Источник

Часть 10, Глава 11Часть 10, Глава 13

Четвертый член Символа веры

12. Страдания и смерть Иисуса Христа суть истинная жертва

Вся земная жизнь Иисуса Христа есть умилостивительная жертва за грехи мира, но преимущественно Его страдание и смерть суть истинная жертва для искупление людей (Евр. 7:27, 10:8–11). В страданиях и смерти Иисуса Христа открывается не только высочайший пример послушание и самоотвержение, но они суть истинная жертва спасения. Через Свои страдания и смерть Иисус Христос удовлетворил правде Божией, примирил человека с Богом, и открыл в них ему источник оправдания и освящения. Иисус Христос Сам свидетельствует, что предал Себя на смерть для искупление людей. «Сын человеческий не прииде, да послужат ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20:28 сл. 1Тим. 2:6; Кол. 1:14; Еф. 1:7). «Достоин еси прияти книгу и отверсти печати ея, яко заклался и искупил еси Богови нас кровию Своею» (Апок. 5:9; Мф. 26:28; 1Ин. 1:7, 2:2; Евр. 9:13, 14).

Апостолы свидетельствуют, что Иисус Христос Своею смертию восстановил падший род человеческий и примирил его с Богом: «врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его» (Рим. 5:10; сл., 2Кор. 5:19). «В нем благоизволи всему исполнению вселитися, и Тем примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его, чрез него, аше земная, аще ли небесная» (Кол. 1:19, 20; сл., Ин. 11:50, 51; Еф. 1:9, 10, 2:13–15); что Иисус Христос Своею смертию оправдывает человека и дарует ему вечную жизнь. «Не ведевшего... греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о нем» (2Кор. 5:21 сл., Рим. 3:21, 4:6, 5:10); что смерть Иисуса Христа есть для верующих источник освящение и всех благодатных даров Божиих. «Той есть очищение о гресех наших, не о наших... точию, но и всего мира» (1Ин. 2:2). «Иже... своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть его: како убо не и с Ним вся нам дарствует?» (Рим. 8:32).

Святой Климент Римский пишет: «Будем внимательным взором смотреть на кровь Христову и рассуждать, как драгоценна для Бога кровь Того, Который пролитием ее всему миру приобрел благодать обновления»146 (1Кор. 7). – (Из кн. «Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви», Платова, архиеп. Костромского, изд. 2. Москва, 1870 г, стр. 105–107).

 

* * *

146

Примеч. Что крестные страдания и смерть И. Христа имели целию собственно не подтверждение истинности проповеди Его, как утверждает хр. Толстой с голоса неверующих и произвольно истолковывающих евангильский текмт писателей, но искупление грехов и вины человечества пред Богом, в пользу этого ясно и убедительно говорят многие слова Самого же Спасителя, Его непосредственных учеников и самых первых церковных писателей. Приведем лишь самое необходимое из относящегося сюда. Евангелисты повествуют о следующем важном и знаменательном событии, совершившееся во время „тайной вечери“. Господь И. Христосе, преподав Своим ученикам преломленный Ин хлеб, сказал: сие есть тело Мое, которое за вас предается (Лук. 22, 19). Взявши же чашу с вином, И. Христос сказал: сие чаша ест новый завет в Моей крови (Лук. 22, 20) . В лице учеников И. Христос говорит здесь, как и во многих друтаи случаях, всем людям. Под преданием Своего тела и пролитием Своей крови он, очевидно, разумеет крестную свою смерть и пролитие Своей крови в страдальческие и. последние часы Его жизни. Что эта безмерно-великая жертва, привесенная И. Христом из беспредельной любви к людям, должна снять с них тяжкое бремя грехов и вины их пред Богом и открыть им сыновний доступ к Нему, видно и из следующих слов И. Христа. Когда Я вознесен буду от земли, говорит Он, всех привщ к Себе (Иоан. XII, 32). Что здесь идет речь именно о крестной смерти Спасителя, видно из слов евангелиста, непосредственно следующих за приведенным изречением Богочеловека. Сие говорил Он, замечает евангелист, давая разуметь какою смертию Он умрет (Иоан. XII, 33). Привлечение же людей к Богочеловек;, воплотившеиуся Единородному Сыну Божию, не ыожет, само собою равумеетц означать ничего другого, кроме искупление людей и нравственного усыновлеиня ип Богу Отцу. Спрашивается: откуда же ваял гр. Толстой, будто бы И. Христоп указывал в Своей крестной смерти лишь подтверждение истинности Своего учения? Очевидно, это – плод своекорыстных измышлений нашего писателя. Строто говоря, учение И. Христа, если его понимать согласно толкованию гр. Толстого, даже и не требовало, чтобы подтверждать его таким образом... Что слова Спасителя о значении и цели Его крестной смерти нельзя понимать иначе, чем каков их прямой смысл, видно из многочисленных изречений о ней св. апостолов. Все они единогласно придают крестной смерти I. Христа искупительное значение. Но нарочито ограничимся приведением относящихся сюда слов только на I-го Соборного послания ап. Иоанна. Кров 1. Христа, говорит он, очищает нас от всякаю греха (Иоан. I, 7). И. Христос, по словап ятого же апостола, есть умилостивление не только за наши грехи, но и за грехи всего мира (Иоан. II, 2). Из самых, первых церковных писателей сошлемся тоже на слова лишь некоторых. „Для того Господь предал тело Свое на смерть, говорит апостольский муж Варнава, чтобы мы получили отпущение грехов и осветились чрез окропление кровию Его (в „Писаниях мужей апостольских“, стр. 41). И. Христос, по словам св. Игнатия Богоносца, умер за нас, чтобы мы, уверовав в Него, избежали смерти (Ibid. стр. 396). Так рассуждали о назначении и цели крестной смерти И. Христа все писатели и учители православно-христианской церкви в течение всех веков ее существование (Сн. кн. „Основныя религиозные начала гр. Л. Толстого», А. Гусева, Казань, 1893 г., стр. 381 – 2).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle