Источник

Часть 10, Глава 12Часть 10, Глава 14

Четвертый член Символа веры

13. Объяснение вменяемости крестных заслуг Христовых падшему человечеству

Каким образом крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти. Слово Божие объясняет нам это через сравнение Иисуса Христа с Адамом.

а) Адам есть глава всего человечества в естественном отношении, так как от него произошли все люди: Иисус Христос, как Основатель благодатного Царства, есть глава нового общества людей, соединенных с Ним чрез веру в Него.

б) Чрез Адама все люди подверглись греху, проклятию и смерти; через Иисуса Христа, как новую главу свою, все истинно верующие в Него освобождаются от рабства греха и последствий его.

в) Адам, родоначальник рода человеческого по плоти, был простой человек; Иисус Христос – глава нового человечества, есть Богочеловек, искупительная заслуга Которого пред Богом имеет безмерно великое значение. Принесши Себя в жертву за людей, Иисус Христос, как Богочеловек, вполне удовлетворил правосудию Божию за грехи всего мира. Приняв на Себя проклятие и смерть, Он не только освободил от них верующих в Него, но и обновил самую природу их, сообщил им новую, благодатную жизнь, и все дары Св. Духа.

Поэтому апостол говорить, что плоды искупление, совершенного Иисусом Христом, несравненно выше последствий греха и осуждение. «Аще бо единого прегрешением смерть царствова единем, множае паче избыток благодати и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единем Иисус Христом» (Рим. 5:17)147.

Священное Писание ясно свидетельствует об избавлении верующих в Иисуса Христа от греха, проклятие и смерти чрез Его крестную смерть.

Так об избавлении от греха апостол говорит: «о Немже имамы избавление кровию Его... оставление прегрешений, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7)148.

Об избавлении от проклятия: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» (Гал. 3:13)149.

Об избавлении от смерти: «Понеже... дети, приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работь» (Евр. 2:14, 15)150.

 

* * *

147

Если преступлением одного (т. е. Адама), смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности (т. е. верующие во Христа) будут царствовать в жизни посредством единого I. Христа, – т. е. если смерть, вошедшая в мир чрез грех первого человека, сделалась господствующею между людьми, то тем более благодатная жизнь, получаемая чрез веру в Сына Божие, сделается господствующею между верующими, так как Спаситель мира, Лицо Божественное, бесконечно выше человека, а след. и плоды Его искупление несравненно выше последствий греха человеческого. Остановимся на этом подробнее и спросим: каким образом крестная смерть И. Христа избавляет нас от греха, проклятие и смерти. На этот вопрос мы получим ответ тогда, когда поймем значение следующих слов ап. Павла: аще бо единого прегрешеним смерть царствова единем, множае паче избытою, благодати и дар правды приемлюще, в жизнит воцарятся единем Иисус Христом. Эти слова поясняют, как совершается, что от одного люди принимают лишение, а от другого избытки дароваеий. Как же? Чрез общение с тем и другим. Там естественно, происходя от одного человека, наследуют от него грех, а чрез грех и смерть, так что смерть является царствующею в роде нашем чрез одного. Здесь верою сочетаваясь с Господом И. Христом и приемли от Него новую жизнь, чрез таинственное возрождение приемлют вместе с тем все сокровища благодатей, а Нем сокрытые, так что не жизнь только в них является царствующею, по они сами облекаются в царственное состояние в жизни: жизнь всех преисполняет чрез единого Господа И. Христа, потому что Он, яко Бог, есть источник жизни и всяких благ податель. Преизбыток благодатей в Нем, быв приемлем верующими, не только отнимает все лишение, от первого согрешившего к нам перешедшие, но исполняет вместо того всякими благами. Св. Златоуст говорить на это: «что вооружило смерть против всех людей? То, что один ив них вкусил от древа. Ежели смерть приобрела такую силу чрез преступление единого, то, как скоро найдутся люди, которые получили благодать и праведность, несравненно превосходящие оный грех, могут ли они оставаться повинными смерти? Посему не сказал здесь апостол: благодать, но избыток благодати. Благодатных даров сообщено нам не столько, чтобы истребить только грех, но гораздо больше. Мы освобождены от наказание, совлеклись всех злых дел, возрождены свыше, воскресли по погребении ветхого человека, искуплены, освящены, введены в усывовление, оправданы, стали братъями Единородного, соделались Его с наследниками, совокупились с Нин в одно тело, соделались Его членами, соединились с Ним, как тело с головою. Все сие Павел наименовал избытком благодати, доказывая тем, что мы получили не только врачество, исцеляющее нашу рану, но здравие, красоту, честь, славу и такие достоинства, которые гораздо выше натлм природы. Каждый из сих даров мог бы сам по себе истребить смерть; когда же все они стекаются вместе, тогда смерть истребляется с корвем, тогда и может уже появиться ни следа, ни тени ее. Представь, что заимодавцу задолжал кто-нибудь десятью оволами, и он ввергает в темницу не только самого должника, но даже жену его, детей и слуг; но приходит другой и не только вносит те десять оволов, но и еще дарит 10.000 талантов золота, ведет узника в царский дворец, сажает на самом почетном месте, осыпает его почестями и отличиями. Точно так случилось с нами! Христос заплатил гораздо большие, нежели чем мы были доляны; Его уплата в сравнении с долгом то же, что безмерное море в сравнении с малою каплею. – Итак не сомневайся, человек, видя такое богатство благ не любопытствуй знать, как потушена искра смерти и греха, когда на нее, пролито целое море благодатных даров. Сие самое разумеет Павел, сказав, что приявшие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни». (Составл. по кн.: „Толкование послан. ап. Павла к Римлянам еп. Феофана изд. 2. Москва. 1890 г. стр. 320 – 324).

148

В нем, или чрез Него (т. е. Иисуса Христа) мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов по богатству благодати Его.

149

„Христос искупил нас от клятвы (т. е. проклятий) закона, сделавшись за нас клятвою“. Здесь под законом разумеется „закон Моисеев», подвергавший проклятию тех, которые не исполняли всех постановлений его (Гал. III, 10; Втор. ХХVІІ, 26). А так как никто не мог совершенно исполнит всем предписаний закона, то все люди находились под проклятием его. Это проклятие Спаситель мира принял на Себя, благоволив претерпеть за людей крестную смерть, так как, по определению самого закона, каждый умиравший крестнов смертию подлежал проклятию: проклят всяк висяй на древе (Втор. XXI, 23) Здесь между прочим заключается причина, почему Сыну Божию угодно было для спасение мира претерпеть именно крестную смерть.

150

„Поскольку дети причастны плоти и крови, то Он (т. е. Спаситель мира) также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола, и избавить тех, которые от стрвха снерти, чрез всю жизнь, был подвержены рабству» (греха). Здесь под плотию и кровию разуиеется человеческое тело, состоящее из плоти и крови. Это смертное тело, какое все люди получают от рождение, воспринял на Себя и Христос, чтобы телесною смертию Своею сокрушить имеющего силу смерть – диавола, и спасти от греховного рабства тех, которые во всю жизнь находились в этом рабстве. Христос Спаситель избавил нас от смерти телесной (Евр. II, 14, 15), ябо хотя мы и умираем телесно, но Он в последний день воскресит тела всех умерших людей, и они будут сообразны телу славы Его. Избавил нас от смерти духовной, которая состоит в лишении благодати Божией и внутренней скорби в страдании, и наконец избавил нас от смерти вечной, т. е. от вечных мучений.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle