Источник

Глава LX

Эта глава, составляя продолжение предыдущей, указывает, что мрак, окружавший Иудеев вследствие их греховности, (гл. 59, ст. 19), когда приидет Искупитель (id. ст. 20), обратится в свет и слава Господня взойдет над Иерусалимом, (Гл. 60, ст. 1). При объяснении многих земных образов, которые мы встретим в этой главе, надобно обратить внимание на последние стихи этой главы, которые очевидно относятся к Иерусалиму небесному в котором (ст. 19 – 20) не солнце будет служить светом, а „Господь будет граду тому вечным светом“, что нас переносит к Откр. 21:23, 22с тем же пророчеством1765.

1. Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

Ирмос песни 9-ой Пасхального канона1766: „светися, светися новый Иерусалиме“!... доказывает, что издавна1767 Церковь признавала в этом пророчестве прославление Церкви Христовой воскресением ее Господа и Пастыреначальника Иисуса Христа. Нет никакой возможности применить это пророчество к каким-либо событиям, предшествующим воплощению Слова Божия, Его славному воскресению и созданию Церкви Божией на земле.

2. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.

3. И приидут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию.

4. Возведи очи твои, и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут, и дочерей твоих на руках несут.

5. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе.

Ср. в Ев. Ин. 1„И свет во тьме светит, и тьма не объяла его“. Таково пророческое значение читаемого нами стиха 2-го этой главы Исаии. Мрак язычества густел до пришествия Господа, не смотря на то, что великие монархии Месопотамии были разрушены. Но пока не пришел „Свет“ и не осветил перед духовными очами человека его бессилие и грехи, и не указал ему пути к счастию, пути воздержания и трудов и любви-единственного пути ведущего к Богу и вечному покою, -дотоле человек оставался поклонником идолов, каким бы именем ни назывался этот культ. Не одни фетиши и истуканы были предметами идолопоклонства; после погорма монархий, кланявшихся Ваалу, Астарте и др. богам, более чистый культ древних Персов пошел однакоже по тому же пути суеверий и лжи и поклонения злому началу, по которому шли древнейшие народы, жившие вне откровения; а во многих частях Азии и Африки древние жестокие и цинические культы не только не исчезли, но практиковались с особенным развитием жестокости. И среди более культурных племен Европы, как то Арийцев Греции и Аппенинского полуострова, язычество держалось упорно, как политическое учреждение, не смотря на развитость ума этих племен. У большей же части лучших людей Греции и Рима, культ богов был заменен культом своего „я“, отрицанием Божества и поклонением уму человеческому; и в немногих только высших умах древности мы видим проблесками убеждение в существовании Вечного Разума, создавшего вселенную и управляющего ею. Прибавим к этому, что и эти отголоски первого откровения возникли не в уме мудреца, а по-видимому получены с востока из сокровищницы еврейских преданий и откровений. Но и среди Евреев мрак густел, и тьма покрывала их все более и более, как мы видим из самой книги Исаии1768. И они кланялись не Богу, а себе; и они полагали надежду свою не на Творца мира и Бога завета, а на свой ум; а самая бессодержательность их обряда, в которой упрекает их Исаия (ср. и Евангелие), доказывает, какой мрак безверия окружал душу их. Но Господь превратит мрак этот в свет: „и свет во тьме светит и тьма его не объят“ (Ин. 1:5). Вот на горе Господней (Ис. 2:2–3) засветился свет, и пошли к свету этому народы и цари. Все верующие называются Господом Иисусом сынами света (Ин. 12:36)1769и они идут в свету, который привлекает эти сердца, ищущие царствия Божия. Образно в ст. 4 рисует пророк это типическое переселение из страны мрака в страну света, как бы уподобляя его переселению Авраама в землю обетования: идут старцы и юноши, несут на руках слабых чтобы достигнуть обители света и покоя и чистоты и радости, оставляя далеко зa собой мир материальный и плотский, столь утомляющий свободный дух человеческий.

„Тогда“, говорит пророк новому Израилю, тому Израилю, который уверовал и был послан Господом на проповедь Евангелия, – „тогда (ст. 5) возрадуешься и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе; достояние народов приидет к тебе“.

Слова эти может быть следует сопоставить с чудесною ловлею рыб Апостолов (Лк. 5:6) этих „ловцов человеков“ (Мф. 4и пар.), но главнейше с типическим ловом на озере Генисаретском после воскресения Господа. В нашем опыте изуч. Ев. Иоанна (ч. II, стр. 272–275) мы в пр. на Ин. 21привели несколько цитат из Отцов Церкви, указывающих на значение сказания этой главы Иоанна. И здесь у Исаии мы читаем что „богатство моря и достояние народов приидет к тебе“, т. е. к церкви Христовой, как понимаем мы. Но если последующий ст. 6 может быть понят в смысле материального богатства, которое также будет достоянием государств Христианских, ибо они обладают высшим развитием ума, – этого дара Господня, – то в ст. 5 мы читаем нечто иное. Расширится и затрепещет от радости сердце Израиля, потому что „достояние народов“ и „богатство моря“ приидет к нему. Богатство моря, как мы видели, есть та масса душ, которые выловлены рыбаками Господними из бездны временной жизни для приуготовления к жизни вечной; это и есть богатство Церкви. Под именем же народного достояния мы разумеем совокупность духовных сил народа, направляемых на благо, а не на зло, как было то в языческом мире. Как часто люди, мало занимающиеся духовным „я“ человеческим, противопоставляют Христианство науке. Но пусть представят себе языческий мир, доживший до нашего времени, и пусть осмелится кто-либо утверждать, что он достиг бы высшего развития и нравственного и научного, не воспитанный откровением и Христианством. Да чья же дочь наука, как не ума, отрезвленного Христианством? чьи же чада гуманность и проповедь любви к ближнему, и помощи слабейшим братьям, и нравственность и уважение к праву других, которые проповедуют и позивитизм и агностицизм и другия секты, отрицающиеся источника света, но не могущие обойтись без того света, который Он, Он Единый, внес в мир? Да, „достояние народов“, их духовные силы Ему принадлежат и суть чада Его Церкви. (Ср. еще ниже ст. 8 и след.).

6. Множество верблюдов покроет тебя дромадеры из Медиана и Ефы; все они из Савы прийдут, принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа.

Из кн. Быт. 25:1–4 мы знаем, что Мадиам (в русск. пер. кн. Бытия „Мадиан“) и сын его Ефа суть потомки Авраама от Хеттуры. Шева или Сава упомянут в Быт. 10:7. По-видимому в 6 стихе,-по воспоминанию о постройке храма Соломона,– пророк видит в будущем величественный храм Всевышнему на „горе дома Господня“ (Ис. 2:2), для построения которого перевозятся богатства земли Офир и счастливой Аравии плотскими потомками Авраама, которые, как и все другие языческие народы, пойдут к горе Господней и свету, воссиявшему на ней.

Следующие стихи опять возвращаются к истинному богатству Церкви, они говорят о присоединении к ней многочисленных душ человеческих.

7. Все овцы Кедарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей.

Мы обратим внимание на то, что как Мадиам и Ефа суть чада Авраамовы от Хеттуры, так и в настоящем 7 стихе упомянутые имена принадлежат потомкам Авраама, ибо Кедар и Наваиоф в Быт. 25:131770 названы в числе сынов Измаила, сына Авраама от Агари. Плотские потомки Богом избранного отца верующих Авраама здесь избраны как типы чад духовных по вере Авраама, „которые и благословляются с верным Авраамом“ (Гал. 3:9). Эти чада Авраама служат Господу и, как говорит многознаменательно пророчество: „взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною“, предсказывая, что многие праведники, мученики и исповедники „предоставят тела свои в жертву святую, благоугодную Богу“ (Рим. 12:1), не только для служения Богу, но и для возношения во славу Божию, как кровавая жертва, которою первые века Христианства утвердили ту великую истину, что жизнь и радость человека в величии духа его, что мир и плоть ничто, что единая цель жизни – поклонение Богу в духе и истине. Таким образом сбылось пророчество, что чада Авраамовы „вошли на алтарь Божий жертвою благоугодною и Господь прославил дом славы Своей“.

Следующие стихи образно рисуют стремление к граду Бога, вечному Иерусалиму чад Божиих по благодати (Рим. 4:16, 5:15–16).

8. Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим?

В IV т. Св. Летописи (ч. II, стр. 238) мы говорили, что из Священного Писания видно, что в душе человека Образ Божий не умирает даже среди язычников,-как напр. в Ниневии при проповеди Ионы, – и что душа человеческая внезапно светлеет, слыша проповедь слова Божия. Но когда явилось воплощенное Слово, и весть о Нем разнесена была по миру Апостолами, то масса скорбящих сердец с радостным трепетом обратили взоры свои к воссиявшему среди мрака свету (Ин. 1:4–5; 2Пет. 1:19). О себе и о подобных ему сердцах во всех племенах пророчествовал Давид, говоря: „Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому“ (Пс. 83:3). Он же образно выражает тоску жаждущих правды и ждущих спасения в Пс.54:7, возвещая: „Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы“. Это чувство радостной надежды успокоения, при виде воссиявшего света, к которому стремятся неудержно души человеческие, как голуби к гнезду, месту своего успокоения,-изображается и ст. 8 наст. главы Исаии. Этот взгляд на пророчество находит оправдание и в след. стихах.

9. Так, Меня ждут острова, и впереди их-корабли Фарсисские, чтобы перевести сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святого Израилева, потому что Он прославил тебя.

10. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе.

Мы видели (Быт. 10 и др.), что под именем островов вообще разумеются все племена земные в книгах ветхого завета; но под именем островов иногда преимущественно разумеются страны, омываемые Средиземным морем (ср. 23 гл. Исаии и пр.). Иногда эти западные страны, с которыми можно было сообщаться лишь на кораблях, называются Киттим, как в пророчестве Валаама, в кн. Чис. 24:24 (и наши пр. в 3 т. Св. Лет.). Весьма многознаменательны слова Милосердого Владыки вселенной: „Меня ждут острова!“ Да, с глубокою тоскою ждал древний мир правды Божией и Избавителя, по сохранившемуся почти у всех народов воспоминанию о первом обетовании (Быт. 3и наше пр. в 1 т. Св. Лет.). Говоря о древних государствах и народах, об их разврате и роскоши и атеизме, соединенном чаще всего с идолопоклонством по политическим целям, мы почти неизменно говорим о высших, богатых классах общества, которые могли совершенно забыть Бога посреди наслаждений плоти и мира. Но что же мы скажем о массах не только рабов, но о полнонравных даже, но беднейших гражданах Рима или городов Греции, или покоренных народов, или гражданах Римских колоний, или о беднейших гражданах всех больших городов, которые испытывали всю жизнь только лишения, притеснения, голод, и были, не смотря на политические права, полными рабами богатых1771? Эти сотни миллионов людей угнетенных, бедствующих, которые были воспитаны в школе горя и насилия, они-то и ждали правды; о них говорит ст. 9: „Меня ждут острова“. Они то первые и откликнулись на зов Апостолов; они впервые увидели свет правды и любви, и сердце их озарилось светом радости при мысли, что в мире наконец возникла правда, что есть жизнь загробная, радость вечная, дарованная им воскресшим из мертвых Страдальцем, который был Бог воплотившийся, освятивший Собою все, что в царстве мира сатаны презиралось, освятивший и превознесший бедность и смирение и унижение мирское и самую позорную смерть, которая была торжеством истины и добра над ложью и злом и торжеством духа над плотию и миром.

Следующая часть ст. 9 провидит полное пересоздание общества, ибо богатства текут не в общество воинов-завоевателей, а в общество, основанное на началах братства всех людей, кротости и любви.

В ст. 10 эти сыновья иноземцев строят стены духовного града Израилева: не о каменных стенах здесь речь, а о „доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины“. (1Тим. 3:15). Цари служат этой церкви, которую Господь Бог поражал, когда она в ветхозаветном детстве своем1772 отреклась от Него,-но которая, достигнув в Новом Завете полноты любви, была счастлива особенным благоволением Божиим и Его милостью.

В след. стихах рисуется развитие этой Церкви и обладание миром.

11. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их.

12. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, -погибнут; и такие народы совершенно истребятся.

Мы видели в ст. 5, что под именем „достояния народов“ надо разуметь духовные силы и способности народов, посвящаемые на служение Церкви, ибо ум человеческий может развиваться лишь при свете Христовом.

Ст. 11 пророчествует о мировом значении Церкви, в которую доступ никому не закрыт: никто не привлекается насильно, никто обязательно, (как среди Евреев) не принуждается быть членом Церкви Христовой, но никто из грядущих ко Христу не изгоняется Им, Милосердным (Ин. 6:39).

Стих 12 однако устанавливает в будущем закон, по которому народы и царства, которые не захотят служить Церкви Христовой, погибнут и будут истреблены. Это не угроза, это закон развития; это раскрытие той роковой необходимости, вследствие которой высшие и развитейшие существа вытесняют слабейших. Общества, основанные на „краеугольном камне Христе“, на основаниях добра и любви, Им положенных, не могут рушиться, им предстоит бесконечно развиваться. Другое будущее предстояло империям, могущественным во время проповеди Евангельской, но основанным на песке всегда изменяющейся лжи, на морях пролитой невинной крови, на насилии и неуважении к правам человека, – эти государства должны были погибнуть и погибли силою тех элементов правды, которые возникли среди их и которые, как сильные молодые деревья, разорвали и выворотили корнями своими фундамент, на котором построен был древний мир.

Таков был закон развития добра и любви среди человечества, после освещения его светом Христовым, таков он и будет.

13. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтоб украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

14. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.

15. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов.

16. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.

Все эти стихи рисуют мировое значение нового Иерусалима, который есть святилище „Святого Израилева“, „Сильного Иаковлева“, который есть Сам Господь, „Искупитель“ и „Спаситель человечества“.

Деревья, растущие на Ливане, которые употреблены будут (по подобию храма Соломонова) на украшение святилища, не определены точно. Под именем пегвы нашего перевода (pine-tree Англ. узак. текста) кажется надо разуметь пихту или одну из других смолистых пород, которые растут рядом с кипарисом и кедром на Ливане1773.

Господь прославит подножие ног Своих (ст. 13): вся земля названа „подножием ног Господних“ (Мф. 5:35), нашим Пастыреначальником Иисусом Христом1774. В ветхозаветный период подножием ног Бога завета преимущественно считался храм, в котором покоился ковчег завета; так царь Давид (1Пар. 28:2) говорит: „у меня на сердце построить дом покоя для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего“. (Ср. Пс. 131и Иез. 43:7). Заметим, что уже и в последних Мессианских пророчествах Исаии, как напр. в главе LXVI, (ст. 1) на которую ссылается первомуч. Стефан, указывается, что нет и не может быть на земле храма, достойного имени и славы Творца неба и земли. Таким образом мы провидим в этом последнем пророчестве указание на грядущее изменение в общем настроении человечества, которому Господь сказал: „грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу,.... но грядет час и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему“. (Ин. 4:21–24, и см. наши объясн. в Оп. изуч. Ев. Иоанна). И в вышеприведенном месте Ев. Мф. 5:35 Господь глаголет не о храме, а о всей земле, которая делается освященною, как храм, кровью Агнца, и потому упоминается вся как подножие владыки мира. Вся земля есть храм Божий, ибо Церковь Христова объемлет всех и вся, так как мы видели, что в ст. 11 этой главы говорится ей: „и будут всегда отверсты врата твои“.... (см. прим.).

В 14–15 стихах повторяется пророчество о стремлении к Сиону сыновей всех тех, которые презирали и угнетали Израиля (выше ст. 10; и см. гл. II, 2 Исаии). При этом мы сделаем общее замечание, что из массы народа не современники Господа, а следующее за ними поколение вошло в состав Церкви Христовой.

Сам Господь, говоря к Иудеям, указывал им: что „сыны ваши будут вам судьями“ (Мф. 12:27)1775. Точно также и в 14 ст. этой главы Исаии „сыновья угнетавших тебя“ падут к стопам церкви Христовой. Современники Христа, видевшие славу воскресения Его и восприявшие в последнюю ночь священные слова Его (Ин. XIII-ХVII), были немногочисленны: но им освященным Св. Духом было поручено „свидетельствовать о Нем“ (Ин. 15:26–27); озлобленные Иудеи и в неведении находившиеся современники Господа иноземцы не могли еще вместить благодатного Слова Божия; но сыны их, – это поколение будущности, – не успевшее закоснеть в греховных привычках, сердце которого было открыто еще проповеди правды,-и составили главный контингент язычников, которые, увидевши возженный на Сионе светильник правды, призывающий к Господу и спасению, бросились к святой горе, чтобы получить исцеление и утешение и прозрение, изнывая от тоски в той среде лжи и зла, в которой они возрасли. Среди Иудеев, как мы думаем, молодое поколение менее было отзывчиво, потому что находилось под гнетом фарисеев и строгого строя еврейской семьи. Заметим, что Четьи Минеи, повествуя о мучениках из язычников, почти исключительно говорят о молодых людях обоих полов. Старцы же мученики суть преимущественно Священнослужители Церкви Христовой.

Ст. 16, говоря о царях и народах питателях Церкви, повторяет мысль, высказанную в пророчестве Исаии 49:23, которую мы встретили еще в Пс. 44:13, в словах: „и дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице твое“ (см. объясн. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 234). Это пророчество заключает в себе двойное указание: верующий в Христа и Его учение пренебрегает благами мира и не привязывается к ним душою, а, прилепляясь любовью к Церкви Христовой, состоящей из братьев его, естественно считает долгом своим питать от избытков своих братьев своих и мать свою Церковь.

17. Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими – правду.

Последние слова этого стиха никак не допускают буквального толкования этого стиха, как увеличение материального богатства Иудеев (как толкуют то равнины), Спб. Дух. Ак. комментарий указывает на Св. Кир. Алекс., признававшего в этом пророчестве высшее духовное воспитание, в котором медь древних умствований о законе Моисеевом заменяется воспитанием о Христе, которое уподобляется золоту. В этом же смысле он толкует и другие образы, употребленные в этом стихе. Шмидер, указывая на храм Соломонов и его построение, говорит, что храм новый будет построен из других лучших и крепчайших материалов, знаменующих его вечность. Еп. Петр (ч. II, стр. 280–281) указывает на прославление Церкви, в которой материалы будут лучше и превосходнее, чем те, которые входили в состав ветхозаветной церкви. Более всего останавливают внимание последние слова стиха, рисующие тот идеальный еще пока строй жизни общества, когда порядок в обществе охраняется не меченосцем и его слугами, а миром и правдою, то есть, когда общество будет состоять из членов, настолько развитых о Христе и проникнутых его учением, что ими будет управлять мир, дарованный Господом ученикам Его (Ин. 14и наши объяс. в изуч. Ев.) и в сердце каждого будет сиять тот луч света, который называется истиною и правдою, и который принесен на землю Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 1и 2Кор. 3:17).

См. следующие стихи, которым отвечает Откр. гл. XXI-XXII, глаголющее о новой земле.

18. Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою.

19. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею.

20. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.

21. И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему.

22. От малого произойдет тысяча, и от самого слабого сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время.

Ст. 18 представляет Сион сильною огражденною от всякого нападения крепостью (ср. XXVI, 1 – 2, и 19; XXXIII, 20– 24; XXXV с примеч.). Среди его жизнь правды и добра, отсутствие зла и насилия (Ср. Откр. 21:4).

Ст. 19–20 пророчествуют о полном совершении Божиих предначертаний, когда, говоря словами Откровения, „город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне.... ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец“ (Откр. 21:23). Дни сетования, дни пребывания в болезненном смертном теле окончены; в теле преобразованном, просветленном, духовном (1Кор. 15:40,44,51–55) нет места скорби: „поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц“ (Ис. 25и наши пр. ср. Откр. 7:17, 21:4).

Ст. 21–22 обнимают весь период от основания Церкви Христовой до скончания веков. Как понимать слова, что праведный народ „навеки наследует землю“, это – тайна, нам вполне нераскрытая.

Мы оставляем в стороне вопрос о миллениуме, весьма занимающем западных богословов, который, по их мнению, должен предшествовать последнему великому судному дню. Господу одному это известно (Ср. Деян. 1:6–7). Мы же да творим во смирении повеленная нам Господом. А Господь не оставит великий народ свой, создавшийся из слабого общества Христианского после воскресения Господа.

Главы шестьдесят первая и шестьдесят вторая

В обеих этих главах глаголет вторая Ипостась Святой Троицы, Господь воплощенный, Еммануил, которого будущее явление в мире проповедует Исаия в ряде глав. (См. VII, IX и XI, и с особенною ясностью, начиная с XL главы, в XLII, XLIX, LIII; см. прим.).

Глава LXI начинается словами, которые, как мы знаем из Ев. Луки 4:18, Господь Иисус Христос прочитал вслух в синагоге Назарета, прибавив (ст. 21): „ныне исполнилось писание сие, слышанное вами“. Итак, этими пророческими словами, произнесенными Исаией по повелению Духа Божия, начинается проповедь любви Богочеловека1776.

В первых трех стихах гл. 61 Господь глаголет, что Он восприял на Себя образ человеческий, ради любви к своему созданию, ради восстановления правды, ради утешения скорбящих и ради дарования человечеству надежды на лучшее будущее.

В ст. 4 – 5 Господь указывает на улучшение и временной жизни и на привлечение к Нему и к церкви Его всех народов земли.

В ст. 6–11 Господь указывает Христианам, что им принадлежит название „рода избранного, царственного священства, народа святого“ (1Пет. 2:9), которое должно было принадлежать всему народу Израильскому (Исх. 19:6), но которого он оказался недостойным и которое передается „верующим во имя Его“, которым принадлежит и именоваться и быть „чадами Божиими“ (Ин. 1:12). Как таковые, они пользуются особым покровительством Божиим и число их множится на земле.

Великой радостью будут радоваться они о Господе и великою славою увенчаны будут, да славится имя Господне во веки (ст. 10–11).

В 62-ой главе речь продолжается от имени воплощенного Господа.

Возглаголет Он и не умолкнет, доколе не воссияет свет на земле, и доколе не познают люди правду, и доколе не возрадуется Творец земли творению Своему (ст. 1–5).

В ст. 6–9 повелевается и посланным Им и поставленным Им на стражу не умолкать, доколе не утвердится на земле царствие Божие, спокойствие и радость о Господе.

В ст. 10 – 12 Господь повелевает им же уравнивать и улучшать пути к Господу народа Его, поднять Его знамя, немолчно глаголать, что грядет Спаситель и с Ним суд и награда тем, которые искуплены Господом, названы народом святым и которые собраны в град новый Иерусалим, град взысканный милостию Всевышнего.

* * *

1765

Ср. параллельн. прор. Исаии, напр. Ис. 40:5, 41:27, 49:13, 51:11,16, 52след. с прим. Ис. 54:12 с прим.

1766

Песнь 9-я Ирмос. (См. в изд. 1875 Богослужебные каноны проф. Ловягина, стр. 73). Ср. указ. на это сближение и в толков. паремий Еп. Виссариона (1890) стр. 292 и в толк. Спб. Дух. Ак. стр. 885.

1767

Канон начертан Иоанном Дамаскиным († в 756 г. в глубокой старости).

1768

Passim; ср. в особ. Ис. 8с примечаниями.

1769

Ср. наши прим. в изуч. Ев. Иоанна ч. I, стр. 451–452.

1771

См. у Шлоссера т. III, (изд. 1862 г.) стр. 454 и следующие; „характер Римской жизни в период пунич. войн“.

1772

См. в Песн. 8:8–14 и см. наши замечания в 4 т. Св. Летописи ч. I, стр. 333–334.

1773

Комм. Спб. Дух. Акад. (стр. 890) указывает на предание, по которому св. Крест Господа Иисуса был сделан из этих негниющих дерев с хребта Ливана.

1774

Это вспоминает первомученик Св. Стефан в речи своей Деян. 7:49,50.

1775

Ср. в Пс. 44„вместо отцов твоих, будут сыновья твои“ и см. наши зам. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 236.

1776

По Ев. Луки событие в Назаретской синагоге следует непосредственно за искушением (Лк. 4:13–16). Заметим, что чудо в Кане в Ин. 2 было до начала проповеди; ср. Ин. 2и прим. в наш. изучении этого Евангелия.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle