Глава LVII
1. Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.
2. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих.
Пророк говорит об обществе своего времени, дошедшем до полного равнодушия к добру и злу. Смерть праведника никого не огорчала, как наглый разврат никого не возмущал. А между тем грады и целые страны держатся присутствием среди их святых и праведных, ради которых Господь милует остальных. Эта истина не только ясно указана в Библии, но даже ее сознавали язычники1711. Для праведника смерть есть успокоение, мир: эту мысль весьма знаменательно встретить в книгах ветхозаветных; она подготовляла душу к той радости загробной жизни, которая озарила светом надежды всю жизнь Христианина после воскресения Господа Иисуса1712.
Трудно согласиться с теми, которые в читаемых стихах видят только равнодушие Иудеев к смерти Езекии. Пророчество имеет обширнейшее значение. Оно не только дополняет картину нравственного растления Израиля, но, по нашему мнению, служит дополнением к картине страданий „Отрока Господня“ начертанной в LIII главе1713. Если бы народ вообще, и начальники его в особенности, не дошли до полного индифферентизма к правде, то могли ли бы они кричать Пилату, язычнику, не решавшемуся убить праведника, „распни Его“!
Следующие стихи 3 и 4 подтверждают эту мысль.
3. Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы!
4. Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи,
5. разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал?
Особенная трудность понимания пророчеств заключается в том, что рядом с видением далекого священного будущего, пророки обнимают духовным взором и прошедшее и современное им настоящее жизни народа и произносят пророчество, в котором далекое будущее связуется с прошедшим, как последствие связуется с причиной. Стихи 3 и 4 несомненно, по мнению важнейших авторитетов, предсказывают глумление, хулы и жестокосердые насмешки, которым, подвергался Спаситель и во время Своего хождения по земле и во время страшных страданий своих на кресте; а стих 5-й и следующие до 11-го как бы указывают на те причины, которые довели народы до низкого уровня нравственности и до полного отсутствия веры. Рассматривая каждый стих отдельно, мы заметим, что стих 3-й находит свое исполнение в словах Господа о неверующих Иудеях: „род лукавый и прелюбодейный“ (Мф. 12:39, 16:4). Очень замечательно в 3 стихе выражение: „семя прелюбодея и блудницы“. Что блудница есть Иерусалим и народ Израильский, то подтверждается многими текстами ветхого завета1714; но кого разумеет пророк под именем прелюбодея? В пророчествах, приведенных нами в последнем примечании и в других, неоднократно говорится Израилю, символизированному под именем неверной жены „ты: блудодействовала со многими мужами“. Все окружающие Палестину народы имели развращающее влияние на народ Израильский, и Моавитяне, и Мадианитяне, и Аммонитяне, и Египтяне, и Идумеяне, и Финикияне, и Хеттеи, и Ассур, и Вавилон (см. гл. X и XIV Исаии). Последние два народа были и развратителями и орудиями наказания народа, и они более всего, как мы говорили выше, были представителями лжи и злой силы, борющейся против правды Божией. Они и представляются в указанных нами главах Исаии типом сатаны. Поэтому, по прекрасному замечанию Шмидера, под именем прелюбодея надо разуметь сатану, как под именем блудницы народ; семя их и есть тот народ, который пошел в плен Вавилонский и который, хотя возвращен частию в Палестину, но до конца своего существования, как народ, удержал ту печать осквернения сердца, которую он получил в наследие от предков своих и более всего от сатаны, отца лжи (Ин. 8:44) которая и отразилась на всей жизни Израиля, как ясно видно и из первой главы Исаии и из Евангельских повествований. Идолопоклонство заменилось лицемерием и обрядностью без духовного значения (Ср. I гл. Исаии).
Сыновьями чародейки называется Израиль потому, что, как мы видели в Ис. 2:6, 47:9, пророк упрекал во многих чародействах и Иудею и Вавилон и несомненно, что культура Вавилона сильно отразилась и на Израиле1715.
Стих 4-й исполнился, как мы знаем, буквально из сказаний Евангельских, но, прибавим мы словами Исаии же пророка (Ис. 37:23), говорящего о Сеннахериме: „Кого же ты порицал и поносил? и на кого возвысил голос?.... на Святого Израилева“. Когда Господу угодно было ходить во плоти посреди народа – „своих, которые Его не приняли“ (Ин. 1:11), они не могли идти ко свету, „потому что они были злы“ (Ин. 3:21) и были, по выражению Господа, „чада диавола“ (Ин. 8:44), который есть отец лжи. Семенем лжи и называет свой народ Исаия в конце 4-го стиха.
Как мы выше говорили, весь духовный характер народа Израильского сложился в течение почти двух тысяч лет под влиянием этой непрестанной лжи, которая началась идолопоклонством, а потом внесена в отношения народа к Богу, даже после того, как идолопоклонство исчезло из среды его после плена. Очевидно, что ни всему человечеству, находящемуся во тьме, ни Израилю, просвещенному, но отвернувшемуся от света и правды, не могло быть спасения, если бы не освятил всего человека Еммануил, Отрок Господень, Который „взял на себя наши немощи и понес болезни;.... и изъязвлен был зa грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились“. (Ис. 53:4–5).
Указав в предыдущих четырех стихах на смерть Праведника и на глумление и хулу, на Него произносимые, пророк указывает, начиная с 5 стиха, тот путь, которым народ дошел до своего беззакония.
В 5 стихе он напоминает блудодеяния обрядов идольских, которыми они служили бесам, и кровавые преступления, совершаемые даже над собственными детьми в честь сатаны, как бы он ни назывался, Ваалом, Молохом, Хамосом или другими именами1716.
6. В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим?
По вопросу о поклонении камням мы позволяем себе выписать заметку из толк. на Исаию проф. Спб. Дух. Акад. на наст. место (стр. 860–861): Указав на увлечение народа Израильского культами соседних ему народов, комментарий говорит о „камнях находимых в устьях рек, которые от действия воды становятся гладкими, нередко принимая довольно причудливую форму“.... Подобный культ камней был довольно распространен на востоке, преимущественно среди семитов1717. У Евреев и Финикиян священные камни были известны под именем вефилей; у Санхониатона они названы „одушевленные камни“1718; у Карфагенян носили имя „славный камень“.
Господь приказывает пророку сказать Израилю, если они искали счастья, обращаясь к камням, то пусть эти камни и дают им просимое. „Могу ли Я быть доволен этим?“ глаголет милостивый Господь, скорбящий о духовном унижении разумного существа, созданного Им „по образу и подобию Своему“.
7. На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву.
8. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяет ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место.
9. Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножала масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней.
По женскому роду, употребленному в ст. 9 (ср. ст. 10 и в особ. 11) в русском переводе1719 мы видим, что, хотя до 5 стиха обращается к народу пророк и во множественном числе, но с 6-го стиха глаголет к Израилю в ед. числе Сам Господь, как к прелюбодейной жене, которой уподобляется Израиль.
В 4 т. Св. Лет. (ч. I, стр. 276) мы указывали, что до построения храма, (о чем было предсказано во Втор. 12:11) жертвы на высотах не считались преступными, и что были исключительные случаи, в которых (и после построения Соломоном храма) всесожжения, приносимые Господу Богу вне Иерусалима1720, были угодны Господу. Но в 7 ст. говорится не о жертвах приносимых с чистым сердцем Господу Богу, хотя бы и вне Иерусалима, а о жертвах идолам, или, что то же, бесам. Стих 8 сходен с видением Иезекииля гл. VIII, 7 –16, когда отошла слава Господня от храма прежде его разрушения; и обличением того же пророка в гл. ХVI о блуде Израиля под образом прелюбодейной жены. Под именем „памятей зa косяками“ мы разумеем домашних божков или идолов, столь распространенных в языческом мире. В Израиле же мы подозреваем продолжение древнего суеверного культа, о котором упоминается еще в Быт. 30и который конечно существовал еще во времена Саула, а именно почитание домашних терафимов1721.
Стих 9 понимается различно, не по существу, а по вопросу, к кому посылала послов с драгоценными мастями блудная жена? Кей в Sp. Comm., – сравнивая слова в Исх. 30„масть составную“ и далее ст. 29–33, которыми эта масть предназначалась только для священного употребления, как „святыня великая“, и вспоминая унижение Axaзa пред царем Ассирийским (2Пар. 28) и действие самого Езекии (Ис. 39), который показывал свои сокровища Вавилонским послам, и посылал несомненно дары царю их Меродаху Вавилонскому, – в числе которых вероятно была и „великая святыня масть составная“,– думает, что 9-ый стих имеет в виду эти посольства, не принесшие Израилю ничего, кроме бедствия1722. Это мнение и комментария Спб. Дух. Академии (стр. 862–863), который указывает, впрочем, исключительно, на послов Меродаха и на вероятное посольство Езекии в Вавилон. Шмидер же в примеч. на стих 9-й и имея в виду главу XXX Исаии о посылке в Египет с просьбой помощи-думает, что к этому последнему событию относятся слова Исаии.
10. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: „надежда потеряна!“; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления.
11. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не оттого ли, что Я молчал и притом долго, ты перестала бояться Меня?
Нам кажется, что начало стиха 10-го уясняется пророчеством и обличением Иеремии II, 25, обращенным к Израилю: „но ты сказал не надейся, нет, ибо люблю чужих и буду ходить вслед их“. Изображаемое у Исаии хождение Израиля и утомление его под видом блудницы (см. ст. 9) означает привязанность народа к языческим обрядам и упование его не на Бога, а на разные соседние народы. Несмотря на несчастия Израиля и на бесплодность его надежд и упований, он все-таки не утомлялся окончательно, не приходил к тому убеждению, которое было бы для него благотворным, что надежда на чужих потеряна. Все еще,-говорит ст. 10, – живость руки (приверженность к плотской жизни Еп. Петр ст. 248) оставалась неизмененною, и потому блудница Израиль, по словам Иеремии, продолжала „любить чужих“ (l. s. cit.); и „не чувствовала ослабления“ в этой приверженности.
Стих 11 указывает на два уклонения Израиля от правды: он (изображаемый под видом блудницы) Бога забыл, а потому страшился человеков. Если бы эта блудница, вспомнив благодеяния Божии, возвратилась к Нему, Господу и Супругу своему, и отдала Ему свое сердце, то и страх ее перед людьми исчез бы. Господь с милосердием напоминает ей, что самое долготерпение Божие не было понято жестокими сердцами. (Ср. наши примеч. на V, 19).
12. Я покажу правду твою и дела твои, – и они будут не в пользу тебе.
13. Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? – всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею.
С 13-го стиха до конца начинается Мессианское пророчество о Церкви Христовой, в котором особенно выдаются стихи 15 о сокрушенных и смиренных духом1723 и ст. 19 о мире дальним и ближним1724.
Нельзя, конечно, как замечает комментарий Спб. Дух. Ак. (стр. 864) и мн. др. комментарии, считать (согласно толкованию раввинов), ст. 13 пророчеством о возврате пленных из Вавилона при Кире или видеть в будущем пророчество о том, что Иудеи опять когда-либо овладеют Палестиной и оснуют там сильное царство. Продолжение мысли ст. 13 мы найдем в главе LX, которая начинается словами: „восстань, светись Иерусалим“; как мы видели ту же мысль у Исаии (Ис. 2:2) в пророчестве о горе Господней, в которой потекут все народы, и в гл. LVI, 6–7 об иноплеменниках, которых Господь приведет на святую гору Свою. Мы видели и увидим в нижеследующих главах пророчество о создании Царствия Божия на земле и о горнем Иерусалиме, конечной цели земного странствования душ человеческих. (Ср. Откр. 14:1,13–17 и Откр. 21:1–7,10–27, 22:1–5).
14. И сказал: поднимайте, поднимайте, равняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего.
Мы уже видели в XL главе тот же возглас Господа, повелевающего приготовить путь ко спасению и глаголющего о грядущем Искупителе: „вот Бог ваш“! (стихи 1 – 9 сороковой главы с примеч. и ср. Мф. 3:2–3). И в настоящем месте пророка Исаии глаголет Сам Господь, глаголавший в 13 и предыдущих стихах. Этот 14-й стих указывает на три действия, долженствующие служить приуготовлением к встрече Искупителя: поднятие сердец от мира и плоти к вечным интересам; уравнение пути к правде уничтожением кривых и лукавых путей (ср. XL, 4 прим.) и убрание с пути преград, которые заключались, как мы знаем из Евангелий, в разработке обрядовой части с полным забвением духа закона1725.
15. Ибо так говорить Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.
„На престоле высоком и превознесенном“ видит пророк Господа в видении VI главы1726.
„Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может, Ему честь и держава вечная! Аминь“. Так писал Апостол Павел к Тимофею1727.
Слова человеческие не могут выразить того величия, которое принадлежит Богу, и той ничтожности, которая есть удел создания в отношении к его Творцу. Это-бездна, через которую перекидывает мост бесконечная любовь Божия, явленная в искуплении человечества и в предшествующих ему пророчествах, в числе которых надо обратить особое внимание на явленные человеку священные имена Божии.
Вечно Живущий: это святейшее имя равносильно священному имени Иегова (Иахве). Он Единый Разум, сотворивший вселенную, есть и единый вечно живущий: в Нем Едином была, есть и будет жизнь. „Он истинно, вечно и неизменяемо Себе подобен и остается неизменяемым в вечности“1728.
Святый имя Его. „Святы будьте, ибо свят Я Господь Бог ваш“1729 говорил Господь через Моисея Израилю.
В видении VI главы Исаии Ангелы восклицают это святое имя, повторяя три раза слово Свят, как откровение о поклонении Богу во Святой Троице.
И, как мы видели во вступлении в этот том. (См. главу V вступления), пророк Исаия особенно часто повторяет имя Господа Святый, с прибавлением Израилев. И действительно в ветхозаветном периоде, когда вся земля погружена была во мрак язычества, понятия об истинном Боге сохранились только среди Израиля. Так, в славословии ХII главы, которым кончается первый отдел книги пророка Исаии, он восклицает „веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Ивраилев“.
В главе XLI, 14, в которой продолжается утешение Израилю начинающееся с XL главы, пророк говорит: „не бойся червь Иаков.... Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев“.
Таким образом имя „Святый“ и Святый Израилев“ связуется с словами Господа: „приготовьте путь Господу“ (ср. главу сороковую) и с рядом Мессианских пророчеств, произносимых пророком Исаией. А начало пути ко встрече Еммануила указано Господом еще чрез Моисея в словах: „святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш“ (Лев. 19:2).
Господь живет „на высоте небес в неприступном свете“ (1Тим. 6:16) и Он живет „во святилище“.
Под последним словом нельзя разуметь только храм Соломонов, на котором почивала благодать Божия (3Цар. 9:3). Храмом Божиим и Его святилищем были и сердца ветхозаветных праведников и пророков. Если высшее освящение всего человечества получено было только с пришествием на землю Сына Божия и совершено великой жертвой, Им принесенной, то надо памятовать, что „Дух Святый глаголал во пророках“ (Евр. 1:1) и почивал на праведниках1730. Но в ветхом завете „святилищами“ были сердца особо избранных Божиих, между тем как „власть быть чадами Божиими“ (Ин. 1:12) дана всем верующим в Господа Иисуса Христа. И ко всем Христианам взывает Апостол, говоря: „Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас“. (1Кор. 3:16).
Но в 15 стихе останавливает особое внимание сопоставление, что Господь Бог живет не только на высоте небес и в святилище, но „также с сокрушенными и смиренными духом“, чтобы оживлять их. Сокрушенные и смиренные духом суть нива Божия, готовая к восприятию благодати Божией. Если „Бог гордым противится, а смиренным дает благодать“1731, то эти последние и суть те, которых Господь призвал ко спасению (Рим. 8:29–30), ибо и Сам Господь в синагоге Назарета прочитал то место Исаии1732, в котором сказано между прочим: „Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня.... „исцелять сокрушенных сердцем“, указав, что „ныне исполнилось писание сие“. И утешение и покой сердца обещал Господь кротким и смиренным сердцем (Мф. 11:28–30). Поэтому последняя часть стиха 15-го наст. главы Исаии есть преимущественно пророчество Мессианское, хотя и Давид в Псалме L знал, что „сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже“ (ст. 19).
16. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.
Последнее выражение напоминает слова Господа Бога пред потопом1733. Если бы Господь по любви Своей не послал Сына Своего искупить мир, то тогда мир нравственно и материально должен бы был погибнуть. Другими словами, вместо суда, милость; „вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой Господь“ (Ис. 54:8)1734.
17. За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца.
18. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его.
Пророчество ст. 17 по-видимому особенно относится к Израилю, хотя Апостол находил нужным предупреждать и Христиан, что „любостяжание есть идолослужение“ (Кол. 3:5) и что „корень всех зол есть сребролюбие“ (1Тим. 6:10). Мы полагаем, что корыстолюбие упомянуто в пророчестве Исаии, потому что оно составляло и доныне составляет характеристическую черту всего племени Израильского, а с этой жаждой наживы неразрывно связана приверженность к материальным благам мира, которая мешает оторваться от него и подняться духом к Богу и вечности. В стихе 18 Господь глаголет, что Он, хотя скрывал лице Свое и негодовал (ст. 17), но (ст. 18) следил зa путями народа избранного. Пророчество обещает Израилю исцеление и утешение его сетующим. Но когда же Израиль исцелился? или, лучше сказать, кто среди Израиля исцелился от корня всех зол, сребролюбия? На это отвечает нам книга Деяний Апост., указующая (Деян. 4:32), что среди многочисленных уверовавших в Господа Иудеев: „никто ничего не называл своим. И так, племенная черта народа исчезает, когда коснулась верующего благодать Божия. Но кто же, надо прибавить, уверовал из Иудеев в Господа? Богатые ли саддукеи и книжники? Нет, уверовали смиренные и сетующие, и Господь утешил их.
19. Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его.
Заметим, что „дальний“ упомянут у Исаии ранее „ближнего“ чем, как бы предрекается то, что Господь сказал „первосвященникам и старейшинам“ народа Иудейского (Мф. 21но ср. с ст. 31): „истинно говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в царство Божие“. Вспомним еще, что в Мф. 8:11–12 указано по поводу веры сотника римлянина, что Господь сказал.... „Говорю вам, что многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом.... в царстве небесном, а сыны царства извержены будут во тьму....“ Ср. еще главу XI посл. к Римлянам о призвании язычников ко спасению ранее Израиля вследствие его ожесточения. Но тем не менее ко всем, ко всем Господь взывает: „Мир! „Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам“, глаголал Господь, уходя на страдание1735. Об этом говорит Апостол и в Еф. 2:14–17: „Господь Христос Иисус есть мир наш.... пришедши Он благовествовал мир вам, дальним и близким“1736.
Но есть люди недостойные мира.
20. А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь.
21. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.
Как бы тщательно ни скрывал человек „злые помыслы“ и всякие дурные страсти и желания, гнездящияся в сердце его (Мф. 15:19), он, обуреваемый ими, выкидывает на показ грязь, накопившуюся в греховной душе его непокаянной и, говоря словами Апостола Иуды (13), он и все нечестивые „как свирепые морские волны ленящияся срамотами своими“.
Возглас: „для нечестивых нет мира!“ повторяется в двух гл. в 48-й, и в наст. 57-й. В 66-й угрозой вечного мучения нечестивым отступникам от Господа заканчивается вся книга пророка Исаии.
* * *
Ср. Быт. 18:23–32 моление о пощаде Содома и слова Господа: ради десяти пощажу. Ср. Иез. 22:30 о праведнике, отвращающем гнев Божий и стоящем на проломе стены (Ср. Гезиода, Раб. и Дни ст. 240).
О догмате бессмертия в ветхом завете, полузакрытом для Израиля, хотя ясном для святых и пророков, см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 107; 198–203; 257; 274; и см. в особенности об Екклезиасте гл. XIV, стр. 370 и 372.
Таково мнение и толк. Спб. Дух. Ак. стр. 857.
См. наши замечания на указанные места; но мы еще обратим внимание на то, что эти чародейства практиковались и во времена Апостолов, как видно из Деян. 19:19. Так сильно было влияние исчезнувшего Вавилона, не только в Азии, но и в самом Риме, как мы видим то из многих писателей. Ср. напр. о бродячих Халдеях сатиры Ювенала VI, 552; X, 94; и др.
См. все книги Судий, Царств, всех пророков passim. И сравни увещания Моисея во Втор. 7:1–10, 12:13; Втор. 28, 31:27–29 и мн. др.
Проф. Олесницкий в своем замечательном исследовании „мегалитические памятники Св. земли Спб. 1895 г.“ указывает стр. 40, что и в Индии существовал этот культ.
Санхониатон в выписке Епис. Кессар. Евсевия, в его Praeparatio Evangelica. Lib, I cap. 6. Орелли, однако, думал, что надо читать „помазанные камни“ (аваним нешафим) и что переводив Санхониатона Фило Библусский (не еврей Филон) ошибся в знач. слова. Мы, однако, знаем примеры верования именно в одушевленные камни; пример у Тита Ливия Ист. Рiмл. XXIX гл. 2 и 14 о Пессинунтском камне, в котором считалась сокрытою Цибела, мать богов.
В славянском обращение в мужском роде; но Шмидер указывает, что обличение Исаии, подобно обличению Иез. 16:25, в женском роде. Вульгата словом adulterium в 8 стихе указывает, что здесь Израиль представляется блудною женою.
См. 1Цар. 19и наше объяснение в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 96 с примеч. Об божках же или терафимах см. пр. в 1 т. Св. Лет. на Бытия XXXI, 19, пр. 10 и см. пр. 16 на гл. XXX Быт. там же.
Ср. гл. XXIII Иезекииля о двух сестрах блудницах, изображающих Самарию и Иерусалим и ср. в особ. ст. 17 и 41. Последний стих имеет близкое отношение к ст. 9-му гл. LVII Исаии: „предлагала курения Мои“.
См. Мф. 11:29–30; Лк. 4(сс. на Ис. 61), Иак. 4:6.
Ин. 14и см. наши зам. в изучении этого Евангелия ч. II, стр. 61 – 62.
Ср. Мф. 15:9; Ис. 1, 6:9–10, 29и мн. др.
1Тим. 6:16. Ср. Ioa. 1:18: „Бога не видал никто.... Единородной Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил“, и наше объяснение в изучении Ев. Иоанна ч. I, стр. 78–80.
Мы старались разъяснить имена Божии в ветхом завете в предыдущих томах Св. Летописи. См. в особ. т. 1, прим. 3-е на первую главу книги Бытия; также прим. во 2-м томе на Исх. III, 13–15. Ср. Иоанна 1:4 и наши объяс. в изуч. этого Евангелия, ч. I, стр. 62–65, на слова: „в Нем была жизнь“.
Ис. 61и см. Лк. 4:17–21.
См. Быт. 6:3,5–7 и прим. в 1 т. Св. Летописи. В прим. 2 на эту главу Бытия мы обращаем внимание на выписку нашу из Записки на кн. Бытия Митр. Филарета (ч. I, стр. 177).
Ср. Пс. 77:38–39; Пс. 102 „Благослови душа моя Господа“.... и ст. Пс. 102:9–10,13–14.
См. Ин. 14и в Оп. Из. Ев. Ин. ч. II стр. 61–62.
Заметим, что у пророка Иер. 6сказано о лживых пророках и священниках, что они говорят: мир, но мира нет. Ср. с этим слова Господа, Ин. 14:27. Мир, дарованный Господом, не тот, который мир дает. Мир Господень укрепляет и радует сердце на вечно.