Источник

Глава LVIII

Глава эта обращена к Израилю и связуется с первой главой Исаии, указывающей на обрядовое благочестие, которое не принимается Господом, если человек остается внутренно злым, коварным и немилосердым. Она связуется с песнью о винограднике Ис. 5:1–7 (и ср. стихи 18–23 начинающиеся словом: горе); с Ис. 10:1–2 и со всеми другими обличениями Израиля. Глава эта имеет также связь с главой LIV, ибо, несмотря на беззакония Израиля, Господь жалеет его (ст. 11) и указывает ему на путь спасения. Наконец глава LVIII есть прямое развитие и разъяснение последних стихов предыдущей главы с указанием, как избежать Израилю наказания, ожидающего нечестивых, войти в радость Господню1737 и приобрести желанный мир.

1. Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву – на грехи его.

И после Исаии Иеремия и Иезекииль и позднейшие пророки получали подобное же повеление возвещать неумолкаемо Израилю неправедность путей его1738. В особенности же торжественно было послание на проповедь Иоанна Крестителя, Предтечи Господа нашего Иисуса Христа, о котором произнесено (как мы видели) пророчество в гл. XL Исаии, и о котором пророчествовал и Малахия (Мал. 3:1), говоря: „Се Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною“. Наконец мы знаем из Евангелий, что и сам Иоанн Креститель сказал спрашивавшим его Иудеям кто он и по какому праву он крестит? „Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия“ (Ин. 1со ссылкой на Ис. 40:3).

„Взывай.... возвысь голос твой, обличи народ!“ читаем мы в 1 стихе наст. главы глас Господа, устами Исаии передаваемый через века Предтече Господню.

Но „не все послушались благовествования“, восклицает Апостол Павел (Рим. 10:16) и вслед за сим приводит слова Исаии LXV, 2 говорящего именем Господним: „целый день Я простирал руки к народу непослушному и упорному“.

И Ев. Иоанн ХII, 38 приводит слова Ис. 53:1, „Господи, кто поверил слышанному от нас?“

Останавливаясь перед столь ясным пророчеством о том, что народ обетования не выполнит обязанностей, Господом на него возложенных, и не поверит Призывающему, не смотря на неоднократные предупреждения о том, чтобы „он не ожесточил сердца своего“1739, мы смиренно спрашиваем, почему же Израиль удостоился быть народом, среди которого родился Еммануил, несмотря на неблагодарность свою, на недостоинства свои? На это отвечают Евангелия и послания, указывая на обетования, и в особенности отвечает в посл. к Рим. XI, Апостол Павел, указывая на то, что самое ожесточение Израиля было началом спасения язычников: „Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать“1740! „Громко взывай!“ говорит Господь пророку, ибо „огрубело сердце народа сего“1741. Что именно должен вопиять пророк, изложено в последних словах стиха I-го: „укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву на грехи его“.

Несчастье народа заключалось главнейше в том, что, будучи крайне грешен, он мнил себя праведным: он был глух и слеп и считал себя совершенным, так было во времена Исаии, так было и во времена Господа нашего Иисуса Христа1742.

2. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:

См. выше Ис. 29и ср. Мф. 15:8: „приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня“.

Таково было состояние души всего народа Израильского, за немногими исключениями, в продолжение всей его народной жизни. Всякий считал необходимым не быть, а казаться благочестивым, и прикрывать черноту своих внутренних чувств и мыслей строгим соблюдением обрядов и мелочных постановлений, изобретенных господствовавшими над массой народа лицемерами-же. Мы полагаем, что нет и не было народа на земле, в котором разделение внешнего, кажущагося человека, от внутреннего достигло бы такого развития. Потому то Господь и назвал книжников и фарисеев подобными гробам окрашенным (Мф. XXIII, 27).

Стих 2-й наст. главы указывает, что лицемерие было грехом, общим всему народу и, по-видимому, всякий из них был убежден, что доколе он явно не отступил от обрядов Моисеева закона, он должен быть спасен, и Бог обязан спасти его. Поэтому, соблюдая наружный вид людей, желающих приблизится к Богу и искать пути правды его, Израильтяне совершенно пренебрегали развитием духовным и, кажется, даже были уверены в том, что всякий поступок, если только он не совершен явно, не считается грехом1743. Следующий стих очень резко указывает на то состояние душ народа, при котором они как бы требовали уплаты за всякое действие, по их мнению, угодное Богу.

3. „Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а ты не знаешь?“ – Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

4. Вот, вы поститесь для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос вашь был услышан на высоте.

Господь отвечает на неразумные слова исполняющих законом положенные обряды поста1744 и не хотящих понять внутреннего значения обряда. В кн. Левит весьма знаменательно выражение (Лев. 16:31): „Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши, это – постановление вечное“. Уже в ветхом завете указано было человеку, что грехи, как тяжкое бремя, утомляют человека, что душе его необходим хоть один день покоя в году, чтобы он мог оглянуться назад, сознать свою греховность, и в глубокой горести сознания своего недостоинства поплакать перед Богом и воскликнуть как Иов: „вот я ничтожен“! или как Давид: „беззакония мои я сознаю и грех мой предо мною“1745!

В каком же состоянии души находятся Иудеи, соблюдая дни законом указанных и позже установленных постов их1746, или же постов ими самими, как видно из Евангелия, на себя налагаемых? (Лк. 18:12).

Мы знаем из Евангелий (Мф. 6:16–17), что среди Иудеев лицемеры имели вид унылый, когда постились, и принимали на себя мрачные лица, чтобы показать людям, что они постятся. Из настоящего же пророчества Исаии мы видим, что постясь Израильтяне не считали нужным ни воздерживать своих страстей, ни оказывать милосердия к ближним, ни даже уклоняться от ссор и драк. Епископ Петр (in loco стр. 258) говорит, что Иудеи по-видимому от поста становились еще сердитее, строптивее, за оскорбления мстительнее; они из-за корысти с большею запальчивостью ссорились с другими, не выказывая ни смирения, ни любви, ни милосердия. Поэтому голос молитвы их не мог быть услышан на высоте.

Не случается ли подобного и с нами, Христиане?

5. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Очевидно здесь упоминается о дне очищения по Уставу кн. Левит XVI. См. предыдущую заметку.

6. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7. раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Стих 5-й указывает на внешнюю сторону поста, ст. 6 – 7 указывают, что ее недостаточно; пост не может быть угоден Господу, доколе он ограничен постилкой под себя рубища и пепла и наклонением головы с унылым видом. Пост, который избрал себе Господь, есть пост „в духе и истине“1747; это полное смирение своего себялюбия, направление своей деятельности на добро другим. Первым указывается восстановление правды, облегчение возложенных постящимся тягостей на других, дарование свободы (нравственной или материальной) тем, у которых она отнята насилием постящагося1748.

Вслед зa тем указываются дела любви и милосердия, как необходимое дополнение к делам справедливости и воздержания от насилия. Только эти дела довершают образ человека, угодного Богу. В них указываются добродетели, развитие которых последовало в полноте лишь во времена Христианства, после того как „благодать и истина“ внесены в мир Господом Иисусом (Ин. 1:17). „Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом“, говорит Ангел постившемуся сотнику Корнилию (Деян. 10и ср. 30). Ср. что глаголет Господь о делах милосердия Мф. 6:1–4, 25:34–40 и мн. др. Поэтому древние Христиане и не понимали иначе пост, как сопровождаемый милостынями, что явствует из всего склада жизни Христиан первого и второго века, как он описан в книге Деяний и в посланиях Апостолов1749 а также в писаниях мужей Апостольских и Отцов вселенских (См. в особ. Иоанна Златоустого). При исполнении заветов Господних о правде и милости, когда, говоря словами Псалма 84 (ст. 11–13) „милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются“,... тогда Господь дарует благо:

8. Тогда откроется, как заря, свет твой и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

Это пророчество, как и все предыдущие, имеет Мессианское значение; ибо истинное учение о любви к Богу и ближнему даровано человеку, как великий руководящий свет его жизни, Господом Иисусом Христом. Учение о любви положено основною заповедью для всех Христиан (Ин. 15:10–12). Поэтому мы в 8 ст. этой главы Исаии читаем пророчество о будущем развитии человечества, когда приидет Еммануил. Он принесет страждущей душе исцеление, Он укажет путь к истине и жизни, Он не только укажет путь к славе, но и поможет изнемогающему достигнуть „венца жизни“ и „вечных обителей“, „уготованных любящим Его“ (Ин. 14:2; Иак. 1:12).

9. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10. и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;

11. и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают.

12. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.

Стихи эти заключают развитие мысли, высказанной в ст. 6–8. Только при условии любви к ближнему осияет свет душу человеческую, ибо самая любовь к ближнему должна иметь в основании искреннюю любовь к Отцу Небесному. При этом состоянии души, если человек возопиет к Богу, Он услышит его, как и указывал Господь своим ученикам, преподав им прежде всего заповедь любви1750, и притом указав на святость и силу молитвы нескольких лиц, соединенных единодушно для молитвы (Мф. 18:19 и пример Деян. 4:24–31).

В стихе 9 говорится об удалении ярма, которое многие комментаторы считают названием греха. Нам кажется, что под названием ярма (как в Мф. 23:2–4) надо разуметь то неправильное обрядовое, обременительное для людей толкование закона, которым возлагались на плечи Иудеев „бремена тяжелые и неудобоносимые“, между тем как „севшие на Моисеевом седалище“ высшие классы общества не только не несли этих тяжестей, но еще, как судьи, начальники и священники, пользовались своим положением, чтобы грабить народ1751. Но обрядовое развитие закона имело еще худшие последствия, чем тиранию книжников и старейшин: оно уничтожало в народе чувство правды и всякое понимание и даже стремление понимать дух закона и истинную волю Господню. Это было полное отупение народа, и нам кажется, что слова стиха 9-го: „когда ты удалишь ярмо из среды твоей“, означают именно тот момент, когда будут „поклоняться Отцу в духе и истине“ (Ин. 4), перестав верить „учениям и заповедям человеческим“ (Мф. 15:9), против которых говорил и Исаия по повелению Божию в главе XXIX, 13 (см. выше прим.). Подымание перста означает самонадеянную гордость учителя, садящагося на седалище Моисеево; слова оскорбительные, произносимые начальствующими, мы видели выше в пророчествах Исаии как напр. в гл. V, 18–19; XXVIII, 9–10, 13–15, 18–22; XXIX, 15; XXX, 1–2, XXXI, 1 и мн. других, из которых явствует,-как мы указывали в своих заметках, весьма сильно распространенное в правящих классах народа неверие. Последствием этого неверия и было очерствение и огрубение сердца, которое началось давно1752, но особенно ярко обозначилось во время воплощения Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Но „ожесточение Израиля“ (ср. Рим. 11:25) не могло и не должно быть вечно; сыны этого же Израиля были первыми проповедниками и свидетелями славы Господа, пришедшего спасти мир; и вот пророк видит (ст. 10) время, когда вместо черствого бессердечия народа возникает милосердие и любовь к ближнему. Это есть то время, когда молящийся услышит глас Господа: „вот Я!“ и во тьме, его доселе окружавшей, начинает светить свет (ср. 2Пет. 1:19). Зная, что Господь вождь (ст. 11) народу Своему, может ли считать себя в опасности народ? В первые времена Христианства посреди „всеобщей засухи“ и тоски, господствовавшей в языческом мире, Христианские общины представляли как бы оазисы, напоенные водою благодати, в которых душа человеческая получала успокоение и обновление жизни. К этим общинам, совокупностью которых и была Церковь Христова, обращены слова стиха 12-го; „Застроятся тобою (или по русскому переводу: потомками твоими) пустыни вековые“. Ей, Церкви Христовой, повелено и дана сила „восстановить основания многих поколений“. Ей только и приличествуют названия „восстановительницы развалин, возобновительницы путей для населения“1753. Где государства великие и сильные древнего мира? Но и в Египте, и в Вавилоне, и в Ассирии, и в Сирии, и Финикии, и в Африке, и в Палестине, и в Греции, и в Риме, и в бывших дебрях древней Европы и Скифии, и наконец в позже открытых материках и островах царствует Церковь Христа и Бога нашего во веки.

13. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать своей прихоти и пустословить,

14. то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.

Закон о субботнем покое, высказанный еще в кн. Бытия II, 2, подтвержденный в кн. Исход XX, 8–11, в скрижалях десяти заповедей1754, был основным законом Израиля, ибо он непрестанно напоминал о Боге Творце и об отношениях народа завета к призвавшему его Господу. Закон о соблюдении субботнего покоя исполнялся со всею строгостью среди Иудеев, как во времена Исаии (Ис. 1:13), так и во времена воплощения Сына Божия (ср. Мф. 12:1,11; Мк. 2:24, 3:2–4; Лк. 6:6–9 и мн. др.), но исполнялся лишь как обряд, утративший тот глубокий духовный смысл, который с ним был связан, а именно чувство благодарности и любви к Богу Творцу, Который был и Царем Израиля. Отдавая день покоя пустословию и исполнению прихотей своих и не пользуясь днем этим, как днем нравственного и духовного покоя, Иудеи не могли находить в дне этом ту отраду (ст. 13) и ту радость о Господе (ст. 14), о которых говорит пророк. Радость же могла быть ощущаема, как указало позже учение Христово, только теми, которые предают души свои и всю жизнь свою Христу, возлагая на Него все печали свои и веруя, что Он печется о созданиях Своих. (1Пет. 4:19; Пс. 54и Мф. 10:30–31; Лк. 12:6–7 и мн. др.). Потому-то священный день покоя, установленный Богом и нами празднуемый в день недельный, в память воскресения Господа Иисуса, даровавшего измученным покой, получает высшее значение в Христианстве, как память не только творения, но и новой жизни, дарованной нам о Господе Иисусе. И в пророчестве Исаии 13–14 стих. этой главы мы читаем предвозвещение того покоя и той радости, которые суть удел Христовой Церкви и которые привлекая к себе души вознесли Христову Церковь на „высоты земли“.

* * *

1737

Ср. Ис. 58со словами Господа в притче о талантах, Мф. 25:21.

1738

Ср. напр. Мих. 3:8; Соф. 1:4–6. См. укоризны пр. Малахии гл. I и II и IV, 1.

1739

Пс. 94:8. Подобные же предупреждения у всех пророков.

1740

См. посл. слова Рим. 11и сл. Но смотри вообще в Римл. все главы с I до XI, 36.

1741

Ср. 1-й ст. этой главы с Ис. 6и Евангел. Мф. 13:15; Мк. 4:12; Ин. 12:40.

1742

....„но вы говорите, что видите, потому грех остается на вас“, сказал Господь фарисеям, Ин. 9:41.

1743

О весьма слабом развитии религиозного понимания у Евреев см. Ис. 28:15, 29и др. с нашими прим. И сравни видение о мерзостях, творимых тайно в Иерусалиме, у Иез. 8:5–18.

1744

В XVI главе кн. Левит изложен обряд очищения в десятый день седьмого месяца – Тисри. Этот месяц считался началом гражд. года, как месяц Авив был первым месяцем религиозного года Евреев. См. наши прим. на всю XVI гл. Левита во 2 т. Св. Лет. ч. II. В особ. см. пр. на ст. 29–31 на текст „смиряйте души ваши“.

1746

Кроме главного дня смирения, о котором мы говорили, были установлены и другие дни в воспоминание разных печальных событий, напр. взятия Иерусалима Навуходоносором, в память разрушения храмов первого и второго, пост Есфири. (См. комм. Спб. Дух. Акад. стр. 870).

1747

Ср. Ин. 4слова Господа о поклонении Отцу в духе и истине.

1748

Пророк по-видимому имеет в виду законы Моисеевы, которые не исполнялись, об отпуске рабов, как напр. Исх. 21:2; Лев. 25; Втор. 15. (Здесь и об отпуске долгов). См. прим. in loco в Св. Летописи.

1749

См. Лк. 11:41, 12„продавайте имения ваши и давайте милостыню“; ср. Деян. 4:32–37 (см. VI, 1 – 6), Деян. 9:36, 11:29–30; Рим. 15:25–28. Ср. Иак. 2:15–17 („вера без дел мертва“); 1Кор. 16:1–3. 2Кор. 8–9. Ср. в особ. 1Кор. 13 о любви Христианской.

1750

См. заповеди блаженства Мф. 5:1–10,22–24,42–48, 22:37–40; Ин. 13:34–35 о любви и о молитве; Мф. 21:22; Мк. 11:24–25 „все, что ни попросите в молитве с верою, получите“. И ср. Мф. 28:22: „Аз с вами есмь во вся дни до скончания века“.

1751

См. Исаии гл. I. V (возгласы гope) Ис. 10:1–2 и мн. др

1753

Ср. выше Ис. 19:23, 27:13; с замечаниями.

1754

Ср. в 2 т. Св. Лет. прим. in loco, и выше в кн. Исход ранее закона X скрижалей повеление о чествовании Субботы Исх. 16:22–30 и примеч. наше на ст. 23-й.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle