Псалом 93
В еврейской Псалтири и этот псалом не имеет надписания. Имеющееся же в нашей Псалтири надписание: Псалом Давиду, в четвертый субботы, по свидетельству Иеронима, Августина, Феодорита и других отцов, внесено LXX толковниками и другими переводчиками (см. предисловие к предыдущему, 92-му псалму) для обозначения того, что евреи пели сей псалом в синагоге в 4-й день седмицы, или, что то же, в среду, «в четвертый по субботе». А почему именно он приписывается Давиду, на это нет точных и определенных оснований. Содержание сего псалма представляет изображение добрых и злых людей, которые несправедливо и беззаконно угнетали праведных.
Пс.93:1–2 Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Вознесися, судяй земли, воздаждь воздаяние гордым.
Выражение: не обинулся есть – в нашей «Учебной Псалтири» заменено словом: «явился есть». Тем же словом, только в просительной форме, оно переведено и с еврейского, и весь первый стих по сему переводу читается так: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, явися!» Составитель псалма сего начинает его молитвою к Богу и просит Его явиться и восстать на отмщение гордым и нечестивым угнетателям. И в глубокой древности, еще при Моисее пророке, Господь Бог объявил народу, что Он не потерпит злодеяний и беззаконий нечестивых, что суд Его готов на беззаконных, и Он «воздаст им в день отмщения» (Втор.32:35–36). Так и в сем псалме пророк умоляет Бога об отмщении злым, гордым и нечестивым грешникам, говоря как бы так: Господи Боже! Я знаю, что это Твое дело – отмщать беззакония людей и судить землю, и Ты видишь, как забываются и как дерзки бывают гордые и беззаконные люди, когда нечестие их остается безнаказанным. Посему умоляем Тебя: явись во славе Твоей, смири врагов и отмсти беззакония их и, наказав их, загради уста тех, которые отвергают Промысл Твой. Согласно с сим, и апостол Павел дает верующим такое наставление: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). И тем самым Он научает, что во всем мире один только есть Верховный Судия и Отмститель всех злодеяний и беззаконий, – это Господь, Бог отмщений, Который будет судить за все преступления не только народы, но и самих судей, начальников и всех царей земных.
Пс.93:3–4 Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся? Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающий беззаконие?
Продолжая изобличать тех же нечестивцев, которых выше назвал гордыми, теперь именует их грешниками, которые не только отступили от заповедей Божиих, не только притесняют и обижают ближних своих, но еще и бесстыдно похваляются своими греховными делами, о своих неправдах разглашают (провещают) как о чем-то дозволенном и даже достойном похвалы и одобрения (восхвалятся). С ревностью о правде Божией, которую безнаказанно попирают грешные и все делающие беззаконие люди, пророк вопрошает Господа: доколе эти грешники будут безнаказанно злоупотреблять долготерпением Божиим? – или, как выражено в переводе с еврейского: «Доколе нечестивым торжествовать? Доколе величаются все делающие беззаконие?»
Пс.93:5–7 Люди Твоя, Господи, смириша, и достояние Твое озлобиша: вдовицу и сира умориша, и пришелца убиша, и реша: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль.
Изречениями сих стихов пророк представляет различные примеры беззаконных дел со стороны обличаемых им нечестивцев. Они, говорит он, людей Твоих, т.е. последующих вере и закону Твоему, оскорбили (смириша) и древнее наследие Твое (достояние Твое), израильский народ, предали бесчестию и озлоблению (озлобиша), причиняют ему всяческое оскорбление, угнетают его. Вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют (по пер. с евр. выражено вместо прошедшего в настоящем времени). Под именем пришельца, по толкованию блж. Феодорита и др., разумеются люди, обратившиеся к вере иудейской и пожелавшие жить по законам Божиим [6, с. 450], иначе – «прозелиты» (перешедшие из язычников). Во злобе и нечестии своем обличаемые беззаконники дошли до такой степени нечестия и развращения, что не только не щадят ни вдов, ни сирот, вообще людей беззащитных, но даже и пришельцев, обратившихся от идолопоклонства и принявших веру в единого истинного Бога, о которых должны бы иметь особое попечение, они притесняют и убивают. И как бы в довершение всего злодейского поведения своего, они думают оправдаться или заглушить укоры своей совести явным неверием своим в Промысл Божий. И реша (сказали): не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль. Этими словами они выразили свои тайные мысли: если и есть Бог, то Он не увидит и не узнает об их беззаконных делах, и что нет такого Судии, Которому они должны дать отчет в своих делах.
Пс.93:8–10 Разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда умудритеся: насаждей ухо, не слышит ли? Или создавый око, не сматряет ли? Наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму?
Буии здесь значит то же, что и глупые, или безумные, а по переводу с еврейского – «невежды». Пророк, продолжая обличать нечестивых и грешных людей, которые в своем нечестии дошли до такого безумия, что стали отрицать высочайшее всеведение Творца Бога и Его право верховного судии вселенной, говорит им как бы так: послушайте, вы, безумные из людей, и вразумитесь (умудритеся), не стыдно ли вам, которым Бог, чрез отцов ваших, дал откровения и познания о Себе? Извинительно ли вам, которые имеете Закон Божий и обетования, данные чрез Моисея и других пророков? Не грешно ли вам высказывать такие мысли, что Бог не увидит ваших дел и не узнает ничего? Послушайте же и рассудите хоть теперь: Тот, Кто сотворил человека с ухом, с глазом и с умом, Кто есть самый справедливый ценитель сотворенных вещей, Тот ужели не услышит, не увидит, не узнает и не рассудит? А если Он не имеет ни ушей, ни глаз, ни знания и потому не вникает в дела человека и не судит преступлений людских, – так кто же и зачем дал людям понятливость, мудрость, остроту ума? Ясного и удовлетворительного ответа на сей вопрос нет и быть не может. Очевидно, нечестивые люди, которых изобличает здесь пророк, были люди знатные, известные между иудеями, и потому должны были знать и помнить, что сказано в книге Иова (Иов.34:21,24). «Той (Господь Бог) зритель есть дел человеческих, утаися же от Него ничтоже от тех, яже творят. Господь бо всех видит, постизаяй неизследная, славная же и изрядная, имже несть числа». «Бог, – говорит блж. Иероним, – весь есть глаз, весь – рука, весь – нога. Он есть весь глаз, потому что все видит; весь есть рука, потому что все делает (Ин. 5:17); весь – нога, потому что везде находится». К слову буии прибавляя слово некогда, пророк вразумляет гордых людей тонкою насмешкою над ними, говоря как бы так: притесняя и обижая бедных, вы разве тем только отличаетесь от них, что превосходите их безумием и невежеством, и если это так, то хоть теперь вразумитесь (умудритеся) и опомнитесь, – признайте, что Господь Бог, научающий человека ведению, вразумляющий народа, обличит и строго взыщет за ваши беззакония, если не раскаетесь пред Ним.
Пс.93:11 Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна.
По связи с предыдущими изречениями, это значит, что Господь Бог, научающий человека, чрез наблюдения над явлениями и законами природы, ведению, знает все мысли и намерения не только всех людей, но и каждого человека в отдельности, и знает (весть), что суетны помышления человеческая, т.е. что они недостойны человека и никогда не удовлетворяют его, потому что заключаются в земных предметах (Флп. 3:19), в стремлении к почестям (Лк. 20:46; Есф. 5:11), в мечтах о богатстве (Пс. 72:12), о земном благополучии (Иов. 21:9–12), о суетных удовольствиях и проч., вообще в мечтах и помыслах, свойственных людям, нерадящим о благочестии и правде. Еще мудрейший и богатейший из царей израильских Соломон в написанной им книге Екклезиаст, чтобы показать людям, что богатство, почести, все блага и удовольствия земные, без обращения к Богу, не в состоянии удовлетворить требованиям бессмертной души человеческой, говорил, что без любви к Богу и последования заповедям Его для человека все на свете будет – «суета суетствий, всяческая суета» (Еккл. 1:2).
Пс.93:12–13 Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его: укротити его от дний лютых, Дóндеже изрыется грешному яма.
В этих двух стихах, после того, как призвал на суд Бога, судию и отмстителя нечестивых и грешников, после того, как укорил и обличил последних за их неправды и беззакония и показал, что и самые помышления их, клонящиеся к самооправданию и причинению большего вреда праведным, суть тщетные и суетные помышления, пророк обращается с утешением к угнетенному праведнику, говоря ему как бы так: благо тому, кто даже среди страданий, во время торжества над ним нечестивцев, смотрит на свои страдания как на Божественные наказания (блажен человек, егоже аще накажеши, Господи), посылаемые для его блага, и почерпает мужество и надежду в законе Божием (и от закона Твоего научиши его). Закон Божий, смягчая наши скорби и страдания, воспитывает и укрепляет в нас надежду, что Господь Бог печется о нашем спасении, хотя на время и попускает бедствовать; что верные и благочестивые хотя нередко и претерпевают беды и напасти, но только на краткое время и для того, чтобы поскорее, окончив подвиг свой, улучили блаженный и вечный покой; для чего пророк и присовокупляет слова: укротити его от дний лютых, а по переводу с еврейского – «чтобы дать ему покой во дни злые, пока изроется яма нечестивому». Таким образом, истинный смысл обоих стихов будет следующий: блажен человек, которого Сам Господь наказывает и законом своим вразумляет его с тою целью, дабы утолить его скорби, какие он терпит от дней злых, или в годину несчастий, пока не постигнет нечестивого гибель. «Смиренные скорбями облегчены будут в печали, вразумленные Тобою благодушно будут переносить скорби, дондеже изрыется грешному яма, т.е. пока грешник не пойдет в уготованное ему мучение. Под именем же грешника пророк разумеет сатану, или всякую сопротивную силу», – говорит св. Афанасий Александрийский [3, с. 310]. «Кто и малое вразумление принял в настоящей жизни, – тот будущий суд найдет для себя более кротким. Ибо днями лютыми пророк назвал вечное мучение». Так говорит блж. Феодорит [6, с. 452]. В словах последнего стиха блаженная участь праведника противопоставляется погибельной участи грешника.
Пс.93:14–15 Яко не отринет Господь людий Своих, и достояния Своего не оставит: Дóндеже правда обратится на суд, и держащийся ея вси правии сердцем.
Люди Свои (т.е. Божии) и достояние Свое до пришествия Христа Спасителя были иудеи, а ныне (по пришествии), вместо них, христиане. Продолжая утешительную речь к праведным и благочестивым, пророк называет их людьми своими Богу, Который их не отринет, т.е. не отвергнет их как избранников своих, которых Он избрал из всех народов, освятил и присвоил их, как сокровище (Втор.7:6; 1Пет.2:9), как достояние Свое, которого Он не оставит, т.е. не лишит Своего благоволения; но только до тех пор, когда – дондеже правда обратится на суд, а с нею и все те, которые последуют сей правде – держащийся ея вси правии сердцем. В последних словах заключается пророчество о явлении правды Божией (т.е. Мессии, Христа) на земле и о Суде Христовом (Ис.61). В том же смысле изъясняя эти слова, св. Афанасий Александрийский говорит: «Господь сохранит людей Своих во время скорбей и до тех пор будет управлять ими и руководствовать их, дондеже правда обратится на суд, т.е. пока Христос не будет судить вселенную. Ибо Он «бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1Кор.1:30), и Ему «суд весь даде Отец» (Ин.5.22) [3, с. 310–311]. «Когда, – говорит Евфимий Зигабен, – Христос придет во второе Свое пришествие, тогда станут подле Него все правые, т.е. праведники, став одесную Его, во время суда Его над всеми людьми» [7, с. 746]. Вси правии сердцем – не то же ли это, что и «чистии сердцем», которых Сам Христос Господь именует «блаженными» и говорит, что они «Бога узрят» (Мф.5:8)?
Пс.93:16–17 Кто востанет ми на лукавнующыя? Или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие? Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя.
При чтении сих стихов представляется, что пророк окружен был злыми и нечестивыми людьми, которые не только сами согрешали и делали всякое беззаконие, но старались воздействовать и на других, и соблазнительными речами, и примером своих законопреступных деяний. Жалуясь на таких нарушителей закона, пророк вопросительно обращается к Богу о помощи, говоря как бы так: где мне искать помощи? Кто защитит меня (кто спредстанет ми) от этих законопреступников и лукавых (на лукавнующыя) людей? Также жалуется он на подобных беззакоников и в другом псалме (Пс.118:85): «Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи». Законопреступники, говорит, сбивали меня с пути, предлагая следовать правилам их жизни. Конечно, послушав их, я избавился бы от их нападков и обид; но я не согласился на это, потому что все то, что предлагали они, было очевидными баснями и глумлениями над всякою правдою. Я должен был поступать по заповедям закона Твоего, Господи. И это послужило мне помощию против лукавых беззаконников. Если бы не эта помощь Божия, я погиб бы совершенно. Вмале вселилася бы во ад душа моя, т.е. душа его сведена была бы во ад, если бы не было защиты от Бога. Вместо слова во ад – в переводе с еврейского читаем: «в страну молчания», т.е. в могилу.
Пс.93:18–19 Аще глаголах: подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми: по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою.
Изречения сих стихов, исходящие от человека, преданного в волю Божию, выражают веру в ту же помощь Божию, о которой говорится в предыдущем стихе (17). Выражением: подвижеся нога моя пророк означает слабость воли и поползновение, колебание ее на путь греха, или нечестия, при виде соблазнов или непозволительных удовольствий. Болезни в сердце – то же, что беспокойства и скорби, болезни душевные. Таким образом, мысли настоящих изречений пророка с достаточною ясностью и полнотой можно выразить так: когда я чувствовал и сознавал, что сам собою я не в силах преодолеть те искушения и скорби, которые неизбежно сопряжены с жизнью человека, тогда я прибегал к милости Твоей, Господи, которая помогала мне, просвещая мысли мои и очищая сердце, так что, хотя и многие беспокойства, заботы и печали обременяли меня, но, получая всякий раз равномерную помощь Твою, я, вместе с тем, немало был утешен этою помощью – утешения Твоя возвеселиша душу мою. Сознание того, что милость Божия к человеку верующему и молящемуся сильнее всех бедствий наших, служит для нас самым сильным и благонадежным утешением (ср. Пс. 85:17).
Пс.93:20 Да не прибудет тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление.
Неудобопонятно выраженный стих сей на славянском языке уясняется отчасти переводом его с еврейского, который читается так: «Станет ли близ тебя престол губительства, и тот, кто умышляет притеснение вопреки закону?» Под именем престола обыкновенно разумеется судейское возвышенное седалище (греч. , лат. thronus, cathedra, sedes), на котором восседают судьи, разбирающие судебные процессы и произносящие судебный приговор. Престол беззакония есть такой престол, с которого произносится приговор суда незаконный, или противозаконный, – то же, что притеснение вопреки закону, или такой приговор, который возлагает тяжкое, обременительное наказание, не вытекающее из буквы, или духа закона (созидаяй труд на повеление). Это такой престол, или такое седалище, о котором говорит Господь Иисус Христос в обличительной речи своей против книжников и фарисеев (Мф.23:2–4 и след.), которые связывали «бремена тяжелые и неудобоносимые» и возлагали их на плечи людям, а сами не хотели и перстом коснуться их. Во времена псалмопевца были, значит, такие судьи и начальства, которые, подобно «возседавшим на Моисеевом седалище (престоле беззакония) книжникам и фарисеям», от имени Закона, возлагали на подсудимых такие трудности, такие невыносимые повинности, которые были не что иное, как притеснение вопреки Закону, как не установленные в Законе требования. Почему он и просит: да не прибудет Тебе престол беззакония, т.е. да не присоединится к Твоему, Господи, праведному суду суд грешных и беззаконных людей, которые, произнося приговор, противный Твоим повелениям, причиняют тем труды, и болезни.
Пс.93:21 Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят.
Вот и последствия того суда, который совершается на престоле беззаконных судей. Они, говорит, заботятся не о правосудии и справедливом воздаянии, а о том, чтобы расставить сети и разными неправдами и хитростями уловить душу праведника, навести на него разные искушения и скорби, и чрез то поставить его на суд, для того чтобы осудить и погубить.
Пс.93:22–23 И бысть мне Господь в прибежище и Бог мой в помощь упования моего: и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог.
Что же касается до меня, говорит псалмопевец, то мне есть к кому прибегнуть: у меня есть самая благонадежная защита – это Господь Бог мой, на Которого я возлагаю все мое упование, и Он защитит меня от всех скорбей и напастей; лукавым же законопреступникам Господь воздаст по мере их беззакония и лукавства, праведным судом Своим Он накажет их и погубит.