. 3:18).

И, наконец 6) крест Христов есть страшное знамение в день страшного и окончательного Суда Божия для всех противников имени Христова (антихристов) (Мф. 24:30).

С значением креста Христова тесно связан вопрос о его форме и изображении крестного знамения рукою. Форма креста Христова в разное время изображалась различно, и древнейшая из них несомненно та, которая употреблялась у римлян язычников для распинаемых на крестах. По некоторым свидетельствам она была трехконечная и очень походила на изображение греческой литеры (Т). А у христиан – та, которая сохранилась и до нашего времени. Эта форма двух видов креста: прямого (†) или четвероконечного и восьмиконечного. И то и другое изображение креста Христова свято и достопочитаемо в силу распятого на кресте Господа Иисуса. Но думаем, самую вернейшую и правильнейшую форму креста Своего показал нам собою Сам распятый на кресте Христос Спас наш, распростерший Свои пречистые руки и через то как бы привлекший обоя (т. е. иудеев и язычников) к примерению с Богом и спасению через Свои крестные страдание, смерть и воскресение. (См. Ж. Лук. I, 71 – 74; I. Хр. по ев. и нар. пред. Скворцева. Киев 1876 г., стр. 205. У Фаррара «Жизнь Иисуса Христа» пер. Лопухина, стр. 436. 1885 г.).

Что касается изображения крестного знамения рукою на челе и персях в форме креста Христова, то оно восходит ко временам апостольским. По свидетельству Тертуллиана и Василия Великого, уже во ІІ в. христиане изображали знамение креста на своем челе при начале каждого нового дела, когда входили в дом или выходили из дома, когда одевались, садились за стол, отходили ко сну и проч. Со времен апостольских крестное знамение употреблялось при богослужении и совершении таинств. У евангелистов (Мф. 19:13, 15, 28:18–20; Мк. 16:16, 17; Лк. 24:50) встречаем указание на образ совершение крестного знамения, а в Ветхом Завете встречаем прообраз сего в крестообразных действиях и сложениях рук (Исх. 12:7, 13; Числ. 21:5–9; Иез. 9:4; Ин. 3:12). Апостол Павел, сопоставляя ветхозаветный прообраз с новозаветным образом, заповедует в послании к Тимофею (1Тим. 2:8) употребление при молитве воздеяние рук с крестным знамением, что и служит знамением победы Христа над диаволом посредством креста. Несомненно, что и сами апостолы употребляли крестное знамение, благословляли крестным знамением во имя Иисуса Христа (См. о перстосл. для крест. знам. и благосл. Беседы Никанора архиеп. Херсонск. Спб. 1890, стр. 5, 59 и д.).

Ношение креста Христова на шее также очень древне. Оно восходит к первым временам христианства и есть несомненно видимый знак принадлежности ко Христу и Его церкви, а с другой стороны есть знак и ограждение себя той невидимой и спасительной силой, которая побеждает диавола, смерть и всякое зло. Все это можно видеть из истории мучения св. Ореста, который, нося изображение креста Христова на шее, исповедовал тем самым свою принадлежность к церкви Христовой и Христу, и, находясь на служении среди войск языческих (при Лисии), не боялся врагов своих видимых и невидимых, и, вооружившись силою креста Христова, не устрашился смерти, и принял мученический венец, как победное знамение над врагами спасения (Четьи-Минеи изд. 1838 г. М. дек. 13 д. кн. 1, л. 80). Святая церковь, освящая это спасительное знамение для ношение на груди, молится, да будет оно всякому, на себе носящему, защищение и соблюдение от всякого зла, души и телу спасительное, и в умножение в нем духовных даров и христианских добродетелей, да будет исполнено оно силы и крепости к прогнанию и разорению всякие, диавольские козни, в защищение души и тела от лица врагов видимых и невидимых и от всякого зла.

В Свящ. Писании крестом называются различные бедствия и страдания, которые терпеливо переносят праведники во славу Божию и через то соделывают свое спасение (Мф. 16:24, 24:9; Мк. 13:9; Лк. 14:26; Ин. 15:20, 16:1, 2; 2Сол. 1:4, 5; Апок. 3:19).

Итак, вот почему крест Христов достопочитаем. Приидите вси вернии, поклонимся честному кресту Христову!152 (Из журн. «Воскресный день» 1893 г. № 8-й, стр. 118 – 119).

 

* * *

152

Примеч. о четвероконечном кресте. В силу важного значения страдай и смерти Спасителя св. церковь всегда почитала и почвтает орудие Его страданий – честный крест. Если есть где-либо хотя малейшая частица древа креста Христова, чада православной церкви с умилением покланяются ей, лобызают ее и берегут как величайшую святыню. Вместе с этим они поклоняются и подобиям креста Христова, сделанным из дерева или металла, или написанным красками, потому что они (подобия креста) напоминают страдания Спасителя и имеют в себе такую же благодатную силу, как и тот крест, на котором был распят И. Христос. Очевидно, православная церковь почитает крест не ради количества концов, а ради воспоминания страдания Господня, поклоняется в веществу крестному, yе четырем только или восьми концам, но Господу И. Христу, распятому на кресте. „Кланяемся образу честного и животворящего креста, говорит св. Иоанн Дамаскин, аще и из иные вещи будет, не веществующе, – да не будет! но образ, яко Христов символ» (I. Дам. кн. 4, о вер., гл. 12), а в другом месте: „образ Христова крествования видевше и спасительного страдания в воспоминание пришедше, падше покланяемся не веществу, но образуемому“ (там же гл. VII). Согласно с таким взглядом православная церковь одинаково почитает и четвероконечный и восьмиконечный крест. На православных храмах, на священных сосудах и облачениях находится и тот, и другой вид креста. Раскольники же утверждают, что истинным и животворящим крестом Христовым называется лишь крест 8-конечный, т. е. состоящий из прямого древа, поперечного древа, титла и подножия. На этом кресте, по их мнению был распят И. Христос; этот вид креста Он освятил Своею кровию. Четвероконечный же крест не есть истинный Христов крест, а крыж латинский, и потому православная церковь, почитая его, поступает несправедливо, вопреки учению отцов церкви и церковному обычаю. Никон, по словам Никиты Пустосвята, почитанием этого креста непорочную во Христа веру нарушил». Некоторые же из расколоучителей дошли до такого ослепления, что признали четвероконечный крест печатию антихриста. Такое учение явилось у раскольников давно: Находится оно в сочинениях первых расколоучителей (Никиты, Лазаря, инока Авраамия, в Соловецкой челобитной, а особенно оригинально изложено у Аввакума) и подробно раскрыто к „Поморских ответах». Долгое время держались его все без исключения раскольники. Но образовавшееся в ХVIII в. согласие дьяконовцев оставило учение родоначальников раскола и признало четвероконечный крест. Тоже сделали впоследствии и поповцы, принявшие «Окружное послание». 1) По мнению раскольников, четвероконечный крест не есть истинный, Христов крест, а крыж латинский, и потому не заслуживает чести и поклонения. Но такое мнение их совершенно несогласно с учением отцов церкви, которые ясно свидетельствуют, что четвероконечный крест есть истинный крест Христов. Так преп. Ефрем Сирян называет животворящим тот крест, который мы полагаем на себе, значит, четвероконечный. Он пишет: „вся уды животворящим крестом утверди». Он же далее называет этот крест истинным крестом Христовым, говоря: „сей бысть водружен на месте лобнем», и ниже: «сим оружием драгим Христос Бог наш разверзе всенесытую адову утробу» (Сл. 102 о похв. кресту). Св. Афанасий Вел. свидетельствует, что кресту, от двою древу сложенному, следует поклоняться: „Образ крестный от двою древу совокупляюще. Внегда кто нас укорит от неверных, яко древу кланяющеся, можем обе древе разлучивше и образ крестный разрушивше, сия непщевати праздна древа и неверному заградити уста, яко не древо, но образ крестный почитаем“ (Вып. Озер. т. II, стр. 250 в Скриж. 1656 г., л. 51). В Ч.-Минее под 7-н мая находится следующий рассказ. В 351 г., в царствовании императора Констанция, в святую пятидесятницу, 7 мая произошло необычайное событие: около третьего часу дня над горою Голгофой явилось на небе знамение креста Господня, блистанием своим превосходившее самое сияние солнца. Это знамение простиралось от Лобного неста до горы Елеонской (ок. 2 вер.), „и согласоваше крестная широта долготе своей“. Очевидно, крест, явившийся на небе, имел вид четвероконечный с равныии сторонана; нежду тен, он был покваан людям Самим Богом (Другие свидетельства см. в Вып. Озер. ч. II, стр. 251 – 271 и в брош. Арсеньева: „О равночестном почитании св. креста четвероконечного и осьниконечного». Изд. Брат. св. Петра митрополита). 2) По мнению раскольников, четвероконечный крест есть новшество, введенное патр. Никоном, но не то говорят вещественные памятники древности. В них наряду с восьмиконечными и шестиконечныни крестами не мало встречается и четвероконечных крестов. Так в константинопольскон Софийском соборе, обращеннон в турепкую мечеть, во многих местах на колоннах и стенах вырезаны на мраморе четвероконечные кресты, сохранившиеся в целости и до настоящего времени. В алтаре московского Успенского собора находится так называемый корсунский крест четвероконечный. В Киево-Печерской лавре хранится византийской работы медный крест четвероконечный преп. Марка Пещерника (XI в.). На Успенском соборе во Владимире (на Клязьме), построенном в 1158 – 60 г., крест четвероконечный, а внутри его есть фресковые изображения одного креста восьниконечного, одного шестиконечного и 2 четвероконечных. В том же Владимире на Дмитриевском соборе (постр. в 1194 г.) крест четвероконечный, и на трех наружных стенах (западной, южной, и северной) находятся выпуклые изображения святых, в десницах которых изображены кресты четвероконечные. На новгородском Софийском соборе и на многих других древних храмах новгородских кресты четвероконечные. В раскопках Херсонеса найдено много церковных мраморных круглых колонн, капителй и частей иконостасов, на которых изображены выпуклые кресты, все четвероконечные. Херсонес запустел в конце ХIII или нач. XIV в., а колонны капители и части иконостасов были сделаны, конечно, в цветущее время и потому много раньше XIII в. На московском Благовещенском соборе, построенном при Иоанне Васильевиче в 1488 г., крест четвероконечный. (Другие свидет. см. в Вып. Озер. ч. II. стр. 273 – 279 и в брошюре Арсеньева). Несмотря на столь ясные и многочисленные доказательства, раскольники не соглашаются признать четвероконечный крест истинным крестом Христовым, а называют крыжем латинским и говорят, что в России он почитаем не был. В доказательство того, что четвероконечный крест не почитался в России, раскольники ссылаются на рассказ о прибытии папского легата Антония в Москву, с царевною Софьею, помещенный в Никоновой летописи. Здесь говорится, что когда легат входил в Москву а лред ним несли креспгь, данный папою для болыней почести, то митр. Филарет, спрошенный по атону поводу Ешяаен Иоаннон Васильевичем III, сказал: ане мошно тому быти, еже в град сей ему внити, но и приближитися. Аще ли же тако учинишь, почтите его хотяй, то он во врата граду, и яз отец твой, другими враты из града... Слышав же сия князь великий от святителя, посла к тону лягатосу, чтоб не шел пред ним крыж, но повеле скрыти его“ (Ник. лет., ч. 6, стр. 49 – 50). Но здесь, очевидно, оказано не уважение не ко кресту, а легату, который несением креста пред собою хотел доставить себе и своей церкви почесть. 3) Наконец, раскольники говорят, что четвероконечный крест есть печать пнтихриста. Но такое мнение не имеет для себя ни малейшего основания ни в Св. Писании, ни в творениях отцов и учителей церкви, и есть не более, как нечестивая хула на честный и животворящий крест Господен. По словам св. Ипполита, папы римского, св. Ефрена Сирина, имеющий на себе печать актихриста не будет в состоянии изобразить на себе крестное знамение, но связана рука его будет (Б. Собор., л. 131, Ефр. Сир. сл. 105, л. 298). Между тем каждый из православных христиан изображает на себе крестное знамение. Св. Ипполит говорит: „даде Господь знамение иже в него верующим честный крест, и той (антихрист) подобне даст свое знамение» (л. 127 в Б. Собор.) и далее: «вси уклонишася от Бога и лестцу (антихристу) вероваша, приемше начертание скверного богоборца, вместо животворящаю креста Спасова (л. 133 об.) Отсюда, ясно, что печатию антихриста будет не животворящий крест Спасов, а начертание скверного богоборца, или, как говорит Иоанн Богослов, начертания, или имя зверя, или число имени его (Апок. 13, 17). Наконец, если четвероконечный крест – печать антихриста, то почему раскольники знаменуются этою печатию? Раскольники возражают: 1) почитая крест четвероконечный и восымиконечный правосл. церковь почитает два креста Господня. – Нет. „Как икона Христова, полная ли она, представляющая весь образ тела до ног, или сокра-щенная, напр., поясная, либо представляющая только существенную часть образа, лице, напр., на образе нерукотворенном, всегда есть одна икона единого Христа и равно почитается: так и крест Христов, полный ли ок или сокращенный, каков есть четвероконечный и равноконечные, всегда есть один крест единого Христа, и равно почитается в православной церкви“ (к. Филарет). Притом же, если православные, почитая крест восьмиконечный и четвероконечный, почитают два различных креста, то и раскольники, почитая кресть восьмиконечный и шестиконечный, почитают также два креста. 2) Четвероконечный крест, говорят раскольники, не имеет силы сам по себе, а получает освящение от осенения его рукою священника. Неправда. Священник осеняет рукою и, стало быть, освящает не самый крест, а одежду или какой-либо другой предмет, имеющий на себе знамение креста. Раскольники не сомневаются в святости восьмиконечного креста, а между тем священник осеняет рукою предметы, имеющие и этот вид креста. На кадиле напр. при патр. Иосифе был крест восьмиконечный, а на просфорах печать восьмиконечного креста, но священник во время литургии должен был благословлять их (см. Иосиф. Служ. 131 л. на об., 127, 160 и 168 л.). – (Извлеч. с сокращ. из кн. „Руководство по обличению русского раскола“. Изд. 2. К. Плотникова, стр. 138 – 148).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle